Научная статья на тему 'Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления'

Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4514
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАРЬЕРЫ И ДРАЙВЕРЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITALIZATION / BARRIERS AND DRIVERS OF DIGITAL TRANSFORMATION / INFORMATION SECURITY / IT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митяева Наталия Вячеславовна, Заводило Ольга Владимировна

Цифровизацию экономики и бизнеса тормозит ряд проблем. Главным препятствием, которое мешает получить ожидаемые результаты от внедрения цифровых технологий, является отсутствие специалистов необходимой квалификации. На российском рынке уже есть несколько успешных примеров того, как компании решают эту проблему, инвестируя в обучение реальных и потенциальных работников. Остальные проблемы сводятся к преодолению технологического наследия прошлых лет и несовершенству инфраструктуры компаний. В статье раскрыты барьеры на пути цифровой трансформации и предложены пути их преодоления в целях ускорения перехода российской экономики на цифровые платформы развития. Высказана и доказана гипотеза, что преодоление барьеров на пути цифровой трансформации способствует превращению организации в структуру, способную постоянно видоизменяться. Доказано, что принципиальное значение для эффективности цифровой трансформации имеют государственные меры, направленные на развитие цифровой инфраструктуры, снижение барьеров в отраслях цифровой экономики, повышение уровня использования цифровых технологий, обучение и переквалификация специалистов, обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIERS TO DIGITAL TRANSFORMATION AND WAYS TO BREAK THEM

Digitalization of economy and business is hindered by a number of problems. The main obstacle that prevents getting the expected results from the introduction of digital technologies is the lack of experts with necessary qualifi cations. There are already several successful examples on the Russian market of how companies solve this problem by investing in training existing and potential employees. The other problems boil down to overcoming technological legacy of the past and inadequate infrastructure. The article reveals barriers to digital transformation and suggests ways to overcome them in order to accelerate the transition of the Russian economy to the path of digital development. The authors propose and prove a hypothesis that overcoming barriers to digital transformation facilitates the transformation of an organization into a structure capable of constantly changing. It is argued that success of digital transformation depends on state measures aimed at developing digital infrastructure, reducing barriers in the digital economy, stimulating the use of digital technologies, training and retraining experts, ensuring confi dence in the reliability and security of digital infrastructure, and risk assessment

Текст научной работы на тему «Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления»

Nataliya Vyacheslavovna Mityaeva,

Doctor of Economics, professor,

head of the department of theory of economics,

Saratov socio-economic institute (branch)

of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Vladimirovna Zavodilo,

PhD in Economics,

associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338(470+571)

Наталия Вячеславовна Митяева,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

45» аАпаб 1 (Ун yandex.ru

Ольга Владимировна Заводило,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

zawodilo@yandex.ru

БАРЬЕРЫ ЦИФРОВОМ ТРАНСФОРМАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Цифровизацию экономики и бизнеса тормозит ряд проблем. Главным препятствием, которое мешает получить ожидаемые результаты от внедрения цифровых технологий, является отсутствие специалистов необходимой квалификации. На российском рынке уже есть несколько успешных примеров того, как компании решают эту проблему, инвестируя в обучение реальных и потенциальных работников. Остальные проблемы сводятся к преодолению технологического наследия прошлых лет и несовершенству инфраструктуры компаний. В статье раскрыты барьеры на пути цифровой трансформации и предложены пути их преодоления в целях ускорения перехода российской экономики на цифровые платформы развития. Высказана и доказана гипотеза, что преодоление барьеров на пути цифровой трансформации способствует превращению организации в структуру, способную постоянно видоизменяться. Доказано, что принципиальное значение для эффективности цифровой трансформации имеют государственные меры, направленные на развитие цифровой инфраструктуры, снижение барьеров в отраслях цифровой экономики, повышение уровня использования цифровых технологий, обучение и переквалификация специалистов, обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, барьеры и драйверы цифровой трансформации, информационная безопасность, ИТ-инфраструктура.

BARRIERS TO DIGITAL TRANSFORMATION AND WAYS TO BREAK THEM

Digitalization of economy and business is hindered by a number of problems. The main obstacle that prevents getting the expected results from the introduction of digital technologies is the lack of experts with necessary qualifications. There are already several successful examples on the Russian market of how companies solve this problem by investing in training existing and potential employees. The other problems boil down to overcoming technological legacy of the past and inadequate infrastructure. The article reveals barriers to digital transformation and suggests ways to overcome them in order to accelerate the transition of the Russian economy to the path of digital development. The authors propose and prove a hypothesis that overcoming barriers to digital transformation facilitates the transformation of an organization into a structure capable of constantly changing. It is argued that success of digital transformation depends on state measures aimed at developing digital infrastructure, reducing barriers in the digital economy, stimulating the use of digital technologies, training and re-training experts, ensuring confidence in the reliability and security of digital infrastructure, and risk assessment.

