НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
245
УДК 323.22(470+571)
ОСОБЕННОСТИ ЭЛИТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)"
I*
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
А.В. СОКОЛОВ
В статье рассматриваются подходы к пониманию понятия «конкуренция». Анализируется суть конкуренции в политической сфере. Выделяются специфические условия политической конкуренции в современной России. Детально рассматривается пример условий для политической конкуренции и её содержания в Ярославской области.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: элита, конкуренция, политический процесс, субъект Российской Федерации, Ярославская область, актор.
Конкуренция - существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов (политика, экономика, наука, спорт и другие). Конкуренция получает широкое распространение после ликвидации наследственных, сословных привилегий и средневековых регламентаций, утверждения принципов демократии и рыночной экономики.
Понятие конкуренции пришло, прежде всего, в экономику, а позднее и в политическую науку, из биологии, будучи определенным как «борьба за существование». Анализируя конкуренцию, английский социолог Э. Гидденс отметил, что это «понятие, используемое в экологии для обозначения борьбы различных видов за наилучшую позицию на данной территории»1.
Теоретические концепции о конкуренции стали формироваться в работах английских, французских и немецких экономистов в XV-XVII вв. и интерпретировали данное явление, как признак рынка и деловых отношений. В частности, Т. Мэн характеризовал конкуренцию как один из механизмов достижения баланса. Известный немецкий меркантилист И.И. Бехер отмечал, что монополизация рынка приводит к повышению цен, между тем как конкуренция, охватывая многих производителей однотипных благ, способствует снижению уровней цен* 1 2.
Этот тезис относительно политической конкуренции означает, что при наличии монополии на политическом рынке, а именно, полном захвате власти одной партией, либо группой лиц, обществу ничего не остается, как следовать тем идеалам, ценностям и политическому курсу, которые провозглашает действующая власть. Другая ситуация - наличие достаточного количества партий, элитных групп, соперничающих за доверие избирателей политических акторов, приводит к повышению уровня участия населения в политическом процессе, возрастанию требований к действующей власти, что в свою очередь повышает конкуренцию и уровень развития демократии в целом.
В научной литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции3:
1) конкуренция как состязательность на рынке. При таком подходе конкуренция понимается как соперничество субъектов за достижение лучших результатов. Иными словами, это вид честной борьбы, в котором при наличии у каждой из пре-
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., шифр заявки 2011-1.4-306-016002. Тема проекта: «Исследование современных политических процессов: объекты, механизмы развития, региональные аспекты
1 Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 83.
2 Меркантилизм / Под ред. И.С. Плотникова. Л., 1935. С. 215.
3 Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М., 2006. С. 35.
246
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
тендующих сторон в принципе равных шансов, верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;.
2) конкуренция как поведенческий элемент рыночного механизма, то есть та самая «невидимая рука» рынка (Адам Смит), которая координирует деятельность его участников и обеспечивает равновесие спроса и предложения. Этот подход характерен для «классической» экономической теории, а также теории демократии;
3) конкуренция как критерий рыночного механизма, противостоящий монополизации, означающей конец всякой конкуренции вообще. При этом в качестве наиболее предпочтительной модели рынка выдвигается олигополия, то есть рынок, характеризующийся наличием ограниченного числа крупных фирм (на политическом рынке - партий, групп, движений или центров принятия решений), с одной стороны, устанавливающих систему контроля и взаимозависимости через «торг», а с другой, - вступающих друг с другом в конкуренцию.
Под конкуренцией в этом случае понимается скорее не соперничество, а степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи оказывается важным различение терминов «конкуренция» и «соперничество». Понятие «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, в то время как «соперничество» говорит о действительном поведении субъектов на рынке4.
Поведение агентов (субъектов) может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. Если же на рынке существует монополия некоего субъекта, то такое положение не может характеризоваться как соперничество, поскольку взаимозависимость субъектов в этом случае оказывается ничтожно малой5.
Аналогичная ситуация возникает и в противоположной модели - при наличии рынка совершенной конкуренции. Олигополия - промежуточный вариант, не означающей монополии, однако устанавливающий довольно высокий барьер вхождения на рынок новых участников, то есть отходящий довольно далеко от идеального типа совершенной конкуренции.
Современная ситуация на политическом рынке в России характеризуется именно олигопольным характером, что связанно, в первую очередь, с наличием сильной «партии власти», выражающей интересы действующей власти, во-вторых, с введением поправок к законодательству - повышение барьера до 7%, обозначение обязательных количественных и территориальных рамок для создания партии.
