Научная статья на тему 'Особенности детерминации профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел'

Особенности детерминации профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / PROFESSIONAL DEFORMATIONS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNING OUT / ДЕТЕРМИНАЦИЯ ДЕФОРМАЦИЙ / DETERMINATION OF DEFORMATIONS / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF ACTIVITY / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / SPECIAL DEFORMATIONS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / INDIVIDUAL DEFORMATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна, Фомина Татьяна Федоровна

Проблема профессиональных деформаций наиболее остро проявляется в профессиях, субъекты которых не могут быть строго контролируемы обществом, руководством и обладают властью над другими людьми, причем эту власть ограничить весьма проблематично. К такой сфере деятельности относят и профессии правоохранительной системы, где данные проблемы сотрудников дополняются повышенной стрессогенностью, низкой мотивацией, несформированным правосознанием, экстремальными условиями деятельности, повышенной напряженностью. Накапливающиеся отрицательные изменения в деятельности формируют особое психическое состояние субъекта труда, при котором личностные качества подчиняются субъектным обязанностям и детерминируют допуск неконструктивных форм взаимодействия, нарушение нравственных норм поведения, эмоциональную неустойчивость, отрицательные изменения профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна, Фомина Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of determination of professional deformations of staff of bodies of internal affairs

The problem of professional deformations is most sharply shown in professions which subjects can't be strictly controlled by society, by the management and possess the power over other people, and to limit this power is also very problematic. Carry to such field of activity also professions of law enforcement officers where these problems are complemented with the raised stressogennost, the low motivation which isn't created by sense of justice, extreme conditions of the activity increased by tension. The collecting negative changes in activity form a special mental condition of the subject of work at which personal qualities submit to subject duties and determine the admission of not constructive forms of interaction, violation of ethical standards of behavior, emotional instability, negative changes of professionally significant qualities.

Текст научной работы на тему «Особенности детерминации профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел»

матери воспринимать состояние ребенка. Негативистские проявления кризиса менее выражены при умении матерей воздействовать на состояние ребенка.

5. В кризисе трех лет конструктивные новообразования более выражены при чувствительности матери к ребенку, а негативистские симптомы и невротические реакции (и в результате кризис в целом) менее выражены при эмоциональном принятии ребенка и сформированном блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия.

В заключение отметим, что, несмотря на выявленную условность границ возрастных кризисов, нуждаются в уточнении данные о возможных границах посткритической фазы обоих периодов, для чего необходимы дальнейшие лонгитюдные исследования. Также планируется изучение взаимосвязей проявлений кризиса одного года с разными аспектами семейного взаимодействия.

Литература:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

2. Василенко В.Е., Наталенко Я.В. Проявления кризиса одного года и детско-родительское эмоциональное взаимодействие // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Часть 9. С. 268-277.

3. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: Изд. СПбГУ, 2011. 96 с.

4. Василенко В.Е., Уланова Ю.Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 185-198. doi:10.17759/psyedu.2016080418

5. Выготский Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

6. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Том 36, №2. С. 32-43.

7. Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трёх лет: дис....канд. психол. наук. М., 1988. 167 с.

8. Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. № 1, 1997. С. 67-76.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.

11. Разина Н.В. Психологическое содержание кризиса трех лет: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 180 с.

12. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамка родительского отношения в онтогенезе ребенка. Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.

13. Уланова Ю.Ю. Возрастно-половые и семейные факторы проявлений кризиса трех лет у детей: дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2017. 235 с.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Гончарова Наталья Андреевна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Фомина Татьяна Федоровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Проблема профессиональных деформаций наиболее остро проявляется в профессиях, субъекты которых не могут быть строго контролируемы обществом, руководством и обладают властью над другими людьми, причем эту власть ограничить весьма проблематично. К такой сфере деятельности относят и профессии правоохранительной системы, где данные проблемы сотрудников дополняются повышенной стрессогенностью, низкой мотивацией, несформированным правосознанием, экстремальными условиями деятельности, повышенной напряженностью. Накапливающиеся отрицательные изменения в деятельности формируют особое психическое состояние субъекта труда, при котором личностные качества подчиняются субъектным обязанностям и детерминируют допуск неконструктивных форм взаимодействия, нарушение нравственных норм поведения, эмоциональную неустойчивость, отрицательные изменения профессионально значимых качеств.

