Научная статья на тему 'Проблемы транспортирования горной массы при отработке алмазоносных трубок с использованием механических транспортных средств'

Проблемы транспортирования горной массы при отработке алмазоносных трубок с использованием механических транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIESEL TROLLEY CAR / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / MINERAL DEPOSIT / КАРЬЕР / OPEN PIT MINE / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CLIMATIC CONDITIONS / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORT SYSTEM / ДИЗЕЛЬ-ТРОЛЛЕЙВОЗ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Чаадаев Александр Сергеевич, Зырянов Игорь Владимирович

Проведен сравнительный анализ технических характеристик механических транспортных средств на колесном и гусеничном ходу, используемых при отработке ограниченных в плане глубоких карьеров при низких температурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Чаадаев Александр Сергеевич, Зырянов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROCK TRANSPORTATION USING MOTOR VEHICLES IN DIAMOND PIPE MINING

The article compares specifications of wheeled and tracked motor vehicles operating in limited space of deep open pit mines under low temperature.

Текст научной работы на тему «Проблемы транспортирования горной массы при отработке алмазоносных трубок с использованием механических транспортных средств»

© A.C. Чаадаев, И В. Зырянов, 2013

УДК 622.271

А.С. Чаадаев, И.В. Зырянов

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГОРНОЙ МАССЫ ПРИ ОТРАБОТКЕ АЛМАЗОНОСНЫХ ТРУБОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Проведен сравнительный анализ технических характеристик механических транспортных средств на колесном и гусеничном ходу, используемых при отработке ограниченных в плане глубоких карьеров при низких температурах. Ключевые слова: дизель-троллейвоз, месторождение, карьер, климатические условия, транспортная система.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия в научно-технической, нормативной и специальной литературе рекомендовались основные параметры горнотехнических условий эффективной эксплуатации карьерных автосамосвалов -это глубина карьеров до 300 м и длина транспортирования до 5км.

Данные рекомендации на тот период подтверждались технико-экономическими показателями работы подвижного состава и опытом отработки месторождений открытым способом.

За последние 15—20 лет ситуация в стране существенно изменилась. Границы открытых горных работ значительно расширились. Во многих проектных решениях предельная глубина эффективной добычи открытым способом определена - 500—600 м, а длина транспортирования до 10 км.

Наиболее характерна данная ситуация на коренных алмазоносных месторождениях Якутии.

Вертикальное распространение рудного тела предопределило ситуацию, когда до 60-70 % объемов горной массы находится на глубине до 300м. Применение же альтернатив-

ных транспортных систем (наклонно-клетевых подъемников, дизель-троллейвозов, канатно-подвесных дорог и др.) в настоящее время в Акционерной Компании «АЁРОСА» не целесообразно (не успевают окупаться инвестиции и не решен ряд технических аспектов).

Эксплуатация карьерных автосамосвалов в АК «АЁРОСА» осуществляется в жестких климатических и горно-технических условиях.

Среднегодовая температура находится в пределах от -7 °С до — 14 °С. Диапазон изменения температуры наружного воздуха от +35 °С до -65 °С. Скорость ветра - от 1,5 до 3,5 м/сек. Длина транспортирования от 1,8 до 21км. Величина средневзвешенного уклона съезда в карьерах 71-75 %о, а на нижних горизонтах достигает 80100 % при среднем расстоянии транспортирования 5-10 км.

Перед специалистами-транспортниками тогда еще ПНО «Якуталмаз» была поставлена задача - не допустить ухудшения технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей работы карьерных автосамосвалов в динамике развития карьеров.

В качестве основного направления принималась к реализации программа по увеличению срока службы (ресурса) подвижного состава. Фактический пробег до списания в 1990—1993 гг. достигал: НД-1200 - 400 тыс. км, Бе-лАЗ-7548 - 240 — 275 тыс. км, Бе-лАЗ-7519 - 130 тыс. км.

Как известно, основным показателем ресурса является индивидуальный остаточный ресурс - продолжительность эксплуатации от момента контроля его технического состояния до достижения предельного состояния.

Поэтому можно рассматривать прогнозирование индивидуального остаточного ресурса как своего рода систему управления процессом закупа (через комплектацию), а также процессом эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

Вопрос комплектации рассматривался в трех направлениях: выбор типа трансмиссии для автосамосвалов грузоподъемностью класса 120— 136 т, выбор рациональной модели автосамосвалов из одного класса грузоподъемности и разработке технических требований по оснащению конкретной модели автосамосвала узлами и агрегатами с соответствующими показателями надежности и экономичности для определенного месторождения.

