Научная статья на тему 'Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)'

Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ СЛОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабля А.А.

В статье рассматриваются проблемы и сложности, которые испытывает молодой специалист при организации воспитательной работы с учащимися; освещена методическая литература по организации духовно-нравственного воспитания школьников; обозначены возможные направления в работе по подготовке специалистов в вузе для снижения затруднений в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)»

4. Тарабрина И.В. Необходимость спортивного отбора в греко -римской борьбе [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 610-613.

5. Шахов А.А. Тактическая подготовка начинающих дзюдоиств с применением компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шахов Артем Александрович; РГУФК. - М., 2006. - 154 с.: ил.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

© Шабля А.А.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье рассматриваются проблемы и сложности, которые испытывает молодой специалист при организации воспитательной работы с учащимися; освещена методическая литература по организации духовно-нравственного воспитания школьников; обозначены возможные направления в работе по подготовке специалистов в вузе для снижения затруднений в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная работа; духовно-нравственное воспитание; готовность к деятельности; объективные и субъективные сложности.

Одним из элементов профессиональной готовности специалиста к осуществлению непосредственно педагогической деятельности является готовность к организации воспитательной работы с учащимися. От эффективности ее организации и осуществления зависит формирование тех качеств личности, которые необходимы школьнику для дальнейшей жизни в обществе. Не случайно при записи ребенка в 1-й класс родители стараются выбрать человека, который будет для их детей «второй мамой» - классного руководителя. И это вполне объяснимо, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками; организует учебную и внеучеб-ную деятельность; помогает разрешать конфликты и противоречия в школьном коллективе; контактирует с семьями учащихся.

Важность и значимость воспитательной работы отмечают как действующие классные руководители, так и студенты выпускных курсов уже побывавших на педагогической практике. Об этом свидетельствует опрос классных руководителей школ Приморского края и студентов Школы педа-

* Магистрант 2-го курса.

готики ДВФУ (более подробно с результатами опросов можно ознакомиться в работах [1; 5], представленных в списке литературы). Однако, несмотря на важность и значимость воспитательной работы для формирования и развития школьников, студенты отмечали, что они испытывали ряд затруднений именно при ее организации.

В связи с этим возникает сомнение в полной готовности молодого специалиста к организации и осуществлению этой непростой, сложной, ответственной деятельности, которая занимает большую часть времени в работе учителя (в сравнении с учебной работой).

Учитель, начинающий свой педагогический путь - это вчерашний выпускник вуза. Обучение в вузе позволяет подготовиться к тому, чтобы новым в профессиональной деятельности не стало абсолютно все, ведь здесь закладываются и формируются те навыки и умения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Для этого студенты изучают базовые педагогические и психологические дисциплины; проходят педагогическую практику; имеют возможность реализовать себя во внеучебной деятельности. Все это создает условия для становления и развития будущего специалиста, сочетающие как теоретическую, так и практическую подготовку.

Однако не все студенты могут грамотно и рационально воспользоваться временем обучения в вузе для формирования у себя необходимых профессиональных качеств и, придя на работу, начинают испытывать сложности и трудности. Сложности, с которыми сталкивается молодой специалист в начале своего педагогического пути можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

К объективным сложностям, как указывают некоторые исследователи [16], следует отнести: сложность и многомерность процесса воспитания; необходимость уметь применять разнообразные методы и средства воспитания, воздействующие как на весь коллектив, так и на отдельных его членов; сложность определения критериев эффективности воспитательной работы; отсутствие навыков классного руководства; отсутствие умения организовывать школьников, общаться с ними во внеурочной деятельности. Перечисленные объективные сложности не зависят от личностных качеств молодого специалиста, а определяются спецификой самого воспитательного процесса, тогда как субъективные трудности определяются личностными качествами самого начинающего педагога (вчерашнего студента).

У каждого молодого специалиста возникают трудности, но их можно решать и преодолевать. Анализируя опыт своих коллег, молодых педагогов, работающих в начальной школе после окончания вуза, можно говорить о следующем: молодые специалисты которые в студенческие годы занимались художественно-творческой и / или научно-исследовательской деятельностью намного быстрее влились в коллектив; быстрее справились с проблемами и сложностями которые возникают при адаптации молодого спе-

циалиста в образовательной среде школы. Это позволяет утверждать, что студент, который за годы своего обучения прилагал усилия для личностного роста и профессионального развития, является лучшим специалистом.

