Научная статья на тему 'Особенности экономического взаимодействия стран - членов Евразийского экономического союза после присоединения к ВТО'

Особенности экономического взаимодействия стран - членов Евразийского экономического союза после присоединения к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЧЛЕНОВ ЕАЭС / НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРИЧИНЫ РАЗНОГЛАСИЙ СТРАН ЧЛЕНОВ ЕАЭС / WTO / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION / PRINCIPLES OF ECONOMIC POLICY OF THE MEMBER STATES OF THE EAEU / DIRECTIONS OF FOREIGN TRADE POLICY / MACROECONOMIC EFFECT / THE REASONS FOR THE DIFFERENCES AMONG THE MEMBER STATES OF THE EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завгородний А.Ф.

В статье рассматривается состав, предназначение ЕАЭС, показываются различия в принципах организации и проведения экономической политики стран членов ЕАЭС, раскрываются стратегические задачи. Автором отмечаются как негативные последствия в экономике стран вследствие присоединения ЕАЭС к ВТО, так и перспективные направления во внешнеторговой политике. Отмечаются также основные причины возникающих разногласий в ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ECONOMIC COOPERATION AMONG MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AFTER ACCEDING TO WTO

The article focuses on the composition, purpose of the EAEU and differences in the principles of organization and implementation of economic policy of the EAEU member states are shown. The author considers as negative effects in the economies of countries arising from accession to WTO as the ways ahead in foreign trade policy. The main reasons of disputes in the EAEU are shown as well

Текст научной работы на тему «Особенности экономического взаимодействия стран - членов Евразийского экономического союза после присоединения к ВТО»

S «

S §

X

s

л s о

X X

w

SS

Ch

cq О

и

w

S3

0

с w 3

1

л

<

S

H «

УДК 339.9

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО

Завгородний Александр Федорович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры международных экономических отношений, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор, e-mail: alaxta@mail.ru

В статье рассматривается состав, предназначение ЕАЭС, показываются различия в принципах организации и проведения экономической политики стран - членов ЕАЭС, раскрываются стратегические задачи. Автором отмечаются как негативные последствия в экономике стран вследствие присоединения ЕАЭС к ВТО, так и перспективные направления во внешнеторговой политике. Отмечаются также основные причины возникающих разногласий в ЕАЭС

Ключевые слова: ВТО; Евразийский экономический союз; принципы организации экономической политики стран - членов ЕАЭС; направления внешнеторговой политики; макроэкономический эффект; причины разногласий стран - членов ЕАЭС

FEATURES OF ECONOMIC COOPERATION AMONG MEMBER STATES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AFTER ACCEDING TO WTO

Zavgorodny Alexander F.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of International Economic Relations, Honourable Worker of higher education of the Russian Federation, Doctor of Historical Sciences, Professor, e-mail: alaxta@mail.ru

The article focuses on the composition, purpose of the EAEU and differences in the principles of organization and implementation of economic policy of the EAEU member states are shown. The author considers as negative effects in the economies of countries arising from accession to WTO as the ways ahead in foreign trade policy. The main reasons of disputes in the EAEU are shown as well

Keywords: WTO; the Eurasian Economic Union; principles of economic policy of the member states of the EAEU; directions of foreign trade policy; macroeconom-ic effect; the reasons for the differences among the member states of the EAEU

Для цитирования: Завгородний А.Ф. Особенности экономического взаимодействия стран - членов Евразийского экономического союза после присоединения к ВТО // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66). С. 54-58.

Известно, что договор о создании ЕАЭС (далее - Союз) был подписан 29 мая 2014 г. в Астане. Подписи поставили президенты Беларуси, России и Казахстана. Документ вступил в силу 1 января 2015 г. В дальнейшем к ЕАЭС присоединилась Армения (1 января 2015 г.) и Кыргызстан (12 августа 2015 г.).

Главная цель ЕАЭС - модернизация экономик, рост производительности труда на базе инновационных технологий, повышение конкурентоспособности продукции различных отраслей (прежде всего экспортных), что в конечном итоге должно обеспечить рост доходов, благосостояния и качества жизни населения стран-членов [1].