Опыт эксплуатации БелАЗ-7519 и НД-1200 показал их низкую эффективность при достижении глубины карьера «Удачный» 280-320 м. Перегрев элементов трансмиссии не позволял обеспечить стабильность грузопотока, срок службы машин не соответствовал утвержденных в стране нормативам.

Было принято решение о приобретении самосвалов с гидромеханиче-

ской трансмиссией САТ-785 и в дальнейшем САТ-785В.

С целью выбора рациональной модели самосвала из одного класса грузоподъемности (рынок предлагал не менее 5 моделей) в АК «АЁРОСА» была разработана методика, учитывающая технический и эксплуатационный уровень карьерных самосвалов для конкретных горно-технических и климатических условий.

Используя, в том числе, и указанную методику, в 1992-1994 гг. в АК «АЁРОСА» стали поступать БелАЗ -75125 и Наи1рак 510Е. В декабре 1991г. специалисты ПНО «Якуталмаз» обосновали требования и завод ПО «БелАЗ» принял к реализации проект по оснащению самосвалов импортным двигателем КТА-38С и генератором «Ка1о». Это была первая попытка использования БелАЗов с импортными комплектующими на постсоветском пространстве.

В результате удалось увеличить более чем в 2 раза ресурс БелАЗ-75125 в условиях карьера «Юбилейный».

Использование БелАЗ-7548 с двигателем ЯМЗ-240Н также не обеспечивало его надежную работу в условиях карьера «Мир». Приходилось работать с внутрикарьерной перевалкой. Следовательно, потеря производительности, дополнительное количество погрузочной техники, »замора-живание» внутри-карьерного пространства под промежуточный склад.

Применение в конце 80-х годов самосвалов с двигателем большей мощности ЯМЗ-84.01.10-06 позволило транспортировать руду и пустые породы с нижних горизонтов до фабрики и отвалов уже без остановки. Но ресурс двигателя до капитального ремонта был невелик.

Указанные мероприятия позволили в целом по АК «АДРОСА» обеспечить даже некоторое удельное снижение расхода топлива, несмотря на тенденцию к повышению высоты подъема горной массы.

Внедрение передовых методов ремонта позволило не только стабилизировать наработку основных узлов до капитального ремонта при ежегодном ухудшении горно-технических условий, но и повысить ее. Например, ДВС САТ-785В: в 2001году -19752 мото-час, а в 2005 году 23132 мото-час.

Реализация технической политики в Компании на технологическом транспорте позволила с 2001года достичь на лучших моделях карьерных автосамосвалов в АК «АДРОСА» более чем 100 тыс.км пробега в год на одну среднесписочную машину.

Также в середине 90-х годов достигнута положительная динамика производительности подвижного состава по Компании, даже при постоянно возрастающей глубине.

В АК «АДРОСА» определен рациональный класс грузоподъемности карьерных автосамосвалов для отработки коренных алмазоносных месторождений: это 40-45 т и 120-136 т.

В настоящее время в АК «АДРОСА» с целью повышения эффективности отрабатываемых месторождений на нижних горизонтах и вовлечение в отработку новых, но менее рентабельных, планируется использование транспортных средств способных преодолевать повышенные уклоны (более 160 промилле).

Основные фирмы-изготовители выпускают шарнирно-сочлененные автосамосвалы с колесной формулой 6х6, которые согласно СНиП 2.05.0791, могут применяться на технологи-

ческих дорогах с твердым покрытием на уклонах 150-170 %о. Для достижении указанной цели данных величин не достаточно. Наибольший эффект достигается на коренных алмазоносных месторождениях на дорогах с уклонами в пределах 300 %о!

В институте «Якутнипроалмаз» с 2005 г. ведутся поисковые работы по отработке нижней части ким-берлитовых карьеров с применением углубочных комплексов включающих использование специальных гусеничных самосвалов, позволяющих резко сократить объемы вскрышных работ в контуре карьера и вовлечь в отработку дополнительные объемы руды.

