Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ С ДЕТЬМИ И БЕЗ ДЕТЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ С ДЕТЬМИ И БЕЗ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ БРАК / СЕМЬЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аверина Елена Николаевна

Сегодня мы наблюдаем цивилизационный сдвиг, в рамках которого сталкиваемся с изменениями института семьи и супружеского партнерства. Прогрессивному социуму, ориентированному на укрепление института семьи и брака, а также отмечающему увеличивающиеся в количественном отношении признаки его падения, приходится сталкиваться с данным общественным вызовом. Статья посвящена изучению особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей. В теоретическом аспекте представлены обобщенные характеристики личностной идентичности, описаны статусы идентичности, предложены интерпретации феномена в различных концепциях и моделях. Обоснована взаимосвязь идентичности и ценностных ориентаций личности с учетом специфики семейных отношений. Осуществлен подбор диагностического инструментария. «Тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» использовался для диагностики структуры эго-идентичности по методике Е.Л. Солдатовой. Опросник (ЦО) Ш. Шварца применялся для изучения системы ценностей. С целью выявления особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей, было проведено исследование среди 100 респондентов - супружеских пар с детьми и без детей. При изучении статусов эго-идентичности были установлены статически достоверные различия мужчин и женщин в браке с детьми. Осуществлен сравнительный анализ данных мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке, а также женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EGO-IDENTITY AND VALUE ORIENTATIONS OF MARRIED SUBJECTS WITH AND WITHOUT CHILDREN

Today we are witnessing a civilizational shift, in which we are confronted with changes in the institution of the family and marital partnership. A progressive society focused on strengthening the institution of family and marriage, and which is showing increasing signs of decline, has to face this societal challenge. The article examines the peculiarities of ego-identity and value orientations of married subjects with and without children. The theoretical aspect presents generalized characteristics of personal identity, describes the status of identity, offers interpretations of the phenomenon in various concepts and models. The interrelation of identity and value orientations of the individual, taking into account the specifics of family relations, was substantiated. The selection of diagnostic tools has been carried out. “The status and ego-identity structure test (SEI-test)” was used to diagnose the structure of ego-identity according to the method of E.L. Soldatova. The Schwarz questionnaire (QO) was used to study the system of values. In order to identify the ego-identity and value orientations of married subjects with and without children, a study was conducted among 100 respondents - married couples with and without children. In examining ego-identity statuses, statistically significant differences were found between men and women in marriages with children. Data from men with and without children in marriage and women with and without children in marriage were compared.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТОВ, СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ С ДЕТЬМИ И БЕЗ ДЕТЕЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 9. P.

Научная статья УДК 159.923

https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей

Елена Николаевна Аверина

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, elaverina@yahoo.de, https://orcid.org/0000-0003-1056-8989

Аннотация. Сегодня мы наблюдаем цивилизационный сдвиг, в рамках которого сталкиваемся с изменениями института семьи и супружеского партнерства. Прогрессивному социуму, ориентированному на укрепление института семьи и брака, а также отмечающему увеличивающиеся в количественном отношении признаки его падения, приходится сталкиваться с данным общественным вызовом. Статья посвящена изучению особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей. В теоретическом аспекте представлены обобщенные характеристики личностной идентичности, описаны статусы идентичности, предложены интерпретации феномена в различных концепциях и моделях. Обоснована взаимосвязь идентичности и ценностных ориентаций личности с учетом специфики семейных отношений. Осуществлен подбор диагностического инструментария. «Тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» использовался для диагностики структуры эго-идентичности по методике Е.Л. Солдатовой. Опросник (ЦО) Ш. Шварца применялся для изучения системы ценностей. С целью выявления особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей, было проведено исследование среди 100 респондентов - супружеских пар с детьми и без детей. При изучении статусов эго-идентичности были установлены статически достоверные различия мужчин и женщин в браке с детьми. Осуществлен сравнительный анализ данных мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке, а также женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке.

Ключевые слова: идентичность, личностная идентичность, зарегистрированный брак, семья, ценностные ориентации

Для цитирования: Аверина Е.Н. Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. ... https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.

