Особенности делового взаимодействия с фрилансерами The peculiarities of business interaction with freelancers
Смирнова Дарья Константиновна
Студент 2 курса Факультет Институт экономики и управления Пензенский государственный университет г. Пенза, ул. Красная, 40, корп. 1 e-mail: dary. smirrnova@yandex. com
Smirnova Darya Konstantinovna
Student 2 term
Faculty of Institute of economics and management
Penza State University 40 Krasnaya str., building 1, Penza e-mail: dary. smirrnova@yandex. com
Научный руководитель Володина Наталья Анатольевна
Доктор исторических наук, доцент Пензенский государственный университет г. Пенза, ул. Красная, 40, корп. 1 e-mail: volodinanatalya@mail. ru
Scientific adviser Volodina N. A.
Doctor of historical Sciences, associate Professor
Penza State University 40 Krasnaya str., building 1, Penza e-mail: [email protected]
Аннотация.
Необходимость повышения эффективности использования рабочей силы при сохранении конкурентоспособности работников обусловила потребность в новых, более гибких формах занятости. Одной из таких форм стал фриланс. В данной статье рассматриваются понятия «фриланса» различных авторов, приводится механизм делового взаимодействия заказчика и специалиста на фрилансе. На основе фактов выявляются особенности делового взаимодействия с фрилансерами, формулируются рекомендации по эффективному сотрудничеству для заказчиков и фрилансеров.
Annotation.
The necessity to improve the efficiency of labor use while maintaining the competitiveness of employees has led to the need for new, more flexible forms of employment. Freelancing has become one of these forms. This article discusses the concepts of "freelancing" by various authors, provides a mechanism for business interaction between the customer and a freelance specialist. Based on the facts, the features of business interaction with freelancers are identified, and recommendations for effective cooperation for customers and freelancers are formulated.
Ключевые слова: Постиндустриализм, занятость, фриланс, деловое взаимодействие.
Key words: Post-industrialism, employment, freelancing, business interaction.
Современная цифровая экономика в условиях глобализации кардинальным образом трансформировала социальную реальность, когда и отдельно взятая личность, и целые группы (сообщества) людей существуют одновременно в двух измерениях - традиционно институционализированном и виртуальном [2]. Интенсификация производства, характерная для обществ постиндустриального типа, требует более ответственного отношения к факторам производства - в том числе, к человеческому труду во всех его аспектах. Необходимость экономии на постоянных издержках, повышения эффективности использования рабочей силы
при сохранении конкурентоспособности работников обусловила потребность в новых, более гибких формах занятости. Одной из таких форм стал фриланс.
На волне развития инфокоммуникаций и рынка 1Т-услуг сектор фриланса стремительно растет, но остается малоизученным. Тем не менее, деловое взаимодействие на фрилансе имеет свои особенности, о которых необходимо знать как заказчикам, так и самим фрилансерам для эффективного сотрудничества.
Данная статья нацелена на выявление и анализ особенностей делового взаимодействия с работниками-фрилансерами.
Достижение поставленной цели подразумевает решение ряда задач:
1) сформулировать и проанализировать понятия «фриланс», «фрилансер»;
2) рассмотреть механизм делового взаимодействия заказчика и фрилансера;
3) выявить особенности делового взаимодействия с фрилансерами;
4) сформулировать рекомендации по построению эффективного сотрудничества для фрилансеров и заказчиков их услуг.
В качестве объекта исследования выступает сфера делового взаимодействия в современных условиях.
Предметом исследования являются особенности фриланса, определяющие характер делового взаимодействия заказчика и специалиста-фрилансера.
Современные термины «фриланс», «фрилансер» характеризуют новую динамичную форму занятости, поэтому в научных кругах еще не сложилось единого подхода к трактовке данных дефиниций. Рассмотрим, как определяют понятия «фриланс», «фрилансер» некоторые ученые (таблица 1).