В России самосвалы на гусеничном ходу не производятся и не эксплуатируются. В ходе поисковых работ был установлен контакт с английской фирмой Tracked Dumper Hire UK, которая владеет значительным парком гусеничных самосвалов. С целью изучения опыта эксплуатации гусеничных самосвалов и оценки возможности применения данной техники на карьерах АК «АДРОСА» в декабре 2007г была направлена группа специалистов Компании.

Компания Tracked Dumper Hire UK (TDH UK) основана в 2000 г. В настоящий момент в парке TDH UK имеется порядка 80 машин, основная масса из которых это гусеничные самосвалы грузоподъемностью от 1,5 до 22 т следующих марок: Morooka, Hitachi, Yanmar, Mitsubishi, Komatsu, Kubota and Scot-Track (рис. 1).

Условия, в которых эксплуатируются гусеничные самосвалы данной Компании в основном следующие:

— местности с полным отсутствием дорог и слабой несущей способностью почвы;

Рис. 1. Транспортирование горной массы гусеничным самосвалом TDH220

— гористая местность с необходимостью подъемов и спусков по крутым склонам;

— отсыпка насыпей с необходимостью въезда и съезда по их откосам.

В целом опыт эксплуатации гусеничных машин в Англии показал:

— машина имеют запас мощности двигателя, позволяющий в полностью загруженном состоянии осуществлять трогание с места на участке подъема;

— скорость движения при подъеме 300-360 %о составляет порядка 5 км/ч;

— за счет значительной площади остекления оператор имеет хороший обзор трассы, а обзор позади машины осуществляется за счет внешних зеркал и камеры заднего вида;

— в целом машина достаточно проста в управлении.

При этом эксплуатация машин характеризуется следующими показателями:

— ресурс резиновых гусениц составляет порядка 1000 мото-часов;

— расход топлива машины, грузоподъемностью 22 т в пределах 35-40 л/час;

— периодичность замены масла в двигателе — 250 мото-часов;

— периодичность замены масла в редукторах — 250 мото-часов;

— периодичность замены масла в гидросистеме — 1000 мото-часов.

Фирма Tracked Dumper Hire UK самостоятельно разработала несколько узлов к гусеничным тележкам для обеспечения возможности их переоборудования на металлические гусеницы;

— ресурс металлических гусениц находится в диапазоне 2000-3000 мото-часов;

— ресурс среднесписочной машины составляет 5000 мото-часов.

Причина, по которой фирма Tracked Dumper Hire UK решила перевести часть машин на металлические гусеницы - ускоренный износ резиновых гусениц (стандартное исполнение) при работе на высокоабразивных, твердых материалах (скалистые грунты, щебеночные насыпи и т. п.).

Самая дальняя «точка поставки» машин фирмой Tracked Dumper Hire UK — Аргентина, в которой машины задействованы на вспомогательных работах при прокладке трубопровода в гористой местности. По данным фирмы дальность транспортировки грузов в этих условия достигала 5-7 км, при этом имелись участки с крутыми (до 30 градусов) затяжными подьемами.

Конструктивно машины относительно простые, имеющие гидростатическую (гидрообьёмную) трансмиссию. В целом же, и особенно ходовая

а

часть, аналогичны гидравлическим экскаваторам. Наиболее схожими с экскаваторами по компоновке, являются самосвалы с поворотной платформой.

Основу машины составляет мощная, сварная лонжеронная рама, коробчатого сечения (аналогично автомобильной), с поперечными связями.

На раме, в передней части, продольно, установлен дизельный двигатель. На рис. 2, а показан двигатель японской фирмы Hino, мощностью 475 л.с., установленный на самосвале Morooka MST3300. На других моделях самосвалов устанавливаются дизельные двигатели Cummins, Mitsubishi и т.п.

К двигателю, через упругую муфту присоединена насосная группа, состоящая их двух основных мощных гидравлических насосов и одного меньшего, вспомогательного (рис. 2, б). Основные насосы предназначены для создания гидравлического потока гидрожидкости, передающего энергию двум гидромоторам хода. Малый насос служит для запитывания вспомогательных гидравлических систем, в данном случае привода подъёма кузова.

б

— гидравли-

С обеих сторон к основной раме жёстко крепятся гусеничные тележки, на которых базируются элементы гусеничного привода. Привод в свою очередь состоит из узла создающего крутящий момент (гидромотор, планетарный редуктор, ведущая звёздочка), направляющего колеса с механизмом натяжения гусениц, качающихся кареток с опорными катками, поддерживающих катков и собственно гусеничной ленты.

