ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1 -214-218 NIION: 2003-0059-1/23-577 MOSURED: 77/27-003-2023-01-776
Особенности договора фрахтования морского судна в Российской Федерации
Елена Васильевна Протас1, Светлана Евгеньевна Павлюченкова2
1 Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия, evprotas@mail.ru
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются морские перевозки, которые в настоящее время являются достаточно популярным способом перевозки груза, пассажиров и багажа. Дается характеристика одного из традиционных договоров — договора фрахтования. Прослеживаются отличительные особенности каждого из видов чартерных перевозок. Затронут вопрос соотношения договора фрахтования морского судна и других гражданско-правовых договоров.
Природа фрахтования является достаточно неоднозначной и сложной. На сегодняшний день выделяют три вида чарте-ров, для каждого из которых характерны свои особенности. Для того, чтобы повысить эффективность предоставляемых морских транспортных услуг в Российской Федерации, в частности, в сфере международных перевозок грузов, приоритетной задачей перед отечественным законодательством выступает упрощение условий перевозок грузов морским транспортом. Это может быть достигнуто путем унификации правовых норм и совершенствования законодательства, регулирующего положения о договоре фрахтования, занимающего ведущую роль среди морских перевозок.
Ключевые слова: договор фрахтования, чартерные перевозки, перевозка грузов, морское судно
Для цитирования: Протас Е. В., Павлюченкова С. Е. Особенности договора фрахтования морского судна в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 214-218. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-1-214-218.
Original article
Features of the contract of chartering a marine vessel in the Russian Federation
Elena V. Protas1, Svetlana E. Pavlyuchenkova2
1 Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia, evprotas@mail.ru
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. Sea transportation is considered, which is currently a fairly popular way of transporting cargo, passengers and luggage. The characteristic of one of the traditional contracts — the chartering contract is given. The distinctive features of each type of charter transportation are traced. The issue of the correlation between the contract of chartering a marine vessel and other civil law contracts is touched upon.
The nature of chartering is quite ambiguous and complex. To date, there are three types of charters, each of which has its own characteristics. In order to increase the efficiency of the maritime transport services provided in the Russian Federation, in particular in the field of international cargo transportation, the simplification of the conditions of cargo transportation by sea is a priority task before the domestic legislation. This can be achieved by unifying legal norms and improving legislation governing the provisions of the charter agreement, which occupies a leading role among maritime transport.
Keywords: chartering agreement, charter transportation, cargo transportation, sea vessel
For citation: Protas E. V., Pavlyuchenkova S. E. Features of the contract of chartering a marine vessel in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):214-218. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2023-1-214-218.
Морские перевозки грузов, пассажиров и багажа известны человечеству на протяжении сотен лет. С развитием технологий появилась возможность осуществлять транспортировку другими, более быстрыми видами транспорта, но, несмотря на это, морской фрахт остается востребованным среди предпринимателей и коммерческих организаций. Морские перевозки играют особую роль в международном торговом обороте, участником которого является Россия.
© Протас Е. В., Павлюченкова С. Е., 2023
Тем не менее, исходя из индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index), созданного Всемирным банком, по уровню эффективности транспортных перевозок Россия находится на 85-м месте в мировом рейтинге [2]. Модернизация системы предоставления транспортных услуг позволит повысить инвестиционную привлекательность России на международном рынке, что даст позитивный экономический эффект, потому представляется необходи-
JURISPRUDENCE
мым разрабатывать новые направления повышения эффективности транспортного обеспечения как внутри государства, так и во внешнем формате. В связи с этим возрастает актуальность совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей сферу морских перевозок.
Фрахтование судов является одним из наиболее востребованных способов реализации морских перевозок грузов и пассажиров. Такую популярность судоходства можно объяснить следующими положениями:
1) вместимость судов и большая пропускная способность морских путей позволяют за привлекательную цену за один раз транспортировать большую партию грузов, тем самым экономя финансы и время;
2) развитие международных экономических связей и туризма;
3) чартер позволяет осуществлять внеплановые перевозки, которые невозможно запланировать регулярными рейсами.
