Научная статья на тему 'Особенности экспонирования коллекции фарфоровых птиц (на примере выставки коллекции С. Н. Третьяковой)'

Особенности экспонирования коллекции фарфоровых птиц (на примере выставки коллекции С. Н. Третьяковой) Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
271
90
Поделиться
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
ФАРФОР / ВЫСТАВКА / МУЗЕЙ / АНИМАЛИСТИКА / ЭКСПОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Третьякова Светлана Николаевна

Статья рассказывает об организации выставки и особенностях экспозиции фарфоровой анималистической скульптуры. Статья рассчитана на музееведов, культурологов, искусствоведов, историков.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Третьякова Светлана Николаевна,

The article tells about the organization of the exhibition and the exhibition features of porcelain animalistic sculpture. The results could be interesting for museologists, culture, art critics and historians.

Текст научной работы на тему «Особенности экспонирования коллекции фарфоровых птиц (на примере выставки коллекции С. Н. Третьяковой)»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№4 (16). Декабрь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 745/749 ББК 85.101+79.1

С.Н. Третьякова

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ

ФАРФОРОВЫХ ПТИЦ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ КОЛЛЕКЦИИ

С.Н. ТРЕТЬЯКОВОЙ)

Статья рассказывает об организации выставки и особенностях экспозиции фарфоровой анималистической скульптуры. Статья рассчитана на музееведов, культурологов, искусствоведов, историков.

Ключевые слова: фарфор; выставка; музей; анималистика; экспонирование

S. Tretyakova

FEATURES OF PORCELAIN BIRDS COLLECTIONS EXHIBITION (DRAWING ON THE EXAMPLE OF THE EXHIBITION S.N. TRETIAKOVA,S COLLECTION)

The article tells about the organization of the exhibition and the exhibition features of porcelain animalistic sculpture. The results could be interesting for museologists, culture, art critics and historians.

Key words: china; porcelain;exhibition; museum; animals

Духовное богатство любого народа определяется его способностью беречь свою историческую память, сохранять и приумножать материальные свидетельства культуры и быта. Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, классифицируют, экспонируют и транслируют ценности истории и культуры социуму. Однако, наряду с музеями весомый вклад в дело сохранения предметов культуры привносят и частные коллекционеры. Важно, чтобы коллекции, как музейные, так и частные, не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом, поэтому необходимо вовлечение частных коллекционеров в современное музейное пространство. При этом необходимо учитывать особенности экспонирования частных коллекций различного рода.

© Третьякова С.Н., 2014

Например, коллекция фарфоровых птиц и их изображений на фарфоре, собранная С.Н. Третьяковой, включает более 1000 предметов из 30 стран мира, датируемых концом Х1Х - началом ХХ1 в. Эта коллекция имеет сравнительно счастливую судьбу, т.к. она экспонировалась в двух крупнейших музеях стра-ны:вАрхитектурно-этнографическоммузее«Тальцы»взимнийпериод2009-2010 г. и в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева в зимний период 2011-2012 г.

Имеются существенные отличия создания экспозиций коллекции фарфора в разных музеях, которые были учтены при организации выставок коллекции С.Н. Третьяковой. Так, например, в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», основной концепцией которого является показ традиционной культуры населения Сибири, было неуместно представлять часть коллекции, включающей тропических птиц и предметы из экзотических стран. К тому же выставочными залами Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» являются воссозданные крестьянские избы, поэтому выставка была оформлена в духе народных традиций и состояла в основном из птиц, связанных с фольклором народов России, и в частности Сибири - лебедей, голубей, сов. Среди представленных на выставке предметов необходимо отметить такие экспонаты, созданные на Хайтинском фарфоровом заводе, как «Чайка с рыбой», «Журавли» автора П.И. Галаганова. На выставке были использованы предметы народного творчества из запасников музея - рушники и вышивки с изображением птиц (рис. 1).

Для привлечения внимания школьников к экспозиции фарфоровых птиц в рамках работы выставки был проведен конкурс на изготовление лучшего скворечника и кормушки. Председателем жюри конкурса был доктор биологических наук орнитолог И.В. Фефелов, который объяснил важность проблемы подкормки птиц зимой, особенно в Сибири, и подвел итоги конкурса. Все участники получили памятные призы и пригласительные билеты от Архитектурно- этнографического музея «Тальцы», дающие право бесплатного посещения музея сроком на целый год.

При организации выставки в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева имелась возможность экспонировать коллекцию в более полном объеме, так как помещение, выделенное для выставки, представляло собой изначально предназначенное для экспонирования фарфора здание, так называемый «Фарфоровый дом», в котором чаще всего размещается постоянно действующая экспозиция, посвященная истории Хайтинского фарфорового завода.

