Научная статья на тему 'Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в неравновесном режиме с учетом ограниченного ресурса управления'

Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в неравновесном режиме с учетом ограниченного ресурса управления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
137
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / DYNAMICS / РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / RESTRICTIONS / CONTROL RESOURCES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Видин Борис Викторович, Жаринов Игорь Олегович, Жаринов Олег Олегович, Ульянова Ольга Владимировна

Исследуется нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая движение центра масс летательного аппарата в вертикальной плоскости при прямолинейной траектории. Получены оценки скорости и дальности в зависимости от ограничений на управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Видин Борис Викторович, Жаринов Игорь Олегович, Жаринов Олег Олегович, Ульянова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF AIRCRAFT MOVEMENT IN VERTICAL PLANE IN NONEQUILIBRIUM REGIME WITH THE ACCOUNT FOR LIMITED CONTROL RESOURCES

System of nonlinear differential equations for aircraft mass center movement in vertical plane is analyzed for the case of linear path. Estimates are derived for velocity and flight range depending on control restrictions.

Текст научной работы на тему «Особенности движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в неравновесном режиме с учетом ограниченного ресурса управления»

Заключение. Эффективным средством построения САУ с автоматами ограничений предельных параметров ЛА является селектор каналов управления. Рассмотрена задача синтеза САУ с автоматами ограничений как задача приближения передаточных функций отдельных каналов к желаемым передаточным функциям. Показано, что включение автомата ограничения в САУ ЛА с помощью алгебраического селектора позволяет обеспечить необходимую точность ограничения и плавные переходные процессы при переключении каналов.

список литературы

1. Михалев И. А., Окоемов Б. Н., Чикулаев М. С. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987. 240 с.

2. Аэромеханика самолета: Динамика полета / Под ред. А. Ф. Бочкарева и В. В. Андриевского. М.: Машиностроение, 1985. 360 с.

3. Красовский А. А., Буков В. Н., Шендрик В. С. Универсальные алгоритмы оптимального управления непрерывными процессами. М.: Наука, 1977. 272 с.

4. Петунин В. И. Принципы построения логико-динамических систем автоматического управления газотурбинными двигателями // Вестн. УГАТУ. 2003. Т. 4, № 1. С. 78—87.

5. Боднер В. А. Системы управления летательными аппаратами. М.: Машиностроение, 1973. 506 с.

6. Петунин В. И. Синтез законов управления канала тангажа автопилота // Вестн. УГАТУ. Сер. „Управление, вычислительная техника и информатика". 2007. Т. 9, № 2 (20). С. 25—31.

Сведения об авторе

Валерий Иванович Петунин — канд. техн. наук, доцент; Уфимский государственный авиационный

технический университет, кафедра авиационного приборостроения; E-mail: petunin_vi@mail.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

авиационного приборостроения 29.01.10 г.

УДК 681.5.01

Б. В. Видин, И. О. Жаринов, О. О. Жаринов, О. В. Ульянова

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ В НЕРАВНОВЕСНОМ РЕЖИМЕ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ

Исследуется нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая движение центра масс летательного аппарата в вертикальной плоскости при прямолинейной траектории. Получены оценки скорости и дальности в зависимости от ограничений на управление.

Ключевые слова: динамика летательного аппарата, ресурс управления, ограничения.

Введение. Движение центра масс летательного аппарата в скоростной системе координат в вертикальной плоскости, на прямолинейном участке траектории после выбора направления, описывается следующей системой соотношений [1]:

dV P C pV2 S . 6

m-= P cos a-Cx-S - mg sin 6,

dt x 2

= 0,

d6 dt

dh . _ — = V sin 6,

dt

dx V 6

—=V cos 6, dt

dm dt

= -q, q >0.

(1)

Здесь m — масса летательного аппарата; V — вектор скорости; 6 — угол наклона траектории, 6 = const; a — угол атаки, a = const; h — высота полета; x — дальность полета; q — мгновенный расход массы топлива (в секунду); P — тяга двигателя, P < K, K — ресурс управления (величина, ограничивающая тягу двигателя), S — площадь крыльев, p(h) —

плотность атмосферы, зависящая от высоты полета, p( h ) = C exp(-h/R), R — радиус Земли,

Cx — коэффициент лобового сопротивления, при этом

d a

-> 0.

В качестве управляющей функции выбирается тяга двигателя: необходимо найти значе ние Р (х) такое, чтобы решение системы (1) удовлетворяло

— начальным условиям, Х = ¿0 :

V = V), И = И), х = х), т = щ, Р = Р0;

— конечным Х = Х':

И = Ик, х = хк, т = тк. Предлагаемый подход к решению. Совокупность функций V (х), И (х), х (х) Р (х) будем называть решением задачи (1)—(2).

дх

Разделив все уравнения системы (1) на — = V соб 9, приходим к системе

дХ

m

(2)

(t) •

dV

1

f

dx mV cos 6

dh „ — = tg6, dx

P cos a-Cx

pV2

Л

S - mg sin 6

dt

1

dx V cos 6

dm

q

(3)

dx V cos 6

Требуется найти значение P (t) такое, чтобы решение системы (3) удовлетворяло

— начальным условиям, x = x0 :

V = V0, h = h0, m = m0, P=P0;

— конечным x = xk : h = hk, m = mk.

