Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ'

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ладыженская Т. П., Федосова Г. А.

Статья посвящена сравнительной характеристике бюджетных организаций, автономных и казенных учреждений в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре. Составлен реестр государственных (муниципальных) учреждений на октябрь 2017 года. Рассмотрены основные задачи округа в поддержании социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUDGET ORGANIZATIONS, AUTONOMIC AND CASH AGENCIES IN KHANTY - MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT - UGRE

The article is devoted to comparative characteristics of budget organizations, autonomous and state institutions in the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The register of state (municipal) institutions was compiled for October 2017. The main tasks of the Okrug in maintaining the social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ»

УДК 336.61

Ладыженская Т.П., к. э.н.

доцент

кафедра «Финансов и банковского дела»

Федосова Г.А. студент 4 курса кафедра «Финансы и банковское дело» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, АВТОНОМНЫХ И

КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Аннотация: Статья посвящена сравнительной характеристике бюджетных организаций, автономных и казенных учреждений в Ханты -Мансийском автономном округе - Югре. Составлен реестр государственных (муниципальных) учреждений на октябрь 2017 года. Рассмотрены основные задачи округа в поддержании социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения, автономные учреждения.

Ladyzhenskaya T.P., candidate of economic sciences, associate professor

Department of Finance and Banking Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk Fedosova G.A. Student

4 year, Department of «Finance and Banking»

Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk

FEATURES OF BUDGET ORGANIZATIONS, AUTONOMIC AND CASH AGENCIES IN KHANTY - MANSIYSK AUTONOMOUS DISTRICT

- UGRE

Annotation: The article is devoted to comparative characteristics of budget organizations, autonomous and state institutions in the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. The register of state (municipal) institutions was compiled for October 2017. The main tasks of the Okrug in maintaining the social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation are considered.

Key words: state (municipal) institutions, budgetary institutions, state institutions, autonomous institutions.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра образован постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в

районах расселения малых народностей Севера» и входит в Уральский федеральный округ. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра один из наиболее экономически развитых регионов страны, энергетическое сердце Росиии. Сегодня Югра перспективный и динамически развивающийся регион Российской Федерации. На основе экономического роста округа возникла потребность в совершенствовании социальной сферы, спорта, образования, науки, культуры, занятости и другого, что является предпосылками создания государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от типа собственника, выделяют такие учреждения как: государственные, муниципальные и частные. Равным образом, как государственные, так и муниципальные организации подразделяются на: казенные, автономные и бюджетные.

Федеральным законом № 83-ФЗ от 08 мая 2010 г. закреплено разделение, которое определяет права и обязанности учреждений в отношении недвижимого и движимого имущества, денежных средств, финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, а также степень независимости от государства [3].

Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями можно представить в таблице (Таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казённых учреждений_

Казенное

Учреждения

Бюджетное

Автономное

Цели создания

Государственное

(муниципальное)

учреждение, которое

осуществляет

оказание

государственных

(муниципальных)

услуг, выполнение

работ и (или)

исполнение

государственных

(муниципальных)

функций в целях

обеспечения

реализации

предусмотренных

законодательством

РФ полномочий

органов

государственной власти

(государственных органов) или органов

Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов

государственной

власти,

полномочий

органов местного

самоуправления в

сферах науки,

образования,

здравоохранения,

культуры,

социальной

Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты,

местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3) [3]. защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона РФ от 12 января 1996г. № 7-ФЗ, далее — Закон № 7-ФЗ) [5]. занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). (п.2 ст. 1 Закона РФ от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ) [4].

Учредитель/ Главный распорядитель денежных средств (ГРБС) РФ, субъект РФ или муниципальное образование

Способ финансирования За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания

Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут

Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Сфера деятельности Достижения исходя из целей создания учреждения Услуги в сферах образования, медицины, спорта, культуры, занятости населения и иных сферах

Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение Может заниматься приносящей доход деятельностью, если такое право предусмотрено в его Вправе осуществлять приносящую доход деятельность так как это служит достижению целей, ради которого учреждение было создано. Приносящая доход деятельность должна соответствовать

полученными от нее средствами учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ) Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, (п. 3.1 введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ) этим целям и быть указана в учредительных документах данного учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в распоряжение учреждения (п .п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) [5].

Имущество учреждения Не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником (п. 4 ст. 298 ГК РФ) [2] Вправе распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника (п. 2,3 ст. 298 ГК РФ) [2].