Ключевые слова: профессиональные деформации, эмоциональное выгорание, детерминация деформаций, субъект деятельности, специальные деформации, индивидуальные деформации.

Annotation. The problem of professional deformations is most sharply shown in professions which subjects can't be strictly controlled by society, by the management and possess the power over other people, and to limit this power is also very problematic. Carry to such field of activity also professions of law enforcement officers where these problems are complemented with the raised stressogennost, the low motivation which isn't created by sense of justice, extreme conditions of the activity increased by tension. The collecting negative changes in activity form a special mental condition of the subject of work at which personal qualities submit to subject duties and determine the admission of not constructive forms of interaction, violation of ethical standards of behavior, emotional instability, negative changes of professionally significant qualities.

Keywords: professional deformations, emotional burning out, determination of deformations, subject of activity, special deformations, individual deformations.

Введение. Профессиональные деформации являются психическим феноменом, при котором наблюдаются отрицательные изменения качеств человека, наступающие под влиянием профессиональной деятельности. Проявляется деформация в виде множества негативных стереотипов поведения, которые не подвергаются контролю сознания и мешают эффективности выполнения деятельности. Следует обратить

внимание, что не труд сам по себе влияет на формирование профессиональных деформаций, а те субъектные качества, которые сформировались у сотрудника в процессе выполнения трудовых действий.

В деятельности сотрудников органов внутренних дел это может выражаться в виде профессионального жаргона, повышенной агрессивности в общении, утрате профессиональных ориентаций и ценностей, отсутствии самоконтроля. Множественность проявлений профессиональной деформации позволяет охарактеризовать данный феномен в качестве социально-психологического явления, к которому можно отнести нарушения морально-этических, правовых и деятельностно - служебных норм, ценностных и функциональных установок.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в обосновании и трактовке проблем, связанных с профессиональной деформацией личности сотрудников органов внутренних дел сложилось некоторое противоречие, выраженное, с одной стороны, в понимании необходимости профилактики, для обеспечения успешности в деятельности, с другой стороны, в активном сопротивлении сотрудников психологическому воздействию в ситуации явных проявлений деформации. Возможно, это связано с содержанием понятия «деформации», которое несет отрицательный смысл и создает условия для негативных переживаний личности сотрудника, а также ощущения «нездоровья» личности, в прямом смысле - «деформированности». Это происходит по нескольким причинам, которые часто обсуждаются в психологических исследованиях.

Во - первых, человек как личность не может принять по отношению к себе определения «деформированности» чего бы то ни было. Диагностические показания о деформации являются свидетельством неблагополучия личности. При таком положении снижается самооценка личности, развиваются комплексы собственной неполноценности, изменяются субъективные ощущения состояния благополучия.

Во - вторых, недостаток информации о сущности профессиональных деформаций, их особенностях, проявлениях, факторах, их детерминирующих, последствиях деформаций, которые связаны с общим состоянием здоровья, психовегетативными нарушениями, формирует у сотрудников негативизм по отношению к данной проблеме в целом.

В - третьих, серьезным препятствием в профилактике профессиональной деформации является общая тенденция, связанная со специфическими закономерностями накопления элементов деформации, неизбежности их проявления в сфере социономических профессий, снижении самоконтроля в деятельности, и назревающей необходимостью заняться самообразованием, самокоррекцией, повышением квалификации, освоением психологических методов работы с гражданами.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность оказывает определенное влияние на субъекта труда, что позволяет с одной стороны накопить положительный профессиональный опыт, который используется в дальнейшем для совершенствования мастерства, доведения некоторых действий до высокого уровня профессионализма, а с другой стороны, детерминирует частичное отрицательное изменение и даже искажение структуры личности и поведения, негативно влияет на продуктивность и качество выполняемой деятельности. Искажение личностных качеств, поведения, формирование навыков и склонностей, негативно влияющих на выполнение профессиональных задач, определяют в качестве профессиональной деформации [7, 8].