В передней части машины расположены — кабина машиниста (слева по ходу), топливный и гидравлический баки (справа по ходу), ящик с аккумуляторными батареями. Кабина машиниста скомпонована точно также как у гидравлических экскаваторов. Управление всеми движениями машины пилотного типа (через параллельную гидравлическую систему с малым давлением и небольшими потоками гидрожидкости). Управление поворотом транспортёра при движении, у разных моделей выполнено различными способами. Управление гусеничным самосвалом MITSUBISHI LD1000 осуществляется при помощи рулевого колеса, как на автомобиле. У MOROOKA - двумя рычагами на

Рис. 2. а — двигатель гусеничного самосвала Morooka MST3300; б ческие насосы

специальной стойке расположенной по центру, перед сидением машиниста. Машина HITACHI управляется точно так же как гидравлический экскаватор - двумя рычагами, соединенными с педалями.

Трансмиссии, установленной на рассматриваемых гусеничных самосвалах, следует уделить особое внимание. Гидростатический привод - не однозначный выбор. В подавляющем большинстве производители машин с гусеничным приводом, предназначенным для передвижения на значительные расстояния, такие как транспортеры военного и гражданского назначения, сельскохозяйственные и общепромышленные тракторы, бульдозеры и т.п. применяют различные варианты механической и гидромеханической трансмиссии. Гидростатическая трансмиссия применяется в основном для машин, у которых передвижение является вспомогательной функцией (гидравлические экскаваторы, краны на гусеничном ходу, самоходные буровые установки и т.п), что вызвано рядом недостатков этого типа привода.

Основным недостатком гидростатического привода является низкий КПД. При преобразовании энергии вращения двигателя в энергию потока гидрожидкости и обратно, значительная её часть преобразуется в тепло (потери энергии составляют до 20 %). Кроме того, основные компоненты привода - насосы и гидромоторы, являются сложными и дорогостоящими изделиями.

К достоинствам гидростатического привода следует отнести:

— значительное упрощение компоновки машины. Энергия двигателя, преобразованная гидравлическим

насосом в мощный поток гидрожидкости (давление достигает до 370 кг/см2 и производительность до 500 литров в минуту) передаётся по трубам и гибким шлангам без ограничения в любую точку машины, где гидромотор преобразует её в энергию вращения.

— возможность бесступенчатого регулирования и реверсирования скорости движения и силы тяги во всем диапазоне.

— высокая модульность конструкции привода. Основные агрегаты привода, насосы и гидромоторы, сами являющиеся достаточно сложными и высоко-технологичными изделиями, достаточно просто заменить каждый в отдельности, при их выходе из строя.

Масштабное внедрение гидростатического привода, кроме указанных выше его достоинств, вызвано тем, что значительное количество известных производителей в высокоразвитых странах, наладили выпуск огромной номенклатуры гидрокомпонентов составляющих основу привода. При этом они постоянно совершенствуются, и повышают их надёжность. Так срок службы насосов и гидромоторов, при правильной эксплуатации, в настоящее время достигает 10-15-ти тысяч часов работы.

На основании полученной информации и имеющегося в Компании опыта работы с машинами, имеющими гидростатическую трансмиссию, можно прогнозировать, что основные компоненты: насосы и гидромоторы, установленные на гусеничных самосвалах, должны работать до капремонта не менее 10 тысяч моточасов.

Как известно, гусеничный привод наряду со значительными внедорож-

ными качествами имеет весьма существенные недостатки, которые приводят, в конечном счете, к высоким эксплуатационным издержкам. С увеличением скорости передвижения машины прогрессирует износ всех элементов гусеничного привода, и самым слабым местом привода в этом смысле, является гусеничная лента.

