Научная статья на тему 'Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков с нарушением слуха'

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюханова А.В., Сенченко Г.В.

Работа посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений семей, в которых воспитывают ребенка с нарушением слуха. С помощью исследования по методикам Рене Жиля, PARI, а так же личностным опросникам Шмишека, Айзенка и психологического, индивидуального интервью. Результаты нашего исследования: гиперопека и гиперконтроль со стороны родителей, авторитарная позиция матерей в семье, низкий уровень социализации и подготовки к самостоятельной жизни у подростков воспитывающихся гиперопекаемыми родителями, а так же личностные особенности подростков в виде отсутствия критического мышления, инфантильности, неуверенности и необходимость в поддержке от взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков с нарушением слуха»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072

Брюханова А.В., студентка 4 курса, факультета клинической психологии,

E-mail: annabryukhanova@mail.ru Сенченко Г.В., преподаватель кафедры клинической психологии с курсом ПО,

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, г.Красноярск

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений семей, в которых воспитывают ребенка с нарушением слуха. С помощью исследования по методикам Рене Жиля, PARI, а так же личностным опросникам Шмишека, Айзенка и психологического, индивидуального интервью. Результаты нашего исследования: гиперопека и гиперконтроль со стороны родителей, авторитарная позиция матерей в семье, низкий уровень социализации и подготовки к самостоятельной жизни у подростков воспитывающихся гиперопекаемыми родителями, а так же личностные особенности подростков в виде - отсутствия критического мышления, инфантильности, неуверенности и необходимость в поддержке от взрослых.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха.

Abstract:

this work is devoted to the study of the characteristics of parent-child relationships of families who raise a child with hearing impaired. By dint of research on the methods of René Gilles, PARI, as well as personal questionnaires of Shmishek, Aysenck and psychological, individual interviews. The results of our research: hyper-care and hyper-control by parents, the authoritarian position of mothers in the family, low level of socialization and preparation for independent living. Lack of critical thinking, infantilism, lack of self-confidence, the need for support from adults.

Keywords:

parent-child relationship, children with disabilities, children with hearing impairment.

Влияние качественной характеристики взаимоотношения родителей и детей, является одним из основных факторов развития личности ребенка, и особенностей его психического развития (6;7;9). В России, проблема взаимодействия и улучшение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), уже несколько лет активно обсуждаются на специализированных форумах и научных конференциях (1;2;3). Внедряют и совершенствуют различные социальные и психологические программы, способствующие функциональному взаимодействию общества с данной категорией детей, а так же организация благотворительных, просветительских и образовательных программ для родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ (4;5). Все эти работы ориентировались на младших школьников. Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте имеют свои особенности (8;9). Однако, особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих подростков с нарушениями слуха, практически не изучались.

Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, с подростками, имеющих нарушение слуха.

Задачи исследования: исследовать тип и характер воспитания в семьях с подростками, имеющими нарушение слуха; определить ключевые особенности детско-родительских отношений; выяснить характерологические и психические особенности этих детей.

Методы исследования.

В соответствии с целями и задачами исследования мы изучили детско-родительские отношения по методике Рене Жиля, методике PARI, провели тестирование родителей по опроснику, а так же провели психологическое интервью с каждым ребенком и тесты на личностные, индивидуальные особенности детей по методике Айзенка и методике Шмишека.

Результаты и обсуждение.

Нами было проведено изучение 15 социально-благополучных семей, в которых воспитываются подростки с нарушением слуха в возрасте 15 - 16 лет, из которых шестеро являются единственными детьми в семье, семеро являются старшими детьми в семье и двое младшими из детей в семье. Из 15 семей, 12 детей воспитываются и живут в полных семьях и 3 ребенка живут с матерями. В опросах приняли участие 15 матерей и 11 отцов.

У всех исследуемых подростков, нарушение слуха выявлено в раннем детстве. Из них, у 13 выставлен диагноз нейросенсорная тугоухость, а у 2 - кондуктивная тугоухость.