Keywords: digital transformation, digitalization, barriers and drivers of digital transformation, information security, IT infrastructure.

Увеличение сложности общественных структур и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, вызывающие колоссальный рост потоков данных, выдвигает на первый план вопрос о формировании цифровой экономики.

Важность протекающих процессов позволила выдвинуть вопрос о формировании нового типа экономики - цифровой, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, хранения, обработки, передачи и использования, увеличивающегося день за днем объема данных.

Немаловажное значение для эффективности цифровой трансформации имеют барьеры, с которыми сталкиваются субъекты российской экономики, и пути их преодоления.

Барьерами на пути цифровой трансформации выступают следующие явления и процессы современной российской действительности.

Статичность (консервативность) корпоративных культур. У большинства фирм сохраняется консервативная природа корпоративной культуры, склонная избегать резких изменений или потрясений, имеющая ограниченные возможности по управлению изменениями.

НБЫ1994-5094 ♦-

21 -♦

Мы считаем, что зачастую с пониманием дальнейшего развития компании приходит и понимание морального устаревания текущих систем как инструмента достижения результатов. Часто консервативность корпоративной культуры обусловлена недостатком знаний и навыков в области дигита-лизации бизнеса.

Дефицит адекватных технических навыков у персонала, получившего новый функционал. Статистические исследования свидетельствуют, что треть респондентов совершенно не готовы к цифровым преобразованиям. Причина - отсутствие требуемых навыков и дефицит кадров в таких областях, как бизнес-аналитика, кибербезопасность, ИИ и робототехника, большие данные / аналитика и облачные технологии [4].

Выявлено, что ИТ-директора испытывают сложности с технической экспертизой, ощущают нехватку сотрудников с деловой хваткой и навыками сотрудничества. Эти качества являются неотъемлемой частью цифрового предприятия, где интересы ИТ-бизнеса пересекаются и где DevOps не является чем-то экзотическим. Опытные в процессе цифровизации руководители призывают наладить связи с отделом кадров и разработать стратегию обучения и найма нужных сотрудников.

Для преодоления этого барьера мы считаем целесообразными следующие меры:

1) целенаправленная подготовка кадров, обладающих знаниями и навыками по вопросам автоматизации и дигитализации бизнеса. Поиск и подготовку кадров разработчики ПО в сфере автоматизации бизнеса и компании-интеграторы должны возводить в приоритет. Следует в постоянном режиме заниматься освещением вопросов управления бизнес-процессами, документооборота, кадровой автоматизации, показателей эффективности. Целесообразно проведение большего количества веби-наров и курсов на эту тему - только в этом случае возможно сформировать рынок специалистов и понимание и видение необходимых изменений у владельцев бизнеса;

2) регулярное «просвещение» рынка по вопросам автоматизации бизнес-процессов и цифровой трансформации бизнеса. Это могут быть регулярные вебинары, очные курсы по ИТ-специальностям для всех желающих, активное сотрудничество с вузами. Перспективно масштабирование офлайн-опыта успешных цифровых фирм в онлайн-про-странство;

3) изменение технологической команды, созданной для обеспечения эффективной цифровизации компании: члены этой команды должны быть способны в кратчайший срок приобрести навыки, необходимые для работы в новой среде. В начале цифровых преобразований только 15% руководителей обладают навыками, необходимыми для внедрения цифровых процессов. В этой связи целесообразно выявление ключевых навыков, которые требуются для работы с такими технологиями, как ИИ, блокчейн, цифровая безопасность и облачные вычисления. Представляется, что свое-

образный профессиональный стандарт работников, задействованных в цифровизации бизнеса, будет создан нескоро или вообще не будет создан в силу быстротечности преобразований, изменчивости знаний, навыков и умений.

Проблемы обеспечения безопасности при пользовании цифровыми продуктами и услугами. Информационная безопасность касается технологических рисков, приемов людей, пытающихся воспользоваться уязвимостями и незаконными возможностями новых технологий, методов, которыми можно противостоять этим людям и этим рискам. Мы считаем, что необходимо смотреть на очередную волну новых технологий с точки зрения сопутствующих им рисков.

