Научная статья на тему 'Особенности экономической модели гражданского общества в современной России'

Особенности экономической модели гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3460
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИИРОВАННЫЕ УЧАСТНИКИ ЭКОНОМИКИ / ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявская Ю.Н.

Существенными элементами экономики гражданского общества, т.е. теми элементами, которые отсутствуют в экономике государственной, следует считать общественные объединения, автономные социальные движения и рост некоммерческого альтруистического сектора в экономике. В статье показано, что осознание характера и содержания форм взаимодействия между политикой и экономикой может помочь созданию адекватного представления об эффективном механизме развития социально-экономической организации производства в той или иной стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экономической модели гражданского общества в современной России»

УДК 330.341

особенности экономической модели гражданского общества в современной россии

ю.н. Чернявская,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономической теории и управления

E-mail: nadi3110@mail. ru

Волжский гуманитарный институт (филиал)

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Существенными элементами экономики гражданского общества, которые отсутствуют в экономике государственной, следует считать общественные объединения, автономные социальные движения и рост некоммерческого альтруистического сектора в экономике. В статье показано, что осознание характера и содержания форм взаимодействия между политикой и экономикой может помочь созданию адекватного представления об эффективном механизме развития социально-экономической организации производства в той или иной стране.

Ключевые слова: ассоциированные участники экономики, теория общественного управления, экономическая основа гражданского общества, социальная ответственность.

Современное гражданское общество - это система сложных отношений между двумя сферами общества - политической и экономической. При этом следует учитывать, что именно государственная политика определяет границы экономических отношений и правила взаимодействия политических отношений с рыночными отношениями. Кроме того, согласно современной теории общественного управления государство постоянно выделяет значительные финансовые ресурсы на поддержание национальной экономики и смягчение циклических отклонений. Это выделение финансовых ресурсов выступает результатом сложного внутриполитического торга между всеми ветвями власти. Осознание характера и содержания форм взаимодействия между политикой и экономикой может помочь созданию адекватного представления об эффективном

механизме развития социально-экономической организации производства в той или иной стране.

Следовательно, гражданское общество - это формы и последствия взаимодействия экономических и политических институтов, в рамках которых складываются процессы на национально-государственном уровне. Существует особый механизм создания публичного порядка, его особенностей, детерминантов и последствий в аспекте дальнейшей либерализации рыночной системы в демократических государствах, коллективного действия избирательного соревнования, налоговой политики и перераспределения [5].

Экономическая глобализация вынуждает к приоритету в рамках механизма управления научной интерпретации трех его объективных компонентов: 1) управление как руководство; 2) управление как механизм координации; 3) управление как система нормализации взаимодействия экономических и политических процессов. Развивая этот подход, Дженнифер Бэйр рассматривает экономическую организацию современного общества, которая лежит в основе базовых структур глобальной экономической организации [1]. Отсюда формируется сеть нового экономического социума - по сравнению с различными глобальными конструкциями цепи. А это подчеркивает связь субъектов и их поведения с их статусом в социально-экономической структуре.

Дж. Бэйр противопоставляет объективную сеть экономических процессов, основанную на доверии структуре управления, с конструкцией глобальной

товарной цепи, которая понимается как управление сетью в терминах отношений власти [1]. Таким образом, эффективность функционирования механизма основывается на координации сверхустойчивых пар во взаимодействии экономических и политических процессов в глобальной цепи ценности, возвращается к микроориентируемому пониманию управления, но уже к высокоэффективному его уровню.

Основная экономическая роль, которую гражданское общество может играть в общественной организации экономики, это его сотрудничество с публичными порядками и институтами. Гражданское общество предполагает прозрачное государство, отсутствие коррупции, эффективную государственную службу, децентрализацию в пользу региональных и муниципальных бюджетов и постоянную ответственность органов власти на всех уровнях.

На макроэкономическом уровне современной организации производства большая часть населения выведена из рынков производства и потребления, что подрывает темпы развития и делает национальную экономику неконкурентоспособной. В результате ослабляется социальное развитие и невозможны демократические изменения в экономике.

Ключ к решению всех экономических проблем -обеспечение большего социального и экономического равенства. Поэтому «маленькие» усовершенствования в распределении дохода между богатыми и бедными могут оказать существенное влияние на уменьшение социально-конфликтного неравенства.

