Экономика и планирование
территориальных
УДК 338.24:504.75
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕГИОНАХ
В статье рассмотрены современные теоретические подходы к моделированию системы управления устойчивым развитием рекреационного региона. Обоснована схема проектирования механизма эколого-экономического управления, рассмотрено содержание каждого блока задач в рамках системно-целевого и функционального подходов.
Ключевые слова: система рекреационного региона, системный анализ, системно-целевой подход, функциональный подход, функции управления.
In the article the modern theoretical approaches to the modeling of sustainable development governance recreational region. Substantiates the circuit design of the mechanism of ecological and economic management, reviewed the content of each block of tasks within the system-target and functional approaches.
Key words: system of recreational region, system analysis, system-oriented approach, the functional approach, the control function.
Комплекс проблем повышения эффективности использования рекреационных ресурсов требует, в том числе, совершенствования управления. При этом, с одной стороны, присутствует необходимость управления собственно предприятиями, занятыми в рекреационной сфере в соответствии с многофункциональным разделением труда при создании рекреационной услуги. Но не менее важной задачей является обеспечение на территории экологического баланса, поскольку рекреационный комплекс является частью региональной социально-экономической системы, которая в целом должна осуществлять деятельность с учетом экологических параметров окружающей природной среды [1], что также требует инструментов управления для согласованности действий. Таким образом, осуществление процесса управления на региональном уровне предполагает формирование организационной структуры эколого-экономического управления, позволяющей реализовать цели и задачи экологического плана, для чего анализировать и оценивать достигнутые результаты, координировать и прогнозировать деятельность экономических субъектов с учетом состояния окружающей природной среды. При этом в условиях нарастания экологических проблем региона совершенствование структуры эколого-экономического управления может являться необходимым условием для эффективного управления комплексом, но отмечаются определенные сложности в этом вопросе.
Н.М. Ветрова, А.А. Гайсарова
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Исследование проблем эколого-экономического управления на различных уровнях осуществлялось рядом ученых - Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. [2], Данилов А.И. [6], Липенков А.Д. [7], Буркинский Б.В., Степанов В.М., Харичков С.К. [1], Масленникова И.В. [8], Быстряков И.К. [3], Шевчук В.Я., Саталкин Ю.М., Навроцкий В.М. [9] и другие, хотя для рекреационных территорий подходы рассмотрены не полностью, что и определило цель данной статьи: выявление особенностей целей, функций и задач эколого-экономического управления рекреационными территориями в рамках теории систем и теории управления.
Построение механизма управления в любой сфере деятельности, в том числе и рекреационной, предполагает учет процессов, протекающих внутри рассматриваемой системы. Поэтому при этом целесообразно реализовывать современные положения системного анализа, преимуществом которого, отличающим его от других подходов исследования, является возможность выявить и учесть закономерности сложных, развивающихся систем с активными элементами [10]. Именно такими, с большим числом факторов различной природы, влияющих на решение задач, являются экономические системы организации современного производства, включая рекреационно-экономические системы территорий. При этом следует учитывать, что объективное и научное обоснование принятия решений в системах управления основывается на системных представлениях, подходах и методах системного анализа, которые помогают формализовать вербальное описание проблемной ситуации, с одной стороны, и интерпретировать формальные модели, связывать их с реальной действительностью, с другой [4]. Отдельно следует отметить, что успешное применение системного анализа зависит от определения целей исследований в рамках конкретной постановки задачи; наличия необходимой и достаточной для сформулированной задачи детализации описания объекта или ситуации; выбора подходов и методов системного анализа.
Кроме того, сложность социально-экономических систем при проектировании организационной структуры управления ими с учетом экологических параметров предопределяет использование метода имитационного моделирования в рамках системного анализа. Это связано с тем, что решение оптимизационных задач в рамках математических моделей, даже с использованием новейшего программного обеспечения, затруднительно, поскольку часто не представляется возможным формализовать критерий оптимальности организационной структуры, достаточно полно отражающей ее реальность [10]. Поэтому особое место в методологии системного анализа при разработке механизмов управления в системе, в общем, и эколого-экономического управления, в частности, занимают системно-целевой и функциональный подходы.