Таблица 1. Некоторые определения понятий «фриланс», «фрилансер»
Автор Определение
М. И. Гурова Фриланс - вид самозанятости, ориентированный на фактическое выполнение работы, а не на его качество, чаще всего выполняемый удаленно, без оформления официальных трудовых отношений [4].
Н. В. Чаплашкин Фриланс (свободная занятость) - это вид занятости на рынке товаров и услуг, характеризующийся самостоятельностью выбора формы и места ее реализации и низкой степенью зависимости от работодателя [7, С. 19].
Д. Стребков, А. Шевчук Фрилансер - независимый профессионал высокой квалификации, который не состоит в штате организации и не включен в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализует свои услуги на рынке различным клиентам, не являясь субподрядчиком единственного заказчика [4, С. 98].
Э. Хири, Х. Конлей Фрилансеры - это самозанятые работники, которые оказывают услуги одновременно нескольким работодателям на временной или гибкой основе [8, С. 22].
Рассмотренные определения позволяют установить, что фриланс является одним из видов самозанятости и подразумевает оказание квалифицированным специалистом услуг одному или нескольким работодателям преимущественно на неофициальной основе.
Важную особенность фриланса отметили специалисты Стокгольмской школы экономики. В рамках исследования при поддержке Центра консультаций по Интернет-бизнесу и Центра развития Интернет-бизнеса в России (2003) специалисты пришли к выводу, что понятием «фриланс» целесообразно обозначать удаленную работу с использованием современных инфокоммуникационных технологий (сети Интернет, электронной почты, телефона и т. п.) [10]. Данной особенностью обусловлен профессиональный состав фрилансеров: чаще всего ими становятся журналисты, программисты, дизайнеры и веб-дизайнеры, фотографы и видеографы, специалисты в сфере инфобизнеса (маркетологи, таргетологи).
Исследование СШЭ показало, что современные термины «фриланс», «фрилансер» тесно связаны с использованием инфокоммуникаций, с работой в ГГ-сфере. В интернет-пространстве существуют специальные ресурсы - так называемыебиржи фриланса, где удаленные работники предлагают свои услуги. На этих биржах «фриланс» определяется как форма организации труда, при которой работодатель и исполнитель могут находиться как угодно далеко друг от друга, при этом руководство выполнением проекта осуществляется при помощи электронных средств связи или по телефону [11].
Таким образом, фрилансером можно называть специалиста, который работает удаленно и использует для работы инфокоммуникационные технологии. Поскольку данная форма работы сильно отличается от традиционной, имеет смысл более подробно рассмотреть механизм делового взаимодействия заказчика и фрилансера.
Деловое взаимодействие подразумевает обмен деятельностью, информацией и опытом для достижения определенной цели. В данном случае целью заказчика-предпринимателя является поиск квалифицированного исполнителя для выполнения конкретного проекта. Целью специалиста-фрилансера является поиск проекта, который позволит ему использовать профессиональные навыки и монетизировать свой труд на удаленной основе.
Цель заказчика в данном случае обусловлена стремлением более эффективно использовать ресурсы организации. Чаще всего предприниматели обращаются к фрилансерам в случае нехватки кадров для выполнения определенного проекта: организация испытывает одномоментную потребность в исполнителях, содержание которых на постоянной основе экономически нецелесообразно. Аутсорсинг, или передача определенных видов деятельности, функций предприятия в проектной форме сторонним организациям или специалистам, широко практикуется в настоящее время и имеет тесную связь с фрилансом [4].
В. В. Вязникова в своем исследовании выделяет 5 этапов делового взаимодействия между заказчиком и фрилансером:
1) предварительный этап;
2) согласование условий работы и достижение договоренности;
3) работа над проектом;
4) сдача и принятие проекта;
5) заключительный этап [3, С. 101-110].
