Ахметшин Р.А.
особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел при выявлении мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения
цель: Раскрытие особенностей деятельности сотрудников органов внутренних дел при выявлении мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения. Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье определен порядок действий сотрудников органов внутренних дел при выявлении и квалификации мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью и новизной, поскольку предлагает порядок действий сотрудников органов внутренних дел при выявлении мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения.
Ключевые слова: административное правонарушение, мелкое хищение чужого имущества, административная ответственность, административное наказание, органы внутренних дел.
Akhmetshin R.A.
features of activity of employees of internal affairs bodies in identifying petty
THEFT OF ANOTHER'S pROpERTY AT THE pLACE OF COMMITTING AN ADMINISTRATIVE OFFENSE
purpose: Discovery of the peculiarities in the activity of employees of internal Affairs bodies in identifying petty theft of another's property at the place of committing an administrative offense. Methodology: We used formal-legal and comparative-legal methods.
Results: The article studies the features of actions of employees of internal Affairs bodies in the identification and qualification of petty theft of another's property at the place of committing an administrative offense.
Novelty/originality/value: The afrticle has a scientific value and novelty, as proposed, the order of actions of employees of internal Affairs bodies in identifying petty theft of another's property at the place of committing an administrative offense.
Keywords: administrative offense, petty theft of another's property, administrative responsibility, administrative penalty, the internal Affairs bodies.
В настоящее время в правоприменительной практике возникают определенные трудности в вопросе разграничения уголовно наказуемых деяний (кражи, мошенничества, присвоения и растраты) и мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения. По-разному квалифицируются действия лиц, совершивших хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ) и двух с половиной тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ), но при обстоятельствах, характеризующих квалифицированные составы хищений, предусмотренных статьями 158-160 УК РФ [1,2].
В практической деятельности органов внутренних дел в большинстве случаев сообщения о факте совершения хищения поступают в форме заявления собственников имущества [3]. Так, при поступлении заявления о хищении имущества в территориальный орган внутренних дел оперативный дежурный в зависимости от ущерба направляет на место происшествия либо следственно-оперативную группу (если сумма ущерба является значительной, и имеются признаки
уголовно наказуемого деяния), либо участкового уполномоченного полиции, либо других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.27 КоАП РФ в соответствии с приказом МВД России № 403 от 5 мая 2012 г. (если имеются основания предполагать о мелком хищении, исходя из заявления собственника о стоимости похищенного имущества).
В целях повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел при выявлении мелкого хищения чужого имущества на месте совершения административного правонарушения представляется необходимым определить следующий порядок действий сотрудника полиции, если из заявления собственника похищенного имущества имеются основания предполагать о мелком хищении.
1. Сотрудник органов внутренних дел (например, участковый уполномоченный полиции соответствующего административного участка, на котором произошло хищение чужого имущества) принимает заявление от оперативного дежурного территориального органа внутренних дел и вы-
EURASIAN
> 5 (30) 2017 <
ADVOCACY
езжает на место совершения административного правонарушения.
2. По прибытии на место совершения административного правонарушения необходимо опросить потерпевшего (заявителя) либо лицо, сообщившее о правонарушении, на предмет похищенного и его признаков, а также о предполагаемой стоимости имущества. В случае хищения необходимо принять письменное заявление от потерпевшего.
3. При необходимости произвести осмотр места происшествия (фотовидеофиксация) с составлением соответствующего протокола.
4. Выявить лиц, которые могли стать свидетелями и очевидцами произошедшего, и опросить их в установленном законодательством порядке.
5. Опросить лицо, ответственное за сохранность похищенного имущества, с составлением соответствующего акта от данного лица.
6. При возможности просмотреть видеозапись с места происшествия с лицом, ответственным за видеонаблюдение объекта, на котором произошло хищение.
7. На основании вышеуказанных действий у сотрудника ОВД должна сформироваться картина произошедшего. Далее сотруднику необходимо исключить все признаки, указывающие на уголовно наказуемое деяние:
- размер материального ущерба (более 2500 рублей);
- если размер материального ущерба не превышает 2500 рублей, то исключить квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки кражи, мошенничества, присвоения и растраты, а также разбоя.
8. Установить размер стоимости похищенного имущества. В случае если лицо было задержано, произвести личный досмотр находящихся вещей с целью определения размера ущерба с составлением протокола изъятия (осмотр похищенного).
9. Провести административное расследование в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.
10. Ущерб, нанесенный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то есть собственнику похищенного имущества, фиксируется справкой о стоимости вещи (товара) от имени материально ответственного лица похищенного имущества (заверенной печатью) и накладной по закупочной цене похищенного имущества (заверенной печатью). В случае необходимости (ущерб нанесен физическому лицу) провести оценку похищенного имущества у эксперта.
11. Оформить расписку о получении имущества.
12. Установить лицо, совершившее хищение; определить его возраст.
13. Квалификация в зависимости от похищенного имущества:
1) до 1000 рублей (включительно) - ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ;
2) до 2500 рублей (включительно) - ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ.
14. Опросить правонарушителя.
15. Установить личность предполагаемого правонарушителя, проверить по базам ИБДР, РАБ и в базе данных административной практики с целью исключить уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 158.1 УК РФ (Мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
16. Составить протокол административного правонарушения (при наличии документа, удостоверяющего личность), в случае невозможности установления личности выбрать меру обеспечения в виде доставления в территориальный орган внутренних дел с обращением к базе «Портрет» и Форме № 1 территориального органа МВД России по вопросам миграции с последующим составлением протокола административного правонарушения.
17. Оформить административное дело и направить его в мировой суд.
Пристатейный библиографический список
1. Ивакин С.В. Мелкое хищение в российском законодательстве: вчера, сегодня, завтра // Символ науки. 2015. № 3. С. 152-154.
2. Прохорцев И.А. Что показало изучение дел о мелком хищении // Право и практика. 2013. № 1. С. 20-30.
3. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 12-3. С. 46-48.
References (transliterated)
1. Ivakin S.V. Melkoe hishhenie v rossijskom zako-nodatel'stve: vchera, segodnja, zavtra // Simvol nauki. 2015. № 3. S. 152-154.
2. Prohorcev I.A. Chto pokazalo izuchenie del o mel-kom hishhenii // Pravo i praktika. 2013. № 1. S. 20-30.
3. Aktual'nye problemy bor'by s prestuplenijami i inymi pravonarushenijami. 2014. № 12-3. S. 46-48.