Original article

Peculiarities of Ego-identity and Value Orientations of Married Subjects with and without Children

Elena N. Averina

Kuban State University, Krasnodar, Russia, elaverina@yahoo.de, https://orcid.org/0000-0003-1056-8989

Abstract. Today we are witnessing a civilizational shift, in which we are confronted with changes in the institution of the family and marital partnership. A progressive society focused on strengthening the institution of family and marriage, and which is showing increasing signs of decline, has to face this societal challenge. The article examines the peculiarities of ego-identity and value orientations of married subjects with and without children. The theoretical aspect presents generalized characteristics of personal identity, describes the status of identity, offers interpretations of the phenomenon in various concepts and models. The interrelation of identity and value orientations of the individual, taking into account the specifics of family relations, was substantiated. The selection of diagnostic tools has been carried out. "The status and ego-identity structure test (SEI-test)" was used to diagnose the structure of ego-identity according to the method of E.L. Soldatova. The Schwarz questionnaire (QO) was used to study the system of values. In order to identify the ego-identity and value orientations of married subjects with and without children, a study was conducted among 100 respondents - married couples with and without children. In examining ego-identity statuses, statistically significant differences were found between men and women in marriages with children. Data from men with and without children in marriage and women with and without children in marriage were compared.

Keywords: identity, personal identity, registered marriage, family, value orientations For citation: Averina, E.N. (2022) Peculiarities of Ego-identity and Value Orientations of Married Subjects with and without Children. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), ........ Available from:

doi: 10.24158/spp.2022.9. (In Russian).

© Аверина Е.Н., 2022

Введение. Одним из значимых видов деятельности человека является его внедрение в структуру супружеских отношений с целью уточнения его гражданской позиции. Супружеские взаимоотношения служат подкреплению ощущения общности между любящими людьми и подчеркивают личную идентичность (Е. Гоффман, 3. Фрейд, У. Джеймс, Ч. Кули и др.), а также обеспечивают чувство субъективного благополучия (E. Diener, D.G. Myers, R.E. Lucas, P.T. Costa, P.M. Шамионов и др.)1.

Под идентичностью понимается осознание личностью собственной позиции в пространствах ее бытия и переживание себя как субъекта данных бытийных пространств. Рассматривая концепцию субъекта С.Л. Рубинштейна, мы возвращаемся к идее персонально интенсивного человека, который создает определенные условия собственной жизни и формирует свое отношение к ней. В продолжение этой идеи С.Л. Рубинштейна А.В. Брушлинский консолидировал прикладное представление о содержании активности как фактора детерминации психики (Брушлинский, 1994).

При изучении термина «личностная идентичность» обнаруживаются две характеристики связи человека с миром, а именно его причастность к обществу, разносторонним группам, их социально весомым видам деятельности, а также к продуктам данной деятельности, и его самость личности, претендующая на эксклюзивность и собственное пространство бытия. Э. Эриксон внес вклад в развитие теории личностной идентичности, которая послужила источником огромного количества изучений в возрастной, педагогической и социальной психологии (Эриксон, 1996).

Личностная идентичность имеет уникальную природу, которая социальна и самостоятельна. Такое пространство бытия существует в системе культурных символов. Вращаясь в различных пространствах бытия, личность отождествляет свою идентичность с уровнем определенности и непротиворечивости. Помимо этого, личность обнаруживает себя как актор самостоятельно действующих общественных групп. Культура - это не только сложившаяся в историческом бытии сообщества система ценностей, норм, знаний и символов, но и правила игры, достигнутые участниками социального сценария.

Сценарии, критерии и роли подвергаются изменениям, несмотря на социальные и политические кризисы и ситуации. Независимо от жизненных обстоятельств вопрос «Кто Я?» выдвигается на первый план, а далее перерастает в вопрос «Кто Я сравнительно изменяющихся Других?». Здесь решаются: вопрос «Кто Я?» по шкале «свой - чужой» и какой вектор преобразований характерен для изменения личностной идентичности.

Мы можем сделать вывод о том, что с точки зрения социальной характеристики личностная идентичность отождествляется идентификацией Других по отношению к Я и идентификацией себя по отношению к Другим.

Личность осознает свою позицию в пространствах своего бытия и переживает себя как субъекта этих бытийных пространств. Субъектно-бытийный подход позволяет нам рассмотреть личность как субъект бытия. Парадигма «личность - бытие» является основополагающим подходом в анализе закономерностей и феноменологии личности (Рябикина, 2005; Рябикина, 2008; Рябикина, 2010; Рябикина, Ожигова, 2013; Рябикина, Тиводар, 2011; Рябикина, Танасов, 2010). Таким образом, устанавливаются принципы единства сознания и деятельности личности в пространствах ее бытия.

