Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В МЕГАПОЛИСЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В МЕГАПОЛИСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ГРУЗ / ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ГРУЗЫ / ПЕРЕВОЗКА / МАРШРУТ / КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ / LARGE-SIZE CARGO / HEAVY LIFT CARGO / FREIGHT / ROUTE / SHORTEST ROUTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груздев К. Э., Ивченков Г. О.

В статье рассматриваются особенности движения КТГ в условиях мегаполиса, а также методы для разработки рациональных маршрутов передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Груздев К. Э., Ивченков Г. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MOTION OF HEAVY AND OVERSIZED VEHICLES IN THE CITY

The article discusses the features of the movement of CTG in a metropolis, as well as methods for the development of rational routes of movement.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В МЕГАПОЛИСЕ»

УДК 656.11

Груздев К.Э. студент 2 курса магистратуры

Ивченков Г. О. студент 2 курса магистратуры Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

Россия, г. Москва ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ И КРУПНОГАБАРИТНЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В

МЕГАПОЛИСЕ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности движения КТГ в условиях мегаполиса, а также методы для разработки рациональных маршрутов передвижения.

Ключевые слова: Крупногабаритные груз; тяжеловесные грузы; перевозка; маршрут; кратчайший путь.

Gruzdev K.E.

2nd year master's student of the Moscow automobile and road state

technical University (MADI) Russia, Moscow Ivchenkov G. O.

2nd year master's student of the Moscow automobile and road state

technical University (MADI) Russia, Moscow

FEATURES OF THE MOTION OF HEAVY AND OVERSIZED VEHICLES IN THE CITY

Abstract: the article discusses the features of the movement of CTG in a metropolis, as well as methods for the development of rational routes of movement.

Keywords: Large-size cargo; heavy lift cargo; the freight; the route; the shortest route.

Вид маршрута является основным элементом, с помощью которого устанавливается связь между отправителями и получателями груза. В рассматриваемом случае перевозка груза выполняется между одним отправителем и одним получателем груза, т.е. по маятниковому маршруту с обратным нагруженным пробегом. Работа подвижного состава на маршруте осуществляется по принципу «сквозные перевозки», т.е. без разделения транспортного средства [1].

В целях совершенствования перевозок крупногабаритной техники в современных условиях необходимо транспортный процесс доставки грузов рассматривать не отдельно, а исключительно во взаимоувязке с другими участниками общей логистической цепи поставок.

Процесс перевозки - это один из этапов движения материальных потоков, который требует предварительной разработки и рационализации.

Процесс перевозки крупногабаритных грузов тесно взаимосвязан с совершенствованием технологий погрузо-разгрузочных работ, модернизацией погрузочных и транспортных средств.

При организации грузовых автомобильных перевозок существенное значение имеет выбор подвижного состава.

В данных условиях выполнения задания на транспортировку грузов на выбор подвижного состава оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения погрузо-разгрузочных работ, дорожные условия и т.п. [2]

Разнообразие потенциальных транспортных средств делает актуальной проблему тех из них, которые могли бы с наименьшими затратами обеспечить успешное проведение транспортного процесса доставки груза (обеспечение своевременной доставки и надлежащего качества перевозимого груза). Решение этой проблемы подразделяется на несколько этапов:

- выявление потенциальных видов транспортных средств;

- анализ транспортных средств, которые могут выполнить поставленную задачу доставки грузов;

- определение показателей, в зависимости от которых будет выбираться транспортное средство для заданной перевозки;

- выбор транспортного средства.

Для определения транспортного средства нам необходимо установить набор показателей, провести их ранжирование по степени важности и определить рейтинг каждого из них.

Проанализировав рейтинг каждого показателя при помощи метода экспертных оценок, мы определим тот вид транспортного средства, на котором наиболее целесообразно выполнить перевозку заявленных грузов.

На практике определение рейтинга и ранжирование показателей является неоднозначным и в определенной степени субъективным.

