Научная статья на тему 'Особенности экономической безопасности в цифровой экономике'

Особенности экономической безопасности в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1250
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ECONOMIC SECURITY / INFORMATION NO-DANGER / DIGITAL ECONOMY / HARDWARE / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моденов Анатолий Константинович, Власов Марк Павлович

Целью статьи является определение особенностей обеспечения экономической и информационной безопасности цифровой экономики. Эффективность экономической деятельности и ее безопасность непосредственносвязаны с масштабами использования информационно-коммуникационных технологий, без которых невозможно функционирование любойсферы экономики. Для обеспечения экономической и информационнойбезопасности необходимо, чтобы проектирование и производство аппаратных средств и программного обеспечения осуществлялись национальными компаниями, так как их продукция имеет жизненно важноезначение для экономики страны. Для обеспечения качества продукцииэтих компаний и с целью защиты прав потребителей необходимо нагосударственном уровне проводить сертификацию этой проду кции илицензирование их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECONOMIC SECURITY IN THE DIGITAL ECONOMY

The purpose of the article is to identify the peculiarities of ensuring the economicand information security of the digital economy. The efficiency of economic activityand its security were directly linked to the scale of the use of information andcommunication technologies without which any sector of the economy could notfunction. In order to ensure economic and information security, it was essentialthat the design and production of hardware and soft-ware should be carried out bynational companies as their products were vital to the country 's economy. In orderto ensure the quality of the products of these companies and to protect the rights ofconsumers, certification and licensing of those products must be carried out at theState level.

Текст научной работы на тему «Особенности экономической безопасности в цифровой экономике»

ОСОБЕННОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

FEATURES OF ECONOMIC SECURITY IN THE DIGITAL ECONOMY

УДК 330.364 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10015

МОДЕНОВ Анатолий Константинович

заведующий кафедрой правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, доцент, modenov200459@mail.ru

MODENOV, Anatoly Konstantinovich

Head of the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Associate Professor, mode-nov200459@mail.ru

ВЛАСОВ Марк Павлович

профессор кафедры правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор, markvlasov@mail.ru

VLASOV, Mark Pavlovich

Professor at the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Professor, markvlasov@mail.ru

Аннотация.

Целью статьи является определение особенностей обеспечения экономической и информационной безопасности цифровой экономики. Эффективность экономической деятельности и ее безопасность непосредственно связаны с масштабами использования информационно-коммуникационных технологий, без которых невозможно функционирование любой сферы экономики. Для обеспечения экономической и информационной безопасности необходимо, чтобы проектирование и производство аппаратных средств и программного обеспечения осуществлялись национальными компаниями, так как их продукция имеет жизненно важное значение для экономики страны. Для обеспечения качества продукции этих компаний и с целью защиты прав потребителей необходимо на государственном уровне проводить сертификацию этой продукции и лицензирование их деятельности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, информационная безопасность, цифровая экономика, аппаратные средства, программное обеспечение.

© Моденов А. К., Власов М. П., 2020.

Abstract.

The purpose of the article is to identify the peculiarities of ensuring the economic and information security of the digital economy. The efficiency of economic activity and its security were directly linked to the scale of the use of information and communication technologies without which any sector of the economy could not function. In order to ensure economic and information security, it was essential that the design and production of hardware and soft-ware should be carried out by national companies as their products were vital to the country's economy. In order to ensure the quality of the products of these companies and to protect the rights of consumers, certification and licensing of those products must be carried out at the State level.

Key words: economic security, information no-danger, digital economy, hardware, software.

Одним из средств повышения эффективности экономической деятельности в настоящее время считается цифровая экономика, которая ассоциируется с применением новых технологий в организации процессов производства, управления и сбыта. По определению Всемирного банка «цифровая экономика представляет систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [1; 2]. Цифровые технологии распространяются быстрыми темпами. Информационно-коммуникационные технологии включают в себя:

• процессы поиска, получения, хранения, преобразования, целевого представления, рассылки информации и методы их осуществления (ФЗ № 149-ФЗ) [3; 4; 5];

• методы и способы использования средств вычислительной техники для реализации функций поиска, хранения, преобразования, передачи и использования информации (ГОСТ 34.003-90) [6];

• необходимые для получения, преобразования, хранения и распределения информации ресурсы (ISO/IEC 38500:2015) [7].

Масштабы использования информационно-коммуникационных технологий непосредственно связаны с эффективностью экономической деятельности, затрагивая оказание услуг и создание товаров, их производство,

продвижение к потребителю и реализацию. Информационно-коммуникационные технологии базируются на использовании беспроводной связи, промышленного интернета, искусственного интеллекта, сенсорики и компонентов робототехники.