В последние десятилетия в связи с массовыми переменами в мире и в нашей стране остро наблюдается проблема самоидентификации личности. В психологии это проявление описывается понятием «идентичность», а подразумевается - эго-идентичность. В рамках социально-экономической непостоянности и культурных изменений человек находится в трудной ситуации обретения себя. Прогрессивному социуму характерны потеря традиционных обычаев, норм и устоев, отсутствие точечно обозначенных внешних характеристик личностной идентичности.

Дж. Марсиа и другие ученые работают в поле следующих статусов эго-идентичности: предрешенного (псевдоидентичности), диффузного (размытого), моратория и достигнутого (автономного) (Marcia, 1966).

Одной их ведущих деятельностей семьи является деятельность по сохранению и преобразованию определенных ценностей с целью передачи последующим поколениям. Именно ценностные ориентации способствуют объединению людей в семью и предлагают перспективы ее развития. Ценностные ориентации обозначают пути воспитания детей в семье и удовлетворяют общесемейные нужды.

Ценностные ориентации каждого человека создают фундамент системы ценностей каждой семьи. Направление личности каждого человека зависит от его системы ценностей. Таким образом, человек в состоянии отделить «семена от плевел» с точки зрения своих индивидуальных

1 Тиводар А.Р. Личность как субъект со-бытия в брачных отношениях : автореф. дис. ... д-ра психол. Наук. Краснодар, 2008. С. 3-4.

потребностей, интересов и убеждений. Поведение человека регулируется системой ценностей, придает ему устойчивость и организованность. Мотивация деятельности человека основывается на системе ценностей личности. В большинстве случаев ценностные ориентации личности оказывают влияние на принятие решений.

Мы можем наблюдать, что сейчас по всему миру происходят изменения в институте брака, проводятся революции в понимании норм и правил супружеских отношений. Молодые пары пробуют новые методы выстраивания межличностных отношений. Сегодня мы сталкиваемся со многими открытыми вопросами: «Что же такое идеальный брак?», «Какие основные тенденции лежат в построении межличностных отношений?». В контексте рассмотрения особенностей эго-иден-тичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей, эти вопросы обнаруживают свою актуальность.

Супружеские отношения рассматриваются К. Роджерсом в качестве продолжительных важных интимных отношений. В наилучшей ситуации отношения между супругами оказывают положительное влияние на личностный рост мужчины и женщины в брачном союзе. Успешный брачный союз возможен между людьми с подобными нормами и взглядами, так как они менее других обеспокоены «условиями ценности» и открыты к диалогу с целью принять друг друга.

К. Роджерс выделяет следующие уровни успешного развития супружеских отношений: супружество как постоянно поддерживаемый процесс взаимоотношений; открытое общение на уровне глубоких внутренних чувств (ключевой процесс в брачном союзе); нежелание строить брачные отношения по причине приобретения других социальных ролей; уникальность мужской и женской личности (роли) в браке (Роджерс, 2006).

По причине текущих изменений в мире и в нашей стране остро наблюдается проблема не только выстраивания отношений между мужчиной и женщиной, но и самоидентификации личности, их ценностной направленности.

Участники и методы исследования. В исследовании приняли участие 100 чел. (25 супружеских пар с детьми и 25 супружеских пар без детей).

«Тест статусов и структуры эго-идентичности (СЭИ-тест)» использовался для диагностики структуры эго-идентичности по методике Е.Л. Солдатовой. Опросник (ЦО) Ш. Шварца применялся для изучения системы ценностей.

Непараметрический статистический анализ (критерий парного сравнения Манна - Уитни) был использован с целью обоснования особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций субъектов, состоящих в браке с детьми и без детей. Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы статистического анализа Statistica 10.0.

Результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ результатов использования СЭИ-теста и опросника ЦО был проведен в обозначенных ниже группах респондентов для выявления статусных особенностей эго-идентичности и ценностных ориентаций состоящих в браке субъектов с детьми и без детей:

1) состоящие в браке мужчины и женщины с детьми;

2) состоящие в браке мужчины и женщины без детей;

3) мужчины в браке с детьми и мужчины в браке без детей;

4) женщины в браке с детьми и женщины в браке без детей (Рябикина и др., 2020: 82).

Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций мужчин и женщин в браке с

детьми. Рассмотрим особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций мужчин и женщин в браке с детьми (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели статусов эго-идентичности мужчин и женщин в браке с детьми

Статусы эго-идентичности Показатели статусов эго-идентичности Показатели достоверности различий

Мужчины Женщины

Автономный статус 14,8 (н. у.) 16,3 (н. у.) Z = 2,30; р = 0,021

Диффузный статус 16,5 (с. у.) 19,0 (п. у.) Z = 2,13; р = 0,033

Предрешенный статус 18,7 (в. у.) 14,7 (п. у.) Z = -3,25; р = 0,001

Примечание: здесь и далее в таблицах: н. у. - низкий уровень, п/н. у. - пониженный уровень, с. у. -средний уровень, п. у. - повышенный уровень, в. у. - высокий уровень.

Далее мы рассмотрим особенности эго-идентичности мужчин и женщин в браке с детьми. Из полученных данных очевиден высокий уровень предрешенного статуса идентичности у мужчин и повышенный уровень диффузного статуса у женщин. Рассматриваемые параметры претендуют на определение недостаточного уровня личностной определенности как у мужчин, так и у женщин. Недостаточный уровень личностной определенности у женщин обнаруживается несогласованностью представлений о себе и своих ценностных ориентациях (диффузный статус), а

у мужчин - зависимостью от мнения, навязанного другими. Различия между мужчинами и женщинами по всем статусам подтверждены статистически.

Диагностические категории характерны показателю каждого статуса эго-идентичности. Статистический критерий достоверности различий Манна - Уитни был использован нами для выявления различий диагностических категорий у мужчин и женщин в браке с детьми. Статистически достоверные различия приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Статистически достоверные различия диагностических категорий

эго-идентичности мужчин и женщин в браке с детьми

Диагностические категории статусов эго-идентичности Показатели диагностических категорий Показатели достоверности различий

Мужчины Женщины

«Ответственность за выбор» или «Творческая сила развития» (ТС) Автономный 3 (с. у.) 5 (с. у.) Z = 3,39; р = 0,001

«Ответственность за выбор» или «Творческая сила развития» (ТС) Диффузный 4 (в. у.) 2 (с. у.) Ъ = -3,17; р = 0,002

«Осознанность жизненного пути» (ОЖ) Диффузный 2 (с. у.) 3 (п. у.) Z = 2,86; р = 0,004

«Осознанность жизненного пути» (ОЖ) Предрешенный 3 (п. у.) 2 (с. у.) Ъ = -2,07; р = 0,039

«Эмоциональная зрелость» (ЭЗ) Диффузный 2 (с. у.) 3 (п. у.) Z = 2,31; р = 0,021

«Эмоциональная зрелость» (ЭЗ) Предрешенный 3 (п. у.) 2 (с. у.) Ъ = -2,44; р = 0,015

«Принятие настоящего» (ПН) Диффузный 1 (с. у.) 2 (п. у.) Z = 2,80; р = 0,005

«Принятие настоящего» (ПН) Предрешенный 2 (п. у.) 1 (с. у.) Ъ = -3,27; р = 0,001

«Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) Автономный 1 (с. у.) 2 (с. у.) Z = 2,90; р = 0,004

«Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) Диффузный 2 (п. у.) 1 (с. у.) Ъ = -3,94; р = 0,000

«Соответствие себе» (СС) Диффузный 2 (с. у.) 3 (п. у.) Z = 1,99; р = 0,047

Нами были установлены статически достоверные различия в каждой сравниваемой паре только по одной из диагностических категорий во время изучения статусов эго-идентичности. Рассматривая автономный статус, нами выявлены различия по категориям «Ответственность за выбор» или «Творческая сила развития» (ТС), а также «Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) с более высоким значением показателя у женщин. В предрешенном статусе очевидны различия по категориям «Осознанность жизненного пути» (ОЖ), «Эмоциональная зрелость» (ЭЗ) и «Принятие настоящего» (ПН), но с более высоким значением показателя у мужчин. В диффузном статуе обнаружены различия по категориям «Ответственность за выбор» или «Творческая сила развития» (ТС), а также «Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) с более высоким значением показателя у мужчин. Диффузный статус показал различия по категориям «Осознанность жизненного пути» (ОЖ), «Эмоциональная зрелость» (ЭЗ), «Принятие настоящего» (ПН) и «Соответствие себе» (СС) с более высоким значением показателя у женщин.

