Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/56PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кашкевич Е.И., Зубарева Е.В., Афанаскина Л.Н., Екимова Е.Ю., Вышегородцева И. С., Горлова О.П. Особенности эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kashkevich E.I., Zubareva E.V., Afanaskina L.N., Ekimova E.Yu., Vyshegorodtceva I.S., Gorlova O.P. (2020). Features of the emotional and cognitive response of Russian speaking students and neighboring countries to the conditions of the new educational environment of a higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PSMN120.pdf (in Russian)
УДК 378:37.062.3:159.942.5:811.161.1
Кашкевич Елена Ивановна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5157-400X
Зубарева Екатерина Владиславовна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid. org/0000-0001-6183-3039
Афанаскина Любовь Николаевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4726-3599
Екимова Екатерина Юрьевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9890-6107
Вышегородцева Инесса Сергеевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0584-7510
https:// mir-nauki. com
Горлова Ольга Павловна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск, Россия
Доцент
Кандидат биологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=301568
Аннотация. Введение. Актуальность исследования определяется важностью изучения факторов возникновения стресса в учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов, их негативных влияний, ведущих к нарушению процессов саморегуляции, повышению тревожности и проявляющихся в снижении успеваемости и затрудненном приспособлении обучающихся к жизненно значимым ситуациям.
Цель работы: исследовать особенности эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов из ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения.
Методы. Проводилось одномоментное исследование 50 студентов 1 курса 17-19 лет (1 группа - 25 студентов из различных регионов России (русскоязычных), 2 группа - студенты ближнего зарубежья) для определения уровня учебного стресса по тесту Ю.В. Щербатых, исследование тревожности при помощи опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации
A.Д. Андреева, определение субъективной оценки стрессоустойчивости при помощи опросника С. Коухена и Г. Виллиансона. Когнитивные функции представлены показателями умственной работоспособности, которые фиксировали при помощи корректурного теста
B.Я. Анфимова.
Результаты. По совокупности субъективных оценок факторов образовательной среды было установлено, что их количество и сила воздействия на студентов ближнего зарубежья имели значительное превышение относительно испытуемых из России. Детальный анализ показал, что студентов ближнего зарубежья, обладающих достаточным уровнем противостояния стрессу, было вдвое меньше, чем в группе русскоязычных представителей. Из полученных результатов следует, что сила стрессовой реакции на воздействия факторов новой образовательной среды обусловливает негативные эмоциональные переживания, повышенный уровень тревожности и снижение познавательной активности в большей степени у студентов ближнего зарубежья. Наличие исследованного ряда отрицательных психоэмоциональных реакций находит отражение в когнитивных процессах и выражается в сниженных показателях точности выполнения заданий, умственной продуктивности и скорости переработки информации, низкий уровень которых в группе иностранных студентов свидетельствует о неустойчивой компенсации умственной работоспособности.
Заключение. Результаты представленного авторами исследования имеют прогностическое значение для дальнейшего определения мер, позволяющих нивелировать наиболее выраженные деформирующие факторы на начальном этапе обучения студентов в высших учебных заведениях.
Особенности эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов ближнего
на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения
56PSMN120
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: эмоциональное реагирование; стрессоустойчивость; тревожность; умственная работоспособность; умственная продуктивность; объем информации; скорость переработки информации
Динамичные изменения, происходящие в современной системе высшего образования России, предъявляют высокие требования не только к уровню владения знаниями, но и к сформированности навыков управления своими эмоциями и поведением как профессионально-важными качествами будущего медицинского специалиста. Особый интерес для исследователей представляет проблема преодоления выпускниками школ стрессовых ситуаций, возникающих на начальном этапе обучения в новых, усложнившихся условиях высшего учебного заведения [1].