Результатом функционирования информационно-коммуникационных технологий является оказание телекоммуникационных услуг, которые используют соответствующие аппаратные средства и программное обеспечение. Цифровая экономика базируется на использовании бизнес-модели, цифровых платформ и сервисов [8]. Бизнес-модель используется для представления деятельности предприятия (организации) с определенной точки зрения, чаще всего эффективности использования активов для целей управления и оценки деятельности. В зависимости от преследуемых целей бизнес-модель должна быть представлена с необходимой степенью детализации. В реальной экономике цифровая платформа является представлением архитектуры предприятия и модели его функционирования с позиций осуществления основной деятельности. Первоначально в основе концепции цифровой платформы находилось представление цепочки добавленной стоимости продукта по логистическим и основным операциям, представляющим интерес для предприятия [9; 10]. В дальнейшем происходило расширение платформы за счет:

• интеграции всех продуктов предприятия и отражения в ней бизнес-процессов, необходимых для их производства и реализации;

• представления полной цепочки добавленной стоимости продукта с целью управления издержками при взаимодействии предприятий на уровне цепей взаимных поставок.

В результате отображения в цифровой платформе всех необходимых для экономической деятельности предприятия информационных процессов и сервисов, обеспечивающих функционирование предприятия (производственной, логистической и управленческой деятельности), происходит трансформация архитектуры предприятий из-за необходимости однозначного формального представления иерархии владельцев бизнес-процессов и их взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодействия в процессе реализации производственной программы. Это является следствием качественного изменения традиционной роли информационной системы. Из-за необходимости формализации ее представления появляется необходимость трансформации (проведения реинжиниринга) производственной, логистической и управленческой, а также организационной структур.

Цифровая платформа изменила не только возможности своевременного предоставления полной и однозначной информации для осуществления деятельности на каждом рабочем месте (менеджера и исполнителя), но и функционирование персонала и менеджмента, сведя их деятельность к операторской, которая заключается в мониторинге происходящих процессов и своевременном принятии решений.

Своевременность и компетентность решений, принимаемых персоналом и менеджментом на своих рабочих местах, интеллектуальность их действий определяет необходимость создания программных средств, реализующих искусственный интеллект, генерирующий наилучшие варианты решений, возникающих в процессе экономической деятельности задач. Задача персонала и менеджмента предприятия в цифровой экономике сводится к анализу и оценке предлагаемых вариантов решений, оценки их адекватности, эффективности и последствий, и выбору наилучшего

из них, несмотря на то, что это решения оптимизационных задач.

Таким образом, цифровая экономика касается цепочек добавленной стоимости во всех секторах экономики [11].

В экономике любые материальные потоки сопровождаются информационными. Это касается:

• управленческих бизнес-процессов, где информационное воздействие на основные бизнес-процессы должно сопровождаться информированием, конкретизирующим плановое задание в части содержания работы, сроков его выполнения и обеспечения кон-структорско-технологической документацией, материалами, применяемым оборудованием, наличием и необходимой квалификацией исполнителя;

• логистических бизнес-процессов, обеспечивающих своевременное поступление необходимых компонентов для выполнения плановых заданий владельцами основных бизнес-процессов;

• организации экономической деятельности, касающейся взаимодействия, полномочий и ответственности владельцев управленческих, основных и логистических бизнес-процессов за своевременное выполнение плановых заданий.

Используемые определения цифровой экономики касаются взаимодействия агентов рыночной экономики, оставляя в стороне процессы, протекающие внутри предприятий и организаций [12]. На самом деле цифровая экономика является следствием автоматизации бизнес-процессов на предприятиях и в организациях, где информационно-коммуникационные технологии пронизывают производственные, логистические, управленческие и организационные структуры, привнося оперативность и однозначность в принятии решений. Поэтому цифровизацию экономики следует рассматривать как с точки зрения эффективности деятельности предприятий, так и взаимодействия между ними.

Для предприятия цифровизация создает условия для сокращения издержек за счет своевременности принятия решений и сокращения времени их подготовки, сокращения персона-

ргский экономический журнал • № 2 • 2020 i

ла, сокращения времени выполнения заказов за счет автоматизации производства. Цифро-визация деятельности предприятия позволяет сократить не только время на подготовку и выполнение производственной программы, но и число задействованных исполнителей, синхронизировать во времени их деятельность, повысить оперативность и своевременность принимаемых управленческих, логистических и операционных решений, обеспечить более полное использование активов предприятия.