Следует отметить, что воспитательная работа в современной начальной школе осуществляется на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6] и ряда методических рекомендаций и разработок из нее вытекающих. К ним можно отнести следующие пособия:

1. Методические рекомендации для учителей (в 2-х частях) в которых рассматривается специфика и особенности духовно-нравственного воспитания учащихся; представлены основные принципы и направления работы; подробно раскрывается содержание каждого из направлений [3; 4].

2. Методические пособия по мониторингу результатов воспитательной работы для каждого из 4-х классов [11-14]. В пособиях представлены основные направления духовно-нравственного воспитания; подобраны и представлены задания и тестовые методики для оценки результатов по каждому из направлений работы; даны рекомендации по работе с книгой размышлений для учащихся.

3. Книгу размышлений для учащихся (для каждого из 4-х классов), в которой представлены задания, с помощью которых можно оценить динамику нравственного развития и воспитания школьников [7-10]. После выполнения заданий классный руководитель может зафиксировать результаты по каждому из направлений духовно-нравственного воспитания; скорректировать свою программу и план деятельности; дать советы и рекомендации родителям.

4. Программу духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования [2]. В данной программе представлены методические указания и рекомендации по составлению программы и плана работы каждым классным руководителем. Помимо этого в методической литературе имеются указания по составлению собственной программы воспитательной работы, которыми также можно воспользоваться в своей деятельности [15].

Данные пособия и рекомендации помогают классному руководителю начальных классов в его деятельности с учащимися и родителями. Однако ни в каких нормативных документах и методических рекомендациях, которые можно изучить, хорошо знать и применять на практике, не указаны те виды работы, которые ежедневно выполняет классный руководитель в начальной школе, а также те трудности, с которыми он при этом сталкивается. Ведь работа в начальной школе имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями учащихся; требованиями к учебной и внеучебной деятельности; спецификой организации работы с родителями.

Приведем некоторые примеры таких видов работы. Утром, до начала уроков, необходимо помочь детям раздеться и привести себя в порядок; организовать подготовку к урокам. В течение рабочего дня, помимо проведения самих уроков, необходимо подготовиться к следующему занятию; отнести текущие документы административным работникам; отвести детей в столовую; проветрить классную комнату; проверить раздевалку; проследить за поведением школьников на перемене и многое другое. После окончания уроков необходимо проследить за чистотой в классе; помочь детям одеться; поговорить с родителями школьников; проверить тетради; подготовить раздаточный материал. Помимо этого необходимо постоянно следить за речью детей и аккуратностью в их одежде. Это только малая часть того, что делается ежедневно, и о чем не пишется в учебниках и учебных пособиях по педагогике.

Подводя итог вышесказанному можно определить ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание в ходе подготовки будущего учителя в аспекте организации воспитательной работы с учащимися.

1. На наш взгляд необходимо знакомить будущих педагогов с практическими аспектами деятельности классного руководителя как можно ближе. Для этого необходимо осуществлять тесную связь с образовательными учреждениями и приглашать на встречи со студентами действующих педагогов, которые могли бы рассказывать им о том, что их ожидает в ходе практической деятельности. Простого выхода на педагогическую практику, которую проходят все будущие учителя, для этого недостаточно.

2. Необходимо уделять пристальное внимание изучению Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и всей той методической литературы, которая существует на ее основе.

3. Необходимо уделять большее внимание дисциплинам педагогического цикла, поскольку именно они играют существенную роль в становлении учителя в целом, и классного руководителя в частности.

4. Необходимо всячески объяснять и рассказывать студентам о важности и значимости внеучебной деятельности для личностного роста и профессионального становления.

Учет этих моментов, на наш взгляд, позволит избежать ряда сложностей у начинающих педагогов в их профессиональной деятельности по воспитанию школьников.

Список литературы:

1. Андронова А.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / А.В. Андронова, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 11. -С. 48-52.

2. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - Ч. 1. -127 с.

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - Ч. 2. -142 с.

5. Карпюк О.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / О.В. Карпюк // Вестник науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 116-118.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

7. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.

8. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 46 с.

9. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 40 с.

10. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.

11. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. -М.: Просвещение, 2012. - 79 с.

12. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. - 92 с.

13. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2013. - 88 с.

14. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2013. - 101 с.

15. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. - 2014. - № 2. -С. 95-127.

16. Шабля И.Н. Проблема качества подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы / И.Н. Шабля // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 7. - С. 410-417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.