Научная статья на тему 'Особенности эффективного управления ИТ-отделом на примере ООО "НИИИС им. А. Н. Лодыгина"'

Особенности эффективного управления ИТ-отделом на примере ООО "НИИИС им. А. Н. Лодыгина" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
IT DEPARTMENT / EFFECTIVE MANAGEMENT / HARDWARE / SOFTWARE / VIRTUAL MACHINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажанова С.В., Грицай С.О., Маршева Е.Е.

В данной статье рассматривается проблема эффективного управления ИТ-отделами на современных предприятий. Проведен анализ текущей ситуации на предприятии ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», выявлены проблемы и разработаны пути их решения. Описанные проблемы актуальных не только для объекта исследования, но и для других отечественных предприятий, что расширяет практическую применимость научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эффективного управления ИТ-отделом на примере ООО "НИИИС им. А. Н. Лодыгина"»

УДК 338.24:004.9(470.345)

Бажанова С.В., доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в

управлении

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Грицай С.О., студент 3 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Маршева Е.Е., студентка 3 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ОТДЕЛОМ НА ПРИМЕРЕ ООО «НИИИС ИМ. А.Н. ЛОДЫГИНА»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эффективного управления ИТ-отделами на современных предприятий. Проведен анализ текущей ситуации на предприятии ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина», выявлены проблемы и разработаны пути их решения. Описанные проблемы актуальных не только для объекта исследования, но и для других отечественных предприятий, что расширяет практическую применимость научной статьи.

Ключевые слова: ИТ-отдел, эффективное управление, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, виртуальная машина.

Abstract. This article considers the problem efficient management of IT departments at modern enterprises. The article analyzes the current situation of the company «NIIIS A. N. Lodygin», problems were identified and developed solutions. Described issues are relevant not only for the object of study, but also for other domestic enterprises, which expands the practical applicability of scientific articles.

Keywords: IT department, effective management, hardware, software, virtual machine.

Прошло уже два десятилетия с того времени как Российская Федерация встала на рельсы рыночной экономики. Деятельность предприятий в таких условиях ставит перед собой основной целью получение прибыли, поэтому одним из факторов процветания

компаний является стабильное увеличение прибыли на протяжении их функционирования. Существует большое количество инструментов для максимизации прибыли, но можно выделить основные два компонента, изменение которых неизбежно повлияет на итоговый финансовый результат - это выручка и затраты. Поскольку возникновение все большего числа компаний-конкурентов и ограниченность спроса на товары и услуги компаний существенно снижает предел роста выручки, все большее количество организаций планируют стратегию ведения бизнеса, с учетом оптимизации затрат и увеличения эффективности инвестиций. И если, раньше затрагивая данную тему при планировании деятельности предприятий руководство ставило акцент на снижении издержек за счет технологии производства, используемых материалов, уменьшении накладных расходов, то сейчас, во время повсеместного использования информационных технологий акцент смещается в сторону эффективного управления, в том числе ИТ-отделами компаний. Управление ИТ-отделами компаний в нашем случае включает в себя управление не только персоналом ИТ-отделов, но и его аппаратным и программным обеспечением. Особую актуальность данная тема приобретает в условиях нестабильности экономической и политической ситуации в стране, когда эффективное управление как самой организацией в целом, так и ее функциональными подразделениями для некоторых предприятий необходимо не только для улучшения финансового результата, но и для того чтобы пережить кризис с минимальными потерями.

Объектом нашего исследования выступает ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина». НИИИС им. А.Н. Лодыгина - с момента образования в 1958г. возглавил проведение работ по развитию и становлению светотехнической промышленности в России, внедрению в производство новых материалов, высокотехнологичного оборудования по производству электрических ламп и разработке технологии их изготовления. Сегодня ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» является ведущим научно-техническим центром России в области источников света. Институт располагает научно-технической, производственной базами и квалифицированным персоналом, что дает возможность проводить исследования в области всех современных источников света, а также осуществлять технологическую отработку разрабатываемых ламп и их производство. [1]

Стоит отметить, что, как и большинство современных крупных предприятий НИИИС им. А.Н. Лодыгина имеет видение, миссию, цели, задачи и стратегию развития. Одной из важнейших задач, которая стоит перед руководством и коллективом института на предстоящий год является модернизация ИТ-отдела. Уже сделано много шагов в этом направлении, однако предприятие имеет большой потенциал в данной области, который мы поможем раскрыть за счет аудита текущей ситуации и разработки на основе полученных данных рекомендаций по ее улучшению.

Начнем с аппаратного обеспечения ИТ-отдела. Не так давно перед руководством ИТ-отдела был поставлен вопрос о подготовке предложений по созданию отказоустойчивой и надеждой системы хранения, обработки и предоставления информации с возможностью удаленного управления за пределами локальной сети компании. Проведя анализ рынка оборудования и сопоставив предложения ведущих производителей серверов и систем хранения данных было принято решение о построении данной системы на базе 2-х серверов HP ProLiant OneView DL360 Gen9 и системы хранения данных (СХД) IBM Storwize V3700. Надежность и отказоустойчивость кластерной системы обеспечивается следующим образом: информационные массивы, такие как базы данных SQL, общедоступные пользовательские файлы и т.д. хранятся на системе хранения данных, емкость жестких дисков которой превышает 30Тб, информацию параллельно обрабатывают два сервера и в случае возникновения сбоя в связи с технической неисправностью или программного сбоя информация также продолжит обрабатываться, но только одним сервером, при этом мощность сервера такова, что конечный пользователь, который в данный момент будет работать на сервере не почувствует разницы. Данная модель работы возможна при работе с определенным программным обеспечением, которое мы рассмотрим далее. На серверах установлены виртуальные машины VMWare Vsphere, которые являются ведущими платформами виртуализации серверов с возможностью согласованного управления виртуальными центрами обработки данных. Для работы в 1С и SolidWorks PDM на серверах установлены Microsoft SQL - это система управления реляционными базами данных, среди преимуществ которой особенно выделяются критически важная производительность; быстрое получения результатов анализа любых данных и универсальность по масштабу баз данных (от персональных баз данных до

