Научная статья на тему 'Особенности бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования в годы революции и Гражданской войны в Сибири'

Особенности бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования в годы революции и Гражданской войны в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1584
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / НАЦИОНАЛИЗМ / БУРЯТИЯ / БУРЯТЫ / БУРНАЦКОМ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ / РЕВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / BURNATSCOM (BURYAT NATIONAL COMMITTEE) / NATIONAL QUESTION / NATIONALISM / BURYATIA / BURYATS / INTERETHNIC CONFLICTS / STRUGGLE FOR LAND / REVOLUTION / CIVIL WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович

Исследуются особенности бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования, их значение для развития бурят-монгольского национализма. Автор приходит к выводу о том, что одной из главных причин легитимности деятельности националистов по созданию национально-территориальной автономии бурятского народа стала защита ими земельных интересов бурятов в конфликтах с русскими крестьянами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Interethnic Conflicts between Russians and Buryats Caused by Land Use during Revolution and Civil War

The article dwells upon a problem of interethnic conflicts between Russians and Buryats caused by land use and their significance for the development of Mongolian and Buryat nationalism. The author comes to the conclusion that one of the main reasons of legitimacy of nationalists' activities aimed at the creation of national territorial authonomy was a protection of burayts' land interests in conflicts with Russian peasants.

Текст научной работы на тему «Особенности бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования в годы революции и Гражданской войны в Сибири»

ББК 63.3(2)62

А.В. Сушко

Особенности бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования в годы революции и Гражданской войны в Сибири

Ключевые слова: национальный вопрос, национализм, Бурятия, буряты, Бурнацком, межэтнические конфликты, борьба за землю, революция, Гражданская война.

Key words: national question, nationalism, Buryatia, Buryats, BurNatsCom (Buryat National Committee), interethnic conflicts, struggle for land, revolution, Civil war.

Земельный вопрос стал одной из главных причин революции и Гражданской войны в России. Для большинства бурят-монголов (в то время так назывались современные буряты) бывшей Российской империи революция вселила надежду на обеспечение сохранности занимаемого ими земельного фонда от захватов русскими крестьянами и по возможности на возвращение части земель, уже занятых русскими в период Столыпинской земельной реформы.

Исследователи традиционно обращают внимание на деятельность бурятской интеллигенции по созданию национальной автономии и неоправданно мало внимания уделяют их деятельности по защите земельных интересов бурят. В работах историков до сих пор практически не показана взаимозависимость этих двух главных аспектов деятельности бурятских националистов в годы революции и Гражданской войны. Цель данной работы - исследовать особенности и значение бурято-русских межэтнических конфликтов на почве землепользования оказавших влияние на развития бурят-монгольского национализма.

Националистически ориентированная бурят-монгольская интеллигенция, с восторгом встретившая падение самодержавия, от новой общероссийской власти рассчитывала добиться участия в управлении своим народом путем создания автономных органов национального самоуправления. На многочисленных съездах, проходивших в течение 1917 г., националисты, зная о том, что защита земельных интересов является главной потребностью своего народа, параллельно с требованиями о признании органов самоуправления бурят выдвигали требования по урегулированию земельного вопроса. Единое националистическое движение забайкальских и иркутских бурят-монголов организационно оформилось на общенациональном съезде, проходившем с 23 по 25 апреля 1917 г. в Чите под председательством

Э.-Д. Ринчино. По докладу М.Н. Богданова съезд утвердил проект бурят-монгольской национальной автономии, основной территориальной единицей которого являлась обособленная земельная единица

(сомон). Сомоны объединяясь с соседними землями, назывались хошуны, а хошуны, в свою очередь, образовывали аймак. По земельному вопросу съезд высказался «за необходимость возвращения всех земель, находившихся в фактическом пользовании бурят до землеустройства» [1].

Земельный вопрос стал одним из основных вопросов в деятельности Бурятского национального комитета (Бурнацкома). Уже 12 июня 1917 г. Иркутский отдел Бурнацкома отмечал трения на местах между бурятским и русским населением [2, с. 32]. Примерно в это же время Бурнацком отправил в адрес Комитета общественной безопасности в Чите и губернского комиссара телеграмму: «Всюду наблюдается, что, чем уступчивее буряты и тунгусы, тем назойливее, непримиримее и неприемлемее становятся требования крестьян. В обострении русско-бурятских взаимоотношений сыграли роль дезертиры - солдаты, вернувшиеся с фронта из местных гарнизонов. Они большей частью являются подстрекателями и вожаками захватов и громогласно заявляют, что когда с фронта вернутся остальные местные солдаты, то они совсем покончат с бурятами» [2, с. 31].