Основная задача и главная функция конкуренции - завоевание рынка, преимущественного положения в обществе относительно своих конкурентов в борьбе за потребителя, избирателей.
Конкуренция возникает благодаря соблюдению ряда условий. Первым условием возникновения конкуренции является наличие на рынке большого количества субъектов любого конкретного продукта или ресурса. Если производство сосредоточено в руках одного собственника, как в условиях административно-командной системы, когда при создании многих видов продукции командовала только государство, господствует государственная монополия, которая по сути отрицает конкуренцию6.
Другим важным условием является свобода выбора хозяйственной деятельности. Субъект должен иметь возможность самостоятельно определять что производить, как и когда вносить изменения в продукцию, определять ее объем и т.д.
Третьим условием возникновения конкуренции является отсутствие дефицита как со стороны спроса, так и со стороны предложения товаров, услуг, производите-
4 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2008. С. 214.
5 Парк Р. Конкуренция. Конфликт. Аккомодация. Ассимиляция // Теоретическая социология. Т.1. М., 2002. С. 325.
6 Ремер Дж. Политическая конкуренция: теория и применения // Экономический журнал. 1982. №2. С. 114.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
247
лей. Не должно быть никаких ограничений как по предложению, так и по спросу, и каждая из сторон этого взаимодействия должны иметь свободу выбора.
Четвертым условием возникновения конкуренции следует считать наличие рынка средств производства. В конкурентной борьбе большое значение имеет установление высокой нормы прибыли, которая является ориентиром в выборе хозяйственной деятельности. Однако выбор деятельности показывает только возможность производства. Для того чтобы эта возможность превратилась в действительность, нужно, имея денежный капитал, превратить его в средства производства7.
Таким образом, под конкуренцией следует понимать соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении собственных целей, лучших результатов в определенной сфере при наличии достаточно большого числа субъектов, участвующих в этой борьбе. Конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства вовлечённых и заинтересованных субъектов и позволять реализовывать им свои преимущества. В результате формируется противоречие, угрожающее существованию самой конкуренции. В определенных случаях, реализация субъектами своих преимуществ может привести к получению полного доминирования в пространстве.
Это свойство конкурентной среды является внутренним стимулом ее развития. Поэтому наиболее оптимальным вариантом разрешения указанного противоречия может быть создание условий для поддержания конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования.
Конкуренция политических агентов представляет собой один из формальных признаков их деятельности. Она является центробежной формой деловых коммуникаций, внутри и посредством которой действует и тем самым взаимодействует со своим окружением каждый агент. Данная форма неизменно возникает как следствие и признак делового суверенитета политических агентов. Она проявляется в процессе сопоставления ими своих преимуществ и недостатков, реализации права на сравнительно успешное достижение целей, а также их способности к приобретению и сохранению относительно лучших условий собственной жизнедеятельности.
Конкурентные преимущества и недостатки, составляющие потенциал реальной конкурентоспособности любого политического агента, проявляются в процессе деятельности, успех которой всегда имеет сравнительный характер.
С одной стороны, мы постоянно наблюдаем несовпадение, несоответствие, а подчас и противоположность интересов. С другой - относительно успешная реализация интересов одних политических субъектов происходит в условиях относительных неудач и ограничений в реализации интересов других. Усиление позиций конкурентов и достижение ими определенных выгод можно констатировать лишь на фоне относительного ослабления позиций их соперников. При этом и первое, и второе происходит вследствие воздействия конкурентов друг на друга и тем самым - противодействия сторон. Конфликт интересов, определяя замысел конкуренции, порождает конфликтный характер конкурентных действий, конкурентного соперничества8.
Современная политическая ситуация позволяет говорить о снижении уровня политической конкуренции в российских регионах. Действительно, нетрудно убедиться в том, что публичная и в частности электоральная конкуренция падает, причиной чему стали отмена губернаторских выборов, отмена думских выборов по одномандатным округам, отсутствие во многих регионах всенародных выборов глав местного самоуправления, а также, разумеется, консолидация основной части властной элиты в партии «Единая Россия».
Периодическое обострение публичных форм политической конкуренции по-прежнему наблюдается во многих регионах в связи с назначениями губернаторов, а также наиболее важными избирательными кампаниями, такими как выборы регио-
7 Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. С. 37.
8 Кара-Мурза А.А. Оппозиция: выбор есть. М., 2006. С. 213.
