Научная статья на тему 'Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в условиях ограниченной тяги двигателя'

Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в условиях ограниченной тяги двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / AIRCRAFT DYNAMICS / РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL RESOURCE / ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Видин Б.В., Ульянова О.В.

Исследуется нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая движение центра масс летательного аппарата в вертикальной плоскости при прямолинейной траектории. Получены оценки значений скорости и дальности в зависимости от ограничений на ресурс управления тягой двигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Видин Б.В., Ульянова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE AIRCRAFT MOVEMENT IN A VERTICAL PLANE WITH THE LIMITED DRAFT OF THE ENGINE

The nonlinear system of differential equations describing movement of the weights center of the aircraft in a vertical plane at a rectilinear trajectory is researched. Estimations on speed and range values depending on restrictions on an engine draft control resource are received.

Текст научной работы на тему «Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в условиях ограниченной тяги двигателя»

4. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Оптико-электронные комплексы со встроенным ЭВМ» / Под ред. Зенкова Г.Н. - Л.: ИТМО, 1982.

Суслов Владимир Дмитриевич - СПб ОКБ «Электроавтоматика» имени П. А. Ефимова», зам. генерального директора, postmaster@elavt.spb.ru Козис Дмитрий Владимирович - РАА «Спецтехника», директор, кандидат технических наук,

kozisd@mail.ru

УДК 681.5.01

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ Б.В. Видин, О.В. Ульянова

Исследуется нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая движение центра масс летательного аппарата в вертикальной плоскости при прямолинейной траектории. Получены оценки значений скорости и дальности в зависимости от ограничений на ресурс управления тягой двигателя. Ключевые слова: динамика летательного аппарата, ресурс управления, ограничения.

Введение

Движение центра масс летательного аппарата в скоростной системе координат в вертикальной плоскости на прямолинейном участке траектории после выбора направления описывается [1 ] системой уравнений

dV р C pV2 S . 9

m-= P cos a - C х-S - mg sin 9 ,

dt x 2

d9 dh . „ dx „ dm

— = 0 , — = V sin 9 , — = V cos 9 , -= -q, q > 0 ,

dt dt dt dt

где m - масса летательного аппарата; V - длина вектора скорости; 9 - угол наклона траектории, 9 = const; а - угол атаки, а = const; h - высота полета; x - дальность полета; q - секундный расход массы топлива; P - тяга двигателя, P < K; K - ресурс управления (величина, ограничивающая тягу двигателя, изменение тяги двигателей возможно в пределах строго ограниченного интервала, обусловленного количеством топлива (используется нижняя граница данного интервала), S - площадь крыльев летательного аппарата (ЛА), p(h) - плотность атмосферы, зависящая от высоты полета,

Г \ -h/

p(h) = Ce /R, R - радиус Земли, Cx - коэффициент лобового сопротивления, Cy - коэффициент подъемной силы, при этом

dCx п dCy —x > 0; —¿-> 0 да да

В качестве управляющей функции выбирается тяга двигателя P(t). Ставится задача найти P(t) так, чтобы решение системы (1) удовлетворяло начальным условиям t = t0 : V = Vq, h = h0, x = X0, m = m0, P = P0 (2)

и конечным условиям t = t': h = hk, x = xk, m = mk, где t' - заранее неизвестный момент времени.

Предлагаемый подход к решению

Совокупность функций V (( ) h(t ), x(t ), m(t ), P(t ) будем называть решением зада-

dx

чи (1), (2). Разделив все уравнения системы (1) на — = V cos 0 , приходим к системе

dt

dV 1

dx mV cos 0

( PV2 ^

Pcosa _ Cx 2 S _ mgsin0

(3)

dh _ ^^^ dt _ 1 dm _ - q

dx ' dx V cos 0 ' dx V cos 0

Требуется найти P(t) так, чтобы решение системы (3) удовлетворяло начальным условиям:

x _ x0 : V _ Vo, h _ h0, m _ m0, P _ Po (4)

и конечным условиям x _ xk, h _ hk, m _ mk . Совокупность функций V(x) h(x), m(x), P(x) будем называть решением задачи (3), (4). Так как в соответствии с исходными данными 0 _ const, необходимо найти функцию h(x):

xk

h(x) _ tg 0 J dx .

xo

Продифференцируем обе части первого уравнения системы (3):

dV i Í V 2 ^

d^ _-1- P cos а - Cx pV S - mg sin 0 _ f (V,h,m,P),

dx m V cos01 2 I

V У

d 2V

dx2 dV dx dh dx dm dx dP dx' откуда получаем производную тяги по дальности d2V df dV df dh df dm