Серьезным недостатком современной экономики является то обстоятельство, что многие общества еще даже не знают о мощном экономическом потенциале гражданского общества, и тем более о необходимости и эффективности его использования. Неправомерно сужаемая этим экономическая перспектива игнорирует, а в некоторых случаях и порождает ложную дихотомию между государственным и гражданским обществом. В более развитых обществах производительное товарищество между ними, напротив, вызывает существенные достижения в социальной области. Так, например, совокупное производство неправительственных организаций 35 стран эквивалентно седьмой части производства мировой экономики. Кроме того, их вклад очень эффективен, поскольку некоммерческое негосударственное производство осуществляет контакт производства с потребностями, которые иначе не были бы охвачены. Эта новая форма

предложения горизонтальна, является строителем социального капитала населения.

Существуют более полусотни различных моделей гражданского общества, которые способствуют эффективной организации экономики. Моделью, которая создает условия для реализации экономического потенциала в наибольшей степени, является «равенство в процветании» - концепция, которая является движущей силой долгосрочного экономического и социального развития на базе установления полноценного диалога гражданских ассоциаций с политическими учреждениями.

Следует специально отметить, что последние десятилетия свидетельствуют о беспрецедентной глобализации сферы финансов. Эта тенденция актуализировала внимание к эффективности гражданского общества и к исследованию роли гражданского общества в управлении глобальными финансами. Гражданское общество приобрело значительное влияние в механизме глобального управления, поскольку во всем мире возникло бесчисленное множество гражданских ассоциаций, которые предпринимают инициативы изменить и сформировать некоторые глобальные законы и учреждения. В ответ на это большинство главных международных агентств управления установило специальные механизмы для взаимодействия с этими гражданскими ассоциациями разных стран. Это новый механизм экономического развития в аспекте субъектов и объектов управления международным производством.

В результате гражданская причастность общества к глобальному управлению становится существенной. Необходимо также идентифицировать различные пути, которыми гражданское общество может быть вовлечено в глобальное экономическое управление. Только таким способом гражданское общество может способствовать эффективным, равноправным и демократическим операциям в глобальных финансах. В этом аспекте гражданское общество можно считать политической сферой, в которой добровольные ассоциации стремятся сформировать правила, регулирующие различные аспекты общественной жизни.

Гражданское общество вовлекает в свою сферу весь диапазон возможных ассоциированных участников экономики - местные и глобальные, формальные и неофициальные, статусные и радикальные. При этом в вопросах прозрачности гражданские ассоциации общества могут показать

пример учреждениям финансовых рынков, которые так регулируются, чтобы они были более открытыми по своим финансовым операциям, тем более что большая открытость может увеличить и эффективность, и демократию.

Экономические функции гражданского общества имманентно присутствуют в давней традиции социальных мыслей, начиная с эпохи Просвещения.

Возрастание интереса к экономическим функциям гражданского общества за прошлые два десятилетия может быть объяснено тем сопротивлением автономных гражданских обществ, которые они оказали против посттоталитарных режимов, по крайней мере в Восточной Европе. Кроме того, драматические демократические переходы в этих и других странах «третьего мира» в течение этих двух десятилетий и так называемая «третья волна» демократизации обеспечили новые возможности исследования экономических функций гражданского общества.

Экономическое определение гражданского общества также двойственно. С одной стороны, оно характеризуется как производное от «гражданской культуры»; эта точка зрения сводится преимущественно к отношениям между государством и обществом. С другой стороны, гражданское общество выводится из перспектив добровольного ассоциирования общественной («негосударственной») жизни; в этом случае акцентируется внимание на институционализации общественной жизни.

Существует опасность отождествления экономических функций гражданского общества с его стабилизирующими общество функциями, или его демократическими функциями. Особенно усложнено изучение экономических функций гражданского общества в переходный к рыночной экономике период, в котором различные функции отчасти еще не разграничены, а отчасти и взаимозаменяемы. Так, развитие мелкого бизнеса есть не только функция и характеристика независимости гражданского общества от государственно организуемой экономики, но и одновременно реализация функции демократизации и стабилизации, особенно в условиях экономического кризиса, который присущ переходному периоду практически на всем его временном протяжении.

Главным качеством гражданского общества является то, что оно может быть раскрыто только в контексте отношений между государством и обществом.

Что же определяет экономический портрет современного гражданского общества? Во-первых, гражданское общество подразумевает действия населения, осуществляемые наряду с делами правительства. Во-вторых, гражданское общество, прежде всего, характеризуется экономическим взаимодействием через рынок [2]. В-третьих, особенностью формирования гражданского общества является то, что «экономическое развитие изменяет социальную структуру нации. Поскольку нации становятся все более экономически развитыми, происходят главные изменения - плотность и сложность экономических и вторичных организаций увеличиваются [3]. Ясно, что экономическое развитие приводит к изменениям в социальной стратификации, формированию новых социальных и политических групп, росту активности участия в политической деятельности.