Поэтому выставка включала предметы из разных стран мира и разные породы птиц. Особенно следует отметить зарубежную часть коллекции, а именно - скульптуры птиц производителей Германии, отличительной чертой которых является точность и натуралистичность. Представленные снегири, сойки, дятлы, воробьи поражали своей «живостью». Витрины для их размещения были оснащены подсветкой, для усиления эффекта показа экспонатов использовалось аудиосопровождение выставки записью голосов птиц. Выставка коллекции фарфоровых птиц в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева «Птица счастья», оказалась современной и интересной, что нашло отражение в отзывах посетителей, среди которых были иногородние и иностранные зрители. Выставка «Птица счастья» была освещена в средствах массовой информации, ей была посвящена статья в газете «Копейка» и заметка в газете «Восточно-Сибирская правда», а также был снят телевизионный сюжет.

Современный музей использует научный подход к проектированию экспозиции, в качестве общих принципов которого чаще всего выделяются: научность, историзм, избирательность и предметность музейного показа, универ-

Рис. 1. Витрина выставки фарфоровых птиц в Архитектурноэтнографическом музее «Тальцы» с использованием народной вышивки

сальность экспозиции.

Принцип научности применительно к коллекции фарфоровых птиц заключается в формировании экспозиции таким образом, чтобы последовательно показать стадии производства фарфора, а также выявить сходства и различия, отличительные особенности разных его производителей. Необходимо также учитывать орнитологические особенности и располагать птиц в соответствии с их видовой характеристикой. Например, птицы Средней полосы России и тропические птицы следует размещать раздельно. Требуется составить грамотный этикетаж, который должен включать необходимый минимум информации о производителях, авторах скульптур коллекции, а также отражать названия птиц, в случае возможности их идентификации.

Принцип историзма заключается в обязательном раскрытии экспонатов коллекции в процессе исторического развития, с учетом последовательности возникновения центров фарфорового дела. Поэтому, например, в той части выставки, где экспонируется отечественный фарфор, размещение предметов Императорского фарфорового завода должно быть первоочередным в сравнении с Дулевским или Дмитровским фарфоровыми заводами, как возникшими позже. В свою очередь, в рамках экспонирования одного производителя предметы должны выстраиваться хронологически. Например, довоенные экспонаты показываются ранее, чем послевоенные и современные. Экспонаты одного автора или объединенные одной серией должны демонстрироваться в совокупности.

Необходимо также учитывать принцип географического фактора. В контексте хронологии открытия фарфоровых производств, одновременно необходимо учитывать и расположение страны. Так, создавая экспозицию в порядке хронологии фарфора европейских стран, нельзя включать фарфор стран Америки, опираясь только на время возникновения фарфоровых производств. Необходимо учитывать и географическое положение страны, ее культурные особенности.

Принцип универсальности заключается в том, что музейная экспозиция должна быть рассчитана на все группы посетителей. При этом она должна

учитывать возраст, уровень образования музейной аудитории. Так, например, при создании экспозиции коллекции фарфоровых птиц, необходимо разместить сказочных персонажей - Царевну-Лебедь, Гуси-лебеди, курочку Рябу и прочих таким образом, чтобы юные посетители выставки смогли хорошо рассмотреть эти предметы, поэтому обязательно должна учитываться высота расположения таких экспонатов (рис. 2).

Для взрослой аудитории кроме этикетажа экспонатов необходимо размещение в экспозиции краткого справочного материала и аннотаций с информацией о производителях фарфора, авторах и пояснительных записок о назначении и

尸此.2. Витртна выставки фарфоровых свойствахнекоторыхнеобычныхпред-

птиц - сказочных персонажей в Иркутском метов,например,фарфоровыхпоманде-художественном музее им. В.П. Сукачева ров с изображением птиц. Поэтому в

аннотации могла быть размещена информация следующего рода: «Помандеры были распространены в Европе и представляли собой емкость с ароматическими травами, либо душистыми веществами и ароматическими маслами. Они служили для ароматизации помещений, карет и плательных шкафов.

Их также носили на себе - на шейной цепочке или поясе. В Англии прижились и популярны до сих пор фарфоровые или фаянсовые помандеры, ставшие не только сугубо функциональной вещью, но и украшением интерьера и предметом коллекционирования».

Конечно, ни один метод построения экспозиции не является универсальным и общепринятым, но овладение различными методами, знание их возможностей, безусловно, обеспечит профессиональный комплексный подход к экспозиционному творчеству.