Переход в облако ставит компанию перед большим количеством угроз. Ситуация может усугубляться агрессивной временной шкалой, выбранной компанией для перевода унаследованного софта в облако. Чтобы провести операцию как можно более гладко, ИТ- и ИБ-департаменты должны разработать схему сертификации. Все входящие технологии, которые соединяются с внутренней инфраструктурой, должны проходить аудит на предмет соответствия - такие действия помогут фирме обеспечить контролируемый уровень рисков [2, с. 65-73].

Неравномерность и асинхронность темпов преобразований. На практике одни предприятия морально и технически не готовы к экспериментам в области цифровизации, тогда как другим мешает наследие в виде устаревшей инфраструктуры. Следует иметь в виду, что важна не сама готовность изменяться, а темп изменений: слишком быстрый темп может «перегрузить» компанию, слишком медленный - отбить интерес к трансформации. В качестве примера можно привести облачных провайдеров, которые внедряют инновации гораздо быстрее, чем ИТ-службы предприятий, и этот уровень изменений может превратиться в непрестанное приспособленчество, от чего будут страдать как корпоративные службы, так и сотрудники.

Устаревшая инфраструктура, разрозненность ИТ-отделов и бизнес-структур. 49% топ-менеджеров в Европе, Африке и на Ближнем Востоке считают, что развитию их компаний мешают устаревшие оборудование и ИТ-системы. В частности, разрозненность отделов по служебной линии препятствует установлению взаимосвязей ИТ-службы и бизнес-подразделений. Специалисты считают, что облако следует рассматривать как ключевой компонент инфраструктуры современного цифрового предприятия, как адаптивную технологическую инфраструктуру для управления комплексной мультиоблачной средой со встроенными внутренними политиками управления и безопасности, в равной степени удовлетворяющими требованиям ИТ и бизнеса.

Данный барьер можно преодолеть путем выхода за рамки ограниченных возможностей аналитики и нагромождения ручных процессов унаследованных инфраструктур и внедрения роботизацию бизнес-процессов, машинного обучения, искус-

ственного интеллекта и других новых технологий, которые предназначены для обработки данных и принятия решений в ускоренном режиме. Опыт передовых стран свидетельствует, что облачные технологии и передовая аналитика наделяют предприятия конкурентными преимуществами. Фирмы, приступающие к модернизации своих организаций, должны быть нацелены на формирование инфраструктуры, позволяющей создавать и масштабировать софт на протяжении не менее 10 лет. Инвестирование в цифровые технологии должно осуществляться без отрыва от основных бизнес-инициатив - это позволит понять ценность, которую они приносят предприятию, и обеспечит их включенность в производственные и технологические процессы.

Рассогласованность бизнес-целей и целей цифровых преобразований. Большинство представителей высшего руководства рассматривают цифровую трасформацию как основу своих бизнес-стратегий; совет директоров оказывает давление на них, стремясь ускорить темп преобразований.

Следует иметь в виду, что разные темпы циф-ровизации в головах специалистов разных служб и на практике чреваты отвлечением от основных бизнес-процессов и могут повредить компании. Количество изменений с каждым годом будет нарастать, поэтому ИТ-служба должна определить, может ли она с ними справляться. Руководство компании в этом случае должно занять твердую позицию и направить свои усилия на разработку стратегии, методологии и на контроль над цифровыми новшествами. Зарубежные ИТ-фирмы разработали специальную стратегию «N-minus-one», которая предусматривает отказ от новейшей функции, внедряемой облачным провайдером, в пользу более старой (так называемой «на шаг назад»), но и более стабильной функции.

На практике наблюдается отсутствие взаимосвязи между переустройством 1Т-инфраструктуры и преследованием бизнес-целей. У многих руководителей могут быть собственные планы в отношении цифровизации, и они бывают очень убедительными, отстаивая свои интересы, но стратегии могут разниться с целями, приносящими прибыль. Предприятие должно отталкиваться от плана трансформации, который учитывает интересы всех сторон.

Возможно такое развитие событий, когда ИТ-службам не удавалось нащупать точки соприкосновения с ключевыми точками, которые обеспечивают достижение бизнес-целей, что приводило к сокращению финансирования ИТ или сворачиванию программы цифровизации. Для успешной цифровизации руководству нужно наметить схематический план, в котором будет представлено его видение трансформации и пути достижения цели. Схема должна быть презентабельна, поэтому ее лучше выстроить в виде «смелых шагов», которые должны пересекаться с ключевыми драйверами роста компании, формулировать и активировать

новые способы мышления, модели поведения, навыки и способы взаимодействия между сотрудниками.

