ТЕЗИСЫ. IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ 2016»
вого обмена у детей может привести к локальной кальцинации в зоне контакта электрод-эндокард и увеличить порог стимуляции. Использование миокардиальной электрокардиостимуляции остается актуальной не только при сочетанных операциях при коррекции врожденных пороков сердца, но и при первичных манипуляциях. Использование миниинвазивных доступов значительно снижает травматизм операции.
Выводы: Для достижения максимального клинического эффекта детям целесообразно имплантировать современные физиологические ЭКС, преимущественно двухкамерные, обеспечивающие адекватную гемодинамику в ответ на физическую нагрузку. Следует учитывать возможную динамику основного заболевания у детей после выписки из стационара. В связи с этим контроль за состоянием ЭКС мы рекомендуем проводить через 1, 3, 6 месяцев после имплантации пейсмейкера, а затем не менее одного раза в полгода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕТЛЕВЫХ РЕГИСТРАТОРОВ ЭКГ (РЕВИЛ-ДИАГНО-СТИКА) В ОЦЕНКЕ ПРИЧИН СИНКОПАЛЬ-НЫХ СОСТОЯНИЙ НЕЯСНОЙ ЭТИОЛОГИИ УДЕТЕЙ
МАРТАКОВ МЛ,ЗАЙНЕТДШОВ Е.М., ПОПОВ М.А., АЛЕКСАНЯНВ.А., БАБОКИНВ.Е.
МОНИКИ ИМ. М.Ф. ВЛАДИМИРСКОГО, МОСКВА
Цель исследования: на основании оценки ближайших и отдаленных результатов имплантации петлевых регистраторов (ревил-диагностика) у детей разработать определенные диагностические критерии и определить показания к имплантации, провести оценку эффективности петлевых регистраторов ЭКГ в выявлении синкопальных состояний у детей, программу реабилитации и диспансерного наблюдение.
Методы: Под наблюдением находилось 18 детей от 3 до 16 лет (10 мальчиков и 8 девочек). Критериями имплантации петлевых регистраторов ЭКГ (ПР ЭКГ) явились однократные или повторные синко-пальные состояния неясной этиологии. Проведены: общеклиническое обследование, ЭКГ, ЭхоКГ, рентгенография грудной клетки, тилт-тест, тредмил-тест (по показаниям). Всем пациентам имплантированы регистраторы REVEAL XT в подкожножировую клетчатку левой парастернальной области. После ушивания раны осуществляли активацию ПР ЭКГ и его программирование. Первый контрольный осмотр проводили через 3 месяца после имплантации. Частота последующих осмотров зависела от состояния пациента и количества записанных эпизодов аритмий. Для предотвращения потери данных следующий контрольный осмотр планировали так, чтобы объем памяти устройства не был исчерпан.
Обсуждение: Эффективность ревил-диагностики оценивали при регистрации синкопе и наличия эпизодов аритмий. Время от имплантации ПР ЭКГ до регистрации синкопе или эпизода аритмий составило от 5 суток до 10 месяцев. Имплантация частотоадап-тивного электрокардиостимулятора потребовалась 5 детям, 4 детей направлены на проведение радиочастотной аблации реципрокной атриовентрикулярной узловой тахикардии. Инфекционных осложнений после имплантации ПР ЭКГ не было.
Выводы: Метод ревил-диагностики обладает высокой диагностической значимостью и отсутствием осложнений, что позволяет его использовать в диагностической практике в педиатрии.
ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРАСИСТОЛИЧЕСКОЙ АРИТМИИ У ДЕТЕЙ С ДИСПЛАСТИКОЗАВИ-СИМЫМИ ПРОЛАПСОМ МИТРАЛЬНОГО КЛАПАНА И ТОРАКОДИАФРАГМАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ
МОСКАЛЮКО.Н., ЧАЛАЯЛ.Ф.
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.ГОРЬКОГО, ДОНЕЦК
Цель исследования: Изучить особенности экстрасистолической аритмии у детей с недифференцированной дисплазией соединительной ткани (НДДСТ), имеющих торакодиафрагмальный синдром (ТДС) и пролапс митрального клапана (ПМК).
Материалы и методы: Обследовано 126 детей в возрасте 7-17 лет с НДДСТ, имеющих ПМК. В основную группу вошли 85 (67,5±4,2%) пациентов с ТДС, в группу сравнения — 41 (32,5±5,4%) без ТДС. Обследование проводилось с применением аппарата для ЭКГ мониторирования по Холтеру «ДХ-АКМ-03». Для выявления НДДСТ использовали критерии Т.И. Кадуриной (2009), ТДС — Г.И. Нечаевой (2008). Диагностику пролапса митрального клапана проводили на основании критериев Фремин-гемского исследования.
