Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного и автомобильного парков в сельскохозяйственных организациях'

Особенности бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного и автомобильного парков в сельскохозяйственных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / МАШИННОТРАКТОРНЫЙ ПАРК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / COSTS / ACCOUNTING / ROAD TRANSPORT / MACHINE AND TRACTOR FLEET / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газизьянова Юлия Юнусовна, Лазарева Татьяна Георгиевна

Для того, чтобы машинотракторный и автомобильный парки своевременно и в полном объеме оказывали услуги основным производственным подразделениям, необходимо обеспечить предприятия сельскохозяйственной техникой. В статье проанализировано наличие и состояние сельскохозяйственных машин, оборудования, транспортных средств на сельскохозяйственных предприятиях России. По результатам исследования автором сделан вывод, что количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники уменьшается. Сокращение количества сельскохозяйственной техники с одновременным ростом посевных площадей сельскохозяйственных культур приводит к снижению уровня энергообеспеченности предприятий. Также в работе отмечено, что изношенность машин и оборудования сельхозтоваропроизводителей высока и продолжает расти. Также в работе изучено современное состояние организации бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного и машинно-тракторного парков в аграрных организациях. Автором выявлено, что бухгалтерскими службами в практической деятельности соблюдаются не все нормы российского законодательства. Большинство сельхозтоваропроизводителей области применяют систему первичного учета, построенную на устаревших методологических, информационных и технологических принципах. Внутренние нормативные акты, которые необходимы для организации бухгалтерского учета, либо вовсе не оформлены, либо не отражают в полном объеме организационно-технических и методических аспектов ведения бухгалтерского учета. Автором отмечается низкий уровень использования технических средств автоматизации учета, применение типовых бухгалтерских программ, в которых не учтена специфика работы автомобильного транспорта и машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях. По результатам исследования в статье предложены направления совершенствования документального обеспечения управления автотранспортным парком сельскохозяйственных предприятий. Предложены альтернативные формы первичных документов и учетных регистров. Использование рекомендованных документов позволит оценивать эффективность подразделений и заблаговременно применять меры по оптимизации индивидуального использования автомобильной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газизьянова Юлия Юнусовна, Лазарева Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of accounting of cost of maintenance and operation of engine and tractor and automobile parks in agricultural organizations

In order for the machine-tractor and car parks to render services to the main production units in a timely and full manner, the provision of the enterprise with agricultural machinery is important. The article analyzes the availability and condition of agricultural machinery, equipment, vehicles at agricultural enterprises of Russia. According to the study, the author concluded that the number of tractors, combines and other agricultural equipment is reduced. A reduction in the number of agricultural equipment with a simultaneous increase in the acreage of agricultural crops leads to a decrease in the level of energy supply of enterprises. Also in the work it is noted that wearout of the machinery and equipment of agricultural producers is high and continues to grow. The paper studies the current state of the organization of accounting for the costs of maintaining and operating automobile and machine-tractor parks in agrarian organizations. The authors found that accounting services in practice do not comply with all the norms of Russian legislation. Most agricultural producers in the Samara region use a primary accounting system built on outdated methodological, informational and technological principles. Internal regulations that are necessary for the organization of accounting, or not drawn up at all, or do not reflect in full organizational, technical and methodological aspects of accounting. The authors noted a low level of use of technical means of automation of accounting, the use of standard accounting programs that do not take into account the specifics of the work of road transport and the tractor fleet in agricultural organizations. According to the results of the study, the article proposed directions for improving the documentary support for managing the fleet of agricultural enterprises. Alternative forms of primary documents and accounting registers are proposed. The use of recommended documents will allow to evaluate the performance of the units and to apply in advance measures to optimize the individual use of automotive technology.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного и автомобильного парков в сельскохозяйственных организациях»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/89ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Газизьянова Ю.Ю., Лазарева Т.Г. Особенности бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного и автомобильного парков в сельскохозяйственных организациях // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/89ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gazizyanova Yu.Yu., Lazareva T.G. (2019). Features of accounting of cost of maintenance and operation of engine and tractor and automobile parks in agricultural organizations. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/89ECVN219.pdf (in Russian)

УДК 657 ГРНТИ 06.35.31

Газизьянова Юлия Юнусовна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», Кинель, Россия

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук E-mail: Gyuliya2014.g@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/autho r_pro file.asp?id=530923 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57202997613