С точки зрения взаимодействия предприятий цифровизация экономики позволяет им сократить время на поиски потребителей, оценить и обосновать возможные объемы производства, выработать более обоснованную ценовую политику, оценить и прогнозировать объемы реализации продукции. Таким образом, цифровизация позволяет:

• синхронизировать взаимодействие предприятий, стимулируя их на:

своевременное и оперативное заключение заказов;

обеспечение их выполнения; реализацию произведенной по договорам продукции и своевременную оплату;

• сократить время поиска партнеров-поставщиков необходимых компонентов и достижение взаимодействия и своевременной реализации договоренностей.

Цифровизация интенсифицирует инвестиционную деятельность, повышает ее обоснованность и результативность, позволяет сократить сроки и стоимость реализации проектов. Таким образом, цифровизация повышает конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом, позволяя более эффективно использовать активы предприятий, повышая доходы собственников, персонала, государства.

В цифровой экономике эффективное развитие предприятий, рынков и сфер деятельности возможно только при наличии развитых платформ, технологий их реализации в востребованных программных продуктах, институциональной и инфраструктурной сред. С этой целью необходимо осуществление нормативного регулирования, создания системы подготовки кадров, формирование исследо-

вательских компетенций и технологических заделов, а также создания таких элементов инфраструктуры цифровой экономики, как информационная инфраструктура и информационная безопасность (рисунок 1).

Материалы и методы. В исследовании использовались такие методы познания, как концептуальный анализ и синтез, которые ориентированы на решение сложных, многоаспектных, типичных для современной экономической деятельности [13].

В настоящее время из-за углубляющего разделения труда каждая страна заинтересована в развитии внешнеэкономических связей. Усиливающаяся борьба за присутствие не только на внешних, но и внутренних рынках страны приводит к обострению конкуренции между системообразующими предприятиями, которые определяют как доходы страны, так и занятость населения.

Эта причина лежит:

• в основе отказа от либеральной экономики, где главное - защита глобальных интересов национального бизнеса там, где возможны минимальные издержки, в том числе и за пределами страны;

• в переходе к институциональной экономике, которая также направлена на минимизацию издержек за счет более полной занятости населения страны и, как следствие, относительного снижения налогового бремени.

Но многочисленные санкции, вводимые многими государствами, вызваны необходимостью создания комфортных условий для деятельности национального бизнеса из-за обострения конкуренции на международных рынках.

Следовательно, экономическая безопасность для любого предприятия заключается не только в законодательной поддержке сохранности собственности, но и в возможности эффективно ее использовать, т. е. максимизации дохода собственника. Цифровая экономика создает для этого все предпосылки, так как позволяет минимизировать издержки за счет наилучшего решения целого ряда задач. Обратной стороной достоинств цифровой экономики является уязвимость информационно-коммуникационных технологий и цифровых платформ, от ко-

I

Институциональная среда функционирования

Безопасность экономической деятельности

Нормативное регулирование

Информационная инфраструктура

Информационная безопасность

I

1 1

I

Создание и развитие цифровых платформ, технологий

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Развитие системы подготовки кадров

Аппаратное обеспечение функционирования цифровых платформ

Программное обеспечение цифровых платформ

Компоненты

Рисунок 1

Ключевые аспекты цифровой экономики

торых целиком и полностью зависит функционирование не только отдельных предприятий, но и всей экономики в целом. Это касается как аппаратных средств, так и программного обеспечения.

Все более жесткая конкуренция и применение любых приемов борьбы с конкурентами, включая диверсии, заставляют обратить самое серьезное внимание на обеспечение экономической и информационной безопасности как экономической деятельности, так и безопасности используемых технологий, аппаратных средств и программного обеспечения.

Отсюда следует необходимость использования отечественных технологий, программного обеспечения, аппаратных средств и электронных компонентов. Их разработка и производ-

ство становятся необходимым условием обеспечения информационной и экономической безопасности экономики страны. При этом появляется возможность ограничения доступа иностранных конкурентов к информационным ресурсам страны [14].

Возможности реализации этих шагов подтверждаются наличием в стране производства электронных компонентов, аппаратных средств и программного обеспечения.

Производство микроэлектроники в России составляет почти 2,3 млрд долл. против почти 339 млрд долл. мирового рынка по итогам 2016 г. и в настоящее время не превышает 1% [15]. Радиоэлектронные предприятия расположены практически по всей стране. А создание региональных кластеров с целью увеличения

ргский экономический журнал • № 2 • 2020 i

масштабов производства для объемов, необходимых для импортозамещения, способствует ускорению инновационного развития и обеспечению экономической безопасности. С этой целью целесообразно создание ассоциаций по различным технологическим направлениям.