Популярность чартерных перевозок вызывает интерес к исследованию договора, на основании которого выполняются перевозки грузов, пассажиров и багажа — договора фрахтования (чартера). В настоящее время существует ряд спорных положений, связанных с особенностями предмета договора фрахтования, разграничения между фрахтованием и смежными гражданско-правовыми институтами. Ежегодно арбитражными судами разрешается множество споров, связанных с морскими перевозками. Можно говорить о том, что отсутствие надлежащего правового регулирования отношений, вытекающих из договора фрахтования морского судна, является препятствием в развитии морской транспортной системы на национальном и международном уровнях. В связи с этим представляется актуальным исследование договора фрахтования морских судов.
Понятие договора фрахтования законодательно получило отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 787 ГК РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Норма ст. 787 ГК РФ является отсылочной. Так, в ней указано, что порядок заключения договора фрахтования и его форма устанавливаются транспортными
уставами, кодексами и иными законами. В России таким нормативно-правовым актом выступает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ) [4].
Договором фрахтования закрепляются отношения между сторонами по поводу предоставления транспортного средства полностью или в части для перевозки груза, пассажиров или багажа за определенную плату. Другими словами, по договору морской перевозки фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти объект договорных отношений из порта отправления в порт назначения и выдать его грузополучателю, а фрахтователь обязуется перечислить обусловленную плату (фрахт).
Объектом договора фрахтования морского судна чаще всего выступает груз, который по каким-то причинам не может быть транспортирован публичным перевозчиком. Таким обстоятельством может выступать большой объем груза или нерегулярная отгрузка.
Субъектами договора являются фрахтовщик и фрахтователь. Фрахтовщиком называют судовладельца, предоставляющего тоннаж (судно) для морской перевозки. Транспортное средство может принадлежать лицу как на праве собственности, так и на ином, предусмотренным законом, основании. Физическое или юридическое лицо, которое фрахтует тоннаж (судно) для перемещения груза или перевозки пассажиров, называют фрахтователем. Фрахтователь может выступать в качестве отправителя груза, но может и не являться таковым, например, если договором предусмотрено, что отправку груза осуществит изготовитель товара. Фрахтование обычно производит специальный посредник, в качестве которого могут выступать отдельные лица или брокерские фирмы. При этом фрахтовый брокер — это специалист, обладающий специальными знаниями о конъюнктуре мирового рынка относительно спроса и предложения на морские перевозки. Таким образом, договор фрахтования может быть заключен как самим перевозчиком, так и его представителем, но от его (перевозчика) имени.
Договор фрахтования судна называют чартером. Чартер — это договор между судовладельцем и фрахтователем для проката, перевозки пассажиров или грузов, или для аренды в развлекательных, исследовательских, иных целях. Иногда используется термин чартер-партия (charter-party), что в переводе с английского означает «разделенная бумага», т. е. документ, написанный в двух экземплярах, каждая
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
половина которого находится на сохранении у сторон договора. В. Н. Гуцуляк называет следующие виды чартеров: рейсовый чартер, тайм-чартер и бер-боут-чартер [1].
Рейсовый чартер (voyage charter) применяется в трамповом (нерегулярном) и линейном (регулярном) судоходстве для перевозки массовых грузов. Судовладелец обязуется перевезти конкретный груз на оговоренном судне, а фрахтователь обязуется передать этот груз и уплатить фрахт. Такое фрахтование может происходить на один или несколько рейсов. Фрахтовщик при этом сохраняет полный контроль над судном и экипажем без изъятий в пользу фрахтователя. В специальных статьях чартера определяются род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их доминирования, сроки сталийного времени (срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей), количество причалов, распределение расходов и другие условия перевозки. По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае отклонения от условий рейса.
Определение тайм-чартера содержится в ст. 198 КТМ РФ: «По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания». При этом цели могут быть различными (перечень не является исчерпывающим): перевозка грузов, пассажиров, багажа, рыболовство, учебные, спортивные, культурные мероприятия и т. д. Характерным признаком тайм-чартера выступает то, что судовладелец предоставляет фрахтователю в пользование на определенный срок как само судно, так и услуги экипажа. Можно говорить о том, что по этому договору у судовладельца остается право навигационной эксплуатации судна, а к фрахтователю переходит право его коммерческой эксплуатации. Правовая природа тайм-чартера в мировой практике понимается по-разному. В США, Германии, Великобритании нет разделения на тайм-чартер и рейсовый чартер, тогда как в Польше он считается самостоятельным договором, предмет которого не совпадает ни с договором морской перевозки, ни с имущественным наймом [3].