Таким образом, экономическими основами гражданского общества выступают экономические факторы. И, прежде всего, экономические факторы играют решающую роль в формировании гражданского общества. Даже если мы расценим наличие независимых экономических интересов как необходимое условие формирования гражданского общества, то и это условие также в значительной степени сформировано экономическим развитием. Поэтому экономические организации должны быть включены в структурный анализ гражданского общества.

Гражданское общество может затронуть консолидацию и последующее функционирование демократии многими отрицательными способами [7]. Демократия и сильное государство зависят от эффектов предписания его гражданского общества, но такие эффекты зависят от предшествующего достижения и демократии, и сильного государства [8].

Демократические функции гражданского общества кажутся издавна общепризнанными. Само гражданское общество характеризуется наличием политически организованных участников, которые социально активнее по сравнению с лицами, не являющимися членами какой-либо организации. Гражданин более компетентен и потому он - более активный участник политической сферы. Участник, в отличие от лица, не являющегося членом какой-либо организации, близко стоит к тому, что мы называем «демократическим гражданином». Он компетентен, активен и открыт обществу своими мнениями, а не таит их из-за опасения преследования. Самый пора-

зительный вывод состоит в обнаружении, что любое членство - даже пассивное членство или членство в аполитичной организации - оказывает влияние на политическую компетентность и, таким образом, на плюрализм - один из самых важных факторов политической демократии.

У гражданского общества есть еще одна демократическая функция - облегчение демократических переходов в рамках социального развития. Гражданское общество должно функционировать как противовес правительствам, чтобы противостоять их тенденциям.

Итак, сегодня существуют различные позиции в отношении определения, перспектив, причин и функций гражданского общества. Как самостоятельная категория гражданское общество может быть определено как ассоциация по мере ее институционали-зации. Это означает, что актуальное исследование должно быть направлено на анализ отношений между политической сферой, экономическим институтом (рынком) и строго гражданским обществом.

Роль гражданского общества в политическом развитии социума исследована особенно детально, необходимо выделить значимость гражданского общества в создании более высокого качества экономического развития.

Экономическая и политическая история мирового сообщества сложилась таким образом, что понятие «гражданское общество» тесно срослось с геополитическим центром, имя которому - Запад. Отождествляемое с базовыми экономическими ценностями, гражданское общество вызывает поэтому дополнительное подозрение за пределами западноевропейского геополитического ареала.

Гражданское общество часто называют «третьим сектором». Слово «сектор» в данном случае используется не как характеристика специфического сегмента национальной экономики (например сельское хозяйство или промышленность), а как компонент некой политической сферы, как «арена соревнования», которое может быть одновременно и сферой конфликта, и сферой переговоров и соглашений между различными секторами.

Традиционно политическая сфера была условно разделена только между двумя секторами -государство (правительство и политика) и рынок (экономика). Эти два сектора конкурируют друг с другом, чтобы доминирующе влиять на результаты реального мира. В этом контексте и следует понимать руководство и компоненты национальных

политик развития и стратегии. Однако международная тенденция в последние десятилетия прошлого столетия состояла в усилении демократизации в развитых странах, в приватизации и рыночных реформах в развивающихся странах, в том числе и в России.

В результате революций в Восточной Европе и крушения социалистических режимов идея экономической значимости гражданского общества была возрождена и в настоящее время перемещается в центр политико-экономических дискуссий как внутри страны, так и за ее пределами. Существует общее мнение, что создание подлинно гражданского общества выступает единственно верным инструментом содействия делу демократии и прав человека. Кроме того, достигнуто широкое согласие и о том, что только институционализация гражданского общества способна примирить порой противоречивые требования экономической свободы личности и производства общего блага. Гражданское общество феноменально. Три основные потребности гражданского общества - морально-культурные, политические и экономические - образуют особые «сферы автономии». Эти три сферы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют синергическим образом [9].

Ведь именно правительства развитых стран обязались снять межстрановые торговые барьеры, прекратить регулирование финансового рынка и рынка труда, приватизировать национальные отрасли промышленности, отменить дотационные субсидии и сократить социально-экономические бюджетные расходы. Государство видело свою экономическую роль в сильно уменьшенном масштабе.