Применение системно-целевого подхода обеспечивает соответствие сложности организационной структуры управления разнообразию целей управляемой системы, а поиск параметров управляющей структуры осуществляется на множестве задач управления. Применение функционального подхода позволяет осуществить выбор необходимых в условиях системы (комплекса) функций под задачи управления путем иерархии целей («сверху») и определить параметры организационной структуры управления подходом «снизу», группируя задачи управления в функционально самостоятельные блоки, которые должны выполнять соответствующие звенья аппарата управления. Именно комбинирование двух подходов было использовано при разработке последовательности формирования модели механизма эколого-экономического управления рекреационным регионом (рис. 1).
На первом этапе выполняется постановка и формируется система целей объекта управления, субъекта управления, конкретизируется предметная область эколого-экономического управления. Поскольку объектом управления являются территориальные комплексы, имеющие рекреационную специализацию, то рассматриваются и
ранжируются задачи и цели комплекса по обеспечению процесса рекреации в условиях действия экологической доминанты.
Второй этап предполагает сбор первичной информации об объекте управления и выделение желаемых (предпочтительных, ожидаемых) показателей этого объекта, которые должны быть обеспечены в ходе функционирования системы. При этом выполняется сбор требуемого объема статистических данных о деятельности всех экономических субъектов рекреации и определяются параметры, характеризующие особенности хозяйственного механизма и результаты деятельности рекреационно-экономического комплекса. А с учетом сложности объекта управления - устойчивое развитие региона, производится сбор и обработка информации также и о состоянии экологических характеристик территории, на которой осуществляется организация рекреации. На этом этапе проявляется полиморфизм информационного обеспечения механизма эколого-экономического управления регионом.
На третьем этапе выполняется моделирование функций и задач управления. В соответствии с сущностью рыночного механизма в целом и особенностями рекреационной сферы необходимо рассмотреть содержание таких функций управления как координация и регулирование. Это связано с тем, что для достижения устойчивости развития территории при эффективной работе рекреационного комплекса необходимо обеспечить согласование действий различных элементов системы при принятии необходимых мер, устраняющих отклонения, которые возникают под влиянием системы факторов внешней и внутренней среды.
Этап Содержание этапа Блок задач
1 Постановочный 1.1. Определение объекта управления 1.2. Определение субъекта управления 1.3. Конкретизация предметной области эколого-экономического управления
2 Сбор информации об объекте эколого-экономического управления (ЭЭУ) 2.1. Определение отраслевых особенностей объекта управления 2.2.Формирование базы данных на основании различных информационных источников по объекту
3 Моделирование функций объекта эколого-экономического управления 3.1. Выявление специфики функций элементов социально-экономического комплекса рекреационного региона (КРР) 3.2. Выявление схем воздействия элементов социально-экономического КРР
4 Группировка целей и задач эколого-экономического управления по функциям элементов социально-экономического комплекса региона 4.1.Анализ состояния окружающей природной среды рекреационного региона. 4.2. Обоснование проблемной области по аспектам экологического состояния среды в результате функционирования отдельных элементов социально-экономического КРР
5 Разработка базовой модели механизма эколого-экономического управления рекреационным регионом 5.1. Выбор базовой модели механизма эколого-экономического управления на основе структуры и особенностей процесса эколого-экономического управления с позиций устойчивого развития территорий
6 Обоснование информационных потоков, принципов, методов, технологий в рамках организационной структуры ЭЭУ 6.1. Разработка базовых условий осуществимости управления 6.2. Обоснование особенностей методов управления и их конкретизация 6.3. Обоснование совокупности и параметров ресурсов управления
7 Формируется модель механизма эколого-экономического управления рекреационным регионом 7.1. Конкретизируются элементы механизма, взаимозависимости между ними, схемы потоков информации, инструментарий в соответствии с целями и задачами по обеспечению экологической безопасности рекреационного региона
Рис. 1. Схема процесса проектирования модели механизма эколого-экономического управления рекреационным регионом
На четвертом этапе целесообразно выполнение группировки целей и задач эколого-экономического управления по функциям элементов социально-экономического комплекса региона, что на пятом этапе позволяет разработать базовую модель организационной структуры управления устойчивым развитием рекреационной территории - осуществляется выбор схемы и методов расчета параметров системы управления, обеспечивающих возможности реализации управленческих задач.