Моральная неготовность сотрудников к изменению организационных структур, нежелание участвовать в цифровой трансформации или профессиональная неготовность к ним. Помимо готовности осваивать новые навыки, ИТ-командам и бизнес-подразделениям нужно изменить свое отношение к цифровизации. Опыт свидетельствует, что большинству сотрудников не нравятся резкие изменения.

В целях преодоления негативного отношения к мероприятиям, связанным с цифровизацией, предприятие должно продемонстрировать значимость трансформации на всех уровня. Решимость и уверенность руководства должна показать, что предприятие выбрало стратегию цифровизации и не намерено сворачивать с выбранного пути. Такая твердость поспособствует тому, что сотрудники должны ощутить мотивацию к изучению новых способов работы и изменить способ мышления.

Целесообразно провести среди сотрудников разъяснительную работу, которая смоделирует итоги трансформации в позитивном ключе. Например, реальный эффект дает проведение открытых дискуссий, мотивирующих семинаров и тренингов, на которых сотрудники обсуждают беспокоящие их моменты цифровизации.

Дороговизна цифровых преобразований и специфический моральный износ цифровых продуктов и услуг. Препятствие, с которым сталкивается зрелая организация при цифровой трансформации, - «зоопарк» внедренных ИТ-решений [1, с. 181-182]. В этом случае компании сталкиваются с проблемой интеграции цифровых решений в рамках единых сквозных процессов, обновления систем, морального устаревания решений.

Тормоза в виде бюджетных ограничений частично можно устранить за счет использования полнофункциональных бесплатных версий системы, например ELMA Community. С ее помощью можно автоматизировать бизнес-процессы компании, не расходуя средства на приобретение дорогостоящих ИТ-продуктов.

Для результативных цифровых преобразований важно создание соответствующей материально-технической базы.

Цифровой сектор экономики базируется на современных технологиях, создаваемых электронной промышленностью:

- первый элемент - электронная промышленность, производство микрочипов, компьютеров и телекоммуникационных устройств, электроники бытового назначения;

- второй элемент - это компании, предоставляющие услуги в области цифровых технологий и использующие цифровые средства производства, хранения, управления данными.

Преодоление барьеров на пути цифровой трансформации - это те шаги, которые превращают ор-

ISSN 1994-5094 ♦-

23 -♦

ганизацию в структуру, способную постоянно видоизменяться, трудности придают ей гибкость и меняют саму ее культуру.

Рассмотрим в качестве примера системного преодоления барьеров цифровой трансформации компанию «Ростелеком», которая является одной из крупнейших коммуникационных компаний России, при этом по итогам 2018 г. доля цифрового сегмента (включает услуги широкополосного доступа в интернет, платное ТВ, VPN, VAS и облачные услуги) в выручке оператора составила свыше 40%. В структуру ПАО «Ростелеком» входят 79 филиалов (в том числе 7 макрорегиональных филиалов) и одно представительство. В компании «Ростелеком» работает более 130 тысяч сотрудников и обслуживается более миллиона клиентов.

Форма обслуживания ИКТ компании - это собственные технико-инженерные подразделения. Преимуществом данной формы является способность подразделений обеспечить с требуемым уровнем надежности бесперебойное функционирование компьютерной техники и исключить несанкционированный доступ к информации. Ключевыми функциями технико-инженерных подразделений компании являются: поддержание надежного и эффективного функционирования ИКТ; участие в разработке плана развития ИКТ; оперативный контроль технического состояния и эксплуатации ИКТ, подготовки их к работе; определение потребности в средствах на финансирование необходимых работ по технико-инженерному обеспечению ИКТ; обеспечение всех технических и программных средств бесперебойным питанием; взаимодействие с государственными органами по вопросам, которые относятся к компетенции технико-инженерной службы.

Решение собственно управленческих задач не является приоритетным направлением использования ИКТ в компании. В первую очередь именно рутинные операции подвергаются компьютеризации, такие как поиск нужной информации, написание и редактирование текстов, документооборот.

Изучив особенности применения ИКТ в компании, можно выделить основные проблемы, возникающие при использовании информационно-коммуникационных технологий (таблица).