В формализованном виде суммарный рейтинг Я транспортного средства определяется выражением:

N

I

я= ■ сш, (1)

К- число показателей оценки рейтинга вида транспортного средства;

XI - удельный вес показателя (выраженный в долях);

С1 - бальная оценка величины этого показателя, обеспечиваемая данным видом транспортного средства.

Метод экспертных оценок является наиболее распространенным методом выбора. Выбираются основные критерии выбора и устанавливается их значимость экспертным путем.

Для перевозки крупногабаритных грузов используют разные виды автотранспорта, а также дополнительное оборудование.

Тралы - низкорамный грузовой автомобиль. Оборудован полуприцепом, который находится низко над землей

Аппарель - пологая платформа с наклоном, с помощью которой крупногабаритную технику, оборудованную колесным или гусеничным шасси, загружают на полуприцеп

Расширители платформы - оборудование, применяющееся для увеличения ширины платформы полуприцепа или прицепа в случае, если ширина негабаритного груза превышает 2,5 м.

Большое значение имеет и погрузочная техника. Автокран и подобное оборудование помогут загрузить спецтехнику, не имеющую шасси. Лебедка применяется для устройств с колесным или гусеничным шасси.

Перевозка крупногабаритной техники осуществляется в следующем порядке:

Разработка маршрута. Правильно выбранный маршрут снимает едва ли не половину вопросов, связанных с транспортировкой негабарита. Нередко выбирают не самый короткий маршрут (определенный при помощи математических методов), а тот, на котором возникнет меньше всего технических проблем. В частности, исключаются дороги, где запрещено движение грузовой техники, где есть препятствия - эстакады, мосты, трубопроводы, расположенные низко над землей, а также слишком узкие участки. Если путь проходит по мосту, учитывается уровень его прочности, ширина дороги. Большое значение имеет качество дорожного покрытия, так как низкорамный грузовик более «чувствителен» к ямам и неаккуратным заплаткам [3].

Помимо документов на саму крупногабаритную технику и грузовой автомобиль, необходимо получить разрешение на перевозку крупногабарита. Обязательно оформляется путевой лист, а также товарно-транспортная накладная. Компания, которая перевозит крупногабарит, должна иметь лицензию. Маршрут должен быть согласован с государственными органами субъектов РФ, по территории которых проходит перевозка. Это УВД, МВД и ГИБДД.

Прием груза и погрузка. На этапе погрузки спецтехнику при необходимости разбирают (например, снимая навесное оборудование) и загружают с помощью крана и аппарели и лебедки. В некоторых случая можно обойтись без подъемного оборудования, если спецтехника на ходу. Груз надежно закрепляют на платформе.

Транспортировка. Собственно перевозка проходит согласно маршруту, согласованному с государственными органами, и ПДД.

Разгрузка. На этом этапе также требуются аппарель и погрузочное оборудование. Технику на шасси сгружают также с помощью лебедки или самоходом. Получатель принимает груз, осматривает его, подписывает документы. На этом доставка завершается.

Бульдозеры, экскаваторы и другие громоздкие и тяжеловесные грузы перевозятся на прицепах-тяжеловозах, имеющих откидные площадки-трапы для удобства въезда бульдозеров и экскаваторов.

Погрузка тяжеловесных грузов на прицепы осуществляется с помощью

лебедок, установленных на тягачах и приводимых в движение от двигателя через коробку отбора мощности.

Погрузкой или разгрузкой автопоезда руководит ответственное лицо.

