Научная статья на тему 'Особенности дискурсивных трансформаций в современном обществе'

Особенности дискурсивных трансформаций в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНО-ПРИОБРЕТЕННЫЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Патюкова Регина Валерьевна

В статье представлены дискурсивные трансформации, связанные с первично-приобретенным профессиональным дискурсом, и особенности влияния эмоционально-образного компонента на формирование публичного дискурса современного политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности дискурсивных трансформаций в современном обществе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 8 (223). Филология. Искусствоведение. Вып. 51. С. 106-108.

Р. В. Патюкова

ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье представлены дискурсивные трансформации, связанные с первично-приобретенным профессиональным дискурсом, и особенности влияния эмоционально-образного компонента на формирование публичного дискурса современного политика.

Ключевые слова: первично-приобретенный дискурс, профессиональный дискурс,

эмоционально-образный компонент.

В последнее время в современном обществе можно наблюдать тенденцию специфической трансформации: люди самых разных профессий, сфер деятельности, специальностей перемещаются на политическую арену. Как первичная сфера, так и политическая характеризуются своими дискурсами, и указанная трансформация отражается в их взаимодействии. Цель данного исследования - выявление образной составляющей, трансформируемой из первично приобретенного профессионального дискурса в политической коммуникации публичной личности.

На политической сцене современного общества можно встретить немалое количество языковых личностей, чья жизнь в течение длительного времени была посвящена совершенно иному виду деятельности. В процессе обучения и карьерного становления, а также социальной реализации приобретались навыки профессионального дискурса, иначе говоря, первично приобретенного дискурса.

Карьера в мире политики открывала перед человеком новые горизонты с новыми возможностями, что, в свою очередь, диктовало овладение навыками общения, применительно к новой дискурсивной сфере. Данная способность была необходима для существования в этом мире и успешной реализации возникающих политических целей и задач. Естественно, что становление политического дискурса (как вторичного в таких случаях) происходило через призму иного дискурса - профессионального, первичного, ранее приобретенного. Этим обусловлено появление эмоциональности, образности и выразительности в политической коммуникации публичной личности.

Вкрапления лексики одного дискурса в другой, его специальных средств, жанровых примет конституировало эмоционально-образную направленность. Появление в публичной речи политика лексики иных дискурсивных форма-

ций делало ее более выразительной, необычной, нестандартной, что во многом зависело от первично-приобретенного дискурса.

Соответствующие дискурсивные трансформации можно условно представить в лингвоперсонологическом ракурсе следующим образом.

Актер ^ политик

Дискурс актерской среды^политический дискурс

Михаил Евдокимов - актер ^ Михаил Евдокимов - Губернатор Алтайского края; Олег Басилашвили - актер ^ Олег Басилашвили - Депутат Государственной Думы РФ; Рональд Рейган - актер ^ Рональд Рейган - 33-й губернатор штата Калифорния, 40-й президент США; Арнольд Шварцнеггер - актер ^ Арнольд Швар-цнеггер - 38-й Губернатор штата Калифорния.

Певец^политик

Дискурс шоу-бизнеса^политический дискурс

Лариса Долина - певица ^ Лариса Долина - советник Президента России по вопросам культуры; Иосиф Кобзон - певец ^ Иосиф Кобзон - Депутат Государственной Думы РФ.

Спортсмен ^ политик

Спортивный дискурс^политический дискурс

Алина Кабаева - гимнастка ^ Алина Ка-баева - Депутат Государственной Думы РФ; Светлана Хоркина - гимнастка ^ Светлана Хоркина - Депутат Государственной Думы РФ; Владислав Третьяк - хоккеист ^ Владислав Третьяк - Президент Федерации хоккея России, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по физической культуре и спорту.

Далее проследим яркую дискурсивную трансформацию: актер - политик (президент). Если президент первично являлся актером, собственно публичной личностью, а затем стал публичной политической личностью (Рональд Рейган

- актеры-президент) [см.: 2. С. 67-72], - то его речь имманентно может быть более экспрессивна и ярче окрашена. Доказательным в данном аспекте будет выбор специфической лексики, например, при обращении к Богу в момент вступления в должность и произнесения священной клятвы стране перед лицом нации, народа.