Фирмы-изготовители гусеничных самосвалов предлагают на рынок машины исключительно на резиновых гусеницах. Резиновые гусеницы изделие конструктивно не простое и достаточно дорогое (одна гусеничная лента для 20-ти тонного самосвала, стоит около 9000 $). При этом кроме специального, многослойного корда, внутри полотна гусеницы встроены методом вулканизации стальные элементы. Назначение этих элементов заключается в передаче и перераспределения усилия от приводной звёздочки на гусеничную ленту. Преимущества резиновой гусеницы перед стальной, заключается в её большей эластичности, позволяющей гусенице лучше копировать поверхность трассы, что уменьшает удельное давление на грунт и увеличивает возможности передачи тягового усилия. В резиновой гусенице отсутствуют шарнирные соединения и, следовательно, значительно уменьшаются потери на трение. Кроме этого резиновая гусеница имеет меньший вес. Но наряду с преимуществами имеются и недостатки, главный из которых — малый ресурс (особенно на скальных грунтах). По данным Tracked Dumper Hire UK — 1000 мо-то-часов.

Ещё одной особенностью резиновых гусениц является то, что вследствие специфических свойств резины, на них изготавливаются невысокие

(30...40 мм) и утолщённые (не менее 20 мм) грунтозацепы. Данное обстоятельство значительно ухудшает реализацию тягового усилия на плотных грунтах и укатанных дорогах, особенно при низких температурах. Утолщенные и короткие грунтозацепы не смогут внедряться в уплотненный грунт, что приведёт к пробуксовыванию гусеницы и опасному боковому скольжению машины.

Фирма Tracked Dumiper Hire UK самостоятельно производит реконструкцию заводских машин с заменой резиновых гусениц на металлические (стальные). По мнению фирмы, при некотором снижении внедорожных качеств и уменьшению грузоподъёмности (из-за большего веса), резко увеличивается срок службы компонентов гусеничного привода, особенно гусеницы, до 3000 мото-часов.

При реконструкции используются стандартные компоненты от гидравлических экскаваторов. Заменяются гусеничные ленты, ведущая звёздочка, опорные и поддерживающие катки, направляюще колесо. Количество опорных катков при реконструкции увеличивается с 8 до 12 штук на каждой стороне. Катки крепятся на специально изготовленные переходные подрамники, которые в свою очередь устанавливаются на штатные качающиеся каретки. На каждой каретке вместо двух катков большого диаметра устанавливают три катка меньшего.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Границы эффективной эксплуатации автотранспорта с колесной формулой 4х2 при отработке месторождений открытым способом в настоящее время могут быть значитель-

но расширены и составить: высота подъема горной массы - 500—600 м и длина транспортирования - до 10 км.

2. Реализация организационных и технических мероприятий с учетом совершенствования конструкций карьерных автосамосвалов позволяет обеспечить не ухудшение их технико-эксплуатационных показателей в динамике развития карьеров в экстремальных условиях эксплуатации.

3. За счет технического прогресса при конструировании и изготовлении карьерных автосамосвалов и внедрения новых технологий при их эксплуатации и ремонте обеспечивается повышение конкурентоспособности систем карьерного автотранспорта по сравнению с альтернативными при отработке ограниченных в плане глубоких карьеров.

4. Повышение эффективности отрабатываемых месторождений и вовлечение в отработку новых (с низким содержанием алмазов) возможно за счет применения транспортных средств с иными конструктивными решениями способными преодолевать повышенные продольные уклоны (более 160 %о) - например, самосвалы на гусенечном ходу.

5. В настоящее время отсутствует отечественный и мировой опыт использования в карьерах самосвалов на гусенечном ходу.

6. Зарубежными фирмами изготавливается достаточно широкий ряд моделей гусеничных самосвалов грузоподъемность до 15 т по данным производителей (до 22 т по данным фирмы Tracked Dumper Hire UK);

7. В целом серийно выпускаемые гусеничные самосвалы конструктивно пригодны для эксплуатации в карьерах. Технические характеристики гусеничных самосвалов позволяют их использовать на крутых уклонах, но до полномасштабного их внедрения необходимо провести полноценные испытания в реальных условиях кимберлитовых карьеров.

8. Необходимо решить ряд вопросов по оптимизации конструкции (поворотная, не поворотная платформа, трансмиссия и т.д.), рассмотреть возможность увеличения грузоподъемности машин, разработать специальную конструкцию дорожной одежды и требования к ровности ее поверхности, позволяющую обеспечить безопасное движение гусеничных самосвалов на крутонаклонных съездах при низких температурах. гтпт?

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Зырянов Игорь Владимирович — доктор технических наук, заместитель директора по науке, Чаадаев Александр Сергеевич — кандидат экономических наук, директор, Институт Якутнипроалмаз, АК «АЁРОСА», institut@yna.alrosa-mir.ru

^___

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.