Значительное сходство уровня развития экономики стран - членов ЕАЭС в немалой степени предопределило и, в конечном счете, послужило их объединению. Но исторический опыт свидетельствует, что все участники Союза существенно отличаются по экономическому потенциалу, структуре и механизму национальных экономик, принципам организации и, что важно, - по проведению собственной экономической политики.

При образовании ЕАЭС стратегическими задачами было определено [2]:

- создание условий для свободного движения товаров, капиталов, технологий, рабочей силы;

- согласование таможенной, торговой, валют-но-финансовой политики;

- формирование однотипных механизмов регулирования национальных экономик на рыночной основе, модернизация ведущих отраслей экономики, повышение их конкурентоспособности и эффективности;

- сближение основ законодательства в гражданском, налоговом, уголовном и административном праве.

Прошедшие три года с момента создания ЕАЭС дали некоторые положительные результаты. Так, за девять месяцев 2017 г. рост взаимной торговли составил 26,7 %, достигнув примерно $44 млрд. Взаимная торговля увеличилась по всем межстра-новым товарным потокам от 123 до 136 % по большинству товарных позиций. Стоимостной объем поставок несырьевых товаров на рынок союза в январе-октябре 2017 г. увеличился на 32,7 % при росте

общего объема экспорта на 27,7 %. Укрепляются внешнеэкономические связи. Объем внешней торговли продукцией ЕАЭС со странами, не входящими в Союз, за этот же период составил $450,8 млрд: экспорт - $274,3 млрд, импорт - $176,5 млрд.

Так, уровень товарооборота между Россией и Беларусью по итогам 2017 г. достиг $26 млрд, что на 22,2 % выше объемов торговли в 2016 г. Беларусь входит в пятерку главных торговых партнеров России. Доля России во внешней торговле с республикой Беларусь составила 51,3 %.

Сотрудничество стран - членов ЕАЭС дает, например, определенные преференции Киргизии. Это проявляется в том, что для Киргизии упрощены процедура и правила, регулирующие трудовую миграцию, позволившие работать в России почти 600 тыс. выходцам из республики. Трудящиеся мигранты и из Киргизии, и из других стран получили такие же права на трудоустройство, как и остальные граждане, входящие в Союз. Им дано право трудится на территории России без патентов, установленных квот, сдачи экзамена на знание русского языка и так далее.

Существенным плюсом для Армении стал рост экспорта в Россию - на 87 %, в основном это касается продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. На 10 % вырос в 2017 г. товарооборот между Москвой и Ереваном. Объем экспортных поставок Республики Армения на рынок ЕАЭС по всем товарным группам вырос в полтора раза.

Быстрый рост производства автомобилей показал Казахстан, создав свои сборочные предприятия, открыв международные концерны. По сравнению с 2016 г. объем выпуска автомобилей в республике вырос в 4 раза, открыв новые рынки сбыта на территории стран - членов ЕАЭС.

В совместной деятельности успехи стран - членов ЕАЭС, безусловно, имеются, но наблюдаются и не решенные до настоящего времени вопросы [3].

Во-первых, существующий дисбаланс внутри Союза. Если считать, что экономика России в 2018 г. продолжит рост, то это положительно отразится на жизнедеятельности всего ЕАЭС. Однако необходимо отметить, что товарооборот между государствами-членами внутри Союза остается мизерным (Беларусь - Казахстан, Беларусь - Армения, Беларусь - Киргизия). Для решения этой проблемы необходимо вывести напрямую торговые отношения между странами.

Во-вторых, малый объем внутренней торговли инвестиционными товарами, которые в перспективе обеспечат прибавочную стоимость за счет выпуска машин, оборудования. В этом вопросе определенный рост приходится на долю Беларуси, которая пытается размещать сборку выпускаемой продукции (техники) на территории Казахстана и России. Однако 90 % потребляемых инвестиционных товаров производится за пределами стран - членов ЕАЭС.

В-третьих, проблема создания единых рынков. Внутри Союза создан и успешно действует единый рынок фармацевтики. К 2025 г. планируется

создать единый рынок нефти и газа. В ближайшее время планируется создать единый рынок электроэнергии. Отсутствие таких рынков сдерживает развитие промышленности и ее техническое перевооружение.

В-четвертых, не до конца решен вопрос по техническим регламентам, которые постоянно уточняются, дорабатываются. Значительная доля продукции, поступающей в Россию из Казахстана или Беларуси, является либо китайского, либо европейского производства.