Такие действия, как принятие решения в значимых сферах и направлениях саморазвития, характерны для женщин со статусом автономной идентичности, проживающих в браке с детьми. Кроме этого им свойственны гибкость в оценке собственных приоритетов и более осознанное формирование убеждений, что подкрепляет рационально-реалистический взгляд на ценности и семейные установки.

Мужчины в статусе предрешенной идентичности в наибольшей степени обладают четким представлением о непрерывности развития, об ответственности за выбор своего жизненного пути, своих способностях и возможностях осознанного влияния на свою жизнь, принятии своих чувств, а также принятии настоящего, переживании его значимости и привлекательности. Мужчинам в браке с детьми важно нести ответственность за свою семью и своих детей на протяжении всего жизненного пути. Женщины со статусом предрешенной идентичности в наименьшей степени обладают реалистичным представлением о своем жизненном пути, признанием и принятием даже самых сильных эмоциональных переживаний, а также принятием настоящего, когда это настоящее - жизнь с мужчиной в браке и с детьми.

Диффузный статус эго-идентичности у женщин проявляется через такие диагностические категории, как «принятие настоящего», «соответствие себе», «осознанность жизненного пути», «принятие своих чувств». В сравнении с мужчинами им характерен повышенный уровень обозначенных ранее диагностических критериев, поскольку они рассматривают себя как уникальную систему самоопределенности в сфере социальных отношений.

Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций мужчин и женщин в браке без детей. Мы можем наблюдать другие характеристики показателей идентичности мужчин и женщин в браке без детей. Исследование показало нам достоверные различия нескольких диагностических категорий, характеризующих особенности статусов эго-идентичности мужчин и женщин в браке без детей (табл. 3).

Таблица 3 - Статистически достоверные различия диагностических категорий статусов

эго-идентичности мужчин и женщин в браке без детей (р < 0,05)

Диагностические категории эго-идентичности Показатели диагностических категорий Показатели достоверности различий

Мужчины Женщины

«Эмоциональная зрелость» (ЭЗ) Предрешенный 2 0=. у.) 2 (с. у.) Z = -1,97; р = 0,049

Как было отмечено выше, статически достоверные различия в каждой сравниваемой паре возможны только по одной из диагностических категорий. Так, например, предрешенный статус -различия по категории «Эмоциональная зрелость» (ЭЗ) с одинаковым значением показателя у женщин и мужчин в браке без детей, а именно принятие и доверие своим чувствам, своим эмоциональным проявлениям, является неотъемлемо важным как для женщин, так и для мужчин в браке без детей.

Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке. Далее был осуществлен сравнительный анализ данных мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке для понимания динамики исследуемых параметров личности в зависимости от наличия либо отсутствия детей в семье (табл. 4).

Таблица 4 - Показатели статусов эго-идентичности мужчин с детьми в браке

и мужчин без детей в браке

Статусы эго-идентичности Показатели статусов эго-идентичности Показатели достоверности различий

Мужчины с детьми в браке Мужчины без детей в браке

Автономный 14,8 (н. у.) 17,4 (н. у.) U = 166,5 Z = -2,82; р = 0,005

Диффузный 16,5 (п. у.) 15,4 (п. у.)

Предрешенный 18,7 (в. у.) 17,3 (в. у.)

Установлено, что фактор наличия либо отсутствия детей у мужчин в браке непосредственно влияет на степень выраженности показателей статусов эго-идентичности у них. Статистически значимые различия подтверждены по статусу автономной идентичности. Индекс среднего уровня характерен автономному статусу эго-идентичности у мужчин в браке с детьми, а у мужчин в браке без детей он выступает с более высоким значением. Принимая это во внимание, предположим, что мужчины в браке без детей обладают большей личностной зрелостью, осмысленно принимают решения, чем мужчины в браке с детьми.

Важно отметить, что различия по показателям диффузного и предрешенного статусов эго-идентичности выше у мужчин в браке с детьми. Для них свойственны отсутствие ясного представления о себе, размытость и недостаточная определенность самопредставления (диффузный статус идентичности), а также следование мнению значимых окружающих, что создает иллюзию самопонимания и устойчивости жизненных позиций, которые на самом деле не прошли проверку опытом собственной жизни (предопределенный статус идентичности) (Рябикина и др., 2020: 87). Следует отметить, что показатели диффузной идентичности как у мужчин с детьми в браке, так и у мужчин без детей в браке отличаются повышенным уровнем.

В рамках исследуемых диагностических категорий статусов идентичности выявлены достоверные различия только по одному показателю - «Осознанность собственных ценностей» (ОЦ), обнаружившемуся в диффузном статусе мужской эго-идентичности (табл. 5).