Ronald Reagan First Inaugural Address 1981/20 c.

...For all our problems, our differences, we are together as of old, as we raise our voices to the God who is the Author of this most tender music. And may He continue to hold us close as we fill the world with our sound—sound in unity, affection, and love - one people under God, dedicated to the dream of freedom that He has placed in the human heart, called upon now to pass that dream on to a waiting and hopeful world. God bless you and may God bless America [3].

Несмотря на все наши проблемы и различия, мы вместе, как и прежде, взываем к Богу

- создателю этой самой нежной музыки. И возможно Он и дальше будет поддерживать нас, если мы привнесем в этот мир единение, любовь и радость во имя любви к Господу, посвященную мечте о свободе, которой Всевышний наделил человеческое сердце и претворить эту мечту в мир, наполненный надежд и ожиданий. Да благословит Господь вас и возможно Он благословит Америку [здесь и далее перевод автора. - П. Р. ].

Как мы видим из иллюстрации, выражение ‘the Author of this most tender music’ - ‘создатель самой нежной музыки’ показательно для человека, имеющего прямое или косвенное отношение к миру искусства, зрелищ, шоу.

Репрезентативое именование божественного может характеризоваться лингвоперсонологически [1. С. 260-262], естественно, с учетом первично-приобретенного профессионального дискурса, в представленном аспекте - актерского.

Приведем контекст из не менее знаменитой речи, произнесенной все тем же президентом Соединенных Штатов в эпоху холодной войны Америки с СССР, - “The Evil Empire” - «Империя Зла». Вся речь Рейгана пронизана религиозной образной составляющей. Уже само ее название “The Evil Empire” - «Империя Зла»

- носитель имплицитности. В нем скрытый смысл, обозначающий страну-противника - Советский Союз. Американский президент, опираясь на веру своего народа в Бога, использует идеологическую субъективацию и противопоставляет «богоугодную» американскую нацию

«советским безбожникам». Президент-актер в силу своего первично-преобретенного актерского дискурса окрашивает свое выступление соответствующими цитатами. В качестве репрезентации он цитирует сначала легендарного предшественника Авраама Линкольна, а затем отцов-основателей - Уильяма Пенна, Томаса Джефферсона и Джорджа Вашингтона, в довершение представляет на общее обозрение притчу-хвалу политикам и их деятельности.

Ronald Reagan “The Evil Empire” 1983/20 c

The other day in the East Room of the White House at a meeting there, someone asked me whether I was aware of all the people out there who were praying for the President. And I had to say, “Yes, I am. I’ve felt it. I believe in intercessionary prayer”. But I couldn’t help but say to that questioner after he’d asked the question that - or at least say to them that if sometimes when he was praying he got a busy signal, it was just me in there ahead of him. I think I understand how Abraham Lincoln felt when he said, “I have been driven many times to my knees by the overwhelming conviction that I had nowhere else to go ”. From the joy and the good feeling of this conference, I go to a political reception. Now, I don’t know why, but that bit of scheduling reminds me of a story which I’ll share with you.

An evangelical minister and a politician arrived at Heaven’s gate one day together. And St. Peter, after doing all the necessary formalities, took them in hand to show them where their quarters would be. And he took them to a small, single room with a bed, a chair, and a table and said this was for the clergyman. And the politician was a little worried about what might be in store for him. And he couldn’t believe it then when St. Peter stopped in front of a beautiful mansion with lovely grounds, many servants, and told him that these would be his quarters.

And he couldn’t help but ask, he said, “But wait, how - there’s something wrong - how do I get this mansion while that good and holy man only gets a single room?” And St. Peter said, “You have to understand how things are up here. We’ve got thousands and thousands of clergy. You’re the first politician who ever made it” [4].

На днях, на встрече в Восточной комнате Белого Дома кто-то спросил меня, знал ли я обо всех тех людях, которые молились за Президента. Я должен ответить: «Да. Я чувствовал это. Я верю в посредническую молитву о заступничестве». Но я не могу не сказать тому, кто задал мне вопрос - или по крайней мере сказать им, если в процессе молитвы он не получил ответа, то это касалось меня, а не его.