Ответственност ь по обязательствам Отвечает денежными средствами, а при их недостаточности по долгам отвечает собственник (ст. 161 БК РФ) [1]. Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного),собстве нник не отвечает по обязательствам учреждения (п. 10 ст. 9.2 Закона Отвечает имуществом (кроме недвижимого и особо ценного),собственник не отвечает по долгам учреждения (п. 5, 6 ст. 2 Закона № 174-ФЗ) [4].

№ 7-ФЗ) [5].

Органы управления Руководитель, назначенный учредителем Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом (п. п. 4 п. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ) [4].

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 105 муниципальных образований (9 районов, 13 городских округов, 26 городских и 57 сельских поселений) и расположено 198 населенных пункта: 16 городов (из них 14 наделены статусом «город окружного значения»), 24 поселка городского типа, 58 поселков, 45 сел, 55 деревень.

На примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассмотрим реестр государственных (муниципальных) учреждений в октябре 2017 года [6] (таблица 2).

Таблица 2 - Реестр государственных (муниципальных) учреждений в октябре 2017 года____

Муниципальный район/Учреждение Бюджетное Казенное Автономное

г. Белоярский 7 9 17

Белоярский р-н 2 5 9

Березовский р-н 50 31 1

г. Когалым 7 10 22

Кондинский р-н 24 44 4

г. Лангепас 11 7 26

г. Мегион 28 13 13

г. Нефтеюганск 50 18 11

Нефтеюганский р-н 42 10 2

г. Нижневартовск 87 23 54

Нижневартовский р-н 32 25 13

г. Нягань 21 12 23

Октябрьский р-н 31 34 2

г.Покачи 1 5 18

г. Пыть-Ях 13 8 17

г. Радужный 12 9 22

Советский р-н 36 7 19

г. Сургут 151 44 22

Сургутский р-н 95 30 8

г. Урай 28 12 4

г. Ханты- Мансийск 93 36 28

Ханты-Мансийский р-н 12 49 1

г. Югорск 14 9 8

Всего 847 450 344

Общее количество государственных (муниципальных) учреждений Ханты - Мансийского автономного округа - Югры составляет 1641, из которых первое место занимают бюджетные учреждения, на втором месте казенные, затем автономные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

847

450

344

Бюджетные

Казенные

Автономные

Рисунок 1 - Сопоставление количества государственных (муниципальных) учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре.

Предпосылками для создания государственных (муниципальных) учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре также является повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014г. N366 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, в целях обеспечения реализации и сопровождении разнообразных программ социально-экономического развития Арктической зоны РФ, может оказать поддержку в: развитии модернизации инфраструктуры и отраслей социальной сферы; развитии экономического потенциала; сохранении и развитии человеческого потенциала и традиций; решение социальных потребностей и задач; совершенствовании управления ресурсами; охране окружающей среды и оздоровлении экологии; содействии реализации глобальных инициатив.

Таким образом, существующие учреждения, оказывающие государственные (муниципальные) услуги, выполняющие работы, могут также выполнять поставленные новые задачи в поддержании социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

Использованные источники: 1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) -

Режим доступа : Консультант плюс \\ pdc.edu.ugrasu\Consultant.

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 29.07.2017) - Режим доступа : Консультант плюс \\ pdc.edu.ugrasu\Consultant.

3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» - Режим доступа : Консультант плюс \\ pdc.edu.ugrasu\Consultant.

4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 03.07.2016) - Режим доступа : Консультант плюс \\ pdc.edu.ugrasu\Consultant.

5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 19.12.2016) - Режим доступа : Консультант плюс \\ pdc.edu.ugrasu\Consultant.

6. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях - Режим доступа : http: //bus. gov.ru/pub/home;

7. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа : http: //www.gks .ru/.

УДК 033.338

ЛангВ.В., к.э.н. доцент

кафедра «Экономики и внешнеэкономической деятельности»

Захарченко А.

ФГАОУ ВПО «Северо - Кавказский федеральный университет»

Россия, г. Ставрополь ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ЭКОНОМИК

Аннотация: Статья посвящена обзору основных моделей макроэкономического развития национальных экономик. Приведены характеристики основных моделей макроэкономического развития ведущих стран.

Ключевые слова: модели макроэкономического развития, неконсервативная модель развития, социальное рыночное хозяйство, восточно-азиатская модель развития.

Zaharchenko A., bachelor student, 2 year, Institute of Economics and

Management

Scientific adviser: Lang V.V. candidate of economic sciences In Economics, Associate Professor of the Department of Economics and

Foreign Economic Affairs FGAOUHPE "North-Caucasian Federal University", Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.