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях были выделены основные факторы возникновения стресса в учебной деятельности студенческой молодежи. Стрессовое реагирование первокурсников было отмечено на существенное увеличение программного материала и его сложность, затратность времени на его усвоение, отсутствие полноценного сна, коммуникативные трудности при совместном проживании обучающихся в общежитии, отсутствие поддержки родных и близких людей у иногородних студентов, нерегулярность питания и др. [2; 3]. Перечисленные негативные влияния и условия в контексте психологической безопасности определяют нарушение процессов саморегуляции и являются причиной повышенной тревожности студентов. Тревожность усиливает действие стрессовых стимулов и проявляется в виде затрудненного приспособления студентов к жизненно значимым ситуациям [4; 5].
Более чем у четверти юношей и девушек период адаптации в условиях новой образовательной среды высшего учебного заведения протекает на фоне выраженных лабильных реакций вегетативной регуляции [6]. При этом, длительное эмоциональное напряжение, как реакция на стрессовую среду, дает основание для неутешительного прогноза развития переходных процессов, сопровождающихся нарушением гомеостаза. Стрессовые реакции становятся причиной сниженной активности симпатического отдела нервной системы, ослабления окислительных процессов, снижения активности дыхания и деятельности сердца, т. е. нарушений приспособительных функций организма к условиям интенсивной учебной деятельности [7; 8].
Одним из показателей, характеризующим напряженность процессов адаптации у студентов, является умственная работоспособность, под которой понимают способность выполнения определенной интеллектуальной нагрузки на заданном уровне сложности в течение определенного времени. При этом данная психофизиологическая характеристика включает индивидуальный для каждой личности объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма.
На основании показателей умственной работоспособности современных студентов, представленных отечественными исследователями, становится возможным прогнозирование успешности и сроков протекания адаптации у первокурсников к условиям обучения в высшем учебном заведении [9].
Данные, полученные на конкретной выборке, и оценка их динамики позволяют выделять наиболее оптимальные формы и методы психолого-педагогического сопровождения,
Введение
https:// mir-nauki. com
обеспечивающего нормальное функционирование систем организма и достаточный уровень умственной и физической работоспособности студента.
Возможные формы физиологической адаптации студенческой молодежи достаточно широко освящены в работах последних лет [7; 10]. Бесспорно, адаптация студентов к сложным ситуациям и преодоление ее негативного воздействия проявляется в совокупности физиологических и психологических процессов [11; 12]. В связи с данным положением, обсуждаемая проблема механизмов адаптации в настоящее время далека от полного решения в связи с невозможностью ее обоснования только на материалах медико-биологической информации, без осуществления комплексной оценки психолого-социального статуса студенческой молодежи.
В рамках нашего исследования, направленного на выяснение причин и особенностей стрессового реагирования студентов в период адаптации к новой образовательной среде медицинского университета, возникает необходимость рассмотрения такого психологического феномена, как стрессоустойчивость личности. Под стрессоустойчивостью принято понимать психофизиологическую характеристику личности, представленную набором реакций, помогающих в снижении, либо в устранении последствий воздействия стресса на организм [13; 14]. Низкий уровень стрессоустойчивости появляется, прежде всего, в дисгармоничных и деформирующих компонентах, негативно влияющих на качество жизни студента и становление его как будущего профессионала [15].
Анализу зависимости механизма адаптации от стрессоустойчивости личности посвящено значительное количество работ отечественных психологов. По результатам исследований М.С. Полторак, В.Л. Гром, Е.В. Сарчук, проведенных на базе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, было установлено, что наиболее низкими показателями стрессоустойчивости обладали студенты на начальном этапе обучения [16]. А.С. Ванесян, Ю.Н. Махмутовой дана характеристика стрессоустойчивости студентов и возможных способов её повышения [17]. Е.С. Соболевой рассмотрены основные копинг-стратегии поведения студентов в зависимости от личностной стрессоустойчивости [18].
В последнее время возрастает интерес в отношении изучения адаптации иностранных студентов к условиям проживания и обучения в России. Однако современные исследования в этом направлении обычно носят характер количественной фиксации данных на основе массовых опросов. Полученные выводы о трудностях, с которыми сталкиваются иностранные студенты при проживании и обучении в российских вузах в основном используются для разработки рекомендаций по совершенствованию методов и технологий, способствующих успешной адаптации [19].