Русские крестьяне, нуждаюшиеся в земле, восприняли революцию 1917 г. как вседозволенность. Прежние моральные и юридические поведенческие ограничения утратили для них свою силу. В этом заключалось их понимание наступившей «воли». Для крестьян было характерно пренебрежительное отношение к инородцам - бурятам, землями которых они дополнительно захотели захватить. Сразу же после революции начались грабежи русскими бурятского населения и незаконный отъем ими у инородцев земель. Следует отметить особенность русско-бурятских земельных конфликтов сохранявшуюся на всем протяжении революции и Гражданской войны в Бурятии. Вина за русско-бурятские земельные конфликты в основном лежала на русских крестьянах. И в этом русско-бурятские земельные конфликты отличались от русско-киргизских (казахских) или русско-алтайских земельных конфликтов, где часто агрессивные действия были обоюдными.

Победа Октябрьской революции серьезно обострила бурято-русские земельные противоречия из-за возвращения с фронта распропагандированной большевиками, потерявшей всякие представления о морали и законности солдатской массы. Фронтовики разогнали земские органы власти, оставшиеся от

история

Временного правительства, и быстро стали играть ведущие роли в местных Советах. Первый период существования советской власти в Восточной Сибири станет наиболее тяжелым для бурятской массы во взаимоотношениями с крестьянами. Как писал бурятский историк Б.Б. Батуев, «.. .В условиях Бурятии национально-освободительное движение проходило в сложной обстановке. 23 января 1918 г. Верхнеудин-ский совет взял власть в Верхнеудинском районе, а проходивший 6 марта 1918 г. Съезд Советов, в работе которого участвовали представители 30 из 44 волостей и городов Верхнеудинского и бывшего Селенгинского уездов с русским населением, признал себя «съездом русского населения Верхнеудинского района» [3, с. 126]. Русское население, обособившись от бурят, приступило к планомерному отъему у них земель под советским флагом. Называя себя большевиками, часто не имея с ними ничего общего, фронтовики начали проводить не просто отдельные хаотичные грабежи бурят, а целенаправленное выживание с их собственных земель.

После того как советская власть стала властью общероссийской и общесибирской, у националистов не было альтернативы сотрудничеству с большевиками. Абсолютно прав Б.Б. Батуев, писавший: «Большевики Забайкалья, являвшиеся руководителями Советов, до этого в течение длительного периода находились в объединенной социал-демократической организации вместе с меньшевиками и не имели достаточно твердой и последовательной позиции по национальному вопросу» [3, с. 137]. Являясь реалистами в политике, бурятские националисты добились от советской власти наиболее приемлемой для себя формы сотрудничества: их органы были признаны большевиками как советские при фактическом невмешательстве со стороны большевиков во внутренние дела бурятского самоуправления. Такая форма сотрудничества давала бурятским националистам права на законных основаниях защищать земельные и имущественные интересы простых бурят.

Первыми от советской власти добились признания иркутские буряты. 25 апреля 1918 г. начался их очередной съезд. Подавляющее большинство участников съезда в первую очередь было ориентировано на национализм. Съезд объявил Бурнацком верховным органов союза бурятских аймаков и поручил ему отработать форму делового сотрудничества с местной советской властью на условиях взаимного признания. Съезд принял решение о формировании вооруженных бурятских национальных отрядов «Улан-Сагда» (Красные отряды), которые В.А. Демидов охарактеризовал как «полицейские карательные отряды» [4, с. 141]. С этой характеристикой мы не можем согласиться. Решение о формировании этих отрядов было продиктовано массовыми земельными захватами и грабежами со стороны русского населения, часто

санкционированными местными Советами. Националисты, не сумев опереться на бурятские формирования атамана Г.М. Семенова и бурят-казаков фронтовиков, приняли решение о формировании отрядов «Улан-Сагда» для защиты земельных и имущественных интересов бурят и органов аймачного управления. Следует отметить, что курс на формирование национальных бурятских военных отрядов был общим для иркутских и забайкальских бурят. Он отразился и в решениях Центрального национального комитета. На заседании 29 мая 1918 г. Бурнацком объявил частичную мобилизацию бурят Агинского, Баргузин-ского, Селенгинского и Хоринского аймаков в отряды «Улан-Сагда», возложив верховное командование на Э.-Д. Ринчино. Это решение мотивировалось тем, что «на территории бурят-монголов по всем многочисленным заявлениям и жалобам, поступающим почти ежедневно из аймаков, все время усиливаются разбойные нападения, грабежи и насилия злонамеренных шаек, выдающих себя с провокационными целями за большевиков» [5, л. 37]. Члены Центрбурнацкома, еще не прочувствовавшие близкое падение советской власти, постарались завуалировать свое стремление получить собственную вооруженную силу интересами советского строительства, указав, что «областной Советской власти необходимо в срочном порядке принимать меры к обеспечению спокойствия и революционного порядка в тылу действующей армии

