Повышение эффективности расходования бюджетных средств как объективная необходимость стабилизации региональной экономики
В.В. Мазий, А.А. Балычев Донской государственный технический университет
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности расходования средств бюджета на региональном уровне. Приводится оценка факторов, оказывающих негативное влияние на принцип рационализма при использовании бюджетных средств, определены пути их оптимизации.
Ключевые слова: бюджет, бюджетные средства, эффективность расходования бюджетных средств, закон о контрактной системе, дефицит бюджета.
Экономическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране, значительно увеличивает необходимость преобразований на государственном уровне. Эффективное расходование бюджетных средств -один из центральных вопросов финансовой политики государства, позволяющий обеспечить реализацию социальных функций государства при использовании рационального количества денежных средств [1, 2].
Законодательное определение рационального использования бюджетных средств выражено в виде принципа эффективности в статье 34 Бюджетного кодекса РФ и выражается в двух взаимодополняемых категориях [3]:
- категория «экономности» - участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках доведенных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;
- категория «результативности» - достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Указанные выше категории характерны для всех уровней бюджетной системы страны, но, как показывает практика, расходование бюджетных средств в значительной степени подлежит регулированию на региональном уровне [4]. Объясняется это, в первую очередь, тем, что зачастую реализация социально значимых проектов обеспечивается посредством финансирования на региональном уровне с целью увеличения степени контроля над эффективностью и результативностью использования средств бюджета.
Областным законом Ростовской области от 26.12.2016 № 8З6-ЗС «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета, в соответствии с которым, расходная часть бюджета Ростовской области в 2017 году составит 158 962 005,9 тыс. руб. Прогнозируемый объем расходования в 2018 и 2019 гг. существенно сократился и составит 142 834 949,8 и 143 363 552,9 тыс. руб. соответственно.
Согласно данным Министерства финансов Ростовской области в качестве приоритетных направлений расходования бюджетных средств в регионе выступают [5]:
- улучшение жилищных условий семей с тремя и более детьми и переселение граждан из аварийного жилья;
- льготное обеспечение жителей области лекарственными средствами и продуктами лечебного питания;
- содействие трудоустройству незанятых инвалидов на специально оборудованные места;
- повышение заработной платы работникам бюджетного сектора экономики;
- подготовка Ростовской области к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Анализ расходования бюджетных средств за период 2014-2016 гг. приведен в виде табл. 1 [5]:
Таблица № 1
Расходы бюджета Ростовской области по направлениям деятельности за
период 2014-2016 гг., млн. руб.
2014 2015 2016
Наименование год год год
(факт) (факт) (план)
Государственная поддержка отраслей экономики 6 792 7 837 6 655
Дорожное хозяйство (дорожный фонд) 10 547 13 881 16 073
Инвестиционные расходы (без дорожного
хозяйства) - строительство, реконструкция, капитальный ремонт, разработка проектной документации, приобретение основных средств 7 008 9 346 5 335
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан 21 939 24 072 21 353
Нецелевая финансовая помощь местным бюджетам 5 392 5 799 6 824
Обеспечение жильем отдельных категорий 6 987 6 167 3 786
граждан
Обслуживание государственного долга Ростовской области 1 274 2 652 3 584
Прочие расходы 21 797 16 986 25 729
Расчеты с системой обязательного медицинского страхования 12 947 16 038 16 320
Резервный фонд Правительства Ростовской области 0 0 2 865
Содержание аппарата управления областных
органов власти и органов местного самоуправления в части целевой финансовой помощи местным бюджетам 5 583 5 568 6 000
Финансовое обеспечение государственных
учреждений и муниципальных учреждений в части целевой финансовой помощи местным бюджетам 37 884 39 314 40 533
Целевые мероприятия и иные расходы 1 849 2 214 1 614
Ретроспективный анализ расходов бюджета Ростовской области, приведенный в виде табл. 1 подтверждает вывод о необходимости реструктуризации существующей системы расходования бюджетных средств в сложившейся экономической ситуации, что подтверждается снижением размера затрат на социально значимые цели и увеличением расходов на обслуживание государственного долга и помощь местным бюджетам.
Определенные в Бюджетном кодексе категории эффективности расходования бюджетных средств на практике выражаются в виде инструментов государственной политики, обеспечивающих оптимальный баланс экономности и результативности [6-8].
Одним из классических примеров инструментов государственной политики в области экономии расходования бюджетных средств является механизм государственных закупок, действие которого регламентируется законодательством о контрактной системе в сфере закупок во главе с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ), действие которого направлено, в том числе, на обеспечение экономии бюджетных средств.
Закон 44-ФЗ дает государственным заказчикам право формирования собственной потребности в товарах, работах, услугах с учетом принципа объективности [9]. При этом заказчикам необходимо формировать указанную потребность с учетом объема доведенных до них бюджетных средств.