Сущность профессиональных деформаций может быть выражена тремя позициями:

1) негативные изменения накапливаются постепенно и практически не диагностируются самой личностью;

2) нарушения в профессиональной деятельности снижают ее эффективность;

3) профессиональные деформации разрушают личность и возможности ее развития в профессии и вне

ее.

Деятельность во многих профессиональных сферах сопровождается профессиональными деформациями, поэтому исследователи выделяют общие показатели деформаций, обнаруживающиеся в различных профессиях. Так в качестве деформаций могут выступать изменения интеллектуальной сферы, при которых субъект не способен к концентрации внимания, принятию решений, самостоятельности мышления. Изменения коммуникативной сферы также возможны в таких профессиях, предметом труда которых являются другие люди. В том числе это проявляется в деятельности сотрудников органов внутренних дел в виде агрессивного и подозрительного поведения, конфликтности, реализации непрофессиональных мотивов власти и самоутверждения.

Отечественная психологическая наука рассматривает деформации сотрудников органов внутренних дел с нескольких позиций, где также отмечаются определенные общие для всех субъектов данной деятельности деформации. Такой деформацией является «асоциальная перцепция», подозрительность ко всем, восприятие всех граждан в качестве потенциальных нарушителей [1].

Соответственно выделяют и специальные деформации, характерные для отдельной ветви профессии, отдельной специальности. В исследованиях отмечается, что оперативных сотрудников характерной деформацией является агрессивность и цинизм, для прокуроров - обвинительная позиция, для адвокатов стремление к оправданию любой ценой и в любых ситуациях, даже вне пределов профессиональной деятельности [1, 7, 8].

Еще одним видом деформации являются типологические деформации, связанные с особенностями темперамента и характера, которые в условиях профессиональной деятельности сформировались по типу отрицательного полюса.

Выделяют также деформации индивидуальные, сформировавшиеся на основе положительных качеств личности, например, ответственность, как положительное качество личности, при постоянной прилежности сотрудника может перерасти в сверхответственность и тем самым вносить негатив в ситуациях межличностного взаимодействия с коллегами, выражаясь в чрезмерной придирчивости и педантичности данного сотрудника.

Спектр проявления профессиональных деформаций достаточно широк, и может быть классифицирован по следующим основаниям:

- несформированность профессиональной деятельности, при которой субъект не приобретает нужных профессиональных умений, навыков и компетенций, не умеет приспособиться к новым условиям труда, дезадаптирован и дезинтегрирован в профессиональной среде [2];

- отставание в профессиональном развитии, которое проявляется в виде его замедления, несоответствии возрастным нормам, уменьшении профессиональных способностей, полном прекращении профессионального развития по причине профессиональных заболеваний или потери трудоспособности [5];

- распад профессионального сознания, при котором отсутствует осознание целей деятельности, целостное профессиональное сознание, формируется искаженная мотивация деятельности, происходит снижение уровня профессионального мышления [6];

- отклонение от социальных и индивидуальных норм, своеобразный «профессиональный дизонтогенез», который в целом меняет профиль личности, детерминирует формирование негативных качеств личности, эмоциональные отрицательные явления, провоцирует профессиональные конфликты [3].

Сотрудники, не имеющие достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости, наиболее подвержены отрицательному влиянию со стороны особенностей и специфики правоохранительной деятельности. И если субъект деятельности не занимается самосовершенствованием, то такое негативное явление как профессиональные деформации становится неотъемлемым элементом его жизни и деятельности. Такое положение дискредитирует ценность деятельности сотрудника правоохранительных органов и отражается на всех субъектах данной профессиональной сферы, формируя в обществе негативный стереотип: «там все такие». В то же время представители других профессий, с не менее выраженной профессиональной деформацией, не привлекают к себе столь пристрастного отношения со стороны общественности, и не становятся объектом общественного внимания.

Это становится причиной возникновения кризиса мотивационной сферы сотрудников правоохранительных органов, что снижает не только интерес к профессиональной деятельности, но и стремление к обретению профессиональных компетенций. Как следствие - исчезает удовлетворение деятельностью, а постоянное чувство физической и эмоциональной усталости становится причиной психосоматических и соматических заболеваний сотрудника.