В сфере собственного отношения к семейной роли, зависимость от семьи испытывают 73,3% опрошенных родителя (60% матерей, и 13,3% отцов). Из них каждая четвёртая женщина (26,7%) ощущает неудовлетворенность ролью хозяйки, подкрепляя это соответствующими высказываниями («самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей», «молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине», «одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного времени для любимых занятий» и т.п.). Большая часть отцов - 72,7%, считают свою позицию в браке - равноправной, принимают активное участие в воспитании детей, а так же разделяют заботы по хозяйству. Остальные 27,3% - занимают безучастную позицию, и предпочитают догматичное распределение гендерных ролей в семье, считая верными такие утверждения, как: «дом и семья - самое важное в жизни матери», «мать должна жертвовать своим счастьем, ради счастья ребенка», «выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами». Так же, некоторые отцы - 36,3% - проявляют излишнюю строгость по отношению к воспитываемому подростку («родители часто бывают настолько замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше», «воспитание детей - тяжелая, нервная работа», «ребенок, когда повзрослеет будет благодарить за строгость родителей»).

Большинство родителей (86,7%) оценивают свою роль, как сверхавторитетную и лишь 13,3% практикуют партнерское, уравнительное взаимодействие со своими детьми. Стоит отметить, что из «авторитарных» родителей 33,4% готовы пересмотреть свою позицию во взаимоотношениях с детьми на доверительную и партнерскую. Две трети матерей (66,7%) установили свою позицию в семье, как доминантную. Что проявляется в следующих характеристиках: они в большей степени планируют и систематизируют быт семьи, полагают, что без их руководства над мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. Оставшиеся 33,4% матерей соотносят себя с партнерской позицией, отдают предпочтение разделять обязанности по дому и воспитанию детей с мужем. Так же, замечена еще одна характерологическая особенность в детско-родительских отношениях данных семей, это - зависимость ребёнка от матери, характерная для 73,3% подростков, полученные данные подтвердились при личном интервьюировании.

У матерей с авторитарным стилем взаимодействия отмечается излишняя эмоциональная дистанция с

ребёнком, которая проявляется в виде систематической раздражительности и строгости их воспитания. Ещё одной особенностью является догматичность мышления, как способ оправдания регидности в поведении («ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание», «строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер» и т.п.). Для этих матерей характерно чрезмерное вмешательство в жизнь собственных детей и сверхконтроль их действий и поведения.

Излишняя концентрация на ребенке, привела к таким последствиям, как подавление воли -выявленное у 100% испытуемых подростков, а так же у 26,7% родителей отмечаются признаки подавления агрессии по отношению к детям, это подтверждается такими суждениями родителей как: «ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств», «ребенок должен всегда обращаться за помощью к взрослым, вместо того чтобы разрешать свои проблемы в драке», «нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка».

У каждого третьего обследуемого родителя (33,4%) присутствует подавление собственной сексуальности, подкрепленное догматическими убеждениями: «нельзя допускать, что бы девочки и мальчики видели друг друга голыми», «детские игры с сексуальным содержанием, могут привести детей к сексуальным преступлениям и распущенности», «с ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексе».

Следствием гиперопеки можно считать и выявленные нами в ходе исследованияфакты опасения обидеть своего ребенка и стремление оградить его от внесемейноговлияния, который выявлен у 73,3% опрошенных родителей. Фактически подросток в формируемой социальной модели взаимоотношений концентрируется только на внутрисемейных формах отношений и религии, как единственно-правильных и устоявшихся нормах. Школа является вынужденно-принятой частью этих отношений, а переход в звено средне-профессионального обучения вызывает сильный страх, неизвестность и чувство беспомощности.Такое социальное поведение родителей способствует формированию повышенной тревожности уподростков (86,7%).

