детей, членах семьи, семейных праздниках и традициях, дидактических игр, фотовыставки «Как мы отдыхаем», «Герб моей семьи» и других форм работы с целью повышения уровня правовых представлений наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правовых представлений выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем представлений в области права. Предложенные ниже формы работы педагога по правовому воспитанию способствуют повышению уровня правовых представлений детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 413 с.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комаровой Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 195 с.
3. Права ребенка: Основные международные документы. - М., 1992.
4. Соловьева Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. - М.: АРКТИ, 2003. - 95с.
5. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. - М.: Сфера, 1992. - 132 с.
6. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. - Волгоград: Учитель, 2009. - 228 с.
7. Акимова Т.П. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsu. tmb.rU/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/ (дата обращения: 08.10.2010).
8. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsu.tmb.ru/ пи/коп/аЛ№/2004/коп22.03^ек1/13.Ыт (дата обращения 10.10.2010).
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ, ИМЕЮЩИХ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
© Антипова К.Л.*, Ларина Е.А.*
Дальневосточный государственный гуманитарный университет, г. Хабаровск
Раскрывается проблема овладения вербальной коммуникацией детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности и некоторые аспекты логопедической работы с ними.
* Кафедра Логопедии и олигофренопедагогики. Научный руководитель: доцент кафедры Логопедии и олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук Е. А. Ларина.
* Доцент кафедры Логопедии и олигофренопедагогики, кандидат педагогических наук.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это диагноз, который ставят детям и взрослым, имеющим проблемы в познавательной деятельности и нарушения регуляции поведения, проявляющиеся в наиболее важных жизненных сферах. Такие проблемы являются следствие отклонений в сфере контроля импульсов коры головного мозга, а так же повышенной возбудимости и расстройства внимания.
Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х гг. из более широкого понятия «минимальная мозговая дисфункция». В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефицита внимания / гиперактивности» [3].
Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5 % детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе может быть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании H.H. Заводенко указано, что частота синдрома дефицита внимания у школьников составляет 7,6 %, при этом мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще чем девочки [2].
В классификации DSM-IV [4] Выделяют три подтипа СДВГ:
- с нарушением концентрации внимания;
- с повышенной моторной возбудимостью и чрезмерной импульсивностью;
- смешанный тип.
Согласно российской классификации МКБ-10, синдром гиперактивности имеет другие симптомы: рассеянность, повышенная возбудимость, импульсивность. Объективное сравнение частоты встречаемости вышеуказанной патологии в различных странах не представляется возможным, поскольку применяются различные критерии диагностики и способы оценки. Кроме того необходимо учитывать культурный фактор: определенное поведение в рамках одной культуры считается нормой, а в другой - нет. Современные статистические данные о встречаемости СДВГ следующие:
- США - 7 % детей (Barkley, 2006);
- Англия - менее 1 %;
- Китай - от 2 до 13 % (Mann и др., 1992);
- Польша - 6,6 % (Kolakowski и др., 2007);
- Россия - от 2 до 47 % детей (И.Ю. Заломихина, 2007), (A.B. Грибанов и др., 2004), (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2003) [1].
Типичные для синдрома дефицита внимания и гиперакгивности отклонения в поведении обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет, однако первые симптомы могут проявляться в любом возрасте. Так в период младен-
чества дети могут быть сверхвозбудимы, капризны, плаксивы, иметь проблемы с засыпанием, а также неприязнь к физическим контактам. Однако, согласно Б8М-1У, если указанная симптоматика выявляется в возрасте старше 7 лет, диагноз СДВГ исключается. Повышенная психомоторная возбудимость - это нарушение, которое не проходит с наступлением периода полового созревания [1].
Учащиеся с СДВГ в два, а в некоторых случаях и в три раза чаще, чем сверстники, терпят школьные неудачи. Многих из таких учащихся остаются на второй год либо оставляют школу. Даже дети, у которых уровень интеллектуального развития средний и выше среднего, имеют типологические сложности в обучении.
