Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ В ЖАРКОМ КЛИМАТЕ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ В ЖАРКОМ КЛИМАТЕ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРА / КАРЬЕР / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / КЛИМАТ / УКЛОН / АВТОСАМОСВАЛ / ЗАГРУЗКА / ПОГРУЗКА / РЕСУРС / СРОК СЛУЖБЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ОБОРОТНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Омонов К.Х.

В настоящее время основным видом технологического транспорта при добыче полезных ископаемых открытым способом является автомобильный. От работы автотранспорта зависит работа всех смежных производств. В связы с этим возникает задача поддержания работ. Состояния и повышения эффективности использования карьерного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OPERATION OF DUMP TRUCKS IN HOT CLIMATE IN MOUNTAIN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Present, the main type of technologitsal transport in opensast mining is automobiles. The operation of all relevant networks depends on the operation of the vehisles. This sreates the problem of job retention. Improving the use and yeffitsiensy of open pit transport.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ В ЖАРКОМ КЛИМАТЕ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Омонов К.Х. старший преподаватель Термезский государственный университет

Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ В ЖАРКОМ КЛИМАТЕ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В настоящее время основным видом технологического транспорта при добыче полезных ископаемых открытым способом является автомобильный. От работы автотранспорта зависит работа всех смежных производств. В связы с этим возникает задача поддержания работ. Состояния и повышения эффективности использования карьерного транспорта.

Ключевые слова: температура, карьер, грузоподъемность, климат, уклон, автосамосвал, загрузка, погрузка, ресурс, срок службы, производительность, оборотный фонд.

Omonov K.Kh. senior lecturer Termez State University Uzbekistan

FEATURES OF OPERATION OF DUMP TRUCKS IN HOT CLIMATE IN MOUNTAIN CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation: At present, the main type of technologitsal transport in opensast mining is automobiles. The operation of all relevant networks depends on the operation of the vehisles. This sreates the problem of job retention. Improving the use and yeffitsiensy of open pit transport.

Keywords: temperature, sareer, load sarrying sapatsity, slimate, slope, dump trusk, loading, loading, resourse, servitse life, produstivity, working sapital.

Автосамосвалы большой грузоподъемности широко используется в карьерах жарких стран, где температура воздуха можеть превышать +500 С. Высокая степень надежности и адаптированность агрегатов и узлов к эксплуатации в сложных климатических условиях позволяют карьерной техники БЕЛАЗ демонстрирует несравненную работоспособность на самых «горячих» карьерах по всему миру ЮАР, Австралия, Индия,Ангола, Индонезия и в том числе в Узбекистане.

Каръерный самосвал-саморазгружающийся грузовой автомобиль, предназначенный для транспортировки наволочных, сыпучих и других

грузов в сложных условиях бедорожья. В южном регионе республике Узбекистана в настоящее время широко используется автосамосвалы БелАЗ с грузоподъемности от 30 до 180 тонные для добычи полезных ископаемых, в частности открытых карьерах.

Карьерные автосамосвалы БЕЛАЗ-7540А предназначены для транспортирования горной массы в разрыхлённом состоянии по технологическом дорогам на открытых разроботках полезных ископаемых с различными климатическими условиями.

В настоящее время для увеличения производительности перевозимого груза сильно влияеет комплекс экскаватор и автосамосвал. В зависимости объема кузова автосамосвала выбирается объем ковша экскаватора и на счет этого количество загрузки должень составлят 4-5 раза. Уже существущий опыт эксплуатации БелАЗов на карьерах позволяет оценить работу автомобилей. В настоящее время самым распространненым вариантом становится БелАЗ с ГМТ-гидромеханическая трансмиссия. В карьерах Шерабадского цементного завода (Республика Узбекистан) используется автосамосвалов грузоподъемности 30 тонн. Карьер цементного завода расположен на 982 метра над уровнем моря. Температура воздуха достигается +550 С, а это вызывает перегрев агрегата. Уклон на карьерах составляет 8% по инструкцию скорость должень составлять 34 км/час. Время движение автосамосвала во время движение с грузом вниз в тормозном режиме составляет 15% от общего расстояние дороги.