Сопоставление декларации и реальные действия правительств западных стран свидетельствуют о наличии двойного стандарта в проводимой ими финансово-экономической политике. С позиций общепризнанной неоклассической экономической теории такой стандарт не только недопустим, но он еще свидетельствует об упадке фундаменталистского статуса модели свободного рынка. Международная финансовая система, ее архитектура и ее учреждения были практически полностью разбиты огромным масштабом прошедшего финансового и экономического кризиса. Это означает, что финансовая система, ее архитектура и учреждения должны теперь быть отстроены полностью и заново.

В последний период лидеры во всем мире признали недостатки существующей экономической системы и потребность в обращении к более широ-

кому набору инструментов с целью преобразования глобальной финансовой системы и ее учреждений. Однако в гражданском обществе любые принимаемые антикризисные меры не могут быть приняты за счет нанесения ущерба рядовым служащим и рабочим, домашним хозяйствам с низким доходом, пенсионерам и другим экономически уязвимым социальным группам. При этом необходимо, чтобы предлагаемые меры были выполнены во всем приемлемом диапазоне изменений.

Никакие равноправные и жизнеспособные решения преобразования текущей экономической системы не станут эффективными, если они исключат многие страны или гражданские общества. Более того, такие усилия, скорее всего, подорвут общественное доверие.

Гражданские организации общества должны поддерживать фундаментальное и далеко идущее преобразование международной финансовой и экономической системы. Система такого преобразования должна включать представителей от гражданского общества, различных групп граждан до социальных движений.

С точки зрения гражданского общества должны быть новые правила и учреждения, которые должны быть созданы в открытом диалоговом процессе. Они должны быть основаны на новом наборе принципов, чтобы вести эффективную экономическую деятельность. К таким принципам следует отнести следующие:

1) экономический кризис не должен сужать форм и масштабов экономической демократии, включая развитие местных экономических систем и контроль над гражданским сообществом;

2) выполнение, защита и поощрение всех экономических прав гражданина, включая права рабочих, малых предпринимателей, сельских и городских сообществ;

3) экономическое невмешательство, взаимовыгодное сотрудничество, взаимозависимость и солидарность.

На основе реализации таких «гражданских» принципов финансы должны быть нацелены и связаны с укреплением национальных, региональных и местных экономических систем, чтобы отвечать требованиям жизнеспособного и равноправного развития. И правительства должны поддержать инновационные региональные финансовые институты, у которых имеется потенциал, чтобы удовлетворить потребности этих регионов более эффективно, чем

это могут сделать Международный валютный фонд или Всемирный банк. Необходимы также чрезвычайные региональные финансовые фонды.

Фундаментализм рынка, который предполагает отмену государственного контроля, приватизацию, сверхусиление банков, торговлю и либерализацию капитала, оказался чрезвычайно разрушительным для гражданских сообществ и окружающей среды.

Страны-лидеры и международные учреждения не только продвинули отмену государственного контроля за национальной экономикой и ускоренную приватизацию в собственных странах, но выдвинули это как условия предоставления развивающимся странам ссуды и финансовой помощи. Государство объективно заинтересовано в участии механизмов гражданского общества, что обеспечило бы автономное экономическое пространство для развития стратегии достижения подлинной демократии.

Переход к инновационной экономике порождает стратегическую потребность в новом центральном принципе организации производства и торговли, которая отразила бы новую модель экономического роста. Имя этой модели - «экономика гражданского общества».

«Гражданская экономика» требует учреждений, подобных тем, которые используются для создания сильной конкурентоспособной экономики. В этой новой формуле устанавливается непосредственная ответственность владельцев перед миллионами, доверившими им свои капиталы инвесторов, а это обеспечивает корпорации жизнеспособность и процветание через социально ответственное управление. Как экономическая «параллель» гражданского общества сильная гражданская экономика создает и усиливает социально ответственное отзывчивое правительство, помогает построить учреждения, которые формируют сплав ответственности и торговли и могут противостоять вызовам чрезмерно ускоренной глобализации.

Организационно-управленческие изменения в корпоративном мире теоретически осознаны еще не в полной мере, и тем более, еще широко не признаны, а между тем они отражают начало новой стадии капитализма, которую правомерно определять как «гражданскую экономику», в то время как категория «гражданское общество» используется для описания множества учреждений, должных поддержать политическую демократию.

В современных экономических условиях необходимо создавать параллельное понятие, характе-

ризующее гражданскую экономику. Его назначение состоит в том, чтобы спасти глобализацию от негативных тенденций.