Дети гиперопекаемые родителями, обладают определенным набором характеристик, среди которых ведущими являются: отсутствие критического мышления (93,3% испытуемых. Подростки не в состоянии адекватно оценить свои возможности, а так же не способны корректно произвести самоидентификацию в обществе). Инфантильность (93,3% обследуемых детей, обладают недостаточной самостоятельностью, низким чувством долга, выбирают стратегию избегания, игнорирования и отдают предпочтение не брать на себя ответственность, а так же наблюдается истероидность и конформный тип поведения. Инактивность в интимно-личностном общении со сверстниками). Низкий уровень учебно-образовательной мотивации -93,3% учеников, не имеют представления, для чего проходит обучение тех, или иных школьных предметов (отношение к учебе формируется посредством социальных установок: «потому что без образования никуда», «родители говорят, что мне это нужно»). Наблюдается отсутствие заинтересованности в профориентации - 86,7% подростков, не определены в собственных профессиональных интересах, и не могут соотнести возможные профессии со своими способностями ( никакая профориентационная работа с подростками не проводилась, преподаватели и родители нацелены на результативность предстоящих, единых государственных экзаменов). Неуверенность (80% подростков, они охотно подчиняются опеке старших, авторитарных взрослых, испытывают состояние беззащитности и потребность в опеке. Несмотря на свой возраст, большая часть подростков испытывают зависимость от матери - 73,3% (расстановка приоритетности по методике Рене Жиля), так же это проявляется в присутствии зависимости от материнской оценки и переносе "родительского мышления" («потому что мама говорит, что это правильно», «потому что маме это не понравится»). Наблюдается высокий уровень тревоги, отдают предпочтение обществу взрослых и/или младших детей, нежели ровесников (60% испытуемых). Все ранее изложенные характеристики подтвердились характерологическими исследованиями и личным интервьюированием с психологом.

В результате нашего исследования, в семьях которые воспитывают подростков с нарушеием слуха, проявляются такие особенности, как:

1. Гиперопека и гиперконтроль со стороны родителей.

2. Преобладание доминантной, авторитарной позиции у матерей.

3. Отсутствие критического мышления, инфантильность, неуверенность, необходимость в поддержке от взрослых - преобладающие характерологические качества у исследуемых подростков.

4. Очень низкий уровень подготовки к самостоятельной жизни и самореализации у подростков.

5. При отсутствии своевременной психологической коррекции родителей и их детей, данный стиль воспитания несёт за собой последствия в виде - низкого уровня социализации и дисфункционального взаимодействия с обществом.

Список использованной литературы:

1. Беляева О.Л. и др. Деятельность региональной инновационной площадки Красноярского края по сопровождению детей с кохлеарными имплантами в процессе их инклюзивного образования // Сибирский вестник специального образования - 2017. - № 1 (19). - С. 18-21.

2. Болбочану А.В., Плэтикэ А.А., Влияние отношений подростков с нарушением слуха на формирование межличностных связей // Бюллетень науки и практики - 2017. - №3 - С. 277-286.

3. Девяткина О.В. Опыт внедрения в образовательную практику федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях МКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10» г. Краснокаменска // Сборник материалов Всероссийской конференции (28-29 ноября) - 2017. - С. 163-171.

4. Калямова Л.Р., Абдуллина Л.Б. Проблемы внедрения инклюзивного образования в России // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, 19 ноября - 2015. - С. 168-169.

5. Морозова Н.В., Куклева Г.А., Изучение индивидуально-личностных особенностей подростков с нарушением слуха // Материалы III Региональной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экономики и образования региона» - 2019. - С. 113-115.

6. Пугачев А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 310-313.

7. Фокина Н.А., Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха // Молодой ученый - 2016. - №21 - С. 844-847.

8. Черенёва Е.А., Володенкова Е.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование агрессивных форм поведения в детском возратсе // Монография. -Красноярск, 2017. - С. 32-50.

9. Чукреева В.В., Влияние семьи на развитие ребенка, его благополучие // материалы Международная научная конференция (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183.

© Брюханова А.В., Сенченко Г.В., 2019

УДК1

Рябкова И.

Ишим, Российская Федерация Научный руководитель: к.п.н., доцент Попова Е.И.

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация:

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.