Научная статья на тему 'Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности'

Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUDGETING / CIVIL ENGINEERING / THE BUDGET OF THE PRODUCTION / BUDGET OF WORK IN PROGRESS / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА / БЮДЖЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазий В. В., Пыльченко Н. П.

В статье рассматриваются вопросы повышения качества организации бюджетирования на строительном предприятии, рассмотрены факторы, усложняющие процесс бюджетирования в строительной отрасли. Выделяются особенности организации бюджетирования и приводятся предложения по его организации и оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of budgeting the construction organizations in conditions of financial instability

The article deals with improving the quality of the organization budgeting for the construction company, discusses the factors complicating the budgeting process in the construction industry. The features of the organization of budgeting are described and suggestions for the organization and optimization are denoted.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности»

Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях

финансовой нестабильности

В.В. Мазий, Н.П. Пыльченко Архитектурно-строительная академия Донского государственного технического

университета

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения качества организации бюджетирования на строительном предприятии, рассмотрены факторы, усложняющие процесс бюджетирования в строительной отрасли. Выделяются особенности организации бюджетирования и приводятся предложения по его организации и оптимизации. Ключевые слова: бюджетирование, строительство, бюджет производства, бюджет незавершенного производства, финансово-экономический кризис.

Значение бюджетирования как инструмента планирования и контроля за деятельностью организации в сложившейся экономической ситуации неуклонно возрастает. Это связано с тем, что в целях эффективного управления,компании вынуждены грамотно расходовать ресурсы, имеющиеся в наличии, а также целесообразно привлекать капитал, необходимый для финансирования деятельности, что в условиях финансовой нестабильности становится более проблематичным, поскольку существует объективный риск невозврата в случае убыточности проекта, что требует от кредиторов, инвесторов и прочих финансовых институтов дополнительных проверок при предоставлении средств[1]. Существует целый перечень факторов, которые усложняют процесс бюджетирования в строительной отрасли:

- объём производства непосредственно связан с количеством заказов, что не позволяет спрогнозировать приблизительное количество проектов, реализуемых в ближайшее время [2];

- строительство и эксплуатация объекта - различные технологические этапы для девелопера, поступления денежных средств начинаются после

ввода объекта в эксплуатацию, т.е. финансовая отдача наступает не сразу, что говорит о необходимости наличия нескольких кредитных линий либо рефинансирования краткосрочного кредита на строительство в долгосрочный, погашение которого наступит, когда проект окупится;

- неравномерная потребность в оборотных средствах в процессе создания объекта недвижимости;

- оплата работ в процессе строительства происходит по особому порядку с учетом норм выработки, объема выполненных работ и контроля качества [3].

Бюджетирование строительных организаций с учетом приведенных выше особенностей осуществляется на основании регламента, утвержденного руководителем компании [4]. Его основными составляющими являются:

- перечень бюджетных форм с комментариями к бюджетным показателям;

- основные принципы формирования показателей бюджетных форм;

- принципы, благодаря которым формируются показатели, отражающие фактическое исполнение бюджетов;

- взаимосвязь и взаимозависимость планового и фактического исполнения бюджетов.

В рамках бюджетирования на строительном предприятии существует проблема составления бюджета, поскольку каждая бюджетная форма требует взаимодействия практически всех служб, отделов и подразделений организации. Для этого составляется особая матрица, которая включает в себя не только наименования бюджетных форм, но и ответственных исполнителей, а также контролирующих лиц. Всё это вытекает из специфики отрасли, которая подразумевает поэтапное выполнение работ.

11^1 Инженерный вестник Дона, №2 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n2y2016/3599

Стоит отметить, что бюджетный процесс в строительстве соответствует позаказному типу производства, т.е. построение системы происходит не на основе бюджета продаж, а с помощью бюджета производства, поскольку зачастую каждый производимый фирмой объект сугубо индивидуален, имеет свои сроки реализации и особенности эксплуатации, поэтому основной ориентир бюджетирования в данной отрасли - бюджет производства под конкретный строительный объект [5].

Бюджет производства - ключевой элемент бюджетирования в строительной отрасли. Его предназначение заключается в планировании объемов и услуг, реализуемых в рамках производства[6]. Этот бюджет позволяет определить конкретную производственную программу организации на предстоящий бюджетный период (табл. 1).