У детей с СДВГ появляются также проблемы с социальной адаптацией. Результаты американских исследований (2003) показали, что такие дети имеют повышенную потребность в контактах со сверстниками. Высокий уровень общительности вместе с более низким уровнем застенчивости связан с потребностью в усилении раздражителей, получаемых в результате различных социальных взаимодействий. Нарушение социальных связей и проблемы в установлении межличностных контактов вместе с возрастающими проблема -ми в воспитании и обучении приводит к тому, что дети с СДВГ воспринимают окружающий мир как враждебный и неприязненный. Дети дошкольного и школьного возраста с СДВГ имеют различные речевые нарушения, которые встречаются чаще, чем у их сверстников. Среди детей дошкольного возраста различные проблемы с речевой организацией имеют по данным коррекцион-ных педагогов США (1991) от 10 до 54 % детей с СДВГ [1].
Многие дети с данным нарушением имеют артикуляционные сложности, фонематическое недоразвитие, лексико-грамматические нарушения, трудности выражения смыслового компонента в речевом высказывании. Логопедическая помощь в данном случае традиционна, с учетом предписаний, касающихся работы с детьми, имеющих СДВГ, а именно: короткие задания, частая смена видов деятельности, многократные повторы в разных временных промежутках, задания на улучшение слухового восприятия речи, на развитие семантических полей. Добиться определенных результатов помогают упражнения, в которых сначала ребенку много раз в разных ситуациях демонстрируются предметы или их изображения на рисунке с подписями. При этом произносятся вслух их названия, затем показывают только рисунки и проговариваются названия, и наконец, произносятся названия в различных игровых ситуациях. Ребенку необходимо как можно быстрее выбрать соответствующий предмет. Основной целью таких упражнений является введение в познавательную базу ребенка большого количества слов-понятий в различных, часто встречающихся ситуациях.
Детям сложно поддерживать зрительный контакт с собеседником, сосредотачиваться, концентрировать внимание на обращенную к нему речь, формулировать и передавать понятные собеседнику сообщения, поддерживать разговор и во время диалога дожидаться своей очереди.
Коррекционная работа должна начинаться с игр, в которых для достижения результата необходимы попеременные действия двух, а затем и нескольких человек. Например, для начала что-нибудь построить из кубиков конструктора (каждый участник игры заранее получает определенный кубик), либо сложить мозаику по такому же принципу.
Дети с трудом различают мимические проявления, эмоции, плохо идентифицирует невербальные сообщения. Им можно предложить драматизацию, игры с пантомимой, беседы об эмоциональных состояниях, зависящих от различных ситуаций. При условии сопровождения собственных действий речью вслух происходит особая концентрация, поэтому обучению данной деятельности является важным аспектом логопедической работы.
Коррекционная работа с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, является сложной и мало разработанной в теоретическом и практическом плане. Логопедическое воздействие должно опираться на специальные принципы: этиопатогенетический, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, учета своеобразия личностных особенностей детей с СДВГ, деятельностного подхода и использования обходного пути.
Список литературы:
1. Милевски С. Специфика работы логопеда с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности / С. Мелевски, Э. Чаплевская // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 19-25.
2. Заводенко H.H. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии / H.H. Заводенко, A.C. Петрухин П.А. Семенов и др. // Московский медицинский журнал. - 1998. - С. 19-23.
3. www.nevromed.ru/zabol/sdv2.htm.
4. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. - 4th ed. - Washington, 2000.
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ОБУЧАЮЩЕМ ДИАЛОГЕ
© Антонова Л.В.*
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Автор в статье поднимает проблему организации образовательного процесса как делового общения в обучающем диалоге, доказывает, что
* Аспирант кафедры Инновационных образовательных технологий. Научный руководитель: докторант кафедры Научно-естественного и математического образования Т.Б. Казачкова.