Научная статья на тему 'Особенности чтения предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры, обучающимися вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью'

Особенности чтения предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры, обучающимися вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / НАВЫК ЧТЕНИЯ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русакова Олеся Олеговна, Артемьева Надежда Владимировна, Мамаева Анастасия Викторовна

В статье описываются результаты чтения предложений, состоящих их слов различного слогового состава, у обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью. Описаны серии заданий, структурированные по уровням сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русакова Олеся Олеговна, Артемьева Надежда Владимировна, Мамаева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности чтения предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры, обучающимися вторых - третьих классов с умеренной умственной отсталостью»

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

УДК 373

ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОСТОЯЩИХ ИЗ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВТОРЫХ - ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Русакова О. О., магистрант II курса ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»; Артемьева Н. В., канд. биол. наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»;

Мамаева А. В., канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В статье описываются результаты чтения предложений, состоящих их слов различного слогового состава, у обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью. Описаны серии заданий, структурированные по уровням сложности.

Ключевые слова: мониторинг, навык чтения, умеренная умственная отсталость, слоговая структура слов.

121 Большинство обучающихся с умеренной

умственной отсталостью имеют потенциальную способность к овладению чтением и пониманию прочитанного с применением различных подходов (А.К.Аксенова, И..М Бгажнокова, А.Р. Маллер и др.). Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа (слова, словосочетания, предложения) с его слухоречедвигательным образом и с его значением.

Умение читать и понимать прочитанное на уровне предложений является самым сложным навыком. На уровне предложений проверяется не только техническая, но и смысловая сторона чтения.

В нормативно - правовых и организационных документах отражены лишь общие подходы к системе оценивания достижений обучающихся с выраженной интеллектуальной недостаточностью: полугодовой, годовой оценке и оцениванию за весь период обучения [Федеральный ..., 2014, с. 41]. Общепринятым является положение об обучении, ориентированном на зону "ближайшего развития" с учетом результатов мониторинга.

Мониторинг должен быть нацелен на выявление эффективности обучения, определения минимальных продвижений в развитии навыка, что позволит педагогам оперативно реагировать и гибко корректировать программы для улучшения результатов в овладении учебным навыком, в частности - навыком чтения.

С целью определения содержания заданий для мониторинга навыка чтения предложений у

обучающихся 2-3 классов с умеренной умственной отсталостью нами был организован констатирующий эксперимент.

При проведении констатирующего эксперимента нам предстояло определить критерии, влияющие на результаты чтения предложений у обучающихся данной категории, а также структурировать задания мониторинга по уровням сложности в соответствии с выделенными критериями. Нами было выдвинуто предположение о влиянии слогового состава слов на результаты чтения предложений и понимания прочитанного.

Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из обучающихся 2 - 3-х классов с умеренной умственной отсталостью.

При проведении исследования нами была использована одна из технологий «формирующего оценивания» - ООМБ (новый генеральный формат оценки), разработанная сотрудниками Университета Миннесоты и модифицированная с учетом отечественной методики обучения грамоте детей с умственной отсталостью. Авторский вклад заключался в отборе критериев для структурирования содержания по уровням сложности, определении серий заданий и в подборе к каждой серии стимульного материала.

Для определения влияния слогового состава слов на результаты оценивания навыка чтения предложений нами были разработаны три серии, по 10 заданий в каждой серии:

Серия I: предложения, состоящие из слов из 1-2 слогов без стечения согласных.

Серия II: предложения, состоящие из слов из: 1-2 слогов с одним стечением; 2 слогов с последним закрытым слогом; 3 прямых слогов.

Серия III: предложения, состоящие из слов из: 3-х слогов со стечением; 3-х слогов с закрытым слогом; 4-х прямых слогов; 2-х слогов с 2 стечениями и/ или закрытым слогом.

Картинки для выбора были далекими друг от друга по ситуации.

Во всех сериях заданий использовались буквы, изученные ранее, в первом-втором классах: А, О, У, М, С, Х, Ш, Л, Н, Ы, Р, К, П, Т, И, З, В, Ж, Б, Г.

Так как часть обучающихся с умеренной умственной отсталостью не владеют общеупотребительной речью [Мамаева, 2008, с. 14], целесообразно использовать невербальный знак (указательный жест) в качестве ответа.

В соответствии с психолого-педагогическими и клиническими особенностями обучающихся с умеренной умственной отсталостью к стимульному материалу были определены следующие требования.

Использовались простые предложения из двух - трех слов. Количество единовременно предъявляемых картинок для выбора не превышало трех. Материал предлагался на матовой бумаге формата А4.

При выполнении заданий испытуемым предлагались инструкции: «Прочитай, что здесь написано?», «Покажи, где это нарисовано?». Для

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

оценивания использовалась четырех балльная шкала: 3 балла - в случае правильного самостоятельного показа испытуемого; 2 балла - при показе с самокоррекцией; 1 балл - в случае показа с организующей помощью взрослого; 0 баллов - при неправильном показе, либо отказе от задания.

Все результаты фиксировались в протоколе. Продолжительность процедуры была рассчитана на 20-30 минут, допускались перерывы длительностью 12 минуты. По итогам эксперимента баллы суммировались.

С целью определения влияния слогового состава слов на результаты оценивания навыка чтения предложений и понимание прочитанного, нами было проведено сопоставление полученных результатов между I, II, III сериями. Результаты констатирующего эксперимента представлены в гистограмме (Рис. 1)

Сопоставив полученные значения с критическим р-значением (0,05), нами сделан вывод об отсутствии статистической достоверности отличий результатов между сериями, отличающимися степенью сложности слогового состава слов. Таким образом, не подтвердилось предположение о влиянии слогового состава слов на результаты чтения предложений и понимания прочитанного. Данный факт мы объясняем тем, что на том этапе формирования навыка чтения, когда обучающиеся выходят на уровень чтения предложений, слоговой состав слов уже не влияет на данный навык (за исключением слов сложной слоговой структуры, которые не использовались в предложенном нами наборе заданий). Следовательно, тщательная градация предложений по сериям на основе такого критерия, как степень сложности слогового состава слов, в данном случае не целесообразна.

Рис. 1. Сопоставление сформированности навыка чтения предложений, состоящих из слов различной слоговой структуры

122

I серил 11 серия III серия

Как видно из гистограммы, ярко выраженных различий между сериями не выявлено. У испытуемых экспериментальной группы по всем трем сериям отмечаются результаты, соответствующие как максимальному, так и минимальному количеству баллов. Отмечено совпадение верхнего квартиля с максимальным значением, а нижнего квартиля - с минимальным, также незначительные отличия медиальных значений. Для выявления различий / совпадений сформированности навыка чтения предложений нами также проведена статистическая обработка результатов. Результаты статистического анализа представлены в таблице (табл. 1)

Таблица 1 Р-значения при сопоставлении сформированности навыка чтения предложений, состоящих из слов разной слоговой структуры

Источники и литература:

1. Брюховских Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования, ноябрь-дек. 2014, с. 25-28

2. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,- 2014, С.53-58.

3. Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия : автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 22 с.

4. Сырвачева Л.А. Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Сырвачева, Н.А. Гавриленко // «Наука и образование в жизни современного общества»: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 октября 2012 г.: в 12 частях. Часть 5; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука - Общество», 2012. - С. 27 -31

5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599: http: // www.garant.ru / products / ipo / prime / doc / 70760670/

Сравниваемые серии I н II П и Ш 1иШ

Тест знаков 0.68 1,00 0,22

Уилкоксон 0.92 0,22 0,14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.