Прослеживается устойчивая тенденция на рынке аппаратных средств, которая состоит в отказе потребителей от использования серийных программных продуктов и аппаратных средств к специально создаваемым продуктам и средствам, учитывающим особенности деятельности потребителей, т. е. фактически к проектному производству радиоэлектроники «под заказ» с не повторяющейся функциональностью. В этом состоит конкурентное преимущество российских производителей радиоэлектроники. Они как были, так и, в основном, остаются проектными фирмами, располагающими опытом оперативного создания и производства ограниченной серии приборов. Это особенность отечественных производителей позволяет занять новые ниши на рынке, успешно конкурируя с зарубежными фирмами.

В конце декабря 2019 г. премьер-министр РФ Д. А. Медведев подписал постановление, запрещающее закупки зарубежных систем хранения данных1 (СХД) для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет [16], так как в реестре отечественной продукции появились первые СХД. Запрет начнет действовать с 2020 г.

Это решение кабинета министров РФ о запрете государственных закупок зарубежных СХД принято «в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой при реализации национальных проектов (программ)» [17].

СХД представляют организационно-информационную структуру, предназначенную для хранения и передачи больших массивов информации с ее хранением на дисковых площадках с «оптимальным» распределением ресурсов. В качестве основных средств в СХД

1 СХД - сеть хранения данных (англ. Storage Area Network, SAN).

используется специализированное оборудование (аппаратные средства) и программное обеспечение. СХД представляет архитектурное решение подключения внешних устройств для хранения данных, таких как: дисковые массивы, ленточные библиотеки, оптические приводы к серверам для реализации функции распознавания операционной системой локальных ресурсов.

По оценкам Минпромторга, в 2017-2019 гг. государственные и муниципальные заказчики закупили более 3,6 млн запоминающих устройств и устройств хранения данных. Доля продукции российского производства составила 32% [18].

Российскими производителями программного обеспечения (ПО) могут быть признаны российские юридические лица [19], которые:

• заняты производством собственного ПО или «свободного программного обеспечения» (СПО);

• предоставляют услуги по разработке, тестированию и поддержке программного обеспечения по заказам сторонних организаций.

Чтобы считаться производителями программного обеспечения российскими, они должны владеть не менее чем 51% уставного капитала или акций, производных инструментов и других инструментов корпоративного контроля. Такие предприятия должны принадлежать:

• российским гражданам или государственным образованиям (прямо или косвенно);

• гражданам РФ, являющимся налоговыми резидентами России.

Чтобы Минкомсвязи и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) могли объявить конкурс на финансирование проектов, были определены критерии предоставления грантов для поддержки создателей российского программного обеспечения по направлению «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика» 5 декабря 2019 г. [20].

В зависимости от ««степени значимости для развития России» и «прогнозируемой возможной монетизации» было предложено разделить программное обеспечение на три группы грантов [20]:

Группа I: средства подготовки исполнимого кода (компиляторы, интерпретаторы, отладчики); утилиты и драйверы, критичные для функционирования цифровой экономики; операционные системы; библиотеки подпрограмм (SDK) для приоритетных отечественных проектов.

Группа II: средства обеспечения информационной безопасности, в том числе на мобильных устройствах, системы управления базами данных (СУБД), системы сбора, хранения и обработки информации и др.

Группа III: офисные приложения (файловые менеджеры, мессенджеры, браузеры, текстовые и прочие редакторы), поисковые системы, встроенное ПО телекоммуникационного оборудования, а также специализированные информационные системы, включая софт для геофизических исследований.

От принадлежности программного обеспечения той или иной группе может зависеть размер государственной поддержки. Наибольший приоритет продуктам из первой группы, а наименьший приоритет продуктам из последней группы. Подготовленный документ должны утвердить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).

В рамках обеспечения экономической и информационной безопасности Президент РФ Владимир Путин подписал 2 декабря 2019 г. законопроект о предустановке российского ПО, который ранее был одобрен Советом Федерации и Государственной Думой [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным инструментом регулирования отрасли эксперты Министерства промышленности и торговли видят в создании и ведении реестра отечественного программного обеспечения. Присвоение российского статуса программным продуктам непосредственно связано с определением российского программного обеспечения как продукта, права на который принадлежат не менее чем на 51% подконтрольному российским резидентам.

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236 утверждены правила формирования реестра отечественного программного

обеспечения, на который должны ориентироваться государственные органы, организации и корпорации РФ при выборе программного обеспечения, с целью отказа от иностранных программных продуктов [22], а с 1 января 2016 г. была утверждена работа реестра.