Таблица 1

Бюджет производства работ, руб.

Показатель I кв. II кв. III кв. IV кв. За год

Объем реализации продукции (ремонт) 100000 158400 172800 110400 541600

Объем реализации продукции (объекты) 341000 56935 135184 916799 1449918

Незавершенное производство от ремонтных работ на конец квартала 25000 39600 43200 27600

Прирост незавершенного производства от ремонтных работ 1000 14600 3600 -15600

Незавершенное производство по строительным объектам на конец квартала 63892 250512 261395 -916799

Объем незавершенного производства по строительным объектам 404892 307447 396579 0

Объем производства продукции 505892 480447 572979 94800 1654118

В данном случае бюджет был составлен с учетом незавершенного производства и остатков готовой продукции на начало периода. Объем производства складывается из суммы плана реализации объектов в периоде (квартал) и изменения запасов незавершенного производства. Бюджет незавершенного производства составляется на основании сметной документации с учетом временной и объектной разбивки [7] (табл. 2).

Таблица 2

Бюджет незавершенного производства, руб.

Показатель IV кв. предшествующего г. I кв. II кв. III кв. IV кв.

НЗП от ремонтных работ 24000 25000 39600 43200 27600

НЗП по строительным объектам

НЗП объект №4, предшествующего г. 341000 -341000

НЗП объект №1 347957 172263 396579 -916799

НЗП объект №2 56935 -56935

НЗП объект №3 135184 -135184

Итого НЗП по объектам 341000 63892 250512 261395 -916799

Объем НЗП по строительным объектам 404892 307447 396579

Эти бюджетные формы тесно взаимосвязаны между собой, поскольку бюджет производства составляется непосредственно с учетом объектов незавершенного производства. Стоит принимать во внимание тот факт, что в новом бюджетном периоде может произойти вынужденная переоценка активов, что приведет к изменению общей суммы планируемых затрат. В кризисный период такая переоценка может произвести как положительный,

так и отрицательный эффект. Первый заключается в том, что вследствие уменьшения спроса стоимость необходимых материалов и услуг может быть снижена. Отрицательный эффект проявляется в обратную сторону - затраты могут значительно увеличиться из-за увеличения общей стоимости необходимых для проведения работ материалов [7]. После составления бюджет производства проходит корректировку в соответствии с календарем выполнения работ.

Составление бюджета производства происходит в два этапа: на первом этапе планируется объем реализации (обычно по отгрузке, т.е. после подписания заказчиком документов, которые подтверждают выполнение работ, услуг). При его формировании также учитывается наличие товарно-материальных ценностей на складе. Второй этап заключается в планировании денежных поступлений от проекта в рамках временного периода (квартала). Денежные поступления в зависимости от времени поступления делятся на авансовые платежи (оплата происходит до подписания акта о приемке работ), текущие платежи (оплата происходит в квартале сдачи работ заказчику), погашение задолженности (оплата происходит после позже сдачи работ).

Данное деление денежных поступлений в период кризиса является одним из инструментов хеджирования рисков [8]. При грамотном управлении задолженностью можно не только избавиться от инфляционной составляющей, но и получить прибыль от имеющихся в качестве задолженности средств. Но важно понимать, что в случае обратного эффекта возникает потеря ликвидности и организация не сможет ответить по своим обязательствам в ранее установленные сроки.

В последнее время все большую популярность в рамках эффективного управления капиталом набирает направление агентских затрат. С точки зрения бюджетирования агентские затраты отражены в бюджете коммерческих и управленческих затрат (табл. 4).

Таблица 4

Бюджет коммерческих и управленческих затрат, руб.

Показатель I кв. II кв. III кв. IV кв. За год

Выручка от реализации 1075000 478000 960800 1378000 3214800

Коммерческие затраты 53750 23900 48040 68900 194590

Материальные затраты 1500 1600 1400 1400 5900

Зарплата управленцев 100000 100000 120000 120000 440000

Прочие затраты 2000 2000 2000 2000 8000

Итого управленческие затраты 103500 103600 123400 123400 453900

Особенностью такого бюджета является то, что расходы направлены на содержание управленческого аппарата организации. Также существует объективная необходимость описания постатейного распределения данных расходов для определения их целесообразности [9]. Зарубежный опыт дает положительный пример использования агентских затрат с целью повышения эффективности деятельности организаций, поскольку эффект в стоимостном выражении, получаемых от их действий, превышает затраты на привлечение агентов.