Изучение научных источников психологической литературы позволяет заключить, что в современной психолого-педагогической практике существуют проблемы, возникающие при изучении когнитивного и эмоционального статуса студентов на начальном этапе обучения в вузе. Во-первых, это касается недостаточной степени разработанности системы диагностических процедур по выявлению особенностей стрессового реагирования русскоязычных студентов и представителей других языковых групп с выделением социально-психологических факторов, детерминирующих этот феномен. Во-вторых, остается невыясненной зависимость такой когнитивной составляющей, как объем умственной работоспособности от уровня стрессоустойчивости личности в критический адаптационный период.
Для понимания сегодняшнего положения данной проблемы существует необходимость проведения комплексного исследования зависимости умственной работоспособности от особенностей стрессового реагирования на условия новой образовательной среды российскими
студентами и студентами из ближнего зарубежья с перспективой дальнейшей разработки психолого-педагогических технологий, позволяющих нивелировать наиболее выраженные деформирующие факторы на начальном этапе обучения.
Цель работы: исследовать особенности эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов из ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения.
Методы исследования
На диагностическом этапе были использованы следующие психофизиологические методики: для определения уровня учебного стресса использован тест Ю.В. Щербатых, исследование тревожности проводили при помощи опросника Ч.Д. Спилбергера в адаптации
A.Д. Андреева, определение субъективной оценки стрессоустойчивости при помощи опросника С. Коухена и Г. Виллиансона. Когнитивные функции представлены показателями умственной работоспособности, которые фиксировали при помощи корректурного теста
B.Я. Анфимова.
База исследования - кафедра биологии и экологии Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Исследование проведено в конце октября 2019 г., в котором добровольно участвовали 50 студентов 1 курса 17-19 лет.
В 1 группу были включены 25 студентов из различных регионов России (русскоязычных), 2 группа представлена студентами ближнего зарубежья в таком же количестве, в разной степени владеющих русским языком. Выборка имела случайный характер.
Результаты исследования
Ранговое распределение факторов, которые лежат в основе возникновения и развития стрессового реагирования первокурсников на условия новой образовательной среды, показывает единогласное признание большой учебной нагрузки (1 ранг), сложности учебников (2 ранг), строгих преподавателей (3 ранг) и излишне серьезного отношения к учебе (4 ранг) основными причинами трудностей обучения (табл. 1).
Таблица 1
Распределение по важности стрессообразующих факторов новой образовательной среды вуза студентами 1 курса медицинского университета
Русскоязычные студенты n = 25 Студенты ближнего зарубежья n = 25
Рейтинг Факторы стресса Баллы Рейтинг Факторы стресса Баллы
1 Большая учебная нагрузка 8 1 Большая учебная нагрузка 10
2 Сложные учебники 7 2 Сложные учебники 9
3 Строгие преподаватели 6 3 Строгие преподаватели 8
4 Излишне серьезное отношение к учебе 5 4 Излишне серьезное отношение к учебе 7
5 Нерегулярное питание 4 5 Проблемы совместного проживания с другими студентами 6
6 Неумение правильно организовать свой режим дня 3 6 Стеснительность, застенчивость 5
7 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 2 7 Нерегулярное питание 4
8 Проблемы в личной жизни 2 8 Отсутствие учебников 4
9 Конфликт в группе 2 9 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 3
Русскоязычные студенты n = 25 Студенты ближнего зарубежья n = 25
Рейтинг Факторы стресса Баллы Рейтинг Факторы стресса Баллы
10 Стеснительность, застенчивость 2 10 Конфликт в группе 2
Среднее 4,1±2,6 Среднее 5,8±2,2
Анкета разработана Ю.В. Щербатых
Однако наибольший вес (различие в 2 балла) данные факторы имели в группе студентов ближнего зарубежья. К тому же, необходимо отметить, что адаптация иностранных студентов усложняется в связи с коммуникативными проблемами, возникающими при совместном проживании с другими студентами в общежитии (5 ранг) и стеснительности при ответах на занятиях (6 ранг), возникающей по причине несовершенного владения русским языком. По совокупности оценок факторов стрессогенности образовательной среды показатель студентов ближнего зарубежья значительно превышал (5,8±2,2 б), средний результат в группе российских студентов (4,1±2,6 б). Полученные данные с большой долей вероятности позволяют предположить, что условия новой образовательной среды могут отрицательно отразиться на жизнедеятельности студентов в результате снижения компенсирующих психологических факторов, определяющих стрессоустойчивость личности.