Поддержка, оказываемая государством отечественным разработчикам программного обеспечения, поможет развитию отрасли, усилению конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и международном рынках.

Результаты. Реестр отечественного программного обеспечения выполняет ряд функций, таких как:

• информирование потенциальных потребителей;

• защиту авторских прав.

Но этого явно недостаточно. И аппаратные средства, и программные продукты должны соответствовать требованиям потребителя, включая соответствие функциональному назначению и качественному функционированию. Следовательно, и аппаратные средства, и программные продукты должны обязательно проходить сертификацию, которая подтверждает качественные характеристики продуктов, и лицензирование, представляющее вид контроля государства, направленного на обеспечение безопасности, законных интересов и защиты прав (рисунок 2).

При проведении сертификации необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Сертификация должна соответствовать существующей законодательной базе (законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и другие правовые акты).

2. Транспарентность проведения сертификации. Работы по сертификации могут проводить организации, независимые от изготовителя и потребителя, которые признают и выполняют правила системы сертификации.

3. Для признания сертификатов и знаков соответствия в стране и за рубежом необходима гармонизация рекомендаций и правил по сертификации с международными нормами и правилами.

Защита прав производителя

Обеспечение защиты государственных интересов РФ

Обеспечение взаимодействия производителей аппаратных средств и программного обеспечения

V

— Задачи

лицензирования

У

I

Задачи сертификации

А-г-V

Обеспечение экономической безопасности субъектов РФ

Контроль внешнеэкономической деятельности

Защита прав потребителя

Повышение конкурентоспособности производителей и потребителей

Защита внутреннего рынка РФ

Рисунок 2

Задачи сертификации и лицензирования аппаратных средств и программного обеспечения

4. Открытость, прозрачность и закрытость проведения сертификации за счет информирования всех прямо или косвенно заинтересованных лиц (изготовителей, продавцов, потребителей, исполнителей, органов по сертификации и других сторон) о правилах и результатах сертификации.

5. Соблюдение конфиденциальности, предоставленной производителем информации и составляющей коммерческую тайну.

Сертификация призвана подтвердить соответствие продукции установленным требованиям независимо от намерений изготовителя и потребителя. Целью сертификации является защита прав потребителя за счет удостоверения соответствия функциональному назначению, качеству, надежности и безопасности применения аппаратных средств и программного обеспечения. Для этого аттестационными организациями проводится тестирование с возможностью создания критических и стрессовых

ситуаций в пределах нормативной и предоставленной производителем эксплуатационной документацией. При успешном проведении испытаний на продукт выдается сертификат соответствия, официально подтверждающий соответствие заявленным функциям и характеристикам, нормативным и эксплуатационным документам, допустимую область применения.

Согласно статье 3 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. лицензирование - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом [23].

Лицензирование предусматривает осуществление мероприятий по реализации требований и условий, заявленных изготовителем в соответствии с требованиями потребителя. Лицензирование осуществляется на принципах:

• обеспечения единства экономического пространства РФ;

• установления единого перечня лицензируемых видов деятельности (назначения и функций) аппаратных средств и программного обеспечения;

• установления единого порядка лицензирования аппаратных средств и программных продуктов в РФ;

• установления лицензионных требований к аппаратным средствам и программным продуктам в РФ;

• гласности, прозрачности и открытости проведения лицензирования;

• соблюдения законности при осуществлении лицензирования.

Применяемые аппаратные средства и программные продукты определяют эффективность при цифровизации деятельности правительства страны, инфраструктурных организаций, предприятий и регионов России и одновременно должны обеспечить информационную безопасность и способствовать экономической безопасности. От выбора и целевого использования программных продуктов зависит эффективность деятельности предприятий и организаций. Успешность цифровизации зависит от возможности программных продуктов учета особенностей деятельности и преследуемых целей предприятий и организаций.

Обсуждение. Цифровую экономику можно представить как виртуальную среду, в которой функционирует система воспроизводственных отношений. В самом широком смысле под процессом «цифровизации» обычно понимается социально-экономическая трансформация экономической деятельности, инициированная массовым внедрением и применением технологий создания, обработки, обмена и передачи информации, базирующихся на использовании компьютерной техники [24]. Цифровая экономика представлена тремя следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом [25]:

• рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодей-

ствие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

• платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

• среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

С целью ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере 7 мая 2018 г. Президентом РФ подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

На заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол № 9 от 28 мая 2019 г.) в состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [25] включены федеральные проекты:

• «Нормативное регулирование цифровой среды»;

• «Кадры для цифровой экономики»;

• «Информационная инфраструктура»;

• «Информационная безопасность»;

• «Цифровые технологии»;

• «Цифровое государственное управление».