Таблица 5 - Статистически достоверные различия диагностических категорий статусов

эго-идентичности мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке

Диагностические категории эго-идентичности Показатели диагностических категорий Показатели достоверности различий

Мужчины с детьми в браке Мужчины без детей в браке

«Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) Диффузный 2 (в. у.) 1 (с. у.) Z = 3,41; р = 0,001

Диагностическая категория «Осознанность собственных ценностей» (ОЦ) характерна в диффузном статусе эго-идентичности мужчины в браке. Здесь мы можем наблюдать, что у мужчин с детьми в браке этот показатель характеризуется высоким уровнем, а у мужчин без детей в браке - средним уровнем.

Ценностные ориентации мужчин с детьми в браке и мужчин без детей в браке фактически идентичны. Такие ценности, как достижение, саморегуляция и безопасность, занимают высокие ранговые позиции (1 и 2 ранги). Здесь мы можем увидеть, что мужчин с детьми в браке объединяет высокая значимость сохранения автономности и контроля над ситуацией. Также высокую ранговую позицию занимает значимость личного успеха.

Характерные различия между мужчинами были выявлены в нескольких случаях. Так, например, мужчины с детьми в браке намного выше оценивают ценности гедонизма по сравнению с мужчинами без детей в браке (Ъ = -4.12; р = 0,000). Это говорит о стремлении получить удовольствие, большом желании наслаждаться жизнью чаще, что и регулирует их поведение. Дальнейшие различия проявляются в следующих ценностях: саморегуляция ^ = -3,61; р = 0,000), стимулирование (Ъ = -3,46; р = 0,001), достижение £ = -3,80; р = 0,000), власть ^ = -3,34; р = 0,001), безопасность (ъ = -1,99; р = 0,047), конформность ^ = -1,99; р = 0,047), самоориентация ^ = -2,30; р = 0,021).

Особенности эго-идентичности и ценностных ориентаций женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке. Сравнительный анализ данных женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке был использован нами с целью выявления динамики измеряемых параметров личности в зависимости от наличия детей либо их отсутствия в семье у женщин.

Таблица 6 - Статусы эго-идентичности женщин с детьми в браке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и женщин без детей в браке

Статусы эго-идентичности Показатели статусов эго-идентичности Показатели достоверности различий

Женщины с детьми в браке Женщины без детей в браке

Автономный 16 (н. у.) 18 (н. у.)

Диффузный 19 (п. у.) 17 (п. у.) и = 197,5 Z = 2,22; р = 0,026

Предрешенный 15 (п. у.) 16 (в. у.)

Исследование показало, что фактор наличия либо отсутствия детей у женщин в браке оказывает влияние на статусы эго-идентичности женщин. Статистически значимые различия подтверждены по статусу диффузной идентичности. При этом диффузный статус эго-идентичности у женщин в браке с детьми и без детей характеризуется индексом повышенного уровня. То есть женщинам в браке с детьми и без детей свойственна более высокая обеспокоенность за жизнь, смена настроения, недовольство собой и своими близкими, раздражительность и утрата интереса, уныние и «окаменение чувств».

Следует отметить, что среди анализируемых диагностических категорий статусов эго-идентичности выявлены достоверные различия только по одному показателю - «Соответствие себе» (СС), который проявился в диффузном статусе женской эго-идентичности (табл. 7).

Таблица 7 - Статистически достоверные различия диагностических категорий статусов

эго-идентичности женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке

Диагностические категории эго-идентичности Показатели диагностических категорий Показатели достоверности различий

Женщины с детьми в браке Женщины без детей в браке

«Соответствие себе» (СС) Диффузный 3 (в. у.) 2 (с. у.) Z = 2,02; р = 0,044

В диффузном статусе эго-идентичности женщины в браке различаются выраженностью одной диагностической категории - «Соответствие себе» (СС). Мы можем наблюдать, что у женщин с детьми в браке этот показатель характеризуется высоким уровнем, а у женщин без детей в браке - средним уровнем.

Ценностные ориентации женщин с детьми в браке и женщин без детей в браке фактически не имеют различий. Такие ценности, как достижение, саморегуляция и безопасность, обнаруживают высокие ранговые позиции (1 и 2 ранги). Это означает, что женщин объединяет высокая значимость сохранения автономности и контроля над ситуацией при наличии детей. Значимость личного успеха имеет высокие ранговые позиции. Идентичную тенденцию мы можем наблюдать у мужчин с детьми в браке и без детей в браке.