В-пятых, на повестку дня выдвигается вопрос о создании валютного союза. Отмечается возможность создания криптовалюты - единой валюты для стран - членов ЕАЭС.

В-шестых, немаловажное значение высшим руководством стран - членов ЕАЭС придается вовлечению в состав Союза новых государств. Известно, что интерес к сотрудничеству в рамках Союза выразили примерно 50 стран Азии, Европы и Латинской Америки. Страны - члены ЕАЭС ведут переговоры с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, с Израилем о свободной торговле, достигнуты договоренности о начале консультаций с Египтом, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром [4].

Но среди исследователей данной проблемы отношение к расширению ЕАЭС диаметрально противоположное. Эйфория от самого факта численного роста участников Союза постепенно сменилась более продуманным анализом «приобретения» ЕА-ЭС в лице Армении и Кыргызстана. Общие издержки количественного расширения ЕАЭС ложатся на плечи России и Казахстана. Интеграция с такими далекими соседями в сложных геополитических условиях 2015-2017 гг. оказывается слишком дорогостоящим проектом, несущим дополнительную нагрузку на государственный бюджет России [5].

Наибольший интерес в деятельности Союза и выгоды от участия в нем принадлежат таким государствам - членам ЕАЭС, как Беларусь, Армения и Кыргызстан. Например, Беларусь в рамках Таможенного союза получала наибольший результат, ежегодно имея в виде субсидий, преференций, дотаций $3-4 млрд. Сегодня Россия ежегодно поставляет в Беларусь до 25 млн т нефти. Это служит основой постоянно растущего экспорта нефтепродуктов из Беларуси в страны - члены Евросоюза. При этом таможенные пошлины от экспорта с 2016 г. полностью остаются в Беларуси. В 20102015 гг., по мнению специалистов, среднегодовой топливно-финансовый грант России составил 15 % ВВП Республики Беларусь [6].

Далее, прагматический интерес в ЕАЭС видит руководство Армении и Кыргызстана. До 2016 г. реэкспорт китайских товаров служил для Кыргызстана системным фактором экономики азиатской страны, был источником значительного «теневого бюджета». А будущее процветание этой страны связано не столько с перепродажей китайского

ширпотреба, сколько с модернизацией и реинду-стриализацией национальной экономики. Россия списала долги Кыргызстану, предоставила новые кредиты по линии совместного фонда. С 2015 г. Россия и Казахстан оказывают помощь Кыргызстану в создании современной таможенной и пограничной системы, осуществляют подготовку кадров для пограничной и таможенной служб [5].

Внешнеполитическая мировая ситуация и введенные санкции членами Евросоюза, США, Японией и другими странами против России обострили экономические противоречия внутри ЕАЭС. Современные кризисные условия стали генератором дополнительных трудностей всего процесса развития евразийской интеграции. Экономическая рецессия в России вызвала снижение спроса на экспортируемые из стран ЕАЭС товары, уменьшились потребности в миграционных ресурсах [7].

Однако 2017 г. стал первым за последнюю «пятилетку» годом, когда торговля государств ЕАЭС продемонстрировала резкий рост. Подъем экономики и оживление торгово-экономических связей в Союзе стали, пожалуй, главным событием ушедшего в историю года.

В январе-октябре 2017 г. торговля государств ЕАЭС с третьими странами выросла, по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., на 24,6 %, а в абсолютном выражении - на $100,1 млрд. При этом экспорт товаров, увеличившийся на 25,9 % ($63,5 млрд), рос быстрее импорта, который стал больше прошлогоднего на 22,5 % ($36,6 млрд). Превышение экспорта над импортом (январь-октябрь 2016 г. - $82,7 млрд) выросло до $109,6 млрд, означая, что общий торговый баланс ЕАЭС остается в «плюсе» [8].

Лидерами по темпам роста внешнего товарооборота оказались Россия и Казахстан. За десять месяцев 2017 г. объем их внешней торговли увеличился на 24,9 %. Но «качество» роста у Казахстана было лучше. Его экспорт увеличился на 32,6 %, а импорт -всего на 9,3, тогда как у России соотношение этих показателей составило 25,4 % и 24 соответственно. Второе место по темпам увеличения внешней торговли заняла Белоруссия (22 %), третье - Армения (20 %), четвертое - Киргизия (8,5 %).