Проекты носят технический и управленческий характер, но при этом отсутствует аспект правового регулирования [26].

В основе правового регулирования лежит Постановление от 5 декабря 2019 года №1598 «О государственной поддержке цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики и социальной сферы» [27].

Эта программа устанавливает порядок предоставления субсидий из федерального бюджета для поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и

социальной сферы на основе внедрения отечественных программных продуктов, сервисов и цифровых платформ, созданных с применением льготного кредитования. Правительство также внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи [28]. Законопроект, в частности, предусматривает некоторые исключения из перечня услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. В населенных пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить оказание таких услуг с использованием точек доступа. Тогда же Государственная Дума определила эффективную правовую базу для развития цифровой экономики страны.

Кроме того, прошло обсуждение и утверждение «Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными» [29]. Для улучшения качества и доступности государственных, муниципальных и коммерческих услуг для граждан предусматривается формирование национальной системы управления данными. Использование этой системы предприятиями, организациями и государственными органами позволяет повысить обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений на основе использования оперативно предоставляемых государственных информационных ресурсов.

Тем не менее цифровая экономика в России сильно отстает от США, Китая, Европы и Японии. Например, если на долю России в 2018 г. в мировом ВВП приходилось 1,8%, то в мировой производительности суперкомпьютеров составила лишь 0,32% [24].

Вклад статьи. Основными средствами, обеспечивающими любую деятельность в цифровой экономике, являются аппаратные средства и программное обеспечение. Поэтому в статье акцентируется внимание на роли аппаратных и программных средств в обеспечении экономической и информационной безопасности. Опасность сбоев в работе

аппаратных средств и программного обеспечения, а также угроза несанкционированного доступа к информации заставляет по-другому оценивать роль этих компонентов в цифровой экономике. Вклад статьи состоит в ряде предложений по использованию аппаратных и программных средств для обеспечения экономической и информационной безопасности.

В статье обосновывается необходимость разработки и принятия правовых актов для минимизации угроз и повышения уровня информационной и экономической безопасности с учетом возникших в сфере цифровой экономики правоотношений, их состава (субъектов и объектов информационных правоотношений, обязанностей и ответственности, а также специфических прав). Предлагается, с одной стороны, обратить особое внимание на защиту авторских прав разработчиков аппаратных средств и программного обеспечения, а с другой - на защиту прав потребителей, в качестве которых выступают все субъекты государства и его экономики. Для обеспечения экономической и информационной безопасности необходимо, чтобы проектирование и производство аппаратных средств и программного обеспечения осуществлялись национальными компаниями, так как их продукция имеет жизненно важное значение для экономики страны. Для обеспечения качества продукции этих компаний и с целью защиты прав потребителей необходимо на государственном уровне проводить сертификацию этой продукции и лицензирование их деятельности. Информационно-коммуникационные технологии широко используются не только в управленческой сфере, но и финансовой, производственной, логистической, так как любой материальный поток сопровождается информационным. Любые возникающие сбои в функционировании информационно-коммуникационных технологий могут приводить к параличу не только определенной сферы деятельности, но и всей страны. Поэтому требуется создание такой системы информационно-коммуникационных технологий, которая не только не

должна уступать по надежности системам энергоснабжения и водообеспечения, но и превосходить их.

Конкретизируется содержание понятия «информационная безопасность», которое зависит от употребляемого контекста, и которое поэтому представляет довольно емкое и многогранное понятие, нуждающееся в конкретной ситуации в дополнительном определении с целью однозначной идентификации. Под информационной безопасностью на общенациональном уровне принято понимать такое состояние правовой и экономической среды, которое обеспечивает защиту национальных интересов страны в информационном секторе. Рассматриваемый сектор включает государство, общество, личность. Но этого явно недостаточно, так как упущен такой важный уровень, как юридическое лицо, независимо от формы собственности (предприятие, организация). Именно на этом уровне реализуются экономические интересы как физических лиц, так и государства. Предприятия и организации обеспечивают получение дохода и населением, и государством. На законодательном уровне информационную безопасность определяют как состояние защищенности при формировании, функционировании и развитии информационной среды общества в интересах страны и ее населения. Сюда надо включить и защищенность экономической деятельности, а также процессов производства, так как в случае несанкционированного доступа и последующего искажения информации возможно не только нанесение ущерба экономическим интересам заинтересованных сторон, но и возникновение техногенной катастрофы.