Широко распространенное общественное недовольство относительно процесса глобализации - это признак рискованной линии на игнорирование ошибок и новых негативных фактов, обнаружившихся на мировых рынках капитала. В свою очередь, эти негативные моменты отражают все более устаревшие способы, посредством которых традиционные элиты, правительственные и корпоративные, принимают экономические решения. Стабильность глобальной торговли ставится в зависимость от решений, которые вызывают массовое недоверие. В этой ситуации участники рынка должны будут создать то, что можно рассматривать как новую «международную конституцию» экономической деятельности, способную к усилению уверенности общественности каждой страны в мировой экономике.

К новым соглашениям подталкивает и то обстоятельство, что основные принципы торговли изменились драматично именно в последние годы. На протяжении всего ХХ в. в большинстве стран государство управляло ключевым рынком активов. Теперь в России, вслед за приватизацией и отменой государственного контроля над многими секторами хозяйства, экономические полномочия государства также сокращаются.

Приоритет переходит к гигантским корпорациям частного сектора, которые становятся основными наследниками традиционной экономической власти.

Далее следуют институционные инвесторы, которые трансформируют сбережения десятков миллионов людей в ценные бумаги. Так, например, в больших экономических системах (таких как Соединенные Штаты и Великобритания) им теперь принадлежат приблизительно 60-75 % всех ценных бумаг.

Третья ветвь новой экономической власти -гражданские организации общества (такие как экологические лобби, бизнес, профессиональные ассоциации, профсоюзы), расширяющие экономическое влияние гражданского общества, которое опирается на мгновенную помощь заинтересованных лиц с помощью интернет-коммуникаций.

Эти три субъекта берут на себя функции политических деятелей и государственных служащих как основных руководителей международной экономической деятельности.

Если в гражданском обществе центральной фигурой является избиратель, то в гражданской экономике центральной фигурой являются владельцы. Должен быть доступ к здравым, независимым программам обучения.

Таким образом, предварительный анализ основных элементов концепции гражданского общества, а также значимости, эффективности и пределов этого понятия превращается в методологический инструмент исследования современной экономики.

Общие исходные принципы относительно экономического портрета гражданского общества современной России можно свести к следующим положениям:

1) экономика гражданского обще ства - это сфера, в которой самостоятельные и самодостаточные граждане общаются друг с другом напрямую по поводу производства, распределения и присвоения социальных и культурных ценностей, без вмешательства органов власти государства или государственных предприятий в этот процесс. Сфера «гражданской экономики» означает формирование особого пространства в общей системе социального пространства, в рамках которой складывается и реализуется неформальная экономическая активность. Размеры сферы гражданской экономики определяют тенденции и характер политического общества и государственной власти;

2) в перспективе концептуальное видение экономического устройства современного общества сводится к свободному и самостоятельному взаимодействию единичных участников производства, которые будут управлять отношениями друг с другом посредством добровольного сотрудничества и индивидуальной конкуренции, на основе и в рамках самовозникающей ассоциации без чрезмерного социального неравенства и без опеки авторитарного государства. Для этого необходимо реализовать следующие организационные меры: гарантия индивидуальных экономических прав человека, защита конкурентного рынка, формирование арены для публичных дебатов;

3) теоретическое содержание гражданской экономики отражает новую концепцию социальных связей: приоритет работы, достижений и успехов, а не рождение и привилегии должны определять распределение богатства, статуса и власти. При этом самым важным становится

компонент образования, а между частной и общественной жизнью следует проводить четкое различие;

4) экономика гражданского общества характеризуется универсальной применимостью, поскольку она в принципе направлена на реализацию экономической свободы, равных возможностей и участия в решении экономических вопросов практически каждого гражданина. Конечно, следует учитывать следующие ограничительные моменты при изучении и использовании концепции гражданского общества:

• нельзя слепо идеализировать экономический, социальный и политический потенциалы гражданского общества;

• отношения конкурентного равенства среди частных лиц, в том числе и владельцев сырьевых ресурсов, в долгосрочном периоде неизбежно приведут к значительному социальному неравенству;

• столь же сложно с помощью достоинств гражданского общества преодолеть противоречия между трудом и капиталом и обеспечить равномерное распределение богатства, если только в это не вмешается регулирующее воздействие государства всеобщего благосостояния. Ощутимое воздействие на экономику гражданского общества в будущем окажут акционирование частного капитала, государственный протекционизм, технокультура национальной экономики, состояние окружающей среды. Только таким образом может быть реализована идея устойчивого развития в рамках экономики гражданского общества.