Перед погрузкой крупногабаритной техники необходимо провести следующие подготовительные мероприятия:

- установить автопоезд на ровную горизонтальную площадку, проверить сцепку тягача с полуприцепом и соединительных тормозных шлангов;

- растопырить откидные трапы, поднять за поручни и плавно опустить их на землю, соблюдая меры предосторожности;

- установить откидные трапы в рабочее положение, для чего под переднюю опору каждого трапа подложить по две подставки из комплекта инструмента и принадлежностей автомобильного поезда, обратив при этом особое внимание на ровность площадок под опорами, прилегание опор всей своей поверхностью одними концами к площадке, а другими - к подставкам трапов, а также на обеспечение гарантированного зазора (не менее 15 мм) между задней частью рамы и уступом трапа;

- очистить платформу автомобильного поезда от грязи, льда и масла;

- снять навесное оборудование погружаемой техники, если оно по ширине выходит за габариты автомобильного поезда;

- установить машину сзади автомобильного поезда так, чтобы ее осевая линия совпадала с продольной осевой линией автомобильного поезда.

Руководитель погрузки должен находиться на передней части рамы полуприцепа с тем, чтобы его сигналы (команды) были ясно видны водителю погружаемой машины. Механик-водитель автопоезда должен постоянно находиться в кабине [4].

По команде руководителя механик-водитель погружаемой машины на первой передаче подъезжает вплотную к откидным трапам и останавливается.

Руководитель определяет положение машины в отношении прямолинейности к полуприцепу. Если прямолинейность не выдержана, машина сдается назад и повторным подъездом выравнивается по отношению к полуприцепу. После этого руководитель дает команду «Вперед». Механик на первой передаче без остановок подает погружаемую машину на платформу до преодоления задней наклонной части полуприцепа и подачи руководителем команды «Стой». Повороты машины на платформе полуприцепа запрещаются.

После погрузки машина крепится растяжками к полуприцепу впереди и сзади крест-накрест с соблюдением требований, предъявляемых к перевозимой технике.

Легкие машины крепятся к раме полуприцепа проволокой в трех местах за силовые серьги и гусеничное полотно.

Если погрузка производится с помощью лебедки тягача автопоезда, то трос пропускается через направляющие ролики в поперечинах рамы, соединяется двумя короткими буксирными тросами с буксирным прибором

погружаемой техники, включается лебедка тягача на наматывание и производится буксировка погружаемой машины к трапам полуприцепа. При этом необходимо убедиться в правильности установки машины относительно полуприцепа, а затем произвести затаскивание.

Перед погрузкой техники с большими габаритами по длине запасное колесо тягача снимается и грузится на перевозимую машину в целях предупреждения его срыва при погрузке.

При перевозке тяжеловесных грузов на обычных автомобилях (прицепах) необходимо подготовить подстилочные доски толщиной 50 мм в целях предотвращения переламывания пола кузова. Длина досок должна быть такой, чтобы они могли опираться на поперечные брусья кузова.

Перед началом погрузки вооружения и техники на автомобиль (прицеп) необходимо:

- демонтировать детали и узлы, не помещающиеся в пределах габарита кузова, а также препятствующие равномерной загрузке автомобиля;

- поднять и прочно закрепить в транспортном положении навесное оборудование, чтобы после погрузки оно находилось на высоте не менее 200 мм над полом кузова;

- проверить надежность действия тормозной системы машины.

При погрузке крупногабаритной техники, которая по длине не размещается в пределах кузова, задний борт автомобиля (прицепа) необходимо открыть и закрепить.

При укладке грузов, центр тяжести которых смещен к одному из концов, они размещаются в кузове так, чтобы более тяжелые концы рядом расположенных в ярусе ящиков были расположены в разные стороны [5].

Крупногабаритная техника в собранном виде без укупорки укладывается таким образом, чтобы она занимала устойчивое положение и при движении автомобильного транспорта не перемещалась. С этой целью техника после погрузки тщательно закрепляется.

Для разработки рациональных маршрутов в настоящее время широко применяют экономико-математические методы планирования.

Широкое распространение на практике получила математическая теория о нахождении кратчайших путей.