На основе разработанной базовой модели в следующем блоке выполняется формулирование базовых условий осуществимости управления, обоснование особенностей методов управления и их конкретизация, а также совокупности и параметров ресурсов управления.
В процессе разработки модели эколого-экономического управления в условиях функционирования рекреационно-экономического комплекса региона конкретизируются элементы механизма, взаимозависимости между ними, схемы потоков информации, инструментарий в соответствии с целями и задачами по обеспечению устойчивого развития рекреационного региона.
В рассматриваемом подходе к формированию механизма эколого-экономического управления устойчивым развитием рекреационной территорией учитывается разработанная система целей социальной системы и рекреационного комплекса, отражающая совокупность задач, решение которых необходимо для обеспечения рекреационного процесса (рис.2).
Комплекс рекреационного региона
Подсистемы
Рекреационные предприятия региона Предприятия инфраструктуры рекреации региона
- лечебные (санатории, пансионаты с лечением, поликлиники курортов); - оздоровительные (пансионаты, детские лагеря, дома отдыха, базы отдыха); - туристские (туристские базы, гостиницы, мотели, спортивные объекты); - культурно-познавательные (исторические и культурные памятники, выставочные залы, театры, музеи) - транспортные; - по производству и переработке сельхозпродукции; - строительные; - питания (рестораны, кафе); - торговые; - промышленные (по производству товаров рекреации); - связи (почта, телефон, телеграф ВС); - коммунальные; - агентства, службы информации и рекламы; - финансовые институты; - системы образования и подготовки кадров
Цели подсистем
Эффективность создания рекреационных услуг Эффективность деятельности при обеспечении рекреации
Цель регионального рекреационного сектора - создание рекреационного продукта при обеспечении экологической безопасности в регионе
Рис. 2. Система целей комплекса рекреационного региона
Рассматривая совокупность целей социальной системы региона, следует отметить значимость решения экологических проблем как цель высшего уровня в современных условиях урбанизации. А при группировке подсистем целей экономических субъектов рекреационного комплекса на первый уровень выносят задачи создания рекреационных услуг различного вида. Согласно принципам функционального подхода к анализу проблем управления рекреационной сферой [5] следующей подсистемой целей является совокупность задач инфраструктуры рекреации: обеспечение транспортных услуг, организация питания, обеспечение производства сельскохозяйственной продукции, товаров для отдыха и туризма; обеспечение комплекса коммунальных услуг; обеспечение систем связи и торговли, строительство и реконструкция объектов рекреации. Предложенная система целей рекреационного комплекса всесторонне характеризует совокупность задач управления и увязывается с глобальной целью общественного развития региона - сохранение экологических параметры территории. На третьем этапе реализовано моделирование функций и задач управления устойчивым развитием рекреационной территорией в новых условиях хозяйствования (рис.3). В конкурентной среде с учетом особенностей рекреации повышается роль и значение функции регулирования, обеспечивающей многофункциональные связи и зависимости экономических субъектов комплекса при производстве рекреационных услуг. Представленная схема моделирования позволяет определить основные функции и задачи управления рекреационным комплексом как системой.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНА (РР) Природная среда \ Социально-экономическая подсистема
Цель эколого-экономического управления РР: обеспечение устойчивого развития рекреационного региона
Задачи эколого-экономического управления РР
1.Задачи, определяемые состоянием окружающей среды региона 2. Задачи, определяемые системой рекреации 3.3адачи, определяемые социально- экономической средой
1.1. Обеспечить рациональность природопользования 2.1. Обеспечить целесообразные объемы предложения рекреационных услуг 3.1. Оптимизировать доходы региона
1.2.Обеспечить экологический мониторинг 2.2. Обеспечить развитие видов услуг 3.2. Оптимизировать занятость
1.3. Поддержать экологически безопасное состояние природной среды 2.3. Обеспечить сбалансированные действия подсистем рекреационного комплекса 3.3. Воздействовать на спрос на услуги рекреационного профиля
1.4.Обеспечить экологизацию жизни общества
Функции эколого-экономического управления
Регулирование Организация Планирование Мотивация Контроль
Рис. 3. Функции и задачи эколого-экономического управления в рамках целей обеспечения устойчивого развития рекреационного региона
При разработке модели эколого-экономического управления рекреационным регионом, объединяющим экономических субъектов различных отраслей, форм собственности и подчиненности, исходили из того, что эффективное управление возможно лишь на государственном уровне. Это определяется масштабностью (уровень
значимости) задач управления рекреационной сферой, взаимосвязями и взаимозависимостями между участниками, которые определяют содержание функций управления рекреационным комплексом.