Причиной профессиональных деформаций могут быть факторы самого различного порядка. Так, наше эмпирическое исследование показало, что основной причиной деформаций выступают факторы эмоционального выгорания. Содержательное исследование индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников правоохранительных органов подтверждает гипотезы о том, что пристальное внимание для исследования профессиональных деформаций должно быть обращено на такие свойства как агрессивность, ригидность, тревожность, лабильность, которые выражены в период начального этапа профессионализма на уровне акцентуаций.

Анализ содержания факторов эмоционального выгорания позволяет предположить, что наиболее значимыми из них выступают факторы, свидетельствующие об 1) остром переживании стресса и истощении психической энергии, 2) агрессивных формах психологической защиты, 3) ценностно-мотивационной неустойчивости и внутриличностном конфликте [4].

В составе первого фактора отмечаются признаки избирательного эмоционального реагирования с тенденцией экономии эмоционального ресурса и отстраненности. Наличие доминирующих симптомов личностной отстранённости, психовегетативных и психосоматических нарушений у респондентов нашего исследования показывает, что профессиональная деформация наблюдается уже на стадии профессионального обучения [6].

Эмоциональное истощение сказывается на общем состоянии субъекта деятельности и качестве функционирования психических процессов. На начальных стадиях снижается продуктивность когнитивной деятельности, выраженная в недостатке внимания к мелким деталям деятельности, несдержанности. На дальнейших стадиях меняется мотивация деятельности, возникает недовольство собой, повышается тревожность и депрессивность, болезненные переживания психотравмирующих ситуаций.

Агрессивные, деструктивные формы психологической защиты являются естественным ответом организма на состояния тревожности и депрессивности. Это даёт возможность экономить энергетические ресурсы, но оказывает существенное отрицательное влияние на качество выполнения профессиональной деятельности, на отношения личности и взаимодействие.

Область переживаний концентрируется в совокупности затруднений в самоконтроле собственных эмоций, предупреждении конфликтных ситуаций, понимании эмоциональных состояний других субъектов. Отмечается равнодушие к переживаниям других. Частое переживание стрессовых состояний формирует синдром эмоционального выгорания, характеризующийся истощением психических ресурсов, необходимых для качественного выполнения деятельности. Снижается точность реакций, своевременность действий, уровень эмпатии, проявления сочувствия, уровень реагирования на обращения граждан.

Изучение структуры факторов, детерминирующих профессиональные деформации у сотрудников правоохранительных органов, позволяет сделать вывод о том, что острое переживание стресса и истощение психической энергии приводит к циклотимным, повторяющимся состояниям. В факторной структуре отражается устойчивое отрицание наличия признаков профессиональной деформации. Пусковыми значениями для их возникновения являются пресыщение общением с людьми, разочарование в них, отсутствие или недостаток полноценного отдыха, чрезмерная ответственность при выполнении какой-либо деятельности, большое количество раздражителей, что, впоследствии накапливаясь, может детерминировать нарастание профессиональной деформации личности.

Выводы:

1. Профессиональные деформации проявляются в самых различных сферах деятельности субъекта труда, и существенно снижают возможности личностного адекватного реагирования в эмоционально напряженных и стрессовых условиях деятельности. Первопричиной, детерминирующей профессиональные деформации, являются индивидуально-психологические качества сотрудника, сформированные под воздействием длительных, стереотипных действий, которые с одной стороны, способствуют быстрому освоению деятельности, а с другой стороны, препятствуют ее выполнению.

2. Существенную роль в детерминации профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел играют эмоциогенные факторы, свидетельствующие о ранних проявлениях психовегетативных и психосоматических нарушений, эмоциональном истощении, эмоциональном выгорании, истощении психической энергии, повышенной тревожности и депрессивных состояниях.

3. Формированию негативных изменений профессиональной деятельности способствуют состояния острого переживания стресса, агрессивные и деструктивные формы психологической защиты, ценностно-мотивационная неустойчивость, и порождаемый этими явлениями, внутриличностный конфликт.

4. Совокупность стрессогенных факторов детерминирует снижение надежности познавательной сферы личности, выраженной в снижении продуктивности когнитивной деятельности, деструкции качеств внимания, искажениях межличностного восприятия, эмоциональной и личностной ригидности.