Совокупность функций V (х), h(х), m (х), P (х) будем называть решением задачи

(3) (4).

Поскольку в соответствии с исходными данными 9 = const, необходимо найти функцию h (х):

хк

h (x) = tg9 J dx .

Продифференцируем обе части первого уравнения системы (3):

dV

1

(

dx mV cos 9

d2 v=d^dV+L.h+Ldm+LdP.

dx1 dV dx dh dx dm dx dP dx

P cos a-Cx

PV2

■S - mg sin 9

= L (V, h, m, P ),

откуда получим производную тяги по дальности

d V df dV df dh df dm dP = dx2 dV dx dh dx dm dx dx

где

df

dV cos9

df dP

1 f P cos a CxpS + g sin 9

df_ dh

. V2 m CxPVS C 2m cos 9 R

2m

exp(-h/R )

1

L=_

dm m2 cos9 df

f

P cos a CxpVS

V

cos a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dP mV cos 9

Таким образом, приходим к системе уравнений

d V df dV df dh df dm dP = ^х2 dV dх dh dх dm dх dх

L

dP

dh dx dt

= tg9,

1

dx V cos 9 dm -q

dK V cos 9 с учетом начальных условий х = х0 :

t = ¿0, h = h0, m=m0, P=P0

на траектории [х0, хк ].

d9

Поскольку 9 = const, —=0, отсюда

dt

(5)

(6)

0

pV 2

P sin а + Cy-S -mg cos 9 = 0,

dCy _y

-> 0.

Cy — коэффициент подъемной силы,

Задав интервал m^ < m < m2, получим ограничения на V :

C

pV2

y

S=mg cos 9-P sin а

V2 =—2— (mg cos 9-P sin а).

Cy pS

Далее получим

V2 <-

(m2g cos 9 - K sin а) = V^x,

Cy min pS

2

V2 >-- m g cos 9 = V^,

Cy max pS

V2- < V2 < V2 • V =*/V2 V = */V2 • V < V< V

min max

max min min max max min

Получим оценку скорости при конечном значении дальности:

dV

dx

dV = dV

dx dx

f

- J dx.

dx

Л° Xo

x=x0 mo Vocos 9

P0 cos а-Cx Po Vo S - m0 g sin 9

V

V ■ < V < V

min max

Л, V xk dV ,

V = V0 + I-dx,

dx

выберем Vmin < V0 < Vm

X\dV

Vmin - V0 < J ~Xdx< Vmax - V(

XkdV . xkdV . xkxkd2V

J-dx = J-dx + J J

J dx J dx x=x0 J J dx

x0 x0 0 x0 x0

2

dx2

ra\ , a v / ч2 _т ,, rdV ,

Vmin - V0 - J ~xdx<-~T( -x0) <Vmax - V0 - J ■

Введем обозначения

xr dV - xr dV -

Vmin - V0 - J ~rdx =ß1, Vmax - V0 - J ~rdx = ß2 ,

дх

х0

где фазовые координаты удовлетворяют ограничениям

01 * — *Р2, Р1 = , в2 = в2

дх2 ( - х0 )2 (( - х0 )2 С учетом дополнительных соотношений

dP_ dx

<K(xk -x0), K = max

dP dx

0

0

0

р(й ) = С ехр(-к/Я), Р1 — Р(к) — Р2 ,

Р! = С(ГН21 Я), Р2 = Сехр(-^/Я), аналогичным образом могут быть получены оценки угла крена

ОУ йк йш

У1 —~т—У2, Уз —"Г—У4, У 5 —~Т—У6, ах ах ах

б1—аУ—б2, §з—айк §5—аа^—5б, §7—аР—о8,

аУ ак аш аР

тогда ограничение на ресурс управления составит

К=£1±1Ан_148111А , к (х, - х0 )—К, * - х0 — К

О7 к

Заключение. Таким образом, для описания движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в неравновесном режиме с учетом ограниченного ресурса управления получены оценки скорости и дальности, при которых управляющая функция удовлетворяет заданным ограничениям Р — К .

Предлагаемая модель движения летательного аппарата может быть использована при разработке программного обеспечения пилотажно-навигационных комплексов, на которые возложены задачи управления полетом в условиях ограниченного ресурса управления, с отработкой на этапе предварительных стендовых испытаний.

список литературы

1. Красовский А. А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. М.: Наука, 1973. 523 с.

2. Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полетов. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. 354 с.

Борис Викторович Видин Игорь Олегович Жаринов Олег Олегович Жаринов

Ольга Владимировна Ульянова

Рекомендована кафедрой вычислительных и электронных систем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах канд. техн. наук, профессор; ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; зам. главного конструктора; E-mail: postmaster@elavt.spb.ru канд. техн. наук, доцент; ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; нач. отдела; E-mail: igor_rabota@pisem.net

канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра вычислительных и электронных систем; E-mail: zharinov@hotbox.ru ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; E-mail: postmaster@elavt.spb.ru

Поступила в редакцию 08.07.09 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.