С целью совершенствования эколого-экономического управления на территории, имеющей рекреационную систему в условиях конкурентной экономики, для сбалансированного использования имеющихся рекреационных ресурсов и развития регионального рекреационного комплекса как социально-экономической системы с активными элементами выявлена необходимость решения проблем государственного регулирования такой системы с учетом экологических целей как целей высшего порядка. Это определяется многофункциональным разделением труда при создании рекреационной услуги и комплексом задач охраны окружающей природной среды при наличии региональных экологических составляющих жизнеобеспечения, что в рамках системного подхода позволяет обеспечить научную основу предложений по совершенствованию механизма эколого-экономического управления рекреационным регионом.
На основе выявленных закономерностей функций, задач и целей эколого-экономического управления в рамках системно-целевого и функционального подходов обоснован подход к разработке базовой концептуальной модели управления устойчивым развитием рекреационного региона.
Литература
1. Буркинский Б.В. Природопользование: основы эколого-экономической теории. / Б.В. Буркинский, В.М. Степанов, С. К. Харичков. - Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 1999. - 350 с.
2. Бурков В.Н. Механизмы управления эколого-экономическими системами .М.: Физматлит, 2008. -245 с.
3. Быстряков И.К. Эколого-экономические проблемы развития производительных сил: теоретические и методологические аспекты // Под ред. С.И. Дорогунцова. - К.: ООО «Междунар. фин. агентство», 1997. - 255с.
4. Ветрова Н.М. Системный анализ управления экологической безопасностью региона // Экономика и управление. - 2008. - №6. - С. 117-125.
5. Гайсарова А.А. О направлениях развития основ эколого-экономического регулирования природопользования в условиях рыночной экономики// Экономика Крыма. - 2010. - №3 (44). - С. 213-215.
6. Данилов А. Экологически безопасное управление - залог устойчивого развития //Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №3. - С.19-24.
7. Липенков А.Д. Безопасное развитие как повышение организованности эколого-экономических систем // Проблемы экономики и управления. - 2004. - №1-2. -С.248-258.
8. Масленникова И.В. Управление экологической безопасностью. - СПб.: Из-во гос. университета, 2001. - 130 с.
9. Модершзащя виробництва: системно-еколопчний тдхщ / В.Я. Шевчук, Ю.М. Саталкш, В.М. Навроцький та ш. - К.: Символ-Т, 1997. - 341 с.
10. Системный анализ в экономике и организации производства: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая информатика и АСУ» / С.А. Валуев [и др.], под общ. ред. С.А. Валуева, В.Н. Волковой. - Л.: Политехника, 1991.398 с.
Наталья Моисеевна Ветрова - доктор технических наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
Nataliya Moiseevna Vetrova - the Doctor of Engineering, the Candidate of Economic Sciences, PhD, professor of the Economy V.I. Vernadsky Crimean Federal University chair.
295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4 295007, Republic of Crimea, Simferopol, Vernadsky Prospect Academician, 4 Тел.: +7 (978) 789-45-97; e-mail: [email protected]
Анастасия Андреевна Гайсарова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
Anastssiya Andreevna Gaysarova - the Candidate of Economic Sciences, assistant professor of the Economy V.I. Vernadsky Crimean Federal University chair.
295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4 295007, Republic of Crimea, Simferopol, Vernadsky Prospect Academician, 4 Тел.: +7 (978) 789-45-24; e-mail: [email protected]