Результаты: Экстрасистолия выявлена у 104 (82,5±3,4%) пациентов. Во всех случаях она была суправентрикулярной, в 52 (41,3±4,4%) —суправен-трикулярной и желудочковой. У детей с ТДС экстрасистолы в патологическом количестве выявлены достоверно чаще, чем у детей без ТДС: соответственно, суправентрикулярные - в 64 (75,3±4,7%) и 16 (39,0±7,6%) случаях (р<0,01); желудочковые — в 40 (47,1±5,4%) и 12 (29,3±7,1%, р<0,05). Подавляющее большинство экстрасистол были одиночными. Спаренные экстрасистолы зарегистрированы в 9 (7,1±2,3%) случаях, групповые — 5 (3,9±1,7%), биге-миния — 8 (6,3±2,2%), тригеминия — 7 (5,6±2,0%), квадригимения — 1 (0,8%). Все спаренные и групповые экстрасистолы были суправентрикулярными, большая часть аллоритмических (по типу бигеминии
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 3, 2016
КЛИНИЧЕСКАЯ И ИНТЕРВЕНЦИОННАЯ АРИТМОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
и тригеминии) — желудочковыми. 38 (44,7±5,4%) детей имели правожелудочковые, 4 (4,7±2,3%) -политопные экстрасистолы. В структуре желудочковых экстрасистол превалировали дизритмии I градации - в 25 (19,8±3,6%) случаях: 18 (21,2±4,4%) у детей с ТДС и 7 (17,7±5,8%) без ТДС (р>0,05). Желудочковые экстрасистолы II градации выявлены у 16 (12,7±2,9%) детей, в том числе у 12 (14,1±3,8%) с ТДС и 4 (9,8±4,6%) без ТДС (р>0,05). Желудочковые дизритмии III градации зарегистрированы только у пациентов с ТДС — в 10 (11,8±3,4%) случаях, в том числе Ша градации — у 4 (4,7±2,3%) детей, Шв градации — у 6 (7,1±2,8%). При изучении цир-кадного типа экстрасистолии дневной тип выявлен у 76 (60,3±4,4%) детей, ночной — у 27 (21,4±3,7%), смешанный — у 23 (18,2±3,4%). При этом наиболее прогностически неблагоприятный смешанный тип экстрасистолии зарегистрирован у 17 (20,0±4,3%) детей с ТДС и 6 (14,6±5,5%) без ТДС (р>0,05).
Обсуждение: У детей с ТДС достоверно чаще зарегистрированы экстрасистолы в патологическом количестве: суправентрикулярные — в 1,9 раза (р<0,01) и желудочковые — в 1,6 раза (р<0,05). Частота желудочковых экстрасистол у детей основной группы составила 40 (47,1±5,4%) случаев; в группе сравнения — 12 (29,3±7,1%; р<0,05). У детей с ТДС выявлены все виды экстрасистолии, в том числе бигеминия и политопные экстрасистолы, без ТДС — только одиночные и спаренные. При этом только пациенты с ТДС — 19 (22,4±4,5%) одновременно имели несколько видов экстрасистол.
Выводы: У детей с НДДСТ, имеющих ПМК и ТДС, прогностически неблагоприятные виды экстрасистол встречаются значительно чаще, чем у пациентов без ТДС, что необходимо учитывать при наблюдении за этой группой пациентов.
ЛЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ДЕТЕЙ ПРЕПАРАТАМИ МАГНИЯ
НИКИТИНА И.П.
КГБУЗ «ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА», КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ
Лечение нарушений ритма сердца у детей представляет собой очень трудную задачу. Одним из основных направлений совершенствования терапевтического лечения нарушений ритма сердца является поиск не только эффективных, но и безопасных антиаритмических препаратов. В последние годы получены сведения об успешном применении препаратов магния.
Цель исследования: изучение эффективности маг-нерота при лечении детей с различными вариантами нарушений ритма сердца.
Материалы и методы исследования: В исследовании участвовало 59 детей в возрасте от 3-х до 17 лет.
Из них 31 мальчик (53%) и 28 девочек (47%). Длительность заболевания составила от нескольких месяцев до 2-3-х лет. Все дети были разделены на сходные по клиническим характеристикам и возрасту группам: 1 группа (17 детей) получала базисную ней-ро-метаболическую терапию, 2 группа (23 ребенка) — те же препараты в сочетании с препаратами магния, 3 группа (19 детей) — препараты магния. В качестве препарата магния выбран магнерот, обладающий свойствами антиаритмических препаратов I и IV классов, но не имеющий побочных эффектов, которые могут быть при применении традиционных антиаритмических препаратов. Магнерот назначался в суточной дозе 40 мг/кг (в 3 приема) в первые 7 дней, затем 20 мг/кг — до 3-х месяцев. Всем детям проведено комплексное обследование, включавшее ЭКГ покоя, с нагрузочными пробами, холтеровское мони-торирование. Исследование проводилось до начала лечения и через 3 месяца после проведенной терапии.
Результаты исследования и обсуждение: из всех детей, получавших магнерот, полный курс прошли 97% детей. 5 детей закончили исследование на 1 и 3 неделях, в связи с побочным действием препарата (аллергическая реакция, диарея). Перед началом лечения у детей отмечались жалобы на кардиалгии, сердцебиения, ощущения «сердечного дискомфорта», снижение работоспособности, утомляемость с одинаковой частотой во всех группах. Нарушения ритма сердца были представлены в виде выраженной синусовой аритмии, синусовой тахикардии, нарушений функции автоматизма (миграция ритма по предсердиям, эктопический ритм), предсердной, наджелудочковой и желудочковой экстрасистолии, парасистолии, удлинении интервала Q-T. После проведенного лечения выраженность клинической симптоматики полностью исчезла у 88% детей 2 и 3 группы. В 1 группе только 36% детей отметили улучшение самочувствия, эмоциональной лабильности, повышение работоспособности, уменьшение жалоб.
После лечения отмечена положительная динамика — уменьшение и исчезновение синусовой аритмии, нивелирование эпизодов миграции водителя ритма, нормализация интервала Q-T, уменьшение эпизодов тахикардии, значительное снижение и исчезновение количества экстрасистолии
Эффективность терапии магнеротом по данным ХМ ЭКГ была более достоверна у детей 2 и 3 группы (в 2,8 раз), по сравнению с 1 группой. Во 2 и 3 группах антиаритмический эффект проявился примерно с одинаковой частотой (65%).
Выводы: проведенные исследования свидетельствуют о высокой эффективности и безопасности применения магнерота у детей с нарушениями ритма сердца. Магнерот может использоваться для лечения детей с нарушениями ритма сердца, как в виде монотерапии, так и в сочетании с нейро-метаболической терапией.
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 3, 2016