Опыт эксплуатации автосамосвалов показывает, что в течение 4 года эксплуатации основной отказ совершено на гидромеханических трансмиссиях. Уже существующий опыт эксплуатации БелАЗов на карьерах позволяет оценить работу автомобилей. Сегодня самым распространённым вариантом становится Белаз с ГМТ-гидромеханическая трансмиссия. Использование автосамосвалов при проезде уклонов данного карьерах можеть ехать быстрее и увеличивает производительность за единицу сожженного топлива.

Основной нагрузкой для работы каръерного самосвала становятся дороги, которые часто обладают сложным профилем.,Чередующих спуски и подъема, которые иногда бывают затяжными и требует использование замедлителя в процессе спуска, вызывают перегрев агрегата. Особенно актуальна эта проблема при жарком климате, что приводит к поломке масляных радиаторов или «сварированию» фрикционных передач.

На карьерах часто действует в течение года «Афганский ветер», при этом скорость ветра достигается до 30 м/с, и это в некоторых случаях значительно влияет на производительности транспортирование и перевозки груза. Силный запиленность тоже отрицательно влияет на состояние агрегатов и узлов машин, они приводить изнашивание трущихся деталей, на каждую смены очищается воздушные фильтры. В карьерах

карьерные самосвалы эксплуатируется в непрерывном режиме в три (8 ч) сменах.

Управление скоростным режимом самосвалов особенно важно при высших отрицательных температурах, когда, по нашим данным, происходит увеличения потока отказов агрегатов и узлов и приводить сокрашение срок службы. Массы перевозимого груза и температура воздуха сильно влияет скоростной режим машин. Для повышения производительности автосамосвалов, а следовательно и снижения себестимости транспортирования необходимо строительство карьерных дорог с прочным и долговечным покрытием, обеспечивающим в том числе и требуемую их ровность.

Ресурсы двигателей, гидромеханических коробка передач а также опорных конструкций (рамы, мосты, шины) самосвалов во многом определяется скоростным режимов их движения и ровностью поверхности. Управление скоростным режимом самосвалов особенно важно при низких температурах, когда, по нашим данным, происходит увеличение потока отказов до 50% по сравнению с нулевой температурой.

Для снижения динамических нагрузок на платформу и раму самосвала при загрузки экскаватором предложены рациональные паспорта загрузки для самосвалов по грузоподъемности. Улучшение системы ТО значительно повышает автосамосвалов и экскаваторов работающих в одном комлексе, а это приводить увеличение 10-15% производительности. Эффективность системы ТО р повышена также за счет оптимального оборотного фонда запасных частей, который должен ежегодно составлят 5...30 % от контрактной стоимости автосамосвала в зависимости от их исрасходованного ресурса, и за счет норматива на капитальный и текущий ремонт.Стоит отметит, что на срок службы любой машины значительно влияет профессиональность кадров. В частности, на работу карьерного автосамосвала сильно влияет профессионализм водителя и механиков -ремонтников. В том случае перед производственников стоит задачи обеспечить обучение тех персоналов и водителей в достаточнем уровне. Для этого надо пригласит из завода изготовителя и отрелевых ведущих вузов опытних специалистов для преподавание по эксплуатации машин.

Использованные источники:

1. Сироткин.З.Л. Автомобили-самосвалы и автомобили-тягачи БелАЗ/М.: Транспорт, 1973. - 304с.

2. Шахмейстер Л.Г., Дмитриев В.Г. Теория и расчет ленточных конвейеров. 2-е изд., перераб.и доп - М.: Машиностроение, 1987.-336с. Мариев П. Л., Кулешов А. А., Егоров А.Н., Зырянов И.В. Карьерный транспорт., СПб., Наука, 2004, 429с.

3. Отчеты по ТР и Р Шерабадского цементного завода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.