- по всей области - в частности же, Центрнацкому в пределах своих аймаков при содействии местной областной Советской власти» [5, л. 37]. «Улан-Сагда»

- не полицейские карательные образования, а отряды самообороны. Их создание было продиктовано революционным хаосом и начинавшейся Гражданской войной. Бурятским националистам в таких условиях требовалась вооруженная сила для защиты бурятских земель и органов аймачного самоуправления.

Буряты закономерно обвиняли русское население в большевизме. Хотя в действительности в большинстве случаев это был не большевизм как политика партии, санкционированная ее руководством, а бытовая межэтническая неприязнь, граничившая с бандитизмом. Например, Агинская бурятская аймачная дума докладывала в Бурнацком, что «жители села Дулдурги отбирают самочинно у бурят Табтанайского сомона скот, который массово угоняют в свои деревни, причем выяснено, что они заявляют себя большевиками, но никаких документов о себе, а равно о праве на реквизицию не представляли. Этот сомон поголовно бежал в ближайшие более или менее благополучные места» [6, л. 37]. Там, где под советским флагом русские крестьяне грабили бурят, антибольшевистский настрой бурят был закономерен. Подконтрольная атаману Г.М. Семенову газета «Русский Восток» писала, что «в период борьбы атамана Семенова с большевистскими шайками буряты неизменно помогали

“семеновцам”, и забайкальские комиссары только разводили руками, созерцая бурятскую неподатливость Советской власти». Газета отмечала заслуги бурят в деле воссоздания русской государственности и призывала «отнестись с полным доверием к бурятской народности» [7].

Падение советской власти в Восточной Сибири принесло дополнительную трудность в деятельность бурятских националистов. Бурято-русские земельные конфликты, оставаясь прежними по содержанию, приобрели новую политическую окраску. Русское крестьянство, настроенное большей частью анархически, прикрывавшееся ранее советскими лозунгами для грабежа бурят, в новых политических условиях продолжало насилия над бурятским населением под лозунгами борьбы с большевизмом. В этом отношении признание большевиками аймаков советскими органами давало основание для подобных обвинений. По словам Э.-Д. Ринчино, «приспособившиеся до этого к большевикам консервативные, а то и просто черносотенные крестьяне-староверы (так называемые семейские) прогоняли бурят с их земель, жестоко разоряли их, устраивали форменные погромы, истребляли бурят даже физически. Теперь после ухода большевиков семейские продолжали свои выступления против бурят, проделывая это под флагом уже белых» [8, с. 226].

Для того чтобы оценить последствие грабежей бурятского населения для простого человека и роль Народной Думы как последней инстанции в жизни бурят, приведем выдержку из Прошения в Читинскую народную думу гражданина Верхне-Тургинского со-мона Цугольского хошуна Доржи Шадапова: «В мае 1918 г. большевистская волна докатилась и до нашего улуса, пострадал и я - похищено у меня этими разбойничьими шайками 18 голов рогатого скота, из них 4 головы с телятами и много домашнего имущества, а главное юрта, остались лишь у меня одна корова с теленком. В данное время я остался без всяких средств в жизни, ибо работать на стороне как старику не под силу, семья тоже негодная, при такой дороговизне жизнь стала невозможная, теперь, не зная, как выйти из такого критического положения, ввиду таких обстоятельств, я решил обратиться с покорнейшей просьбой в Думу об отпуске какого либо денежного пособия для поддержания приведенного в негодность моего хозяйства. О последующем льщу себя надеждой, что честное правительство наше откликнется на мой голос и не заставит умереть, может быть с голода» [9, л. 175].