Качественный и количественный анализ результатов, полученных по методике С. Коухена и Г. Виллиансона, определил у представителей обеих групп удовлетворительный уровень стрессового реагирования. Однако показатель силы реакции на сложные факторы образовательной среды в группе студентов из ближнего зарубежья (24±2,4 б) был значительно выше относительно показателя русских студентов 1 группы (15±3,2 б), и, лежал в пределах максимального приближения к границе высокого уровня, соответствующего 24,2 баллам.
Проведенный в ходе исследования анализ степени стрессоустойчивости студентов обеих групп носил неоднородный разноуровневый характер. Так у русскоязычных представителей 1 группы 16 % обследованных имели высокий (от 3 до 6 б), 72 % средний (от 7 до 14 б) и 12 % низкий (25-26 б) уровень стрессоустойчивости (рис. 1).
16% 72% 40% 12% 56%
4% -1
1 1 1 Высокий Средний Низкий □ 1 группа □ 2 группа
Рисунок 1. Количественное соотношение русскоязычных студентов (1 группа) и студентов ближнего зарубежья (2 группа) по уровню стрессоустойчивости (составлено автором)
У студентов ближнего зарубежья 2 группы только 4 % показали высокий уровень устойчивости к трудным условиям обучения, 40 % удовлетворительный, а более трети студентов (56 %) имели пониженный уровень. Учитывая неоднозначный характер влияния различного уровня стресса на организм, представляется возможным выделить в группу «риска» 9 студентов (36 %) ближнего зарубежья и 3 студентов (12 %) 1 группы, обладающих недостаточным уровнем сопротивляемости негативным факторам окружающей среды.
Для более полного представления об особенностях эмоциональных составляющих на начальном этапе обучения, в частности негативных переживаний и тревоги, были
проанализированы результаты методики Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреева. Полученные данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о наличии высокого уровня тревожности в группе студентов ближнего зарубежья (32±2,9 б). Данные этого показателя их сверстников из России имели средний уровень (22±1,6 б), т. е. соответствовали норме.
32±2,9
34±2,4
22±1,6
16±2,0
18±2,8
10±2,6
Тревожность
Познавательная активность
□ 1 группа
Негативные эмоциональные переживания
□ 2 группа
Рисунок 2. Эмоциональные составляющие русских студентов (1 группа) и студентов ближнего зарубежья (2 группа) в баллах (составлено автором)
Следствием высокого уровня тревожности у зарубежных студентов, в связи с усилением негативных эмоциональных переживаний (34±2,4 б), явилось снижение познавательной активности, которая соответствовала низкому уровню (10±2,6 б). При этом в группе русских студентов отмечены негативные эмоциональные переживания средней силы выраженности (18±2,8 б), что явилось возможной причиной незначительного понижения, относительно нормы (15 б), уровня познавательной активности (16±2,0 б).
В исследованиях последних лет проведен глубокий анализ влияния стресса на студентов, выраженность которого является причиной торможения нервных процессов, что находит отражение в снижении уровня когнитивных процессов мозга и выражается в качественных изменениях уровня умственной работоспособности [20].