248
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
нальных законодательных собраний с их межпартийной конкуренцией и выборы мэров крупных и экономически значимых городов. По этим причинам было бы неверным утверждать, что политическая конкуренция в российских регионах снизилась радикально. Скорее, она перешла из публичной в непубличную форму.
Тем не менее, из важных тенденций, способствующих конкуренции, следует выделить деконцентрацию власти в регионах с одновременным снижением уровня губернаторского влияния. Эта тенденция обусловлена возросшим влиянием центра на регионы, активизацией силовых структур, неподконтрольных губернаторам, выстраиванием региональными политическими акторами собственных связей с центром, не опосредованных губернатором. Способствует усложнению политической ситуации во многих регионах и собственная эволюция института губернатора, вызванная политикой центра по назначению «варягов», внешних для регионов фигур, что влечет за собой появление внутриэлитных расколов по линии «местные - чужие».
В связи с этим за последние годы в Ярославской области произошли серьезные изменения, как в формальной составляющей региональной политической системы, так и в ее неформальных практиках. При этом определяющими факторами данных изменений были не только трансформации, предопределенные федеральным контекстом.
Важным аспектом изменения условия региональной внутриэлитной конкуренции стала радикальная смена региональной элиты и ее приоритетов. Предопределяющим здесь фактором стала смена главы региона - после демонстрации практически минимального в стране рейтинга партии «Единая Россия» на выборах декабря 2007 года губернатор Анатолий Лисицын ушел на условно называемое повышение -стал депутатом Государственной Думы России. Ему на смену пришел человек иной формации - С.А. Вахруков. При этом сразу следует отметить, что отношения этих политиков были омрачены серьезным конфликтом, в результате которого С. Вахруков покинул на 7 лет регион. Это предопределило существенные перестановки и обновления, как в исполнительной власти региона, так и представительной, а затем и на местном уровне.
Следует отметить, что новый губернатор не пошел на быстрые и радикальные изменения состава региональной элиты. Представители прежней администрации уходят из нее до сих пор. Это связано, в том числе и с тем, что у нового главы региона просто нет кадрового ресурса.
Но как раз это медленное вымывание прежних высших руководителей оказывает существенное влияние на условия и содержание конкуренции - мало кто хочет уходить из элиты, поэтому четко соизмеряет свои действия с генеральной линией, реализуемой главой региона.
Важно отметить, что конкуренция публичная возможно, становится небезопасной для самого существования политиков. Это как раз связано со сменой общей ментальности региональных политиков, связанной со сменой главы региона. Предыдущий губернатор стремился соизмерить амбиции региональных политических субъектов, урегулировать конфликты, возникающие в региональном пространстве за счет торга и соглашений. Именно благодаря этому вице-губернаторами в его Правительстве стали лидеры СПС, Республиканской партии, а областной парламент смог обратиться в Конституционный суд с просьбой рассмотреть вопрос о конституционности процедуры так называемого «назначения губернаторов». Отзыв данного обращения был обеспечен лишь новым торгом и новыми соглашениями.
В современных условиях доминирует стремление обеспечить свое преобладание в региональном политическом пространстве в первую очередь административными и силовыми способами. Примером может служить избирательная кампания по выборам депутатов областной Думы, когда для обеспечения лучшего результата «Единой России» была не допущена к выборам «Справедливая Россия». Это явно продемонстрировали также и выборы в муниципалитет города Ярославля 2008 года.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
249
В результате активно и масштабно «играть» в региональном пространстве стало возможно только на стороне партии власти и руководства региона.
Важно отметить и то, что партия («Единая Россия») и региональная исполнительная власть не являются единым целым. В этой паре скорее доминирует власть, но в то же время она полностью не контролирует партию, и рассматривает различные варианты установления контроля над ней. Главными ограничивающими факторами здесь являются отсутствие масштабных финансовых и кадровых ресурсов даже не столько для установления контроля над партией, сколько для обеспечения ее функционирования и достижения обозначаемых федеральным руководством показателей.
Сменился и основной ориентир региональных политиков и управленцев. Если раньше важнейшим фактором была поддержка избирателей, и поэтому нужна была публичная дискуссия и спор (а поэтому возникало активное противоборство, конкуренция между политическими субъектами), то теперь главным ориентиром стала верховная власть. И это существенно меняет сущность конкуренции, в первую очередь в ориентирах деятельности региональных политических субъектов.