Таким образом, бюджетирование в строительных организациях должно учитывать многие факторы, такие как: разработка проектной документации; взаимосвязь между подразделениями и субподрядными организациями; ограниченность материальных и трудовых ресурсов; поставку в срок сырья и материалов[10]. Это один из способов хеджирования рисков, возникающих в связи с ухудшением общего экономического положения страны и экономической отрасли. Каждая бюджетная форма позволяет не только оценить и спланировать предстоящие производственные расходы и поступления от реализации, но и способствует определению ресурсов,

управление которыми даст возможность снижения негативных последствий, вызванных нестабильностью в финансовой сфере.

Литература

1. Becker, Sebastian D. and Mahlendorf, Matthias D. and Schaffer, Utz and Thaten, Mario, Budgeting in Times of Economic Crisis (May 12, 2015). Contemporary Accounting Research, Forthcoming. URL: ssrn.com

2. Tonysheva L.L., Fedorova O.B., Chizhevskaya E.L. Organizational mechanism for regional service economy management. // Life Science Journal. 2014 12(12). pp. 597-599. URL: lifesciencesite.com/lsj/life1112/115_26859 life111214_597_599.pdf

3. Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство). // М.: ИНФРА-М, 2013. - 275 с.

4. Мазий В.В. Организация бюджетной системы на предприятии. // Науковедение. Электронный журнал. 2012. №4 (13). С.175 URL: naukovedenie.ru/PDF/35ergsu412.pdf

5. Мазий В.В., Чеканова К.О. Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса. // Инженерный вестник Дона, 2015, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n4y2015/33 3 8.

6. Крюкова О.Н. Перспективы реализации принципов бюджетирования издержек обращения. // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4 (ч. 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n4p2y2012/1445.

7. Зеленцов Л.Б., Акопян Н.Г., Трипута И.Г. Особенности системы бюджетирования и управления затратами в строительстве. // Научное обозрение, 2015. № 22. с. 347-350

8. Дмитриева Л.А. Особенности бюджетирования в строительстве. // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. №20 (20). С. 48-50.

9. Цапко К.А. Организация процесса бюджетирования проектов в проектно-изыскательских организациях. // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4 (29). С. 57.

10. Мазий В.В. Стратегический учет секьюритизации. // Научное обозрение. 2014. № 12-2. С. 617-619.

References

1. Becker, Sebastian D. and Mahlendorf, Matthias D. and Schaffer, Utz and Thaten, Mario, Budgeting in Times of Economic Crisis (May 12, 2015). Contemporary Accounting Research, Forthcoming. URL: ssrn.com

2. Tonysheva L.L., Fedorova O.B., Chizhevskaya E.L. Life Science Journal. 2014 12(12). pp. 597-599. URL: lifesciencesite.com/lsj/life1112/115_26859 life111214_597_599.pdf

3. Akimov V.V. Jekonomika otrasli (stroitel'stvo) [The Economics of the industry (construction)]. M.: INFRA-M, 2013. - 275 p.

4. Mazij V.V. Naukovedenie. Jelektronnyj zhurnal. 2012. №4 (13). P. 175 URL: naukovedenie.ru/PDF/35ergsu412.pdf

5. Mazij V.V., Chekanova K.O. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3338.

6. Krjukova O.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 4 (p. 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/ archive/n4p2y2012/1445

7. Zelencov L.B., Akopjan N.G., Triputa I.G. Nauchnoe obozrenie, 2015 № 22. pp. 347-350

8. Dmitrieva L.A. Innovacionnoe obrazovanie i jekonomika. 2015. V. 1. №20 (20). pp. 48-50.

9. Capko K.A. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2015. V. 7. № 4 (29). P. 57.

10. Mazij V.V. Nauchnoe obozrenie. 2014. № 12-2. pp. 617-619.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.