Из аймаков постоянно поступали сообщения о продолжавшихся захватах бурятских земель. Так, Хоринская дума 18 апреля 1919 г. телеграфировала управляющему областью и Бурнацдуме: «В минувшее лето во времена Советской власти крестьяне новообразованного селения, самовольно поселив-

шиеся на земли бурят Среднекиженгинского сомона Хальбинского хошуна, теперь прибывают вновь, увеличивают постройки и захват. Просим распоряжения о выдворении крестьян-захватчиков из коренных бурятских земель. Восстановить порядок необходима вооруженная сила, ибо крестьяне анархически настроены» [10, л. 20]. Противостояние бурят и крестьян обострилось до предела. Буряты повсеместно требовали вооруженной поддержки со стороны власти и готовились сами с оружием в руках решать земельный вопрос. Как правило, для того, чтобы получить поддержку от белогвардейцев, они, со своей стороны, обвиняли местных крестьян в большевизме. Так, 29 марта 1919 г. из Агинского аймака сообщали в Народную думу о банде большевиков, продолжавшей грабить и убивать бурят, и просили ходатайствовать перед правительственными учреждениями об отмене распоряжения об изъятии у бурят имеющегося оружия [9, л. 7]. Несмотря на то, что начальник Первого военного района Забайкальской области в ответ на соответствующее ходатайство Народной думы «полагал бы оставить бурятам оружие под ответственность сельских властей», генерал-майор Бакшеев принял решение, что распоряжение управляющего областью отмене не подлежит еще потому, что буряты, имея оружие, намерены впоследствии при помощи его разрешить земельный вопрос, а в настоящее время уклоняются от призыва» [9, л. 4, 5].

С поражением армий А.В. Колчака и Г.М. Семенова в Забайкалье земельный вопрос продолжал питать бурято-русский межэтнический антагонизм. От успешного разрешения земельного конфликта зависели поддержка бурятской массой деятельности националистов и органов государственной власти в целом. Э.-Д. Ринчино в докладе «Инородческий вопрос в Сибири» указывал, что в Забайкалье по-прежнему грабежи, налеты и погромы со стороны крестьянского населения на бурят-монголов: «недавно в Батанай-Харганском хошуне (волости) был разгромлен целый улус и причем все население улуса до малых детей включительно, было зверски перебито; в соседнем Гочитском хошуне крестьянский отряд разгромил Хошунный ревком и произвел избиение и насилие над окрестным населением» [11, с. 82]. Он просил центральную и сибирскую власти энергично вмешаться в крестьянско-инородческие отношения, требуя «изъятия из компетенции местных учреждений и органов (губернских и областных) вопросов и дел, касающихся инородческих земель в смысле их полного отчуждения и национального самоопределения инородческих народов Сибири и взятия всех этих дел в ведение центральной власти, обнародовав сие особым актом» [11, с. 87]. Ринчино указывал на антисоветские выступления сибирских крестьян, что это есть «определенно массовое явление, имеющее

история

своим основанием недостаток революционного самосознания и патриотизма крестьянских масс и в узком их политико-государственном мировоззрении. Следовательно, эти мероприятия (указанные выше.

- А.С.) дадут правительству широкую и вполне честную массовую базу в лице сибирских инородческих народностей, которые, объединившись с сибирским пролетариатом, советской интеллигенцией и лучшими элементами крестьян, могут дать сильную опорную базу Советской власти» [11, с. 84].

В Иркутской губернии органами советской власти порядок в бурято-русских земельных отношениях был наведен достаточно быстро. Грабежи, чинимые подразделениями красноармейцев, который власти при помощи репрессивных мер по отношению к грабителям также постепенно ликвидировали. В Дальневосточной республике (ДВР) же земельный вопрос еще долго определял бурято-русский межэтнический антагонизм. Как сообщала газета «Советская Сибирь», «недоразумения происходили, главным образом, с переселенческим населением. В ДВР антагонизм между бурятами и старожилами доходил до того, что организованные старожилы сделали набег и истребили целый бурятский улус» [12].