Важнейшие показатели внешней торговли Российской Федерации в 2015-2017 гг. представлены в табл. 1 [9].

Таблица 1

Важнейшие показатели внешней торговли Россий-

ской Федерации в 2015-2017 гг. ($млрд)

Показатели По годам

2015 2016 2017

Товарооборот 526 468 584

Экспорт 344 286 357

Импорт 183 182 227

Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что товарооборот России в 2017 г., по сравнению с 2015 г., вырос на $58 млрд, экспорт - на $13 млрд, импорт - на $44 млрд.

Одной из главных причин роста внешнеторгового оборота стран - членов ЕАЭС стало повышение в начале 2017 г. цен на нефть. Именно ее удо -рожание вызвало опережающий прирост экспорта нефтедобывающих стран - России и Казахстана, а также экспортирующей нефтепродукты Белоруссии. По этой же причине у названных трех республик экспорт рос быстрее импорта.

Товарная структура внешней торговли стран -членов ЕАЭС в 2017 г. представлена в табл. 2 [10].

Таблица 2

Товарная структура внешней торговли стран -членов ЕАЭС в 2017 г.

Товарная структура внешней торговли стран - членов ЕАЭС

Экспорт Импорт

Наименование % Наименование %

Минеральные продукты (нефть, газ) 63,9 Продук- циямашиностроения 44,5

Металлы и изделия из них 10,6 Продукция химической пр омышленности 18,3

Продукция химической промышленности 6,0 Продовольствие и сельскохозяйственное сырье 12,1

По мнению ученых-экономистов совместные усилия во внешнеторговой политике стран - членов ЕАЭС в перспективе должны быть направлены:

- на поддержку инновационного потенциала передовых предприятий;

- на гармонизацию технических регламентов и стандартов, способствующих выпуску конкурентоспособной экспортной продукции и ликвидации технических барьеров в торговле. Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования были приняты членами Таможенного союза, но, к сожалению, они отличаются от международных стандартов. В 2015 г. в рамках ЕАЭС принято 35 общих технических регламентов, а именно:

- на создание рынка услуг, прежде всего финансовых. Свободная торговля услугами связи, транспортными услугами, электроэнергией - важное условие формирования реального общего рынка;

- на стимулирование международной производственной и научно-технической кооперации и специализации, создание единых высокотехнологичных производственных корпораций. Только за последние годы в России и Казахстане было создано более 5 тыс. совместных промышленных предприятий, а российско-белорусских - около 2,5 тыс. [5];

- на выполнение требований Договора о создании ЕАЭС с целью глубокого сближения, гармонизации норм гражданского, бюджетного, налогового, уголовного, административного права. В действительности каждая страна - член ЕАЭС исходит из своих национальных интересов;

- на дальнейшее совершенствование механизмов ЕАЭС, которое должно носить системный

и строго последовательный характер, быть объективно обоснованным.

Характерным является то, что для стран - членов ЕАЭС процесс интеграции в мирохозяйственные связи осуществляется параллельно с глубокой перестройкой национальных экономик и поиском оптимальных моделей развития. Россия, ставшая членом ВТО в августе 2012 г., сумела договориться о вступлении в организацию на более выгодных для себя условиях. России удалось сохранить относительно высокие ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию машиностроения и сельского хозяйства [11]. В рамках Таможенного союза установлены высокие ставки ввозных пошлин, в основу которых были взяты российские тарифы. Россия присоединилась к ВТО раньше своих партнеров по Таможенному союзу (Беларусь, Казахстан), её обязательства были положены в основу правовой системы ЕАЭС.

Созданная на основе норм и правил ВТО договорно-правовая база Таможенного союза для стран - членов ЕАЭС послужила определенной основой участия в организации. В ЕАЭС разработан и успешно действует механизм, позволяющий вносить коррективы в случае возникновения противоречий между обязательствами отдельных стран-членов.