5. Внимание к проблеме профессиональных деформаций сотрудников органов внутренних дел является важной составляющей общей стратегии обеспечения надежности, качества и эффективности деятельности всей правоохранительной системы в целом. Поэтому о профессиональной деформации необходимо не только иметь представление, но и понимать ее сущность, факторы, детерминирующие ее проявления, маркеры, проявляющиеся в деятельности и методы профилактики и коррекции.

Литература:

1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Гончарова Н.А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. - С. 314-320.

3. Гончарова Н.А. Механизмы профессионального дизонтогенеза и профессиональные деформации личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. - С. 309-315.

4. Гончарова Н.А., Жидкова О.А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 11-15.

5. Гончарова Н.А., Калашник А.А. Лимитирующие свойства личности как объект психологического анализа, при профессиональном психологическом отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (73). - С. 206-209.

6. Гончарова Н.А., Фомина Т.Ф. Психологическое исследование особенностей толерантного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2 (58). - С. 182-189.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

Психология

УДК 159.9.072.

аспирант Иксанова Гульнур Насибулловна

Самарский государственный социально-педагогический университет (г. Самара)

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА И ТРУДНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В пору смены эпох, развития цивилизации, в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности человека происходит трансформация социальных ценностей, формирование новых форм коммуникации, интересов и увлечений, не свойственных предыдущим поколениям детей и подростков. Активность в познании нового, неизведанного толкает ребенка на поиск новых возможностей. Виртуальное общение - одна из форм коммуникации, дающая такие возможности. Но может ли оно заменить реальное общение? Какова роль педагогов и семьи в разрешении коммуникативных трудностей у ребенка и подростка? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в данной статье.

Ключевые слова: общение, интернет-общение, виртуальная реальность, виртуальное общение, ребенок, подросток, семья, школа, тренинг.

Annotation. At the time of the change of epochs, the development of civilization, in the conditions of informatization of all spheres of human life, the transformation of social values, the formation of new forms of communication, interests and hobbies that are not characteristic of previous generations of children and adolescents. Activity in the knowledge of the new, the unknown, pushes the child to seek new opportunities. Virtual communication is one of the forms of communication that gives such opportunities. But can it replace real communication? What is the role of educators and families in resolving communicative difficulties in children and adolescents? We tried to answer these and other questions in this article.

Keywords: communication, internet communication, virtual reality, virtual communication, child, teenager, family, school, training.

Введение. Противостоять неожиданно нахлынувшей волне новых возможностей современному человеку уже невозможно. Преимущества и удобства Интернета, цифровых технологий оценили во всем мире, ничто не заставит человека, привыкшего облегчать свою жизнь, отказаться от имеющихся благ. Один из идеологов «нового мирового порядка» Жак Аттали описывает будущее как номадический мир - понятие, характеризующее будущие предметы, культуру потребления и определения стиля жизни. Основу человека будущего тысячелетия составят «информационные кочевники» без стабильного адреса и семьи: они будут носить на себе и в себе всё, что составит его социальное значение (смартфоны, аппараты самодиагностики и сменяемые органы) [5].

Изложение основного материала статьи. В работах отечественных ученых - Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной, Е.П. Белинской, О.В. Смысловой, и других, рассматриваются преобразования, затрагивающие многие сферы: деятельность, культуру, психику человека в условиях распространения и использования цифровых технологий [2, 3, 6]. В проведенном Кузьминой А.С. анализе зарубежных работ в сфере виртуальной реальности (ВР) отмечаются работы Х.Лонгмана, Э.О'Коннера, П.Обста, которые выявили, что «...люди, чересчур увлеченные жизнью в ВР, сообщают о меньшей социальной поддержке и меньшем чувстве принадлежности, когда они находится в реальном мире» [11, 9 c. 104]. По данным зарубежных исследований С. Каплана, Д.Вильямса и Н. Йе, в условиях погружения в виртуальную реальность, игроки обнаруживают такие характеристики как - одиночество, интроверсия, агрессия, депрессия [12]. Как указывает Марцинковская Т.Д., «.возможно, что активное использование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.