4. Тарабрина И.В. Необходимость спортивного отбора в греко -римской борьбе [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 610-613.
5. Шахов А.А. Тактическая подготовка начинающих дзюдоиств с применением компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шахов Артем Александрович; РГУФК. - М., 2006. - 154 с.: ил.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
© Шабля А.А.*
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В статье рассматриваются проблемы и сложности, которые испытывает молодой специалист при организации воспитательной работы с учащимися; освещена методическая литература по организации духовно-нравственного воспитания школьников; обозначены возможные направления в работе по подготовке специалистов в вузе для снижения затруднений в будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: воспитательная работа; духовно-нравственное воспитание; готовность к деятельности; объективные и субъективные сложности.
Одним из элементов профессиональной готовности специалиста к осуществлению непосредственно педагогической деятельности является готовность к организации воспитательной работы с учащимися. От эффективности ее организации и осуществления зависит формирование тех качеств личности, которые необходимы школьнику для дальнейшей жизни в обществе. Не случайно при записи ребенка в 1-й класс родители стараются выбрать человека, который будет для их детей «второй мамой» - классного руководителя. И это вполне объяснимо, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками; организует учебную и внеучеб-ную деятельность; помогает разрешать конфликты и противоречия в школьном коллективе; контактирует с семьями учащихся.
Важность и значимость воспитательной работы отмечают как действующие классные руководители, так и студенты выпускных курсов уже побывавших на педагогической практике. Об этом свидетельствует опрос классных руководителей школ Приморского края и студентов Школы педа-
* Магистрант 2-го курса.
готики ДВФУ (более подробно с результатами опросов можно ознакомиться в работах [1; 5], представленных в списке литературы). Однако, несмотря на важность и значимость воспитательной работы для формирования и развития школьников, студенты отмечали, что они испытывали ряд затруднений именно при ее организации.
В связи с этим возникает сомнение в полной готовности молодого специалиста к организации и осуществлению этой непростой, сложной, ответственной деятельности, которая занимает большую часть времени в работе учителя (в сравнении с учебной работой).
Учитель, начинающий свой педагогический путь - это вчерашний выпускник вуза. Обучение в вузе позволяет подготовиться к тому, чтобы новым в профессиональной деятельности не стало абсолютно все, ведь здесь закладываются и формируются те навыки и умения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Для этого студенты изучают базовые педагогические и психологические дисциплины; проходят педагогическую практику; имеют возможность реализовать себя во внеучебной деятельности. Все это создает условия для становления и развития будущего специалиста, сочетающие как теоретическую, так и практическую подготовку.
Однако не все студенты могут грамотно и рационально воспользоваться временем обучения в вузе для формирования у себя необходимых профессиональных качеств и, придя на работу, начинают испытывать сложности и трудности. Сложности, с которыми сталкивается молодой специалист в начале своего педагогического пути можно разделить на две группы: объективные и субъективные.
К объективным сложностям, как указывают некоторые исследователи [16], следует отнести: сложность и многомерность процесса воспитания; необходимость уметь применять разнообразные методы и средства воспитания, воздействующие как на весь коллектив, так и на отдельных его членов; сложность определения критериев эффективности воспитательной работы; отсутствие навыков классного руководства; отсутствие умения организовывать школьников, общаться с ними во внеурочной деятельности. Перечисленные объективные сложности не зависят от личностных качеств молодого специалиста, а определяются спецификой самого воспитательного процесса, тогда как субъективные трудности определяются личностными качествами самого начинающего педагога (вчерашнего студента).
У каждого молодого специалиста возникают трудности, но их можно решать и преодолевать. Анализируя опыт своих коллег, молодых педагогов, работающих в начальной школе после окончания вуза, можно говорить о следующем: молодые специалисты которые в студенческие годы занимались художественно-творческой и / или научно-исследовательской деятельностью намного быстрее влились в коллектив; быстрее справились с проблемами и сложностями которые возникают при адаптации молодого спе-
циалиста в образовательной среде школы. Это позволяет утверждать, что студент, который за годы своего обучения прилагал усилия для личностного роста и профессионального развития, является лучшим специалистом.
Следует отметить, что воспитательная работа в современной начальной школе осуществляется на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6] и ряда методических рекомендаций и разработок из нее вытекающих. К ним можно отнести следующие пособия:
1. Методические рекомендации для учителей (в 2-х частях) в которых рассматривается специфика и особенности духовно-нравственного воспитания учащихся; представлены основные принципы и направления работы; подробно раскрывается содержание каждого из направлений [3; 4].