В более узком смысле информационная безопасность отождествляется со степенью защиты информации и поддерживающей ее инфраструктуры от воздействий, способных привести к неприемлемому ущербу для субъектов информационных отношений, включая как владельцев, так и пользователей информации. Негативное воздействие на информацию и поддерживающую инфраструктуру может носить естественный или искусственный

характер и принимать разнообразные формы, которые могут классифицироваться как случайные или преднамеренные. Факторы, вызывающие нарушение информационной безопасности, принято называть информационными угрозами.

Так или иначе, информационная безопасность предполагает необходимость обеспечения целостности и устойчивости функционирования информационных систем и определяет необходимость защиты информационной среды от внутренних и внешних угроз.

Растущая роль цифровой информатизации экономических процессов требует обеспечения соответствующего уровня безопасности. Эти вопросы касаются предприятий, организаций независимо от их формы собственности, а также законодательных и исполнительных органов городов, регионов, государства. В России информационная безопасность всегда была объектом пристального внимания государства и подвергалась более жесткому регулированию, в отличие от развития информационных технологий. В настоящее время цифровая экономика, охватывающая деятельность все большего числа предприятий и организаций, занимает все больший удельный вес, как следствие конкуренции и политики снижения издержек. Это связано со все увеличивающимся применением программных продуктов в сфере управления (АСУ), проектирования, подготовки производства, обеспечения производства, производства и реализации продукции.

На российском рынке сегодня фигурируют десятки успешных сервис-провайдеров и фирм, которые специализируются на проектировании и внедрении цифровых технологий. Можно отметить высокую насыщенность национального рынка отечественными товаропроизводителями. В то же время расширяющееся использование информационных технологий в различных сферах экономической деятельности, будь то «умные города», онлайн-торговля или электронные государственные услуги, приводит к необходимости повышения технологий защиты.

Невозможно обеспечение экономической безопасности функционирования цифровой экономики страны без налаженного проектирования и производства аппаратных средств, создания программного обеспечения, которые следует отнести к базовым отраслям.

Заключение. В целом существует два подхода к рассмотрению цифровой экономики и ее сущности: классический и расширенный. Согласно первому подходу под цифровой следует понимать экономику, где в основе информационной составляющей экономической деятельности лежат цифровые технологии. В значительной степени цифровая экономика отождествляется со сферой информационных услуг и электронной торговли [30]. В качестве наиболее распространенных примеров применения цифровых технологий можно привести организацию торговли медиаконтента (электронные книги, ТВ и кинофильмы), дистанционного образования, телемедицину и пр.

В соответствии с расширенной концепцией цифровая экономика рассматривается как экономическое производство, в котором господствуют цифровые технологии. Согласно некоторым оценкам, свыше 40% населения мира в повседневной жизни пользуется информационными технологиями, не говоря уже об объемах электронной торговли, которая достигает невиданных масштабов, и финансовой сфере, которые все больше относятся к цифровой экономике [31]. При этом в финансовой сфере речь идет об использовании:

• электронных платежных систем (таких как «Мир»);

• криптовалют;

• интернет-банкинга.

Сегодня в повседневную жизнь людей все больше проникают информационные технологии, включая экономическую, культурную, правоохранительную деятельность, которая характеризуется взаимозависимостью, взаимодействием. Информационные технологии не только ускоряют информационные процессы, но и кардинально изменяют характер производства, торговли, финансирования, обучения и повышают производительность труда.

В то же время бурная информатизация экономической деятельности неразрывно связана с появлением и развитием рисков в сфере информационной безопасности, появлением угроз. Можно выделить две принципиально различных ситуации:

• пассивное вторжение (перехват информации), при котором нарушитель только наблюдает за прохождением информации и копирует ее;

• активное вторжение, при котором нарушитель стремится исказить или уничтожить информацию.

К случайным угрозам относятся:

• сбои аппаратуры;

• ошибки в ПО;

• ошибки в работе персонала.

Преднамеренные угрозы связаны с целенаправленными действиями нарушителя.

Если говорить о реальном секторе экономики, которому почему-то не уделяют должного внимания, то здесь делается акцент на информатизации производственных, управленческих и логистических бизнес-процессов как в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, так и в сфере производства. Например, каждый бизнес-процесс на предприятии должен быть обеспечен:

• управленческой информацией (плановое здание) - что и когда надо делать;

• конструкторско-технологической информацией - как это делать, какое оборудование, материалы и квалификация персонала должна быть, каким требованиям должен удовлетворять результат выполнения бизнес-процесса;

• какими ресурсами и материалами должен быть обеспечен бизнес-процесс [32].