Тематический подход к формированию экспозиции в этом случае имеет ряд преимуществ, так как включает в себя музейные предметы, раскрывающие какую-либо общую тему и образующие экспозиционный комплекс. Система-

тическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с конкретной классификацией. Таким образом, экспозиция фарфоровых птиц является тематической по форме и систематической по содержанию и обладает признаками общности, завершенности, уникальности и целостности и представляет интерес для различных групп населения.

В рамках организации экспозиции фарфора с изображением птиц возможно создание и использование ансамблевой экспозиции, т.е. воссоздание ансамбля музейных предметов в сфере быта. Так, например, возможно воссоздание сервировки стола сервизом с птицами, чайного столика, а также туалетного уголка или комода с предметами быта - вазами, подсвечниками, шкатулками, флаконами и другими предметами с изображением птиц, а также их скульптурами. Такие ожившие уголки всегда пользуются неизменным интересом у посетителей, они выигрышно дополняют экспозицию, формируют вкус и интерес к эпохе. Таким способом создается образно-сюжетная экспозиция, своего рода «маленький спектакль», в котором посетитель может мысленно представить себя его участником.

Существует обязательное правило построения экспозиции фарфора - это экспозиционный пояс: область стены экспозиционного помещения, а также любой вертикальной поверхности удобной для обозрения. В пределах экспозиционного пояса располагаются экспонаты небольшого формата, которые нужно рассматривать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70-80 см, а верхняя - 2-2,5 м от пола. Необходимо учитывать масштаб фарфоровых птиц, располагая маленьких птиц в центре экспозиционного пояса, используя при этом прозрачные подставки и иные приспособления для более эффективного показа экспонатов. Большие птицы необходимо располагать ниже, чтобы не было эффекта угнетения мелких объектов крупными. Очень большие объекты необходимо располагать в отдельных кубах или одиночных витринах (рис. 3). Например, на выставке фарфоровых птиц «Птица счастья», проводимой в Иркутском художественном музее им.

В.П. Сукачева, очень крупная скульптура Дулевского фарфорового завода «Ворон» автора П.М. Кожина, размером более 40 см, была помещена в отдельную витрину. Некоторые небольшие птицы размером 2-3 см помещались на прозрачные стеклянные основания, чтобы обеспечить их наилучший просмотр на витринной полке. Яркая подсветка фарфоровых скульптур, расположенных в витринах, светлый просторный зал помещения выставки являются обязательными условиями экспонирования фарфора. В исключительных случаях необходимо оснащение залов, предназначенных для экспонирования фарфора, вращающимися витринами. Такие витрины не только наиболее полно представят игру света фарфора, но и смогут показать композиции с разных сторон. Например, крупные каминные вазы с птицами, изготовленные в середине ХХ века в Баварии, имеют рисунок разных птиц со всех сторон. На выставке «Птица счастья» эти вазы в силу того, что витрины не вращались, были показаны публике только одной стороной, что негативно повлияло на качество восприятия данных экспонатов. Кроме того, фарфоровые композиции «Дама с птицей в клетке» тюрингской фабрики Unterweissbach и «Птицелов с пастушкой» Дрезденской мануфактуры, также следовало бы представить зрителю в

разных измерениях.

Рис 3. Витрины выставки фарфоровых птиц в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева. Крупный экспонат - «Ворон» в отдельной витрине

Рис 4. Витрина выставки фарфоровых птиц в Иркутском художественном музее им.

В.П. Сукачева. Совмещеннная композиция скульптуры «Снегиря» с изображением

снегиря на тарелке

Для эффекта многомерности экспозиции удачным является использование сочетания композиции вертикальных и горизонтальных плоскостей. Так, например, расположение рядом птицы и тарелки с изображением этой же птицы создает эффект ожившей скульптуры, словно, «птичка спорхнула с изображения», и тоже служит для эффективного показа предметов (рис. 4).

На выставке «Птица счастья» этот прием использовался неоднократно: скульптура снегиря помещалась рядом с тарелкой с изображением снегирей, скульптура воробьев - рядом с тарелкой с воробьями, расписанных немецкой художницей Урсулой Банд.

Дополнительными средствами зрительного воздействия на выставке фарфоровых птиц может служить использование вертикальных поверхностей стен для размещения не только фарфоровых панно и тарелок с птицами, но и

Разность фактур материалов необходима для усиления зрительного внимания. Поэтому, чтобы не возникло эффекта зрительного уставания от изобилия только фарфорового материала, может оказаться необходимым и полезным легкое переключение на другой материал, например, ткань или картон.