По мнению ученых-экономистов А.П. Астра-ханцевой, Н.В. Попова, общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских республик, будет заключаться [12]:

- в снижении цены на товары при уменьшении логистических издержек на сырье, от экспорта национального готового товара;

- в стимулировании добросовестной конкуренции на рынке ЕАЭС на основе равноправного экономического сотрудничества;

- в увеличении конкуренции на рынке стран ЕАЭС, благодаря вхождению на рынок новых членов;

- в росте средней заработной платы трудящегося населения всех стран-членов, вследствие уменьшения издержек производства, повышения производительности труда;

- в наращивании отечественного производства из-за увеличения спроса на товары;

- в улучшении благосостояния народов стран -членов ЕАЭС в результате снижения цен на продукты питания и увеличения занятости населения;

- в повышении окупаемости новых технологий и товаров, за счет увеличения и расширения объёма внешнего рынка;

- в увеличении объема ВВП стран - членов ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как бы ни складывались дружеские отношения между странами - членами ЕАЭС, сегодня существуют и причины для разногласий:

- первая причина разногласий - различия в уровнях тарифной защиты между странами - членами ЕАЭС. Сложности возникли при приведении в соответствие обязательств России, которые были согласованы еще до формирования ЕАЭС, послужив основой для Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Средний

связанный уровень ЕТТ в ЕАЭС составляет 9,4 %. В 2018 г. Россия, выполняя обязательства перед ВТО, снизит ЕТТ до 7,7 %. Сегодня аналогичный показатель по всем товарам для Казахстана - 6,1 %, по сельскохозяйственным продуктам - 7,6, по остальным товарным позициям - 5,9 %. Это несоответствие может привести к ухудшению условий доступа иностранных партнеров на внутренний рынок Казахстана [13]. США и отдельные страны - члены Евросоюза стремились воспользоваться затянувшими переговорами Казахстана с ВТО. Главная цель - получить льготный доступ на внутренние рынки Евразийского экономического союза, численность населения которого составляла более 170 млн человек. Кроме этого, была предпринята попытка добиться от страны установления более низких таможенных тарифов по сравнению с теми, которые действовали в рамках Таможенного союза, обеспечив более либеральный доступ на внутренний рынок;

- вторая причина разногласий - в применении мер торгового регулирования. Т.М. Исаченко считает, что формирование зон свободной торговли и торговых блоков способствовало увеличению числа торговых споров [11]. Это объясняется тем, что либерализация торговли в рамках регионального объединения должна иметь всеобъемлющий характер, затрагивая наиболее чувствительные сектора экономики. В действительности, на начальном этапе, как правило, наблюдается увеличение числа торговых противоречий между участниками регионального Союза.

В статье Е. Таракановой [13] появилась информация, что внутри ЕАЭС возникли споры по торговому регулированию. Основная проблема заключается в том, что предмет внутренних споров - это либо товары, которые конкурируют по цене и качеству, либо меры политического характера. Выход из сложившейся ситуации предполагает развитие интеграционных процессов и формулирование целей и стратегии интеграции.

Вопрос разрешения споров между странами - членами ЕАЭС лежит в плоскости готовности решать их конструктивно на правовой основе. Для преодоления этих разногласий необходима политическая воля и плодотворно действующий механизм. Именно поэтому в ЕАЭС применяется юридическая модель «право Союза», что отражает международно-правовую природу данного межгосударственного объединения, международная правосубъектность которого имеет более сложный характер, чем у традиционных Международных межправительственных организаций (ММПО) [14].

В Армении, после вступления в ВТО (февраль 2003 г.), основные экономические показатели продемонстрировали рост. Заметно расширились экспортные возможности страны на европейские рынки. Вместе с тем возросла конкуренция в бизнесе, сократилось количество рабочих мест, снизилась покупательная способность, к тому же увеличился объем импорта продукции [15].

По итогам первого года функционирования России в ВТО был заметен рост импорта по товарам, ставка

для которых была снижена. На 34,6 % расширился импорт лекарственных средств, туалетных принадлежностей - на 21,3, полимеров - на 19,0, обуви и одежды - на 8,6, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - на 10,5 % [14]. Глава МИД Беларуси В. Макей в свое время заявлял, что вступление Казахстана в ВТО может замедлить интеграцию ЕАЭС [16].

Российский специалист А.Э. Мордвинова предполагала, что новые сложности в связи со вступлением Казахстана в ВТО - это явление временное [17]. Наиболее значительные изменения коснутся тех российских предприятий, которые ведут внешнеэкономическую деятельность через внешнюю границу ЕАЭС в Казахстане и Беларуси.