На предварительном этапе происходит взаимный поиск. Заказчик ищет подходящего исполнителя для проекта путем отбора претендентов по нескольким критериям: портфолио, анкета, рейтинг на фриланс -бирже, наличие рекомендации. Исполнитель, в свою очередь, подбирает проекты, которые представляют интерес и входят в его компетенцию, имеют адекватные сроки выполнения, достойно оплачиваются и предлагаются заказчиками с хорошей репутацией. В процессе взаимного поиска заказчик и фрилансер, как правило, не встречаются лично, а устанавливают контакт с помощью фриланс-бирж или социальных сетей - напрямую или через посредников.
Далее следует этап согласования условий. Исполнитель подробно обсуждает с заказчиком техническое задание (ТЗ), уточняет спорные или неясные моменты, выставляет свою стоимость и срок выполнения работы. Проявляя свою экспертность, фрилансер также может помочь заказчику с формированием качественного ТЗ, предложить улучшения, целесообразные с точки зрения специалиста (за отдельную плату). Если заказчика устраивают условия, достигается договоренность (на словах или с заключением официального договора подряда). На данном этапе заказчик и фрилансер, как правило, ведут электронную переписку илиобщаются по видеосвязи в режиме реального времени.
После достижения договоренности начинается основной этап работы над проектом. Задача фрилансера на данном этапе - выполнить техническое задание в срок. Работодатель осуществляет контролирующую функцию. Он получает от исполнителя по электронной почте или другому каналу связи промежуточный результат работы (часть проекта или отчет) и оставляет свои комментарии, вносит правки, безналичным способом переводит исполнителю часть оплаты (согласно договоренности).
Этап сдачи и принятия проекта подразумевает внесение финальных правок, передачу заказчику готового проекта, соответствующего требованиям ТЗ, и перечисление фрилансеру его гонорара. Несмотря на то, что к данному этапу деловое общение заказчика и исполнителя приобретает устоявшуюся форму, подкрепленную наличием договоренности, с обеих сторон существует риск неисполнения обязательств. В силу различных причин заказчик может отказаться от работы, задержать, уменьшить или не перечислить оплату за полученный проект. Фрилансер, в свою очередь, может сорвать сроки, отказаться от внесения финальных правок или не предоставить заказчику готовый проект после получения гонорара.
На заключительном этапе сотрудничества, когда работа над проектом уже завершена и оплачена, происходит обязательное взаимное предоставление отзывов по итогам совместной работы [3, С. 109-110]. Заказчики обычно оставляют отзывы на фриланс-биржах или (не) рекомендуют исполнителей коллегам, знакомым. Фрилансеры могут оставить отзыв на заказчика на специальных форумах, в обсуждениях профессиональных сообществ. При взаимном удовлетворении работой между фрилансером и заказчиком устанавливаются доверительные отношения, способствующие развитию дальнейшего делового сотрудничества [3, С. 111].
Итак, мы определили, что механизм делового взаимодействия заказчика и специалиста-фрилансера включает 5 этапов, на каждом из которых акторы выполняют задачи для достижения своих целей. На основе характеристик каждого этапа выделим ключевые особенности делового взаимодействия на фрилансе.
Во-первых, трудовые отношения на фрилансе максимально опосредованы. Заказчик и фрилансер, как правило, не встречаются лично: обмен информацией происходит с помощью инфокоммуникаций. В результате между фрилансером и заказчиком его услуг не возникает трудовых взаимоотношений типа «работник -работодатель», характерных для традиционного типа занятости [3, С. 89]. В данном случае, отсутствие личного контакта может как ускорить, так и затруднить достижение компромисса при сотрудничестве.
Во-вторых, несмотря на развитость современного рынка фриланс-услуг, наблюдается отсутствие институционализированных норм и правил, которые могли бы регламентировать отношения заказчика и фрилансера. По состоянию на ноябрь 2020 г. ТК РФ не содержит положений, касающихся непосредственно работы на фрилансе [1]; в законодательстве других стран прецеденты также не наблюдаются. Определение фриланса как нестандартной формы занятости в отсутствие необходимых регуляторов повышает риски при сотрудничестве для обеих сторон.