Теория о нахождении кратчайших путей в последнее время интенсивно развивается. Нахождение кратчайшего пути используется достаточно широко при нахождении оптимальных маршрутов между двумя объектами на местности или при междугородних, международных перевозках и т.п.

Кратчайший путь рассматривается при помощи некоторого математического объекта, называемого графом. Существуют три наиболее известных и эффективных алгоритма нахождения кратчайшего пути:

- алгоритм Флойда;

- алгоритм Йена;

- алгоритм Дейкстры.

Оптимизационный инструментарий определения кратчайшего пути

применяется в производственной и транспортной логистике. Также на основе алгоритма Дейкстры можно разрабатывать технологические имитационные модели.

Блок-схема алгоритма Дейкстры приведена на рис.1.

В блок-схеме приняты следующие обозначения:

а) СНУ - Список начальных узлов (вершин, объектов, пунктов) маршрута;

б) б - общее число вершин (пунктов) маршрута;

в) 1, ) - порядковые номера вершин;

г) М) - расстояние между 1-ой и )-ой вершинами, км (м);

ч Ж; Ж I ■ ~ • ~

д) 1, 1 - потенциалы 1-ой и )-ои вершин.

715 = 0, 5 € СНУ

п = и ■ / ? Б

2 г

П = п + Ьц

Нет

Новый начальный узел

Рис. 1. Блок-схема алгоритма Дейкстры Первый шаг алгоритма выполняется один раз. Второй и третий шаги многократно повторяются. Число итераций равно (^ - 1).

В данной работе в качестве узлов можно выбрать какие-либо промежуточные точки возможных маршрутов или места разветвления автомобильных дорог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По указанному алгоритму мы определяем кратчайший путь от первого объекта до Б-го. Последовательность вершин кратчайшего пути в общем виде выглядит следующим образом:1 -п1 -п2-.. ,.-пб.

1

3

В настоящее время при выборе маршрута перевозок любых видов груза подвижным составом автомобильного транспорта необходимо обязательное использование математических методов и экономико-математических моделей, описывающих транспортно-технологический процесс перемещения товаров. Особенно важно использование математического аппарата в логистике, когда необходимо решить сложную проблему или вопрос, ответ на который нельзя найти при помощи простейших методов или на основании здравого смысла.

В этом случае непродуманное и научно-необоснованное решение может привести к весьма серьезным последствиям.

Кроме того, необходимо учитывать, что если груз вместе с транспортным средством не укладываются в установленные габаритные размеры или превышают максимально допустимые нагрузки на оси, то необходимо разрабатывать специальные маршруты. Ограничениями на маршруте движения автопоезда могут служить: туннели, мосты, путепроводы, подземные или надземные пешеходные переходы, фонарные столбы, трамвайные пути, железнодорожные переезды, а также электросети, линии передач, контактные сети троллейбусов, интенсивность движения транспорта, дневной и ночной режим работы.

Если во время транспортировки избежать проезда под электросетями или линиями передач не представляется возможным, то необходимо привлекать специальную технику для подъема или строить объезды.

Использование математических методов позволяет специалисту, ответственному за перевозку грузов, осуществить выбор рациональных или близких к ним вариантов решений по определенным критериям [3].

Когда есть научное обоснование того или иного решения, соответствующий специалист, может им руководствоваться при выборе окончательного варианта маршрута перевозок, распределения транспорта по пунктам погрузки-выгрузки и т.д.

Использованные источники:

1. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: Научтехлитиздат, 2012. - 208 с.

2. Кельбах С.В. Дорожно-транспортная инфраструктура как база модернизации региональной экономики//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 37 -43.

3. Туревский И.С. Автомобильные перевозки: учеб. Пособие - М.: ИД Форум Инфра - М; 2009г. - 224с.

4. Блинкин М.Я. «Безопасность дорожного движения. История вопроса, международный опыт, базовые институции». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

5. Квитко Х.Д. Эффективность использования грузовых автомобилей. М.: Транспорт, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.