2. Методические пособия по мониторингу результатов воспитательной работы для каждого из 4-х классов [11-14]. В пособиях представлены основные направления духовно-нравственного воспитания; подобраны и представлены задания и тестовые методики для оценки результатов по каждому из направлений работы; даны рекомендации по работе с книгой размышлений для учащихся.
3. Книгу размышлений для учащихся (для каждого из 4-х классов), в которой представлены задания, с помощью которых можно оценить динамику нравственного развития и воспитания школьников [7-10]. После выполнения заданий классный руководитель может зафиксировать результаты по каждому из направлений духовно-нравственного воспитания; скорректировать свою программу и план деятельности; дать советы и рекомендации родителям.
4. Программу духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования [2]. В данной программе представлены методические указания и рекомендации по составлению программы и плана работы каждым классным руководителем. Помимо этого в методической литературе имеются указания по составлению собственной программы воспитательной работы, которыми также можно воспользоваться в своей деятельности [15].
Данные пособия и рекомендации помогают классному руководителю начальных классов в его деятельности с учащимися и родителями. Однако ни в каких нормативных документах и методических рекомендациях, которые можно изучить, хорошо знать и применять на практике, не указаны те виды работы, которые ежедневно выполняет классный руководитель в начальной школе, а также те трудности, с которыми он при этом сталкивается. Ведь работа в начальной школе имеет свою специфику, связанную с возрастными особенностями учащихся; требованиями к учебной и внеучебной деятельности; спецификой организации работы с родителями.
Приведем некоторые примеры таких видов работы. Утром, до начала уроков, необходимо помочь детям раздеться и привести себя в порядок; организовать подготовку к урокам. В течение рабочего дня, помимо проведения самих уроков, необходимо подготовиться к следующему занятию; отнести текущие документы административным работникам; отвести детей в столовую; проветрить классную комнату; проверить раздевалку; проследить за поведением школьников на перемене и многое другое. После окончания уроков необходимо проследить за чистотой в классе; помочь детям одеться; поговорить с родителями школьников; проверить тетради; подготовить раздаточный материал. Помимо этого необходимо постоянно следить за речью детей и аккуратностью в их одежде. Это только малая часть того, что делается ежедневно, и о чем не пишется в учебниках и учебных пособиях по педагогике.
Подводя итог вышесказанному можно определить ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание в ходе подготовки будущего учителя в аспекте организации воспитательной работы с учащимися.
1. На наш взгляд необходимо знакомить будущих педагогов с практическими аспектами деятельности классного руководителя как можно ближе. Для этого необходимо осуществлять тесную связь с образовательными учреждениями и приглашать на встречи со студентами действующих педагогов, которые могли бы рассказывать им о том, что их ожидает в ходе практической деятельности. Простого выхода на педагогическую практику, которую проходят все будущие учителя, для этого недостаточно.
2. Необходимо уделять пристальное внимание изучению Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и всей той методической литературы, которая существует на ее основе.
3. Необходимо уделять большее внимание дисциплинам педагогического цикла, поскольку именно они играют существенную роль в становлении учителя в целом, и классного руководителя в частности.
4. Необходимо всячески объяснять и рассказывать студентам о важности и значимости внеучебной деятельности для личностного роста и профессионального становления.
Учет этих моментов, на наш взгляд, позволит избежать ряда сложностей у начинающих педагогов в их профессиональной деятельности по воспитанию школьников.
Список литературы:
1. Андронова А.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / А.В. Андронова, И.Н. Шабля // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 11. -С. 48-52.
2. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - Ч. 1. -127 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - Ч. 2. -142 с.
5. Карпюк О.В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе / О.В. Карпюк // Вестник науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 116-118.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
7. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
8. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 46 с.
9. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 40 с.
10. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. - 48 с.
11. Логинова, А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. -М.: Просвещение, 2012. - 79 с.
12. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. - 92 с.
13. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2013. - 88 с.
14. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2013. - 101 с.
15. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. - 2014. - № 2. -С. 95-127.
16. Шабля И.Н. Проблема качества подготовки будущих учителей к организации воспитательной работы / И.Н. Шабля // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 7. - С. 410-417.