Таблица 2
Показатели умственной работоспособности студентов с различным уровнем стрессового реагирования на условия обучения в вузе
Коэффициент точности выполнения задания (А) Коэффициент умственной продуктивности (Р) Объем зрительной информации (Q) Скорость переработки информации (S)
Значение в группе Норма Значение в группе Норма Значение в группе Норма Значение в группе Норма
1 группа 0,7 > 0,9 800 > 900 360 > 390 0,8 > 1
2 группа 0,5 600 230 0,6
Группа «риска» 0,3 400 200 0,4
Составлено автором
Для сопоставления данных умственной работоспособности, в зависимости от степени подверженности стрессу, была обособлена группа «риска», состоящая из 9 студентов ближнего зарубежья и 3 русских студентов 1 группы, обладающих недостаточным уровнем сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. В результате анализа данных, полученных при помощи корректурного теста В.Я. Анфимова, установлено, что в 1 группе
https:// mir-nauki. com
(русские студенты) коэффициенты умственной работоспособности были незначительно снижены относительно нормы. Во 2 группе (студенты ближнего зарубежья) полученные значения показателей коэффициентов точности выполнения задания (А = 0,5), умственной продуктивности (Р = 600), объема зрительной информации (О 30) и скорости переработки информации (Б = 0,6), соответствовали уровню «ниже среднего» (табл. 2).
У представителей группы «риска» отмечались критически пониженные значения коэффициентов точности выполнения задания (А = 0,3), умственной продуктивности (Р = 400), объема зрительной информации (О = 200) и скорости переработки информации (Б = 0,4).
Существующие в современной психолого-педагогической практике проблемы касающиеся изучения особенностей психофизиологического реагирования русскоязычных и студентов ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения, связаны с недостаточностью сведений о когнитивном и эмоциональном статусе на начальном этапе обучения. Прежде всего, это проблема заключается в отсутствии конкретной системы диагностических процедур по выявлению особенностей стрессового реагирования русскоязычных студентов и представителей других языковых групп с выделением социально-психологических факторов, детерминирующих этот феномен в критический адаптационный период.
Решение данной проблемы заключалось в проведении исследования, направленного на выявление особенностей эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных и студентов из ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения.
Анализ рангового распределения показателей, которые лежат в основе возникновения и развития стрессового реагирования первокурсников на условия новой образовательной среды, позволил выделить наибольший вес таких факторов, как чрезмерно высокая учебная нагрузка, сложность изложения программного материала в учебниках, высокие требования преподавателей и излишне серьезное отношение к учебе. При этом наибольший вес эти показатели имели в группе студентов ближнего зарубежья.
Было установлено, что в дополнение к основным факторам, повышенный уровень стрессогенности образовательной среды иностранных студентов связан с коммуникативными проблемами, возникающими при совместном проживании с другими студентами в общежитии, языкового барьера, возникающего по причине несовершенного владения русским языком. В результате, по совокупности оценок факторов образовательной среды, их количество и сила воздействия на студентов ближнего зарубежья имели значительное превышение относительно восприятия стрессогенных условий среды в группе российских студентов.
Обозначенные факторы стрессового реагирования и различия социально-демографического характера обследуемых групп студентов дают объяснение особенностям проявления противостояния стрессу в сложных условиях образовательной среды. Установленный индивидуальный уровень стрессоустойчивости студентов обеих групп носил неоднородный разноуровневый характер. В целом 88 % русскоязычных студентов и 46 % студентов ближнего зарубежья обладали достаточным уровнем стрессоустойчивости.
Установлено, что сила реакции на воздействия факторов новой образовательной среды оказывает отрицательное влияние на эмоциональное состояние обучающихся. Об этом свидетельствуют полученные данные о наличии высокого уровня негативных эмоциональных
Обсуждение
переживаний и тревожности, и понижении познавательной активности относительно нормы в группе студентов ближнего зарубежья.
Наличие исследованного ряда отрицательных психоэмоциональных реакций у студентов находит опосредованное отражение на когнитивных процессах мозга и выражается в качественных изменениях уровня умственной работоспособности. Подтверждением этого служат полученные значения коэффициентов точности выполнения задания, умственной продуктивности, зрительной объема и скорости переработки информации, которые в группе иностранных студентов соответствовали уровню «ниже среднего». Данные величины показателей свидетельствуют о неустойчивой компенсации умственной работоспособности, которая характеризуется резким нарастанием утомления и поддерживается только волевым усилием.