В месте размещения части экспозиции птиц советского периода можно также поместить стенд с открытками советского периода с изображением птиц самого разного характера. Этот метод учитывался при организации выставки фарфоровых птиц как в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», где использовались вышитые рушники с птицами, так и в Иркутском художест-

вышивок с изображением птиц (рис. 5).

Рис. 5. Витрины выставки фарфоровых птиц в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева. Справа - использование витрины с вышивками с изображением птиц

венном музее им. В.П. Сукачева, где экспонировались вышивки птиц, а также стенд с советскими открытками с изображением птиц.

Немаловажным является и использование современных аудиосредств. Так, например, на выставке «Птица счастья», проходившей в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева, эффект восприятия экспонатов усиливала негромкая запись голосов птиц. Так создавалась иллюзия «оживления» фарфоровых экспонатов. В межкомнатном пространстве на экране большого монитора транслировался современный документальный фильм «Птицы», созданный совместными усилиями кинематографистов Германии, Испании, Италии, Франции, Швейцарии, режиссеров Жака Перрена, Жака Клюзо, Мишель Деба в 2001 г., изобилующий прекрасными съемками и картинами жизни птиц в природе.

Из перечисленных это далеко не все средства, которые необходимо учитывать в формировании экспозиции фарфора. Все зависит от конкретной ситуации в каждом отдельном случае - от размера помещения, от времени проведения выставки, от технической оснащенности. В частности, необходимо также учитывать качество фарфора, помещая фаянсовые экспонаты отдельно от экспонатов из костяного фарфора, не говоря уже о майолике, либо керамике. Эти материалы обладают своими свойствами и преимуществами, но в сравнении с тонкостенным фарфором могут незаслуженно казаться грубыми. Кроме того, должен учитываться и стиль фарфорового экспоната. Изделия, выполненные в народном этническом стиле, будут неуместно смотреться, если их расположить рядом с изысканными образцами дворцового интерьера. В идеале движение экспозиции фарфоровых предметов должно осуществляться от простых к сложным, от керамики, майолики, фаянса к фарфору, от более простых по форме и содержанию изделий к более сложным. Эмоции зрителя должны возрастать в процессе осмотра экспозиции.

Также следует отметить такой дополнительный аспект формирования экспозиции фарфоровых птиц, как наличие коллекций отдельных предметов. Так, например, среди экспонатов фарфоровых птиц и их изображений на фар-

форе коллекции С.Н. Третьяковой, имеются фарфоровые колокольчики с птицами из разных стран мира. Имеет смысл эти предметы, объединенные по од-

ному назначению, показать в совокупности.

В процессе работы выставки экспозиции фарфоровых птиц необходимо иметь в арсенале несколько тематических экскурсий для различных возрастов и уровней образования посетителей. Так, например, для младшего школьного возраста можно сделать акцент на птицах - сказочных персонажах и проводить экскурсию по теме «Сказочные фарфоровые птицы», в которой для более доходчивого и легкого усвоения материала необходимо использовать пословицы, сказки, загадки про птиц. Необходимо обратить внимание на фарфоровые скульптуры, изображающие сказочных персонажей как русского фольклора («Гуси-лебеди» П.М. Кожина Дулевского фарфорового завода, «Курочка-Ряба» и «Лису с Петухом» С.И. Ванштейн-Машуриной Дмитровского фарфорового завода и многих других), так и на персонажи из европейских сказок (например, шведского «Нильса с гусем» или тюрингских «Бременских музыкантов»). Для среднего школьного возраста можно сделать акцент на породах птиц, разъяснять необходимость подкормки птиц зимой, а также провести

конкурс на изготовление лучшей кормушки или скворечника среди школьни-ков,какэтобылопроведеновАрхитектурно-этнографическоммузее«Таль-цы» в рамках работы выставки фарфоровых птиц (рис. 6).

Рис. 6. Конкурс на изготовление лучшей кормушки и скворечника среди школьников в рамках выставки фарфоровых птиц в Архитектрурно-этнографическом музее «Тальцы»

Таким образом, данная выставка может нести и элементы экологического воспитания. Для взрослых посетителей следует представить экскурсию о производителях фарфора, возникновении

фарфоровых производств в Европе, об отличии керамики, майолики, фаянса от фарфора и костяного фарфора, о судьбах авторов - создателей скульптур фарфоровых птиц. Музейные экскурсии разнообразны, их основа - коллективность и общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать.

Уровень подготовки выставки отличает также наличие иллюстративного материала - наборов открыток, буклетов, выпуск каталога выставки. Только комплексное использование всех перечисленных средств в совокупности поможет организовать и провести выставку, посвященную коллекции фарфоровых птиц, успешно и на высоком профессиональном уровне.