Лазарева Татьяна Георгиевна

ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», Кинель, Россия

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика» Кандидат экономических наук E-mail: kdatgf@rambler.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=770672

Особенности бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного и автомобильного парков в сельскохозяйственных организациях

Аннотация. Для того, чтобы машинотракторный и автомобильный парки своевременно и в полном объеме оказывали услуги основным производственным подразделениям, необходимо обеспечить предприятия сельскохозяйственной техникой. В статье проанализировано наличие и состояние сельскохозяйственных машин, оборудования, транспортных средств на сельскохозяйственных предприятиях России. По результатам исследования автором сделан вывод, что количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники уменьшается. Сокращение количества сельскохозяйственной техники с одновременным ростом посевных площадей сельскохозяйственных культур приводит к снижению уровня энергообеспеченности предприятий. Также в работе отмечено, что изношенность машин и оборудования сельхозтоваропроизводителей высока и продолжает расти.

Также в работе изучено современное состояние организации бухгалтерского учета затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного и машинно-тракторного парков в аграрных организациях. Автором выявлено, что бухгалтерскими службами в практической

деятельности соблюдаются не все нормы российского законодательства. Большинство сельхозтоваропроизводителей области применяют систему первичного учета, построенную на устаревших методологических, информационных и технологических принципах. Внутренние нормативные акты, которые необходимы для организации бухгалтерского учета, либо вовсе не оформлены, либо не отражают в полном объеме организационно-технических и методических аспектов ведения бухгалтерского учета. Автором отмечается низкий уровень использования технических средств автоматизации учета, применение типовых бухгалтерских программ, в которых не учтена специфика работы автомобильного транспорта и машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях.

По результатам исследования в статье предложены направления совершенствования документального обеспечения управления автотранспортным парком сельскохозяйственных предприятий. Предложены альтернативные формы первичных документов и учетных регистров. Использование рекомендованных документов позволит оценивать эффективность подразделений и заблаговременно применять меры по оптимизации индивидуального использования автомобильной техники.

Ключевые слова: затраты; бухгалтерский учет; автомобильный транспорт; машинно-тракторный парк; сельское хозяйство

Современные сельскохозяйственные организации независимо от организационно-правовых форм хозяйствования представляют собой сложную совокупность взаимосвязанных технологических звеньев, производственных и административных участков и подразделений. С учетом природных и экономических условий, тенденций развития рыночных отношений каждый из субъектов хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей должен обеспечивать выход максимального количества продукции с наименьшими затратами средств производства и труда на единицу продукции, что является непременным условием повышения его конкурентоспособности, выживания и дальнейшего развития [1].

Машинно-тракторный парк и автомобильный транспорт сельскохозяйственных организаций занимают важное место в производственном процессе, оказывая услуги основному подразделению, опосредованно участвуют в формировании прибыли. Специфические особенности данных подразделений проявляются в том, что это не только связующее звено между производством и потреблением, но и самостоятельная часть транспортно-технологического процесса. Затраты на транспортные работы по обслуживанию основных видов производств занимают значительную долю в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции. Эффективная работа этих производственных подразделений является залогом успешного функционирования сельскохозяйственного предприятия [2].

Для обеспечения главных специалистов, осуществляющих организацию и контроль производственных процессов, релевантной информацией необходимо создать надежную систему сбора, регистрации и обработки данных. Становление и развитие рыночных отношений, действие различных форм собственности и видов хозяйствования, а также экономических методов управления организациями и их структурными производственными единицами в сельском хозяйстве, предполагают разумные и научно-обоснованные преобразования системы бухгалтерского учета издержек. В связи с чем вопросы бухгалтерского учета затрат автомобильного и машинно-тракторного парков в сельскохозяйственных организациях являются актуальными [3].

Введение

Цель исследования - изучить современное состояние бухгалтерского учета затрат автомобильного парка в сельскохозяйственных организациях и предложить направления совершенствования информационного обеспечения управления транспортом.

Материал и методы исследования. Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических вопросов организации бухгалтерского учета затрат автомобильного парка в сельскохозяйственных организациях. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие экономической теории, теории и практики бухгалтерского учета.

Результаты исследования и их обсуждение. Важным фактором эффективной организации учета и контроля в данной сфере деятельности имеет материально-техническая база и производственная структура автомобильного и машинно-тракторного парка. Проанализировав наличие и состояние активной части основных средств в сельскохозяйственных организациях (табл. 1), можно отметить, что стоимость, имеющихся в собственности хозяйств машин и оборудования, за период с 2013-2017 гг. возросла более чем в 1,5 раза.