Существенными элементами экономики гражданского общества, т. е. теми элементами, которые отсутствуют в экономике государственной, следует считать общественные объединения, автономные социальные движения и рост некоммерческого альтруистического сектора в экономике.

По мнению ряда авторитетных экономистов, экономические программы гражданского общества подчас гипертрофируют природу коллективизации этого общества, что особенно приветствуется либеральными экономистами, но слишком космополитичны для националистов, слишком социально пассивны для революционеров, слишком либеральны для сторонников классовых интересов, слишком популистичны для реальных политиков.

Для экономики гражданского общества неопределенность ее конструкционных форм, как это

ни парадоксально, может быть полезна, по крайней мере для анализа сложных обществ индустриально развитых стран. Действительно, «гражданское общество» может характеризовать завершающий этап той исторической стадии, которая получила в трудах экономистов-теоретиков различные определения -«индустриальное общество», «общество потребления», «контролируемое общество», «информационное общество», «общество благосостояния», «капиталистическое общество», «социалистическое общество» и т. д. Отсюда следует вывод о том, что, как бы ни называлось современное общество, все его теоретические варианты завершаются выходом на «экономику гражданского общества».

Гражданское общество всегда является результатом передачи власти от оппозиции к правящей партии на основе выборов. Для этого необходимо формировать партнерские отношения со всеми организациями гражданского общества. В этом случае оно будет иметь конструктивные отношения сотрудничества с государственными организациями в силу различных реформ. Необходимы также институты, которые бы представляли правительственные органы, органы труда и союзы предпринимательства. Правительство обязано предоставлять субсидии для организаций гражданского общества, те субсидии, которые были ранее предусмотрены только для проправительственных организаций. Для этого общественные группы должны подать заявления о выдаче таких субсидий, а также сведения о масштабах и эффективности их деятельности, что должно быть использовано в качестве критериев при определении размера субсидии. Это было бы реальным изменением политики правительства, поскольку неправительственные организации, как правило, всегда являются объектами дискриминации со стороны властей. Кроме того, правительство должно принять закон о том, чтобы организации гражданского общества могли получать налоговые изъятия и скидки на почтовые услуги. И при этом следует контролировать, насколько точно выполняются эти конкретные меры, гарантирующие безналоговый статус организаций гражданского общества. Этим политика правительства помогает формированию экономического потенциала гражданского общества и узакониванию деятельности организаций гражданского общества.

Экономический кризис и последующие неолиберальные экономические реформы обычно приводят к росту «социального государства». Такой

ускоренный переход к демократическому социальному государству не представляется возможным, если к власти не приходят силы, заинтересованные в установлении приоритета ценностей гражданского общества на базе консолидации демократических и свободных выборов.

Демократическое правление в России последнего периода также вносит вклад в расширение прав и возможностей гражданского общества и оптимизацию структуры и процесса разработки государственной политики.

Экономическая модель гражданского общества в современной России и его специфические экономические функции очень близки к западноевропейской модели. Это является следствием «параллельной революции», происходящей в сфере информационно-коммуникативных технологий, позволяющей ускоренному распространению определенных ценностей, в том числе демократии, основным универсальным правам человека, беспокойству об окружающей среде.

Таким образом, экономическая модель учитывает особенности социально-экономических процессов современного российского общества и является ключом к политическому, экономическому и социальному успеху.

Список литературы

1. Бэйр Дженнифер. Границы товарного исследования цепи // Стэнфордская университетская пресса. 2009.

2. Бэйр Дженифер. Анализ экономической организации: сравнение вложенных сетей и глобальных цепей // Экономика и Общество. 2008. № 13. С. 464.

3. Васильева Т. А. Гражданское общество и власть: конфликт или консенсус? // Социальная политика и социология. 2010. № 4.

4. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизация: культурные, экономические, и политические изменения // Принстонский университет. 2007. С. 228.

5. Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / пер. с англ. М., 2003. С. 288.

6. Павленко Ю. Современное гражданское общество // Вопросы экономики. 2010. № 10.

7. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. М. : Ad Мш£шет, 1996. С. 215.

8. Сунгуров А. Ю. Гражданское общество и его развитие в России: учеб. пособие. СПб: Изд-во «ЮТАС», 2008. С. 351.

9. Черных А. И. Гражданское общество: теория, история, современность // Гражданское общество в истории России. 2010. № 4.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.