Примером может служить конфликт по поводу властных полномочий, скорее даже не формальных, между губернатором Вахруковым и мэром Ярославля в начале 2008 года - сразу после назначения нового губернатора. Конфликт был не публичным, а арбитром выступили федеральные структуры. Победителем стал - глава региона, получив от федерального центра полный контроль над регионом. Ранее неоднократно возникали конфликты между мэром и губернатором, но они всегда приобретали аспект публичности, как минимум посредство активных информационных войн.
Еще одной тенденцией, которая во многом выступает следствием описанных ранее, является вымывание самостоятельных и ярких политиков. В результате конкуренция резко снижается. Это ярко продемонстрировала избирательная кампания в низовые органы местного самоуправления, прошедшая в октябре 2009 года. Нельзя, конечно, говорить, что не было ярких и успешных кандидатов и политиков в этой кампании, не связанных с «Единой Россией», но их было существенно меньше, чем в прошлые кампании. Здесь можно привести простой количественный пример - если партия «Единая Россия» выдвинула своих кандидатов на все 830 вакантных мест, то все остальные партии принявшие участие в выборах - вместе выдвинули кандидатов менее чем на треть вакантных мандатов. Это говорит о фактической смерти многопартийности и партийной конкуренции.
Еще одним ограничивающим фактором региональной конкуренции стал финансовый кризис. Многие предприниматели, только начавшие как социальная группа играть активную роль в политическом процессе и избирательных кампаниях, потеряли свои ресурсы. В результате это резко снизило их возможность продвигать себя в политическом процессе и противостоять административному ресурсу. Данная ситуация связана не только с тем, что из-за кризиса исчезли некие излишки финансовых средств для ведения политических и избирательных кампаний. Причиной является и увеличившаяся зависимость предпринимателей и бизнеса от государственных органов в экономической деятельности и соответственно, снижением стремлений входить в конфронтацию с властью из-за политических амбиций. Предприниматели в первую очередь ориентируются на сохранение своего бизнеса.
Любой появляющийся самостоятельный активный лидер оказывается перед дилеммой - либо влиться в систему на определенных ею условиях, либо оказаться вне структуры региональной политической системы. Примером здесь может служить глава Тутаевского муниципального района области, который после разразившегося конфликта оказался отстраненным от должности после возбуждения в отношении его ряда уголовных дел. В то же время глава города Тутаева самостоятельно ушел в отставку и был назначен на руководящую должность среднего уровня в Правительство области.
Однако нельзя говорить о полном исчезновении внутриэлитной конкуренции. Конкуренция перешла во внутрь властной системы, партии «Единой России», как в
250
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 19 (114). Выпуск 20
Советском Союзе она была в рамках КПСС. Ярким примером этого могут служить выборы в муниципалитет города Ярославля в октябре 2008 года, когда в список выдвинутых партией «Единая Россия» попали еще совсем недавние активные члены «Справедливой России», ЛДПР, «Родины» и других политических сил. Критериями для попадания в список были лояльность (хотя бы демонстрируемая), способность договориться и высокой рейтинг на определенной территории города. В результате это сделало фракцию «Единой России» в муниципалитете города Ярославля аморфной и внутренне конфликтной.
Не менее яркими примерами служат предвыборные конфликты, когда партия выдвигает одного кандидата, а, например, глава муниципального района или даже сам глава региона поддерживают другого кандидата.
Поэтому актуальным становится изучение и практическое применение методов конкурентной борьбы внутри партии, внутри властной системы (или внутри корпоративная конкуренция, где корпорация - это структурированная региональная и местная элита).
В целом можно говорить, что в результате этих трансформаций перспективы конкуренции в традиционном понимании - очень туманны и сохраняются главным образом лишь на местном уровне. Это связано с тем, что на этом уровне люди друг друга знают лично и их очень сложно ввести в заблуждение путем массированной агитации. Это, конечно, не исключает снижения активности конкуренции за счет различных манипуляций и использования административного ресурса.
FEATURES OF THE ELITE COMPETITION IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL REGION)
A.V. SOKOLOV
Yaroslavl Demidov State University e-mail: [email protected]
The article deals with the approaches to understanding the concept of ‘competition’. Essence of the competition in the political field is analyzed. Specific conditions for the political competition in modern Russia are distinguished. An example of the conditions and essence of the political competition in Yaroslavl oblast is considered in detail.
Key words: elite, competition, political process, subject of the Russian Federation, Yaroslavl region, actor.