ОСОБЕННОСТИ ДИЗАИН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КРЕСЛА ПОВЫШЕННОЙ КОМФОРТНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАССАЖИРОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ
соискатель ученой степени Мартемьянова Е. А.
Россия, г. Москва, кафедра «Дизайна»
Abstract. The article considers design features of a passenger chair of the increased comfort. It describes the main advantages of this model, such as ergonomic, functional, esthetic and technical characteristics.
Keywords: ergonomics, biomechanics, composition, dynamics, texture, material
Дизайн - проектирование пассажирских кресел, представляет собой комплексный процесс, включающий в себя взаимодействие эргономики (от др.-греч. spyov - работа + vo^o<; - закон), эстетики (нем. Asthetik, от др.-греч. aioBnoi^ - «чувство, чувственное восприятие») и технико-технологических особенностей объекта. Как правило, такой процесс начинается с определения эргономических требований к креслу, посадки (ГОСТ 21889-76) и параметров пассажиров.
Учитывая особенности Арктической среды, в которой предполагается эксплуатировать пассажирское кресло повышенной комфортности, была выбрана мужская фигура в арктической одежде (рис.1) 95-ой перцентили (что соответствует росту 187 см.).
Для отработки основных параметров пассажирского кресла повышенной комфортности был построен эргономический макет (рис.2) в масштабе 1:1, где уточнялись габариты, углы наклона и траектории раскладывания составных частей кресла в соответствие с биомеханикой человека, прорабатывалось удобство посадки пассажиров в арктической одежде. Так же проводились исследования поведенческих особенностей пассажиров при ограниченных временных интервалах посадки.
Рис. 1. Размеры пассажира 95-ой перцентили в спецодежде в положении сидя
Рис.2. Эргономический макет кресла в масштабе 1:1
В результате проведенных испытаний определились основные габариты кресла, его функциональные, эргономические и формообразующие особенности (рис.3).
Рис. 3. Эргономическая схема посадки пассажира
Главными эргономическими особенностями кресла являются:
- мягкая спинка;
- анатомически правильная форма спинки;
- кресло снабжено мягкими подлокотниками;
- предусмотрены регулируемые в сагитальной плоскости упоры для головы пассажира;
- предусмотрены фиксаторы «каплевидной» формы для плеч пассажира;
- спинка кресла имеет возможность откидываться в горизонтальное положение что позволяет образовать спальное место;
- в спинки кресла предусмотрена встроенная резиновая подушка для ослабления вертикальных воздействий на позвоночный столб;
- кресло имеет откидную подставку для фиксации ног в различных положениях;
Функционально-конструктивные особенности кресла:
- жесткая фиксация 4-х точечным ремнем (обеспечивает ударостойкость);
- отсек для спасательных жилетов в задней части кресла (обеспечивает быстрый доступ);
- предусмотрена усиленная амортизация кресла 4 амортизаторами (обеспечивает ударостойкость);
- имеются мягкие подлокотники с отсеками для запасов индивидуальной питьевой воды и высококалорийного обеда;
- имеется система подогрева;
- подставка для ног имеет электропривод;
- имеются откидные поручни для более надежной фиксации верхней части туловища пассажира;
- откидной столиком для приема пищи;
- контейнер для мусора в задней части рамы;
Формообразующие особенности кресла (рис.4):
- структура композиции кресла отвечает функциональным и эксплуатационным требованиям, обладает целостностью, упорядоченностью и соподченение его элементов;
- текстура и фактура материалов кресла обеспечивает превлекательный внешний вид;
- выбранные отделочные и конструкционные материалы соответствуют санитарным нормам и правилам;
- цветовая гамма материалов оказывает благоприятные психологическо -физиологические воздействия, текстура материалов имеет минимальныю динамику формы (рис.5);
Рис. 4. Пассажирскре кресло повышенной комфортности
Микровелюр флок
Рис.5. Отделочные материалы пассажирского кресла
Кресло отвечает всем требованиям пассажирских салонов бизнесс и эконом классов. Обеспечивает возможность длительного прибывания пассажиров на своих местах (рис.6).
Рис. 6. Пассажирский салон бизнес класса
На сегодняшний день создан опятный образец (рис.7) пассажирского кресла повышенной комфортности, и проведен ряд испытаний:
- испытание на надежность встроенного оборудования (замков, емкостей, направляющих);
- проведены испытания 2 несущих рам;
- были выполнены испытания жесткости пружин сидения (с помощью манекенов различного веса);
- с целью эргономической оптимизации угловых параметров была выполнена оценка эргономичности углов наклона спинки и сидения;
- был изготовлен и апробирован механизм трансформации кресла в спальное место. В ходе данных испытаний было установлено:
- эргономические и конструктивные параметры кресла соответствуют правилам ЕЭК ООН №17, а так же требованиям ГОСТ Р ИСО 3411 - 99.
Рис. 7 Опытный образец пассажирского кресла на выставки RAO/CIS OFFSHORE 2015 г. Санкт-Петербург
Планируется создание различных вариантов и модификаций пассажирского кресла (в том числе и эконом варианте). Что позволит эксплуатировать его в разных областях проектирования транспортных средств. Для обеспечения вездеходной техники (кресло предназначено для эксплуатации в экстремальных условиях, устойчиво к перегрузкам), в малой авиации, пассажирскими самолётами (возможны вариации кресел, как для пассажиров, так и для пилотов), для обеспечения судовой техники (спасательные и пассажирские суда).
ЛИТЕРАТУРА
1. Рунге, В.Ф., Манусевич, Ю.П. Эргономика в дизайне среды : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич. М. : АрхтекгураС, 2005. - 328 с.
2. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна : учеб. пособие / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - 3-е изд., перераб. и доп. М. : Пресс, 2005. 366 с.
3. Смирнов Б.А. Инженерная психология / БА. Смирнов.-Киев, Вища школа, 1979. - 192 с.
4. Шаповал, А. В. Отечественная экспериментальная эстетика в постиндустриальный период: Монография [Текст] / А.В.Шаповал. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2009. - 168 с.
5. Laurel, B. Design Research : Methods and Perspectives / B. Laurel, P. Lunenfeld. - [S. I.] : The MIT Press. 2003. - 334 P.