Различия между женщинами проявились в нескольких случаях, а именно: женщины с детьми в браке значимо выше оценивают ценности гедонизма, в сравнении с женщинами без детей в браке (Z = -4,70; р = 0,000), т. е. стремление получить удовольствие, наслаждаться жизнью чаще может выступать регулятором их поведения. Дальнейшие различия проявляются в следующих ценностях: саморегуляция (Z = - 4,15; р = 0,000), стимулирование (Z = -3,90; р = 0,000), достижение (Z = -3,79; р = 0,000), власть (Z = -3,75; р = 0,000), безопасность (Z = -2,58; р = 0,010), конформность (z = -4,37; р = 0,000), традиции (Z = -3,67; р = 0,000), благосклонность (Z = -3,73; р = 0,000), самоориентация (Z = -2,92; р = 0,003).

Заключение. Умственные ярлыки, такие как глобализация, социальный постмодернизм, информационные технологии, информационное общество и пр., характерны для наступившей эры. Налицо переходная эпоха, которая отличается незавершенными процессами глобальной трансформации, что обнаруживает трудности на всех уровнях взаимоотношения человека с миром (С. Хантингтон, 3. Бжезинский, И. Валлерстайн, Ф. Фукуяма и др.). Это можно назвать «фундаментальной мутацией» по А. Неклесса, которая отходит от обычных форм работы и не предлагает регламенты и процедуры, подкрепляющие эту «фундаментальную мутацию» (А. Неклесса). Так, появляются противоречия и отсутствие синхронизации, что отрицательно влияет на феномены личности. Кардинальная перемена ценностных качеств бытия оказывает сильное влияние на формирование личности (Д.И. Фельдштейн). На первый план выходит умение организовать собственную жизнь. «И в этом психология должна помочь» (H.H. Нечаев). Психология XIX века поступательно проникает в сферу социальной практики, ее действительность и делает первые попытки понять, как образуется бытие (А.Г. Асмолов).

Исследование показало, что фактор наличия либо отсутствия детей у мужчин в браке оказывает влияние на степень выраженности показателей статусов эго-идентичности у них, а фактор наличия либо отсутствия детей у женщин в браке оказывает влияние на статусы эго-иден-тичности женщин.

Результаты диагностики идентичности мужчин и женщин послужили продолжением исследования ценностных ориентаций мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированных отношениях и в браке, которое показало, что «в ситуации незарегистрированных отношений как мужчины, так и женщины характеризуются сниженным уровнем личностной определенности. При этом брак в большей мере "овзросляет" мужчину, о чем свидетельствует более высокий показатель автономного статуса у мужчин и, значимо отличающийся от женского показателя, более низкий индекс диффузного статуса» (Рябикина и др., 2020).

Ранее нами было выявлено, что ценностная направленность мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированных отношениях, выше ценностной направленности мужчин и женщин в браке (Аверина, 2019). Также было отмечено, что при заключении брачного союза индекс важности семейных ценностей растет больше у мужчин, чем у женщин. Опираясь на такой тренд, мы можем сделать вывод о том, что мужчины в браке более сознательны и внимательны по отношению к своим брачным обязательствам, чем женщины. Предположительно, именно поэтому мужчины регистрируют отношения официально с целью подкрепления семейных ценностей.

На основании вышеприведенных результатов исследования мы можем сделать вывод, что такой фактор, как наличие либо отсутствие детей, еще раз подтверждает, что различные виды идентичности отличаются у мужчин и женщин в браке.

Нам представляется целесообразным продолжение теоретической работы и эмпирических исследований в проблемной области личностной идентичности мужчин и женщин в супружеских отношениях в реконструируемом пространстве человеческого бытия.

Список источников:

Аверина Е.Н. Структура нормативных идеалов и семейных ценностей мужчины и женщины в условиях брачного события // Человек. Сообщество. Управление: Взгляд молодого исследователя : материалы XIX Всеросс. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 5-7.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 109 с.

Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений. М., 2006. 320 с.

Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под. ред. В.В. Знакова, З.И.Рябикиной. М., 2005. С. 45-58.

Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 2.

Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. № 2. C. 78-87.

Рябикина З.И. Субъектно-бытийный подход к личности и ее со-бытию со значимыми другими // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар, 2010. С. 130-157.