Механизм экономии определяется просто: от начальной (максимальной) цены контракта следует отнять цену контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Такой способ, казалось бы, достаточно наглядно отражает
категорию «экономии» бюджетных средств, но проблемы возникают и в этом случае.
К примеру, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 году во всей России, в том числе, и в Ростовской области определены расходы на осуществление подготовки к указанному мероприятию, в частности, строительство аэропорта «Южный», стадиона «Ростов-Арена», реконструкции стадиона «Торпедо» и пр.
При проведении процедуры торгов и подготовке к указанному мероприятию контрольным органом в сфере закупок по Ростовской области за период с 2015 г. выявлены нарушения по 26 закупкам, осуществляемыми государственными и муниципальными заказчиками с целью определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для реализации государственных и муниципальных нужд при подготовке области к Чемпионату мира по футболу 2018 года[10]. Суммарное значение начальной (максимальной) цены аннулированных закупок составило 99 948 тыс. руб.; закупок, по которым выданы предписания о внесении изменений в документацию и (или) извещение - 2 358 304 тыс. руб.
Указанная выше статистика позволяет сделать вывод, что проблема эффективности и целесообразности расходования средств бюджета заложена внутри механизма бюджетной системы, и, как следствие, должна регулироваться не только внешними, но и внутренними воздействиями, поскольку нарушения, выявленные контрольным органом в сфере закупок, непосредственно связаны с показателем результативности расходования бюджетных средств.
Вместе с тем, механизм государственных закупок позволяет повысить прозрачность действий при проведении государственными заказчиками процедуры торгов, предотвратить сговор между потенциальными
участниками отношений, что отражает качество «результативности» расходования бюджетных средств.
Таким образом, механизм государственных закупок позволяет обеспечить эффективное расходование бюджетных средств в условиях финансовой нестабильности, обеспечивая наибольшую прозрачность проведения процедуры торгов. Вместе с тем, в данной отрасли имеется ряд проблем, решение которых на региональном уровне позволит обеспечить снижение бюджетных расходов и максимизацию положительного эффекта от их использования.
Литература
1. Becker, Sebastian D. and Mahlendorf, Matthias D. and Schaffer, Utzand Thaten, Mario, Budgeting in Times of Economic Crisis (May 12, 2015). Contemporary Accounting Research, Forthcoming. URL: ssrn.com.
2. Пауль А.Г. Соотношение предметов бюджетно-правового регулирования и правового регулирования государственных и муниципальных бюджетных расходов // Финансовое право. 2016. № 8. С. 3136.
3. Анциферов С.А., Андреев С.А., Шидловская Т.Ю. Критерии оценки эффективности бюджетных средств. // Финансовое право. 2016. № 3. С. 2227.
4. Новоселова Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе. // Инженерный вестник Дона. 2011. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/366.
5. Министерство финансов Ростовской области. URL: minfin.donland.ru.
6. Ахмадов М.-Э.И., Новоселова Н.Н. Обеспечение воспроизводственного развития региональной экономики с учетом системы
факторов финансового, инвестиционного, потребительского и институционального характера. // Инженерный вестник Дона. 2012. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/678.
7. Бойко Н.Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств. // Финансовое право. 2014. № 1. С. 4-7.
8. Afanasiev M.P., Shash N.N. The introduction of program budgeting in Russia: 20 years of experience with Russian Budgetary reforms. // Public Administration Issues. 2014. pp. 112-129.
9. Беляева О.А. Тенденции развития законодательства российской федерации о регламентированных закупках // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 18-27.
10. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: zakupki.gov.ru
References
1. Becker, Sebastian D. and Mahlendorf, Matthias D. and Schaffer, Utzand Thaten, Mario, Budgeting in Times of Economic Crisis (May 12, 2015). Contemporary Accounting Research, Forthcoming. URL: ssrn.com.
2. Paul' A.G. Finansovoe pravo. 2016. № 8. pp. 31-36.
3. Anciferov S.A., Andreev S.A. Finansovoe pravo. 2016. № 3. pp. 22-27.
4. Novoselova N.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2011. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 1y2011/366.
5. Ministerstvo finansov Rostovskoj oblasti [The Ministry of Finance of Rostov region] URL: minfin.donland.ru.
6. Ahmadov M.-Je.I., Novoselova N.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/678.
7. Bojko N.N. Finansovoe pravo. 2014. № 1. pp. 4-7.
8. Afanasiev M.P., Shash N.N. The introduction of program budgeting in Russia: 20 years of experience with russian Budgetary reforms. Public Administration Issues. 2014. pp. 112-129.
9. Beljaeva O.A. Zhurnal rossijskogo prava. 2016. № 9. pp. 18-27.
10. Oficial'nyj sajt Edinoj informacionnoj sistemy v sfere zakupok. [Official website of the Unified information system in procurement] URL: zakupki.gov.ru.