Таким образом, на предприятии информатизация должна охватывать не только реализацию продукции и финансовые расчеты, как говорит большинство авторов, но и сам процесс производства.

Только тогда можно говорить о цифровой экономике, когда она не только участвует в процессах распределения (торговля) и перераспределения (биржа, государство), но и непосредственно задействована в производстве.

Список литературы

1. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации Обзор. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ ru/413921522436739705/pdf/EAEU-Overview-Full-RUS-Final.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

2. Ефимушкин В. А. Понятие цифровой экономики. URL: https://bi.hse.ru/ data/2017/03/30/ 1168539176/КС28.03 Владимир Ефимушкин.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

3. Когаловский М. Р. и др. Глоссарий по информационному обществу / под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009. 160 с.

4. ISO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering — Vocabulary

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.

6. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения.

7. ISO/IEC 38500:2015, Information technology — Governance of IT for the organization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Torosyan E., Enikeeva L., Vlasov M. Business models in provision of economic security jf the enterprise. 5th International Multidisciplinary Scientific conference on social sciences and arts - SGEM 2018. Р. 109-116.

9. European Circular Economy Stakeholder Platform. URL: http://ec.europa.eu/ environment/circular-economy/index_en.htm (дата обращения: 15.03.2020).

10. Preimesberger Chris, Why Hyperscale Cloud Providers Are Gobbling Up Marketshare. eWEEK April 11, 2017. URL: http://www.eweek.com/cloud/why-hyperscale-cloud-providers-are-gobbling-up-marketshare (дата обращения: 15.03.2020).

11. Купревич Т. С. Цифровые платформы в мировой экономике: основные направления и тенденции развития // Економiчний вкник ушверситету. 2018. Вип. 37(1). С. 311-318.

12. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики. Вестник международных организаций. Т. 13. № 2. С. 143-172 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996

13. Никаноров С. П. Концептуализация предметных областей. Серия «Концептуальный анализ и проектирование» Методология и технология. М.: Концепт, 2009. 268 с.

14. World Economic Forum, Digital Transformation Initiative. Unlocking $100 Trillion for Business and Society from Digital Transformation. Executive Summary, January 2017 (In collaboration with Accenture).

15. FROST & SULLIVAN: «Состояние и перспективы мирового и российского рынка микроэлектроники». URL: https://media.rbcdn.ru/media/reports/FS_ Мировой_и_рос-сийский_рынок_микроэлектроники.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

16. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от № 1746. 21 декабря 2019 г.

17. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федеральный закон № 187-ФЗ от 26 июля 2017 г.

18. Коммерсантъ. 2019. 26 дек.

19. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения го-

петербургский экономический журнал • № 2 • 2020 i

сударственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ № 1236 от 16 ноября 2015 г.

20. Статья: Российское_программное_обеспечение_(Отечественное_ПО), 2019/12/23 14:30:40. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 15.03.2020).

21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 405-ФЗ от 2 декабря 2019 г.

22. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ № 1236 от 16 ноября 2015 г. (ред. от 30.03.2019) (вместе с «Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств-членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации»).

23. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.

24. Katz Raúl The Transformative Economic Impact of Digital Technology. The united nations commission on science and technology for development, 18th session, Geneva, Item 3: Science and technology for development, 6 May 2015, Contribution by Institute for Tele-Information, Columbia University. 2015. 4-8 May. Р. 11.

25. Цифровая экономика Российской Федерации: Национальная программа. Распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28 июня 2017 г.

26. Моденов А. К., Власов М. П., Лелявина Т. А. Бобошко А. А., Дурандина А. П., Орловская Т. Н. Развитие цифровой экономики как фактор повышения уровня экономической безопасности страны: монография / под ред. А. К. Моденова. СПб.: СПбГАСУ, 2019. 272 с.

27. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий в рамках поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, с применением льготного кредитования: Постановление правительства РФ № 1598 от 5 декабря 2019 г.

28. О государственной программе Российской Федерации. Информационное общество (2011-2020 годы): Распоряжение Правительства РФ № 1815-р от 20 октября 2010 г.

29. Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий ("дорожную карту") по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы: Распоряжение Правительства РФ №1189-р от 3 июня 2019 г.

30. Абрамов С. Суперкомпьютеры: обратные рекорды // Наука и жизнь. 2019. № 1. С. 42-45.

31. Клочкова Е. Н., Леднева О. В. Оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA/f73457f75b45591b44257d63004afbf9 (дата обращения: 15.03.2020).

32. Lacy P. & Rutqvist J. (2015). Waste to Wealth. Business & Finance, Management & Leadership, Production & Operations Management, 2015. Р. 305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.