У представителей группы «риска», студентов обладающих недостаточным уровнем сопротивляемости негативным факторам окружающей среды, отмечались критически пониженные значения всех коэффициентов, что указывает на состояние прогрессирующего снижения уровня умственной работоспособности, при котором наблюдается быстрое нарастание утомления во время занятий. Такое состояние не позволяет студенту компенсировать утрату продуктивности умственной деятельности усилиями собственной воли.
Группа русских студентов обладала достаточным уровнем стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, при незначительном снижении коэффициентов умственной работоспособности, относительно нормы. Это позволяет заключить, что адаптация студентов к сложным условиям новой образовательной среды, протекает на фоне полной компенсации, отличительной характеристикой которой являются первые признаки утомления. Поддержание удовлетворительного уровня работоспособности при этом компенсируется волевыми усилиями и внутренней мотивацией, что, помогает успешному усвоению программного материала.
Таким образом, предложенная нами методология комплексного исследования позволяет установить закономерности особенностей эмоционально-когнитивного реагирования русскоязычных студентов и студентов из ближнего зарубежья на условия новой образовательной среды высшего учебного заведения.
Результаты нашего исследования имеют определенное прогностическое значение для дальнейшего определения мер и разработки психолого-педагогических технологий, позволяющих нивелировать наиболее выраженные деформирующие факторы на начальном этапе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еланцева С.А., Шарова М.У. Формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов организаций СПО как условие обеспечения их ненасильственного отношения к миру и к самим себе В сб.: Педагогическое образование в изменяющемся мире. 2017. С. 246-255
2. Гасанова Р.Р. Стрессовые ситуации студентов в процессе обучения в вузе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 8. С. 212-214.
3. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Макаров О.А., Калягин А.Н. Гигиеническая оценка фактического питания студентов младших курсов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2015. № 4. С. 76-79.
4. Шагивалеева Г.Р. Стрессоустойчивость и методы саморегуляции студентов в контексте психологической безопасности В сб.: Инновации и традиции педагогической науки - 2019. 2019. С. 360-363.
https:// mir-nauki. com
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Маслова Т.М., Покацкая А.В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 352-354.
Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В. Динамика показателей функционального состояния организма студентов медицинского университета в процессе адаптации к обучению В сб: Материалы межрегиональной научной конференции с межд. участием Рязанского ГМУ. 2014. С. 289-292. Костылев А.Н., Линченко С.Н., Данилевич Г.Д., Персианова Ю. Особенности функциональных изменений кардиореспираторной системы у студентов в период адаптации к учебному процессу В сб.: Новые направления модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. 2017. С. 182-183.
Спицин А.П., Царев Ю.К., Першина Т.А. Показатели центральной гемодинамики у студентов младших курсов в зависимости от активности парасимпатического отдела автономной нервной системы // Медицинская наука и образование Урала. 2019. Т. 20. № 2 (98). С. 86-89.
Кузнецова О.В., Нефедова Е.А., Шаторная В.Ф., Демиденко Ю.В. Успеваемость студентов первокурсников как показатель адаптации к обучению в медицинском вузе // Вестник проблем биологии и медицины. 2016. Т. 1. № 4 (133). С. 218-221. Карабинская О.А., Герман О.Ю. Оценка функционального состояния организма студентов в период их адаптации к образовательной среде вуза В сб.: Философия здоровья: интегральный подход. Иркутск, 2019. С. 137-145.
Ермилова М.В. Психологические условия адаптации студентов в вузе. В сб.: Наука, образование и инновации. 2016. С. 187-189.