где

dP _ dx2 dV dx dh dx dm dx dx f

dP

df _ 1 \ P cos a CxpS + g sin 0

dV cos 0 v d£ CxpVS Ce~h/R dh 2m cos 0 R

V2m 2m V2

f _ 1 (_ P cos a + CxpVS ^ dm m2 cos0 V

V 2 I

df _ cos a dP mV cos 0

Таким образом, приходим к системе уравнений d2V df dV df dh df dm

dP dx2 dV dx dh dx dm dx dx df_

dP

q

dh ^ 9 dt 1 dm dx ' dx Vcos9' dx Vcos9

с учетом начальных условий x = xq, t = tQ,h = ho,m = mQ,P = Pq на траектории [xq,xk].

d9 V 2

Поскольку 9 = const, -J9- = 0, то P sin a + Cy S - mg co s9 = 0. Задавая ограничения на m : m1 < m < m2, получим ограничения на V :

C,

pV2

S = mg cos 9-P sin a ,

V2 =■

2

CyPS

(mgcos 9 - P sin a) .

2

Обозначив V = V , получим V <-2-(m2g cos 9 - K sin а) = V2 ,

V >■

Cy pS 2

Cy pS

myg cos 9 = Vi

У1 < V < У2 ; VI = ^ VI , К2 = д/ К2 ; V < V < У2, где V1 и V2 - минимальное и максимальное значение по скорости соответственно. Получим оценку на конечное значение дальности:

dV dV

dx dx dV

X=X o X o

Xk dV ,

+ J -dx,

dx

dx

X=X 0 m0V0cos 9

í V 2 > Pq cos a - Cx 0 0 S - mQg sin 9

2

X

kdV

Vi < V < V2 , V = V0 + J — dx,

X0

dx

и выберем Vq : Vi < Vq < V2,

Xk

'k dV

Vi - V0 < J — dx < V2 - V0 ,

X0

dx

X

k dV ^ Xk dV j Xk Xk d 2V ^ 2 J -dx = J -dx + J J —— dx

X o

dx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X o

dx

X o X o dx

2

2

dV d V 2 dV

Vi - Vq -J — dx < — (xk - xq )2 <V2 - Vq - J—dx

dx

dx

2

dx

Введем обозначения:

Xk dV -Vi - Vq - J -Vdx = Pi

X o X

dx

k dV -V2 - Vq - J -V-X =P2, Pi <

X Q

dx

d 2V dx2

<P 2,

i

ßl _ ßl , ß2 _ ß2 (xk - xo )2' (xk - xo )2

dP

dx

< K (k - x o ), K _ max

dP

dx

в области, где фазовые координаты удовлетворяют ограничениям. С учетом дополнительных соотношений [2]

-¥r

p(h) = <Ze / , р! <p(h)<Р2 , -h2/ -h\/ Pl = Ce 'R , р2 = Ce ' R , аналогично могут быть получены оценки

dV dh dm

Yl <~T<Y2, Y3 <~T<Y4, Y5 <~T<Y6 dx dx dx

81 <f <5 2, 5з <f <64, 65 <f <56, 57 <f <58 dV dh dm dP

тогда

K =Р2±!2^2±^4±УА , K(xk -x0)<K, xk -x0 <K

5 7 K

Заключение

При выполнении полученного ограничения управление летательным аппаратом удовлетворяет условию P < K. Таким образом, для описанного движения ЛА получены оценки на значения скорости и дальности, при которых управляющая функция удовлетворяет заданным ограничениям.

Предлагаемая модель движения летательного аппарата может быть использована при разработке программного обеспечения пилотажно-навигационных комплексов, на которые возложены задачи управления полетом в условиях ограниченного ресурса управления, с отработкой на этапе предварительных стендовых испытаний.

Литература

1. Красовский А.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. - М.: Наука, 1973. - 523 с.

2. Остославский И.В., Стражева И.В. Динамика полетов. Траектории летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1969. - 354 с.

Видин Борис Викторович - СПб ОКБ «Электроавтоматика» имени П. А. Ефимова», зам.

главного конструктора, кандидат технических наук, профессор, postmaster@elavt.spb.ru

Ульянова Ольга Владимировна - СПб ОКБ «Электроавтоматика» имени П. А. Ефимова», инженер, postmaster@elavt.spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.