По договору фрахтования судна без экипажа (бер-боут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловлен-
ную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). Таким образом, отличительной чертой бербоут-чартера является то, что фактическое владение судном в течение действия договора переходит фрахтователю. Он несет ответственность за управление судном и его эксплуатацию. Фрахтователь наделен широкими правами относительно комплектации экипажа, в его обязанности входит снабдить судно всем необходимым, т. е. все расходы и возникающие в связи с работой судна риски перекладываются на фрахтователя.
По своей природе договор фрахтования является консенсуальным, так как он считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям. К таким условиям относят название и тип судна, его тоннаж, характеристика груза, размер фрахта, наименование места отправления и места отгрузки, либо направление судна. Кроме того, договор является двусторонним и возмездным.
Одним из дискуссионных представляется вопрос о том, как соотносится чартер с другими гражданско-правовыми договорами. Согласно чартеру, фрахтователю предоставляется все судно или его часть, что роднит его с договором аренды. Как уже было отмечено, в рамках международного судоходства договор фрахтования морского судна в некоторых странах принято относить к договорам перевозки груза или к отдельным видам договоров.
Морское законодательство является наиболее показательным, когда встает вопрос о самостоятельности правовой природы договора фрахтования. Так, из определения договора тайм-чартера вытекает, что судовладелец предоставляет фрахтователю в пользование на определенный период за плату не только само судно, но и услуги экипажа, что является его отличительной чертой. В тайм-чартере судно и его экипаж при заключении договора выступают одним целым, в ином случае меняется сущность договора фрахтования. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, договор аренды может быть заключен только в отношении определенного имущества, когда как по договору фрахтования могут пере-
JURISPRUDENCE
даваться еще и услуги экипажа. Согласно п. 3 ст. 203 КТМ РФ, судовладелец обязан в течение срока договора поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование и на содержание членов экипажа судна. Таким образом, фрахтовщик сохраняет контроль над судном и экипажем в течение действия тайм-чартера, что отличает последний от договора аренды.
Существенные различия между чартером и договором аренды просматриваются в отношении полученных по этим договорам доходов. В отношении договора аренды плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ). Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в равных долях (ст. 204 КТМ РФ).
Также необходимым представляется разграничить договор фрахтования и договор морской перевозки грузов, поскольку эти договоры имеют сходную, но неоднородную правовую природу. Исходя из конечной цели тайм-чартера, его можно соотнести с договором перевозки. Если фрахтователь преследует цель перевозки груза, то, соответственно, мы имеем дело с разновидностью договора морской перевозки груза. Ст. 2 КТМ РФ устанавливает широкий список целей, для которых может фрахтоваться судно. Если транспортное средство используется для других целей, то можно говорить о том, что чартер в этом случае будет выступать в качестве самостоятельного договора.
Таким образом, договор фрахтования по распределению прав и обязанностей между участниками договора, объекту и целям имеет существенные различия с договорами аренды и перевозки. Разграничение между этими договорами носит и практический смысл, поскольку налоговые органы при расчете обязательных платежей используют методы расчета, применяемые к договору аренды, тогда как владельцы судов рассматривают тайм-чартер в качестве договора морской перевозки груза. В результате возникают споры, по которым сложилась противоречивая судебная практика.
Так, 15 июля 2020 г. Арбитражным судом Республики Крым было вынесено решение по делу между
ООО «Морская дирекция» и налоговой службой. Предметом спора стала квалификация выплат, произведенных Обществом в пользу иностранной организации по договору фрахтования судов, подлежащих налогообложению. «Морская дирекция» рассматривала указанные выплаты в качестве вознаграждения за оказание услуг по перевозке груза. Налоговый орган расценил данные действия как занижение налоговой базы. Суд отказал Обществу в удовлетворении требований в части признания неправомерными сделанные ФНС доначисления неудержанного налога. Арбитражный суд в своем решении отметил, что отношения, возникающие из договора фрахтования судна на время с использованием услуг членов экипажа, не могут рассматриваться в качестве отношений, возникающих из договоров об указании услуг перевозки, поскольку в самом договоре фрахтования не содержалось положений, квалифицирующих его в качестве договора перевозки. К таким положениям относятся вопросы о предоставлении полной или частичной грузовместимости судна, о доставке груза как предмета договора, о времени приблизительного окончания рейса и сталийного времени, о ставке фрахта и др. [5].