В-третьих, трудовые отношения на фрилансе, как правило, краткосрочны и не оформляются трудовым договором. В связи с этим, фрилансеры и заказчики полностью лишаются правовой защиты - их отношения не регулируют даже общие нормы трудового (гражданского) законодательства.
В-четвертых, процесс найма на фрилансе в значительной степени отличается от традиционного. Если работодатель обычно формулирует требования к кандидату на должность и подробно описывает условия найма, то заказчик лишь формулирует суть проектного задания и принимает окончательное решение, получая остальную информацию от фрилансера. Фрилансер, в отличие от стандартного наемного работника, проявляет большую инициативу: дополняет техническое задание, корректирует его с экспертной точки зрения, устанавливает и регулирует размер оплаты труда. Учитывая широкую юрисдикцию специалиста на фрилансе, можно сказать, что
фрилансер и заказчик его услуг в большей степени являются партнерами, чем работодатель и наемный работник [3, С. 106].
В-пятых, фриланс является формой неполной занятости и обладает всеми характерными для нее чертами, а именно:
1) наличием нескольких мест работы, организованных в «портфель работ»;
2) частой сменой рода деятельности, отсутствием единственной профессии;
3) неполным рабочим временем (рабочий день, неделя);
4) рабочим местом, совмещенным с домом;
5) индивидуализированной, дискретной (прерывистой), ненаправленной, без четких границ окончания, карьерой;
6) неспособностью каждого отдельного места работы обеспечить жизнь работника, необходимость в множественных источниках заработка [6, С. 117].
Перечисленные особенности влияют на характер делового взаимодействия. Так заказчик не может требовать от фрилансера соблюдения стандартного режима труда, а фрилансеру не приходится рассчитывать на постоянный объем работы.
Таким образом, мы определили ключевые особенности деловых отношений между заказчиком и исполнителем на фрилансе. Прежде всего, они связаны с отсутствием правовой регламентации фриланса и характеризующими его чертами неполной формы занятости.
На основе этих особенностей сформулируем рекомендации по сотрудничеству на фрилансе для заказчиков и исполнителей-фрилансеров.
Рекомендации для заказчиков выглядят следующим образом:
1) Отбирать кандидатов-фрилансеров лично.
Когда заказчик самостоятельно изучает анкеты и портфолио фрилансеров, вероятность найти подходящего специалиста повышается. Личная беседа (электронная переписка) заказчика и потенциального исполнителя помогает установить более доверительные отношения и упростить дальнейшее сотрудничество.
2) Не экономить на оплате труда фрилансеров.
Фрилансер - такой же высококвалифицированный специалист, как и обычный сотрудник. Тот факт, что он работает удаленно, полуофициально или по гибкому графику, не должен быть основанием для предоставления услуг по цене значительно ниже рыночной или бесплатно.
3) Заключать трудовой договор.
Трудовое законодательство РФ и других стран не обязывает, но и не запрещает заключение трудового договора с подрядчиком-фрилансером. Официальное оформление трудовых отношенийспособствует снижению финансовых и иных рисков при сотрудничестве заказчика и исполнителя на фрилансе.
4) Устанавливать дедлайны.
Поскольку фрилансер может одновременно вести до 3-4 проектов, установка дедлайнов позволит ему правильно расставить приоритеты и даст заказчику дополнительно гарантирует заказчику срочное выполнение работы.
5) Сохранять контакты и продолжать сотрудничество.
Если заказчик удовлетворен работой специалиста-фрилансера, ему следует отказаться от немедленного прекращения трудовых отношений. Сохранение контактов позволит пополнить кадровую базу проверенным кандидатом, который выполнит проект на гибких условиях.
Рекомендации для фрилансеров выглядят заключаются в следующем:
1) Всегда ответственно подходить к работе.