Огнев В.А., Кириченко М.П., Зинчук А.Н., Огнева Л.Г. Медико-социальные аспекты учебной адаптации у студентов медицинских вузов // Вестник украинской медицинской стоматологической академии. 2015. Т. 15. № 3-1 (51). С. 269-273. Литвиненко А.В. Взаимосвязь вузовской адаптации и эмоциональных состояний студентов. В сб.: Молодежь и наука XXI века. 2018. С. 132-136. Червякова К.О. Способы борьбы со стрессом у студентов медицинского вуза: качественное исследование // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2018. № 2 (41). С. 117-118.
Захарова М.О., Верещагина В.Р. Зависимость стрессоустойчивости студентов от индивидуальных свойств высшей нервной деятельности. В сб.: Мечниковские чтения - 2019. С.53.
Полторак М.С., Гром В.Л., Сарчук Е.В., Оценка уровня стрессоустойчивости у студентов медицинского вуза // Juvenis scientia. 2019. № 4. С. 4-7. Ванесян А.С., Махмутова Ю.Н. Характеристика стрессоустойчивости студентов и возможности её повышения В сб.: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. 2019. С. 9-14.
Соболева Е.С. Проблема стрессоустойчивости и копинг-поведения у студентов-психологов в процессе обучения В сб.: Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовск, 2019. С. 152-155.
Неклюдова В.В. Адаптация иностранных студентов (на примере студентов Пермской ГСХА) // Современный город: власть, управление, экономика. 2015. Т. 1. С. 337-345.
Богданчикова Л.В., Колесникова А.Б., Мокашева Е.Н. Исследование влияния стресса на уровень когнитивноаффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза. В сб.: Современные проблемы науки и образования. М. 2019. С. 2-10.
Kashkevich Elena Ivanovna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Zubareva Ekaterina Vladislavovna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Afanaskina Lubov Nikolaevna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Ekimova Ekaterina Yurievna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Vyshegorodtceva Inessa Sergeevna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Gorlova Olga Pavlovna
Krasnoyarsk state medical university after professor V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
Features of the emotional and cognitive response of Russian speaking students and neighboring countries to the conditions of the new educational environment of a higher educational institution
Abstract. Introduction. The relevance of the study is determined by the importance of studying the factors emergence of a stress in the educational activity at the initial stage of students' education, their negative influences leading to disruption of self-regulation processes, increased of anxiety and manifested in a decrease in academic performance and in the difficult adaptation of students to vital significant situations.
The purpose of the work. To study the peculiarities of the emotional-cognitive response of Russian-speaking students and students from neighboring countries on the conditions in the new educational environment of a higher educational institution.
Methods. A simultaneous study was conducted of 50 first-year students of 17-19 years old (group 1 - 25 students from various regions of Russia (Russian-speaking), group 2 - students from neighboring countries) to determine the level of educational stress according to the Yu.V. test Shcherbatykh, the study of anxiety using the questionnaire Ch.D. Spilberger in adaptation A.D. Andreev, the definition of a subjective assessment of stress resistance using the questionnaire S. Koukhen and G. Williansson. Cognitive functions are represented by indicators of mental performance, which were recorded using the proof-reading test V.Ya. Anfimov.
Results. According to the set of subjective estimates of factors of the educational environment, it was found that their number and strength of influence on students of the near abroad had a significant excess relative to the subjects from Russia. A detailed analysis showed that students of the near abroad, who have a sufficient level of resistance to stress, were half less than in the group of Russian-speaking representatives. It follows from the results that the strength of stress response to the effects of factors
https:// mir-nauki. com
of the new educational environment causes negative emotional experiences, increased level of anxiety and decrease of cognitive activity to a greater extent in students of the near abroad. The presence of the studied number of negative psychoemotional reactions studied is reflected in cognitive processes and is expressed in reduced indicators of accuracy of tasks performance, mental productivity and speed of information processing, the low level of which in a group of foreign students indicates unstable compensation of mental performance.
Conclusion. The results of the study presented by the authors have prognostic value for further determination of measures that allow leveling the most pronounced deforming factors at the initial stage of students' education in higher education institutions.
Keywords: emotional response; stress resistance; anxiety; mental performance; mental productivity; amount of information; speed of information processing