При этом их доля в структуре основных фондов в течение исследуемого периода варьировала от 39,5-41 %. Изношенность машин и оборудования сельхозтоваропроизводителей высока и продолжает расти, за рассматриваемый период степень износа возросла с 48,5 до 54,1 %. Также вырос удельный вес полностью изношенных машин и оборудования с 10,3 % до 15,7 %, данное изменение следует трактовать как негативное, так как может снизить эффективность использования техники.

Таблица 1

Наличие и состояние машин, оборудования и транспортных средств в сельскохозяйственных организациях РФ на конец года за 2013-2017 гг. (по данным Федеральной службы государственной статистики)1

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Машины и оборудование

Полная учетная стоимость, млн руб. 1505452 1579250 1692626 1903395 2299258

Доля в структуре основных фондов, % 41 40,4 39,5 40 39,7

Степень износа, % 48,5 50,6 53,2 53,3 54,1

Удельный вес полностью изношенных основных фондов, % 10,3 11,4 12,8 14,4 15,7

Транспортные средства

Полная учетная стоимость, млн руб. 246013 254087 265678 285509 509659

Доля в структуре основных фондов, % 6,7 6,5 6,2 6 8,8

Степень износа, % 51 52,8 55,4 55,9 55,4

Удельный вес полностью изношенных основных фондов, % 12,3 12,4 13,9 14,4 12,4

Доля транспортных средств в структуре основных фондов сельскохозяйственных организаций значительно ниже доли машин и оборудования. В течение анализируемых 5 лет удельный вес транспортных средств изменялся от 6 % (в 2016 году) до 8,8 % (в 2017 году). Стоимость транспортных средств на конец 2017 года по сравнению с уровнем 2013 года возросла более чем в 2 раза. Следует отметить, что наблюдается негативная тенденция роста изношенных транспортных средств с 51 % до 55,4 %.

1 Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. - Р76 М., 2018 - 694 с. Страница 3 из 16

В таблице 2 представлены данные о наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации. Если по данным таблицы 1, показатели которой выражены в национальной валюте, можно говорить о росте обеспеченности предприятий машинами и транспортными средствами, то по данным таблицы 2, можно сделать противоположный вывод - количество тракторов, комбайнов и прочей сельскохозяйственной техники, используемой сельскохозяйственными предприятиями, снижается в динамике лет. Так, количество тракторов сократилось за пять лет на 16,4 %, комбайнов - на 15,2 %.

Таблица 2

Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации (на конец года), тыс. штук2 (по данным Федеральной службы государственной статистики)1

Вид сельскохозяйственной техники 2013 2014 2015 2016 2017 2017 в

год год год год год % к 2013

Тракторы (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) 259,7 247,3 233,6 223,4 216,8 83,5

Тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины 23,3 22,7 21,5 20,6 20,0 85,8

Всего тракторов (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) 283,0 270,0 255,1 244,0 236,7 83,6

Тракторные прицепы 103,9 99,2 94,0 89,5 86,7 83,4

Плуги 71,4 67,8 64,1 61,6 59,7 83,6

Бороны 786,8 732,6 680,2 631,8 583,3 74,1

Культиваторы - всего, 102,2 97,8 93,2 90,3 87,6 85,7

- в том числе комбинированные агрегаты 9,7 9,6 9,5 9,6 9,5 97,9

Машины для посева - всего, в том числе: 118,2 111,7 104,8 99,4 94,9 80,3

- посевные комплексы 10,6 11,0 11,1 11,6 12,0 113,2

- сеялки 107,5 100,7 93,6 87,8 82,8 77,0

Косилки 35,6 33,9 32,2 31,0 30,5 85,7

Грабли тракторные 16,7 16,0 15,1 14,4 14,1 84,4

Пресс-подборщики 22,7 21,9 20,9 20,4 19,9 87,7

Жатки валковые 22,3 21,2 19,7 19,0 19,1 85,7

Комбайны: 67,9 64,6 61,4 59,3 57,6 84,8

- зерноуборочные

- кукурузоуборочные 0,7 0,7 0,8 0,7 0,7 100,0

- кормоуборочные 16,1 15,2 14,0 13,3 12,7 78,9

- льноуборочные 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 60,0

- картофелеуборочные 2,6 2,4 2,3 2,2 2,1 80,8

Свеклоуборочные машины (без ботвоуборочных) 2,5 2,4 2,2 2,2 2,2 88,0

Дождевальные и поливные машины и установки 5,3 5,7 5,9 6,0 6,2 117,0

Разбрасыватели твердых минеральных удобрений 15,8 15,8 15,5 15,7 15,5 98,1

Машины для внесения в почву: - твердых органических удобрений 5,2 5,1 4,8 4,7 4,7 90,4