Известно, что в январе 2018 г. председательство в ЕАЭС перешло к России. В обращении к главам союзных государств Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил [18]:

- во-первых, продолжить устранение внутренних барьеров и ограничений с целью формирования общих рынков товаров и услуг, а также развивать политику импортозамещения;

- во-вторых, совершенствовать систему наднационального регулирования, в рамках которой с 1 января 2018 г. заработал новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Частью этой системы станет и подписанное в Алма-Ате соглашение по маркировке товаров, которое направлено на борьбу с контрабандой, «серым» импортом;

- в-третьих, активно продвигать цифровизацию экономики, включая электронную торговлю, отслеживание товаров, транспорта, таможню и другие отрасли;

- в-четвертых, как отмечалось ранее, необходимо продолжить формирование зон свободной торговли с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром, более тесных интеграционных форматов с другими странами СНГ и подготовить соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР.

В ежегодном послании 1 марта 2018 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо подчеркнул значение интеграционного объединения ЕврАзЭС. По мнению Президента России, ЕврАзЭС должен стать глобально-конкурентным интеграционным объединением [19].

Библиографический список:

1. Евразийский экономический союз. URL: http://xn----

ptblgjed.xn--p1ai/node/2525

2. Взаимная торговля товарами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2014 год. Статистический бюллетень; Евразийская экономическая комиссия. М.: Изд-во «Сам Полиграфист». 2015. 214 с: ил.

3. Долин В. Интеграция в действии: каких результатов достиг Европейский экономический союз в 2017 году. URL: http://sovereign-russia.ru/20865-integraciya-v-deystvii-kakih-rezultatov-dostig-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-v-2017-godu.html

4. Путин В.В. Международный форум. Один пояс, один путь. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/54491

5. Вьюнов В.Н., Филиппова М.Г., Мамедов Р.М., Коро-товский В.В. и др. Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС. URL: https://moluch.ru/ archive/112/28367/

6. Астраханцева А.П., Попов Н.В. Перспективы развития таможенных отношений внутри Евразийского экономического союза. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-razvitiya-tamozhennyh-otnosheniy-vnutri-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza

7. ЕАЭС: главный итог года - мощный рост торговли URL: https://www.ritmeurasia.org/ news--2017-12-31--eaes-glavnyj-itog-goda-moschnyj

8. Евразийский союз ждет цифровая трансформация. Итоги Межправительственного совета ЕАЭС. URL: http://www.ca-portal.ru/article:40638

9. Статистика внешней торговли Российской Федерации. URL: http://www.customs. ru/index.php?option = com_content&vie w = article&id = 26274:2018-02-12-11-28-37&catid=40:2011-01-24-15-02-45

10. Попов В.В., Нефёдова Я.М. Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 226-231. URL: https://moluch.ru/archive/139/39151/ (дата обращения: 22.05.2018).

11. Исаченко Т. Казахстан в ВТО - начало сложного пути URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=6482#top-content

12. Астраханцева А.П., Попов Н.В. Перспективы развития таможенных отношений внутри Евразийского экономического союза. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-razvitiya-tamozhennyh-otnosheniy-vnutri-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza

13. Тараканова Е. Россия использует ЕАЭС в своих интересах URL: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/ entry1008307954.html

14. Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист. 2015. № 1. С. 95-98. URL: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6436

15. Воздействие интеграционных процессов на государственное регулирование внешней торговли URL: https://cyberpedia.su/10x282a.html

16. Макей В. Вступление Казахстана в ВТО может замедлить интеграцию в рамках ЕАЭС. URL: http:// news.ivest.kz/95745273-vstuplenie-kazahstana-v-vto-mozhet-zamedlit-integraciyu-v-ramkah-eaes---glava-mid-belarusi

17. Мордвинова А.Э. Вступление Казахстана в ВТО затруднит функционирование ЕАЭС. URL: https://riss. ru/analitycs/21783/

18. Обращение Президента России к главам государств - членов Евразийского экономического союза. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56663

19. Основное содержание послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. 1 марта 2018 года. URL: http://www.garant.ru/news/1182551/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.