Я думаю, что понимаю, что чувствовал Авраам Линкольн, когда говорил: «Много раз меня ставило на колени непреодолимое убеждение, что больше мне некуда идти». С радостью и добрым чувством от этой конференции я отправляюсь на политический прием. Теперь, я не знаю почему, но именно это напоминает мне историю, которой я хочу поделиться с вами.

Священник евангелист и политик однажды вместе предстали перед вратами рая. И Святой Петр, выполнив все необходимые формальности, взяв их за руки, повел, чтобы показать, где будет располагаться их обиталище. И он привел их в маленькую комнату с кроватью, стулом столом и сказал, что она для священника. Политик был несколько обеспокоен, тем, что было приготовлено для него. И он поверить не мог, когда Святой Петр остановился перед прекрасным домом, с очаровательным подворьем, множеством слуг и сказал ему, что это будет его жилье.

И он не мог не спросить «Погодите. Как? В этом есть какая-то ошибка, как могу я владеть этим домом, в то время как этот добрый, святой человек получает только одну комнату?» И Святой Петр сказал: «Вы должны понять, как здесь обстоят дела. Мы получаем тысячи и тысячи священников. А Вы первый политик, кто когда-либо попал сюда».....

The American experiment in democracy rests on this insight. Its discovery was the great triumph of our Founding Fathers, voiced by William Penn when he said: “If we will not be governed by God, we must be governed by tyrants ”. Explaining the inalienable rights of men, Jefferson said, “The God who gave us life, gave us liberty at the same time ”. And it was George Washington who said that “of all the dispositions and habits which lead to political prosperity, religion and morality are indispensable supports ” [4].

Американский эксперимент с демократией покоится на способности проникать в сущность. Ее открытие было величайшим триумфом Отцов-основателей, оглашенным Уильямом Пенном, когда он сказал: «Если Бог не будет править нами, то нами должны будут править тираны». Под тиранами в данном случае можно понимать Советских лидеров эпохи холодной войны в СССР.

Объясняя необъемлемые права человека, Джефферсон отметил: «Бог, что дал нам жизнь, дал нам в тоже время и свободу». Именно Джордж Вашингтон сказал, что, все то-управление и привычки, которые ведут к

политическому процветанию, религии и морали являются необходимой поддержкой.

А завершает Роналд Рейган свое выступление воззванием к молитве. Он призывает своих соотечественников помолиться за спасение душ в «стране безбожников» - СССР.

Yes, let us pray for the salvation of all of those who live in that totalitarian darkness. Pray they will discover the joy of knowing God [4].

Так давайте же помолимся за спасение тех, кто живет в тоталитарной темноте. Молитесь, чтобы они открыли радость познания Бога.

Как видно из приведенных примеров, речь «актера-политика» окрашена яркими художественными оборотами, невербальная коммуникация соответственно приправлена эмоционально-окрашенными актерскими жестами, мимикой.

Примеры дискурсивных трансформаций, происходящих в современном политическом обществе, крайне многообразны. В их обобщении можно прийти к следующим выводам:

1) эмоционально-образный компонент в дискурсе публичной личности политика во многом зависит от первично приобретенного дискурса, а также от начальной социальной реализации, предваряющей политическую карьеру публичной личности;

2) первично-приобретенный профессиональный дискурс становится своеобразным фундаментом, платформой для формирования вторичного политического;

3) соответственно при таких условиях реализации политический дискурс приобретает оттенки профессионального.

Список литературы

1. Патюкова, Р. В. «Обращение к Богу» как конституирующий элемент образности публичного дискурса американской политической элиты : диахронический аспект // Язык, Дискурс, Текст. Ростов н/Д : ПИ ЮФУ, 2010. С. 260-262.

2. Патюкова, Р. В. Сопоставительный анализ понятий публичной и политической коммуникации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. №34 (172). Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 67-72.

3. Reagan, Ronald. First Inaugural Address. 1981. URL : http://www.presidentialrhetoric.com/ historicspeeches/reagan/second_inaugural. html.

4. Reagan, Ronald. The Evil Empire. 1983. URL : http://www.americanrhetoric.com/speeches/ ronaldreaganevilempire.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.