- жидких органических удобрений 3,6 3,7 3,6 3,6 3,7 102,8

Опрыскиватели и опыливатели тракторные 22,7 23,1 22,4 22,8 23,1 101,8

Протравливатели семян 7,5 7,6 7,6 7,6 7,7 102,7

При анализе технической оснащенности аграрных организаций необходимо учитывать, что в последние годы хозяйства приобретают более современную технику, с большей мощностью и производительностью. В связи с чем нельзя оценивать обеспеченность

2 Здесь и далее данные представлены по сельскохозяйственным организациям без учета микропредприятий.

предприятий сельхозтехникой ориентируясь только на физические показатели, необходимо рассмотреть наличие энергетических мощностей [4].

Данные о наличие энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях России приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наличие и структура энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации (на конец года) за 2013-2017 гг. (по данным Федеральной службы государственной статистики)1

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 в % к 2013

млн л.с. доля, % млн л.с. доля, % млн л.с. доля, % млн л.с. доля, % млн л.с. доля, %

Суммарная номинальная мощность двигателей тракторов 33,6 34,0 32,9 33,7 31,7 33,7 31,2 33,8 31 34,4 92,4

Суммарная номинальная мощность двигателей комбайнов и самоходных машин 18,5 18,7 18,2 18,6 17,8 18,9 18 19,5 18 20,0 97,3

Суммарная номинальная мощность двигателей автомобилей 28,9 29,2 27,9 28,6 27,2 28,9 26,7 28,9 26,3 29,2 90,7

Суммарная номинальная мощность прочих механических двигателей 1,2 1,2 1,2 1,2 1,1 1,2 1,1 1,2 1,1 1,2 94,2

Суммарная номинальная мощность электродвигателей и электроустановок 16,7 16,9 17,4 17,8 16,4 17,4 15,3 16,6 13,8 15,3 82,7

Рабочий скот в пересчете на механическую силу 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 69,3

Всего энергетических мощностей 98,9 100,0 97,6 100,0 94,2 100,0 92,3 100,0 90,2 100,0 91,2

Как следует из данных таблицы 3, в структуре энергетических мощностей наибольшую долю занимает мощность двигателей тракторов. Согласно данным таблицы 3 энергообеспеченность отечественных предприятий снизилась на 9 %, в том числе суммарная номинальная мощность двигателей тракторов сократилась на 7,6 %, автомобилей - на 9,3 %, электродвигателей и электроустановок - на 17,3 %. В меньшей степени снизилась суммарная номинальная мощность двигателей комбайнов и самоходных машин - на 2,7 %.

Таким образом, парк сельскохозяйственной техники сокращается, что можно оценить как неблагоприятную тенденцию. Обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной техникой влияет на продуктивность сельскохозяйственных культур, при нехватке машин нарушаются агротехнические сроки, что в свою очередь приводит к недополучению урожая. Кроме того, снижается производительность труда работников, а затраты материально-технических ресурсов на единицу сельхозпродукции увеличиваются [5].

Относительные показатели обеспеченности российских предприятий сельскохозяйственной техникой, данные в таблице 4, свидетельствуют о снижении за изучаемый период количества тракторов в расчете на 1000 га пашни на 25 %. Нагрузка на 1 трактор в 2017 году по сравнению с 2013 годом возросла на 19,3 %. За исследуемые пять лет количество зерноуборочных комбайнов в расчете на 1000 га посевов сократилось на 33,3 %, картофелеуборочных - на 5,6 %, льноуборочных - на 26,7 %. В результате нагрузка на

комбайны возросла, так площадь посевов в расчете на 1 зерноуборочный комбайн выросла на 7 %, на кукурузоуборочный - на 30,7 %. Наиболее сильно возросла нагрузка на льноуборочные комбайны и свеклоуборочные машины, на 41 и 52 % соответственно.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики площадь пашни за исследуемые пять лет увеличилась с 115,5 млн га до 116,7 млн га. С введением в оборот неиспользуемой пашни площади посевов также стали увеличиваться, за период с 2013-2017 гг. посевная площадь увеличилась с 78057 до 80048 тыс. га. Сокращение количества сельскохозяйственной техники с одновременным ростом посевных площадей сельскохозяйственных культур приводит к снижению уровня энергообеспеченности предприятий.