Преимущественно неофициальный характер трудоустройствапри наличии множества заказчиков не должен становиться для фрилансера поводом к оппортунизму. Ответственное отношение к работе при любых обстоятельствах позволит укрепить деловую репутацию и построить более стабильную карьеру на фрилансе.
2) Заключать трудовой договор.
Рекомендация актуальна и для заказчиков, и для фрилансеров. Заключение трудового договора позволит минимизировать риски и повысить уровень социальной защиты специалистов на фрилансе.
3) Проявлять экспертность, когда это необходимо.
Круг знаний заказчика, составляющего ТЗ, зачастую ограничен, поэтому фрилансеру следует спокойно и в понятной форме изложить ему нюансы работы с профессиональной точки зрения. Для этой цели он может создать информационный сайт или разработать электронное пособие с ответами на часто задаваемые вопросы.
4) Оформить портфолио; следить за рейтингом на фриланс-биржах и имиджем среди коллег, знакомых.
Портфолио, рейтинг и профессиональный имидж составляют основу конкурентоспособности фрилансера. Поддержание этих параметров на высоком уровне увеличит количество предложений о работе и, соответственно, стоимость оказания услуг.
5) Всегда закладывать возможность долговременного сотрудничества с понравившимися заказчиками.
Краткосрочность трудовых отношений на фрилансе не исключает возможность дальнейшего сотрудничества при взаимном удовлетворении работой. В связи с этим, фрилансеру следует быть готовым к продолжению деловых отношений, отдавать приоритет проектам от проверенных заказчиков.
Таким образом, цель исследования была достигнута. На основе различных определений понятий «фриланс», «фрилансер» мы рассмотрели механизм делового взаимодействия при оказании фриланс-услуг и выявили его особенности, связанные со спецификой фриланса как формы занятости. Полученные данные позволили сформулировать рекомендации для эффективного сотрудничества заказчиков и специалистов-фрилансеров.
Список используемой литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) Гл. 49.1 Особенности регулирования труда дистанционных работников // Справочная система «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/e3109974293f0702a9260fd10cf35a0ca2968319/ (дата обращения: 08.11.2020)
2. Вязникова В. В. Особенности трудовых взаимоотношений между российскими IT-фрилансерами и заказчиками их услуг / В. В. Вязникова // Экономическая социология. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trudovyh-vzaimootnosheniy-mezhdu-rossiyskimi-it-frilanserami-i-zakazchikami-ih-uslug (дата обращения: 08.11.2020).
3. Гаджиева Е. Ю. Аутсорсинг в IT-технологиях / Е. Ю. Гаджиева // Научный вестник ЮИМ. - 2018. -№1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/autsorsing-v-it-tehnologiyah (дата обращения: 08.11.2020).
4. Гурова М. И. Феномен «фриланс» в социально-профессиональной структуре современной России / М. И. Гурова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №6. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-frilans-v-sotsialno-professionalnoy-strukture-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.11.2020).
5. Попов Ю. Н. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие. / Ю. Н. Попов, А. В. Шевчук. - М.: Экон-Информ, 2003. - С. 117.
6. Стребков Д. О. Электронная самозанятость в России / Д. О. Стребков, А. В, Шевчук // Вопросы экономики. - 2011. - №10. - С. 91-112.
7. Чаплашкин Н. В. Фрилансер на отечественном рынке труда: реальность, ожидания, перспективы / Н. В. Чаплашкин // Человек и труд. - 2013. - №4. - С. 18-21.
8. Heery E. Beyond the enterprise: trade union representation of freelances in the UK / E. Heery, H. Conley, R. Delbridge, P. Stewart // Human resources management journal. - 2004. - April. - p. 20-35.
9. Официальный сайт Стокгольмской школы экономики в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sserussia.org (дата обращения: 07.11.20).
10. Фриланс-сайт удаленной работы Fl.ru [Электронный ресурс]. - URL: www.fl.ru (дата обращения: 06.11.20).