Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА. L980-1982 ГГ.'

ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА. L980-1982 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ловеров И.А.

25 декабря 1979 года передовые подразделения 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа переправились по наплавному мосту через реку Амударью и вступилина территорию Афганистана. Вместо 6 месяцев,какпервоначально предполагало советское политическое руководство, Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) (так впоследствии стала называться эта группировка) находился на территории соседней страны почти 10 лет. Уже в начале января 1980 года подразделения и части 40-й армии оказались втянутыв боевые действия против вооружённых отрядов оппозиционных афганскому правительству сил. В Афганистане советскиевойскастолкнулись с рядом особенностей как в ведении боевых действий, так и в обеспечении повседневнойжизнедеятельности. В полной мере это относится и к дорожному обеспечению войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА. L980-1982 ГГ.»

ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

ЛОВЕРОВ Иван Анатольевич —

заместитель начальника факультета военного обучения Московского автомобильно-дорожного института, полковник (Москва)

ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА. 1980—1982 гг.

25 декабря 1979 года передовые подразделения 40-й общевойсковой армии Туркестанского военного округа переправились по наплавному мосту через реку Амударья и вступили на территорию Афганистана. Вместо бмесяцев, как первоначально предполагало советское политическое руководство, Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) (так впоследствии стала называться эта группировка) находился на территории соседней страны почти 10лет. Уже в начале января 1980года подразделения и части 40-й армии оказались втянуты в боевые действия против вооружённых отрядов оппозиционных афганскому правительству сил. В Афганистане советские войска столкнулись с рядом особенностей как в ведении боевых действий, так и в обеспечении повседневной жизнедеятельности. В полной мере это относится и к дорожному обеспечению войск.

Как известно, дорожное обеспечение является одним из элементов транспортного обеспечения войск и представляет собой комплекс мероприятий по подготовке и эксплуатации военно-автомобильных дорог. Оно включает: ведение дорожной разведки; восстановление, строительство, ремонт, содержание и техническое прикрытие дорог и мостов на них; дорожно-комендантскую службу. Решением этих задач занимаются подразделения и части дорожных войск.

В связи с тем, что в Афганистане отсутствовали железные дороги, а доставка грузов по воздуху не могла обеспечить потребностей ОКСВ в материальных средствах, основная нагрузка в их перевозке легла на автомобильный транспорт.

Дорожная сеть на территории Афганистана к моменту ввода туда советских войск была развита слабо. Протяжённость автомобильных дорог с покрытием, включая грунтовые улучшенные дороги, составляла около 10тыс.км. С учётом грунтовых дорог и караванных путей — 18,3тыс.км1. Основой дорожной сети являлась кольцевая автомобильная магистраль Кабул — Пули-Хумри — Мазари-Шариф — Герат — Кандагар. От неё отходили 8 радиальных магистралей: 2 — в Пакистан, 2 — в Иран и 4 — к границе с Советским Союзом. Основной транспортной артерией для ОКСВ являлась дорога Хайратон — Пули-Хумри — Кабул протяжённостью 500км2. На ней находились 103 моста, 22 лавинозащитные (противолавинные) галереи общей протяжённостью 6619м и 4 перевальных участка, в том числе перевал Саланг (на высоте 3491м) с тоннелем длиной

2,6км3. Дополнительные трудности для движения создавали песчаные заносы, отсутствие обходов и объездов, а зимой на перевальных участках сход снежных лавин, туман и гололёд. В связи с этим скорость движения на перевалах была низкой. При этом автомобильные колонны постоянно находились под угрозой вооружённого нападения противника, действовавшего, как правило, из засад на наиболее трудных для движения участках трассы.

Во время ввода войск и в начальный период их пребывания в Афганистане в составе 40-й армии не было ни одного подразделения дорожных войск. Все задачи дорожного обеспечения выполнялись боевыми частями. Это затрудняло движение колонн, приводило к заторам на дорогах, а в ряде случаев и к гибели людей. Так, в первых числах февраля 1980года при прохождении перевала Саланг афганской танковой колонной остановился один из танков. Отсутствие в тоннеле достаточной вентиляции привело к гибели нескольких военнослужащих от выхлопных газов. 23февраля того же года в тоннеле на Саланге не справился с управлением советский водитель. Врезавшись в стену, машина перегородила дорогу. Возникла паника, некоторые военнослужащие открыли беспорядочную стрельбу. В результате 4человека получили огнестрельные ранения, 16 отравились угарным газом4. Росло количество происшествий и на других участках дороги. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коробейников В.И., Хоминич Л.Н. Организация управления воинскими автомобильными перевозками по опыту работы автомобильных частей в Республике Афганистан. М.: Центральное автомобильно-дорожное управление (ЦАДУ), 1999. С. 7.

2 Ворсин В., Фроленков Э. В Афганистане учила жизнь // Тыл Вооруж. Сил. 1991. № 4. С. 17.

3 Карта мостов на дороге Кабул — Хайратон. Карта-склейка // ЦАДУ. Инв. № 1989.

4 Калашникова Н.М. Не дай, Отчизна, умолчать. Книга памяти. Афганистан, 1979— 1989. СПб.: ИПК «Вести», 1997. С. 24.

ПОЛКОВАЯ ЛЕТОПИСЬ

КИБОВСКИЙ Александр Владимирович —

заместитель директора Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ, кандидат исторических наук (Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.