Рассмотрев показатели таблицы 4, можно сделать вывод, что на начало периода исследования на 100 га посевной площади приходилось 201 л.с. энергетических мощностей, к концу 2017 года этот показатель сократился до 198 л.с. Энерговооруженность аграрных предприятий, напротив, возросла с 72 до 75 л.с. или на 4,2 %.

Таблица 4

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций сельскохозяйственной техникой в Российской Федерации (на конец года) за 2013-2017 гг. (по данным Федеральной службы государственной статистики)1

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2017 в % к 2013

Приходится тракторов на 1000 га пашни, штук 4 3 3 3 3 75,0

Приходится пашни на 1 трактор, га 274 290 307 318 327 119,3

Приходится на 100 тракторов, штук: - плугов 27 27 27 28 28 103,7

- культиваторов 39 40 40 40 40 102,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- борон 303 296 291 283 269 88,8

- машин для посева 46 45 45 45 44 95,7

- косилок 14 14 14 14 14 100,0

- грабель 6 6 6 6 6 100,0

Приходится комбайнов на 1000 га посевов (посадки)

соответствующих культур, штук: - зерноуборочных 3 2 2 2 2 66,7

- картофелеуборочных 18 17 15 15 17 94,4

- льноуборочных 15 16 14 13 11 73,3

- свеклоуборочных машин (без ботвоуборочных) 3 3 3 2 2 66,7

Приходится посевов (посадки) соответствующих культур на 1, га: 399 408 422 425 427 107,0

- зерноуборочный комбайн

- кукурузоуборочный комбайн 2008 2362 2008 2504 2625 130,7

- картофелеуборочный комбайн 57 58 67 65 60 105,2

- льноуборочный комбайн 66 64 70 75 93 140,9

- свеклоуборочную машину (без ботвоуборочных) 305 337 396 423 465 152,5

Энергообеспеченность, л.с. 201 201 197 200 198 98,5

Энерговооруженность труда в сельскохозяйственных организациях, л.с. 72 75 74 77 75 104,2

По данным Министерства сельского хозяйства РФ энергообеспеченность сельскохозяйственных предприятий России (в среднем за последние пять лет) в 3,3 раза ниже уровня Германии и США, в 2,4 раза ниже, чем в странах Евросоюза, в 1,5 раза ниже уровня Белоруссии. С целью повышения доступности сельскохозяйственной техники, производителям, реализующим такую технику со скидкой, предоставляются субсидии из федерального бюджета. Оценочный объем инвестиций, необходимых для закупки тракторов, комбайнов и прочей техники, который предполагается направить

сельскохозяйственным товаропроизводителям - 1 455 млрд руб. Но следует отметить, что финансово-экономическое положение аграрной отрасли не оставляет никаких шансов на полноценное обновление машинно-тракторного парка3.

При исследовании современного состояния бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости автомобильного парка и машинно-тракторного парка в отдельных сельскохозяйственных организациях Самарской области выяснилось, что бухгалтерскими службами в практической деятельности соблюдаются не все нормы российского законодательства.

В частности, в хозяйствах региона зачастую применяется смешанная форма бухгалтерского учета, наряду со средствами автоматизации применяются мемориальные ордера и журналы-ордера, что не позволяет в короткие сроки обрабатывать данные первичных учетных документов и быстро проводить анализ деятельности предприятия по различным участкам.

Большинство сельхозтоваропроизводителей области применяют систему первичного учета, построенную на устаревших методологических, информационных и технологических принципах. При этом наиболее распространенными ошибками оформления хозяйственных операций документами являются:

• использование старых бланков путевых и учетных листов;

• полное отсутствие, либо беспорядочная нумерация путевых листов грузового и легкового автотранспорта;

• неполное заполнение (оформление) обязательных реквизитов, предусмотренных унифицированными формами первичных документов;

• оформление (при внешних перевозках) грузоотправителями водителям перевозчика (сельскохозяйственных организаций) меньшего количества экземпляров оправдательных документов (товарно-транспортные накладные), чем необходимо;

• выдача водителям путевых листов легкового автомобиля на период от нескольких дней до полумесяца, а в ряде случаев и до одного месяца [6].