корпоративных). Для резервного копирования виртуальных машин используется программное обеспечение Veeam ONE. Veeam ONE - это эффективное решение, предлагающее возможности мониторинга, создания отчетов и планирования ресурсов для среды VMware, Hyper-V и инфраструктуры Veeam Backup & Replication. Данное программное обеспечение (ПО) дает возможность обеспечить доступность данных в современных ЦОД за счет контроля виртуальной среды и инфраструктуры резервного копирования. [2]

Что касается самой структуры ИТ-отдела, то на данный момент он представлен 4 сотрудниками: руководителем отдела, двумя системными администраторами и программистом. Рассмотрим основные обязанности данных сотрудников. Руководитель ИТ-отдела координирует работу ИТ-отдела, контролирует устранение неисправностей в программном и аппаратном обеспечении предприятия, готовит предложения по усовершенствованию компьютерной техники и закупке дополнительной техники. Также он руководит работой по подготовке программ к отладке. Системные администраторы устанавливают на серверы и рабочие места необходимое ПО, поддерживают их в работоспособном состоянии, консультируют персонал предприятия по возникающим в процессе эксплуатации компьютеров и оргтехники вопросам, проводят мониторинг локальной сети. Программист разрабатывает на основе анализа математических моделей и алгоритмов решения экономических и других задач программы, обеспечивающие возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводит их тестирование и отладку.

Проведя анализ текущей ситуации нами были выделены следующие проблемы и разработаны пути их решения:

Первая проблема заключается в том, что команда сотрудников ИТ-отдела не понимает связь между затратами на информационные технологии и прибылью от этих затрат. Для ее решения необходимо провести общекорпоративные тренинги, где подробно объяснить сотрудникам отдела связь между затратами на аппаратное и программное обеспечение и ожидаемого результата в денежном выражении.

Следующая проблема представлена небольшим штатом ИТ-специалистов. Мы предлагаем ввести в компании новую штатную единицу - web-дизайнера. Поскольку у компании уже есть сайт, его необходимо модернизировать и для подчеркивания имиджа

института поддерживать его в актуальном состоянии. Системные администраторы и программист ввиду своей загруженности текущей работой и отсутствием необходимых навыков неэффективно ведут сайт организации. В функциональные обязанности web-дизайнера должна входить не только верстка страниц сайта и наполнение информации, но и web-аналитика и seo-продвижение.

Далее отметим отсутствие общекорпоративной системы обмена информацией. Оперативный обмен информацией внутри предприятия, в том числе связанной с ИТ-отделом является одной из составляющих его успешного функционирования. Поэтом мы хотели бы предложить внедрить в компании программный продукт 1С: ГПЪ Управление информационными технологиями предприятия ПРОФ. Решение «1С: ГПЬ Управление информационными технологиями предприятия ПРОФ» помогает эффективно и при этом с минимальными затратами управлять работой службы технической поддержки, организовать управление обращениями клиентов, сформировать каталог сервисов и соглашений об уровне сервиса, вести учет оборудования и программного обеспечения. [3]

Последней найденной нами проблемой является нестабильная работа службы поддержки ServiceDesk. Решением этой проблемы, также, как и описанной выше является внедрение на предприятии системы «1С: ГПЬ Управление информационными технологиями предприятия ПРОФ», а также приобретение пакета расширенной поддержки от компаний-разработчиков используемого программного обеспечения.

В заключении хотим отметить что следование указанным выше рекомендациям позволит значительно увеличить эффективность работы ИТ-отдела. Персонал ИТ-отдела будет более рационально подбирать конфигурацию оборудования и программное обеспечение. Работа веб-дизайнера позволит веб-сайту положительно влиять на имидж компании, а также сделать информацию для клиента более доступной. Автоматизация работы с обращениями в ИТ-отделе сократит временные и финансовые затраты, так как время устранения неисправностей в работе электронно-вычислительной техники и ПО значительно снизится и уменьшится вероятность того что в связи с этим сотрудник компании не сможет выполнить возложенные на него задачи. Приобретения пакета расширенной поддержки у компаний-производителей аппаратного обеспечения и компаний-разработчиков программного обеспечения позволит сотрудником ИТ-отдела в

случае возникновения нештатных ситуаций оперативно их решать с минимальными потерями для компании.

Библиографический список

1. Официальный сайт ООО «НИИИС им. А.Н. Лодыгина» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.vniiis.su (дата обращения: 20.12.2015)

2. Veeam Software [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.veeam.com/ru/virtualization-management-one-solution.html?ad=menu-products (дата обращения: 20.12.2015)

3. 1С: ITIL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1c-itil.ru/products/1 c-itil-prof/ (дата обращения: 20.12.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.