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в ПАО «Ростелеком», 2018 г.

Проблема Уд. вес, %

Недостаток финансирования 63,7

Недостаток квалификации сотрудников 30,4

Непонимание необходимости адаптации формы и содержания 20,6

Консерватизм сотрудников 20,6

Консерватизм руководства 13,7

Несовершенство технического оборудования 9,8

Прочее 5,9

В ходе выявления проблем использования ИКТ были опрошены эксперты-сотрудники различных филиалов ПАО «Ростелеком», которые выделяли основные, на их взгляд, проблемы. Один сотрудник мог указать несколько проблем. С большим отрывом лидирует недостаток финансирования на приобретение, расширение и модернизацию сферы использования информационных технологий; в два с лишним раза реже возникают проблемы с недостаточной квалификацией сотрудников; серьезным препятствием является непонимание необходимости адаптации формы и содержания, консерватизм руководства и сотрудником играют немалую роль в повышении эффективности. Несовершенство технического обслуживания в этом перечне занимает последнее место с весьма низким рейтингом.

Помимо вышеперечисленных проблем, также весьма значительны при управлении информационно-коммуникационными технологиями ПАО «Ростелеком» проблемы, связанные с безопасностью информации, к которым можно отнести следующие:

- кража конфиденциальной информации: на телекоммуникационном предприятии могут стать известны планы или стратегии компании, и данной информацией могут воспользоваться конкуренты для получения преимуществ на рынке;

- сохранение целостности данных: не только злоумышленники могут нарушить целостность данных, но и рядовые работники, если они некачественно выполняют свои обязанности или непроизвольно допускают ошибки;

- заражение информационной системы предприятия вирусом: чревато катастрофическими последствиями, как, например, полная блокировка работы предприятия;

- непрерывное поддержание работоспособности системы: вся работа осуществляется посредством интернет-технологий;

- несанкционированный доступ к информации, при получении доступа к информации нелегитимными пользователями, может возникнуть утечка данных с предприятия, нарушение целостности информации и т. д.

Для информационной защиты в компании применяются различные физические, технические, аппаратные и программные средства.

Таким образом, барьерами на пути цифровой трансформации выступают следующие явления и процессы современной российской действительности:

- статичность (консервативность) корпоративных культур;

- дефицит адекватных технических навыков у персонала, получившего новый функционал;

- проблемы обеспечения безопасности при пользовании цифровыми продуктами и услугами;

- неравномерность и асинхронность темпов преобразований;

- устаревшая инфраструктура, в частности, разрозненность 1Т-отделов и бизнес-структур;

- рассогласованность бизнес-целей и целей цифровых преобразований;

- моральная неготовность сотрудников к изменению организационных структур, нежелание участвовать в цифровой трансформации или профессиональная неготовность к ним;

- дороговизна цифровых преобразований и специфический моральный износ цифровых продуктов и услуг.

Каждый барьер может быть преодолен комплексом мер, которые в ближайшем будущем будут включены в механизм цифровой трансформации [3].

Принципиально значение для эффективности цифровой трансформации имеют меры, реализуемые государством и направленные на развитие цифровой экономики:

- развитие инфраструктуры, позволяющей формировать новые модели ведения бизнеса и построения научных и социальных сетей;

- снижение барьеров в отраслях цифровой экономики; повышение уровня использования цифровых технологий, обучение и переквалификация специалистов;

- обеспечение доверия к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры, оценка рисков;

- развитие цифрового сектора экономики.

1. Агранат А.Р., Орехова Е.А., Туманов Р.А. Tezos - основная крипта // Вестник современных исследований. 2018. № 11. 2 (26). С. 181-182.

2. Данилова Н.Ф., Сараева И.В. Глобальное цифровое пространство: перспективы и угрозы для экономического развития стран // Вестник Саратовского университета. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 1. С. 65-73.

3. МанохинаН.В. Индустрия 4.0 и потенциал цифровой экономики в условиях российской реальности // XXI век: новая реальность социально-экономического развития мира и России: монография / рук. исслед.: В.И. Гришин, Г.П. Журавлева, В.В. Смагина. М.; Тамбов: Издат. дом «Державинский», 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Цифровая грамотность для экономики будущего / Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Р.Г., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А.; Аналитический центр НАФИ. М.: Изд-во НАФИ, 2018. URL: http://nafi.ru/upload/ iblock/8f0/8f019c7e455b141dd16f56a1a926bdd0.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.