Таким образом, разграничение договора фрахтования морских судов и смежных правовых институтов требует внимания со стороны законодателя и правового сообщества.
Предмет договора фрахтования достаточно сложен и имеет свои особенности заключения, связанные с привлечением третьих лиц — брокеров. Они представляют интересы сторон торгового судоходства. Сложность взаимоотношений между сторонами договора становится следствием того, что заключению договора предшествует процесс долгих переговоров и обмен предложениями и контрпредложениями. Брокер или агентская фирма подбирают груз или судно, которые подходили бы под все условия, необходимые для перевозки. С целью облегчения данного процесса существует система проформ чартеров, разработанных международными и национальными организациями. В настоящее время известно более 400 таких проформ, разработанных под эгидой Английской палаты судоходства, Балтийского и международного морского совета (БИМКО). По своей природе проформы представляют собой примерные условия договора, которые отличаются по особенностям перевозки груза определенного вида или направлениям рейса. Использование проформ ускоряет
процесс согласований условий договора между сторонами и содействует унификации отношений, возникающих из договора фрахтования. Так, проформы используются как некий международный регулятор отношений между сторонами договора [3].
Подводя итог, хочется отметить, что природа договора фрахтования является достаточно неоднозначной и сложной. На сегодняшний день выделяют три вида чартеров, для каждого из которых характерны свои особенности. Для того, чтобы повысить эффективность предоставляемых морских транспортных услуг внутри нашей страны, а в особенности — в сфере международных перевозок грузов, приоритетной задачей перед отечественным законодательством выступает упрощение условий перевозок грузов морским транспортом. Это может быть достигнуто путем унификации правовых норм и совершенствования законодательства, регулирующего положения о договоре фрахтования, занимающего ведущую роль среди морских перевозок.
Список источников
1. Гуцуляк В. Н. Виды чартеров в международном торговом судоходстве. Труды Института государства и права РАН. 2019. № 4. С. 108-130.
2. Logistics Performance Index 2018 // URL://https:// lpi.worldbank.org/international/aggregated-ranking.
3. Пашковская Л. Виды договоров фрахтования судна // Maritime Law and Practice. 30 января 2019 // URL://https://maritimelaw.space/tag/
4. Протас Е. В. Гражданское право: учеб. пособие. М. : Юридический институт РУТ (МИИТ), 2020.
5. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2020 г. по делу № А83-10890/2019 // URL://http s ://sudact .ru/arbitral/doc/54CAep TrVpQt/
References
1. Gutsulyak VN Types of charters in international commercial shipping. Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 4. P. 108-130.
2. Logistics Performance Index 2018 // URL://https:// lpi.worldbank.org/international/aggregated-ranking.
3. Pashkovskaya L. Types of vessel charter agreements // Maritime Law and Practice. January 30, 2019 // URL://https://maritimelaw.space/tag/
4. Protas E. V. Civil law: textbook. allowance. M. : RUT Law Institute (MIIT), 2020.
5. Decision of the Arbitration Court of the Republic of Crimea dated July 15, 2020 in case No. А83-10890/2019 // URL://https://sudact.ru/arbitral/doc/54CA-epTrVpQt/
Библиографический список
1. Фастунова А. О., Кузьмина А. С. Правовая природа договоров, заключаемых в сфере перевозки грузов: сб. тр. V всерос. студ. науч.-практ. конф. Молодая наука, 2018. С. 335-339.
Bibliographic list
1. Fastunova A. O., Kuzmina A. S. Legal nature of contracts concluded in the sphere of cargo transportation: Sat. tr. V all-Russian stud. scientific-practical. conf. Young Science, 2018, Р. 335-339.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
Е. В. Протас — профессор кафедры «Теория права, гражданское право, гражданский процесс» Российского университета транспорта (МИИТ), доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор;
С. Е. Павлюченкова — магистрант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Information about the authors
E. V. Protas — Professor of the Department «Theory of Law, Civil Law, Civil Procedure» of the Russian University of Transport (MIIT), Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor;
S. E. Pavlyuchenkova — Graduate student of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 25.01.2023. The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 25.01.2023.