В Забайкалье особенно тяжелым было положение Чикойского хошуна Селенгинского аймака. В этой местности остро стоял земельный вопрос, поэтому русские крестьяне вели себя в отношении бурят особенно агрессивно. Аймак оказался в Советской России, а его сородичи из Чикойского хошуна - в пределах территории ДВР - в Хоринском аймаке. На втором съезде трудового бурятского населения Селенгинского аймака, проходившем с 13 по 21 июля 1920 г., вопрос о Чикойском хошуне и бурято-русских земельных конфликтах был одним из главных. В работе съезда приняли участие сородичи из Чикойского хошуна. В начале своей работы съезд заслушал доклад представителя хошуна, который, «обрисовывая положение хошуна со дня революции, указывает на расстрел 69 мирных граждан Ацинского сомона отрядом Попова без суда и следствия, на грабежи, проводимые соседним крестьянским населением, и, что население хошуна опасаясь в будущем такого положения, эмигрирует в Монголию» [13, л. 12]. Еще 4 мая 1920 г. Селенгинский аймачный ревком направил в Иркутск в адрес губревкома и на имя Ринчино телеграммы с информацией о погромах в Чикойском хошуне, с просьбой «ввиду дезорганизации Чикойского хошу-на насилиями и оторванности руководящего центра, настоятельно просим присоединения его к Селенгин-скому аймаку» [11, с. 83]. Просьба в Иркутске не была услышана. Поэтому съезд бурят Селенгинского аймака принял решение послать телеграмму правительству Дальневосточной республики: «По достоверным сведениям, крестьяне-старообрядцы селения Окино, Ключи и других соседних селений Троецеславского

уезда начали восстания и до сего времени производят грабежи мирного бурято-монгольского населения Чи-койского хошуна. Причем убийства и грабежи носят систематический характер, имеют цель - захват земель хошуна. Захваты эти ныне производятся усиленным темпом. Хошунное население в панике скрывается в пределах Монголии и соседних районах. Съезд Советов самым решительным образом протестует против разбойно-предательских выступлений крестьян, настойчиво просит правительство Дальреспублики на назначение срочного следствия и посылки регулярной воинской части для охраны населения и возвращения награбленного и захваченного» [13, л. 18]. Отъем земли у бурят и грабежи на территории ДВР вызывали сочувствие у бурят, живших в Советской России, и провоцировали усиления чувства национального единства всех бурят.

Признание органов бурятского национального самоуправления коммунистами способствовало прекращению Гражданской войны и наведению порядка на территории бурятских аймаков. Окончание Гражданской войны на Дальнем Востоке, увенчавшееся ликвидацией буферного государства ДВР, привело к созданию национально-территориальной автономий всех бурят-монголов в Советской России - Бурреспу-блики, что явилось важнейшим условием прекращения бурято-русских земельных конфликтов. Органы национального самоуправления бурят, ставшие органами государственной власти, наводили порядок в землепользовании и постепенно ликвидировали бурято-русские земельные конфликты.

Таким образом, земельные противоречия между русским и бурятским населением стали важным фактором развития бурят-монгольского национализма в годы революции и Гражданской войны. Во-первых, под их влиянием произошла организация самой схемы автономии бурят - «сомон-хошун-аймак - Временный бурятский национальный комитет». Бурятские аймаки и хошуны не имели сплошной территории, были перемешаны с русскими волостями и уездами, находясь друг от друга на расстоянии десятков и сотен километров. Создание подобной универсальной схемы консолидировало бурят с учетом земельного фактора. Националисты имели возможность сохранять универсальные аймачные структуры применительно к конкретным социально-политическим условиям, впоследствии переименовывая их то в советы, то в земские учреждения, то снова в советы. Во-вторых, земельные русско-бурятские противоречия обеспечили поддержку бурятским населением Бурнацкома и органов местного национального самоуправления. Массовая поддержка бурятским населением националистов обеспечивалась защитой ими интересов бурят в области землепользования и способствовала формированию бурятской нации в границах Бурреспублики.

Библиографический список

1. Сибирь. - 1917. - 14 апр.

2. Национальное движение в Бурятии в 1917-1919 гг. : документы и материалы / сост. и науч. ред. Б.Б. Батуев. -Улан Удэ, 1994.

3. Батуев Б.Б. Борьба за власть Советов в Бурятии / Б.Б. Батуев. - Улан Удэ, 1977.

4. Демидов В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1922 гг. / В.А. Демидов. - 2-е изд., доп. -Новосибирск, 1983.

5. Национальный архив Республики Бурятии (НАРБ). -Ф. Р-483. - Оп. 1. - Д. 18.

6. НАРБ. - Ф. Р-483. - Оп. 1. - Д. 43.

7. Русский Восток. - 1918. - 26 окт.

8. Э.-Д. Ринчино о Монголии. Избранные труды. - Улан-Удэ, 1998.

9. НАРБ. - Ф. Р-305. - Оп. 1. - Д. 39.

10. НАРБ. - Ф. Р-305. - Оп. 1. - Д. 25.

11. Э.-Д. Ринчино. Документы, статьи, письма. - Улан-Удэ, 1994.

12. Советская Сибирь. - 1921. - 10 апр.

13. Государственный архив Иркутской области. -Ф. Р-42. - Оп. 1. - Д. 358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.