Рябикина З.И., Танасов Г.Г. Субъектно-бытийный подход к личности и анализу ее со-бытия с другими (конструктивная версия постмодернистских настроений) // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2. С. 4-19.

Рябикина З.И., Тиводар А.Р. Личностная идентичность в супружеских отношениях // Человек. Сообщество. Управление. 2011. № 4. С. 4-12.

Эго-идентичность и ценностная направленность мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированных отношениях и в браке / З.И. Рябикина [и др.] // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21, № 3. С. 78-96. https://doi.org/10.31429/26190567-21 -3-78-96.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

Marcia J.E. Development and validation of ego identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 3, iss. 5. Рр. 551-558. https://doi.org/10.1037/h0023281.

References:

Averina, E.N. (2019) Struktura normativnykh idealov i semeinykh tsennostei muzhchiny i zhenshchiny v usloviyakh brachnogo so-bytiya [Structure of Normative Ideals and Family Values of Men and Women in Marital Co-Existence]. In: Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie: Vzglyad molodogo issledovatelya Materialy XIX Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Man. Community. Management: The View of a Young Researcher: Proceedings of the XIX All-Russian Scientific-Practical Conference]. Krasnodar. p. 5-7. (In Russian)

Brushlinskii, A.V. (1994) Problemy psikhologii sub"ekta [Problems of the Subject's Psychology]. Moscow, IP RAN. (In Russian)

Erikson, E. (1996) Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and Crisis]. Moscow, Progress. (In Russian) Marcia, J.E. (1996) Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology. 3 (5), 551-558. Available from: doi:10.1037/h0023281.

Rogers, K. (2006) Brak i ego al'ternativy. Pozitivnaya psikhologiya semeinykh otnoshenii [Marriage and Its Alternatives. Positive Psychology of Family Relationships]. Moscow, Eterna. 2006. (In Russian)

Ryabikina, Z.I. (2005) Lichnost' kak sub"ekt formirovaniya bytiinykh prostranstv [Personality as a Subject of Formation of Existence Spaces]. In: Znakov, V.V. & Ryabikina, Z.I. Sub"ekt, lichnost' i psikhologiya chelovecheskogo bytiya [The Subject, Personality, and the Psychology of Human Being]. Moscow, Institut psikhologii RAN. p. 45-58. (In Russian)

Ryabikina, Z.I., Khozyainova, T.K., Bosenko, M.V. & Averina, E.N. (2020) Ego-identity and value orientation of men and women in unregistered relationships and who are married. South russian journal of social sciences. 21 (3), 78-96. Available from: doi: 10.31429/26190567-21 -3-78-96 (In Russian)

Ryabikina, Z.I. & Ozhigova, L.N. (2013) Obshchestvo i chelovek: ob"ektivnoe v sub"ektivnom prostranstve lichnosti [Society and Man: the Objective in the Subjective Space of the Individual]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management]. (2). (In Russian)

Ryabikina, Z.I. (2010) Sub"ektno-bytiinyi podkhod k lichnosti i ee so-bytiyu so znachimymi drugimi [The Subjective-existential Approach to the Personality and Its Co-existence with Significant Others]. In: Znakov, V.V., Ryabikina, Z.I. & Sergienko, E.A. Psikhologiya sub"ekta i psikhologiya chelovecheskogo bytiya [The Psychology of the Subject and the Psychology of Human Being]. Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi universitet. p. 130-157. (In Russian)

Ryabikina, Z.I. (2008) Subject-existence approach to developing personality contradictions study. Psikhologicheskii zhurnal [Journal of Psychology]. (2), 78-87. (In Russian)

Ryabikina, Z.I. & Tanasov, G.G. (2010) Sub"ektno-bytiinyi podkhod k lichnosti i analizu ee so-bytiya s drugimi (konstruktivnaya versiya postmodernistskikh nastroenii) [The Subject-existential Approach to the Individual and the Analysis of Its Co-existence with Others (A Constructive Version of Postmodernist Attitudes)]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management]. (2), 4-19. (In Russian)

Ryabikina, Z.I. & Tivodar, A.R. (2011) Lichnostnaya identichnost' v supruzheskikh otnosheniyakh [Personal Identity in Marital Relationships].Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Man. Community. Management]. (4), 4-12. (In Russian)

Информация об авторе Е.Н. Аверина - факультет управления и психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=942930.

Information about the author E.N. Averina - Faculty of Management and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=942930.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 20.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.