Из этого следует, что необходима разработка новых методических подходов решения проблем, связанных с созданием более эффективной системы первичного учета.

Рассмотрев учётную политику сельскохозяйственных организаций, можно сделать вывод, о недостаточности элементов учетной политики. В учетной политике большинства исследуемых предприятий не раскрыт порядок учета затрат во вспомогательных производствах, порядок распределения затрат по объектам учета затрат основного производства, порядок списания калькуляционной разницы.

Сводный учет затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного и машинно-тракторного парков большинство хозяйств региона осуществляют в регистрах произвольной формы либо в документе устаревшей форме «Производственный отчет по вспомогательным производствам, содержанию и эксплуатации машин и оборудования ф. № 18-В». Немногие предприятия используют средства автоматизации для ведения бухгалтерского учета. Как правило, автоматизированы отдельные участки учета, производственный учет и

3 Субсидии производителям сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс]: - режим доступа: http://mcx.ru/activity/state-support/measures/machinery-subsidy/.

калькулирование себестоимости продукции, работ услуг осуществляется традиционно «вручную» на бумажных носителях [7].

Среди программных продуктов, применяемых сельскохозяйственными предприятиями области, наибольшей популярностью пользуются программа Microsoft Office Excel, системы 1С: Предприятие 7.7 конфигурации «Бухгалтерия предприятия, ред. 4.5», 1С: Предприятие 7.7 конфигурация «Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет, ред. 4.5», программа 1С: Предприятие 8.3 конфигурация «Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия», 1С: Предприятие 8.3 конфигурация «Управление производственным предприятием». Также для составления бухгалтерской отчетности организации, которые не используют специализированные программные продукты, применяют продукт «1С: Предприятие 8. Отчетность АПК. Базовая версия». Таким образом, можно отметить низкий уровень использования технических средств автоматизации учета, применение типовых бухгалтерских программ, в которых не учтена специфика работы автомобильного транспорта и машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях [8].

Группировка затрат по калькуляционным статьям во всех изучаемых хозяйствах не соответствует рекомендуемой Методическими рекомендациями4 номенклатуре статей, что не позволяет определить назначение расходов, установить влияние каждой статьи затрат на себестоимость услуг автопарка, наметить основные направление снижение издержек и не раскрывает аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» [9].

Существенным недостатком в учете затрат по содержанию и эксплуатации машин автомобильного парка является то, что:

• не проводится предрейсовый осмотр автотранспорта;

• не проводится своевременный ремонт техники и замена вышедших из строя машин.

Порядок организации бухгалтерского учета затрат на содержание машинно-тракторного парка определен в Методических рекомендациях Министерства сельского хозяйства РФ, принятых в 2006 году5. В данном документе подробно изложена организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат на содержание машинно-тракторного парка. Аналогичного нормативного акта для регламентации учета затрат на содержание и эксплуатацию автомобильного транспорта нет. В связи с чем в рамках данного исследования рассмотрены пути совершенствования аналитического и сводного учета работы автопарка сельскохозяйственных организаций.

Как показывает учетная практика изученных нами сельскохозяйственных организаций, одним из наиболее сложных вопросов оформления первичной документации по учету работы автотранспорта по-прежнему остается порядок заполнения документа «Путевой лист грузового автомобиля». Следует отметить как громоздкость и сложность разделов и состава учетных реквизитов в документе, так и техники заполнения (оформления), особенно операций, связанных с определением объема выполненных работ (услуг). Поэтому на практике многие реквизиты документов не заполняются, что представляет основную заботу бухгалтера. Отсюда составляемые в учетной политике путевые листы грузового автомобиля имеют, как правило,

4 Методические рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утверждены приказом Министерством Сельского хозяйства РФ №792 от 06.06.2003 г.

5 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на содержание машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных организациях, утверждены Министерством Сельского хозяйства РФ от 2006 г.

произвольную содержательную часть и не имеют в большинстве своем достаточного юридического обоснования.

Указанные недостатки дают все основания считать, что необходимо разграничение этих документов в зависимости от их назначения по видам операции транспортного процесса на внутренние (внутрихозяйственные) и внешние. Можно согласиться с централизованно установленными формами документов и порядком их оформления только для отражения сведений коммерческого характера по выполнению услуг грузового автотранспорта на сторону и последующих расчетов с контрагентами за доставку различных грузов.

Что же касается непосредственно транспортной работы автомашин для внутренних потребителей (заказчиков), то цель сбора, наблюдения, регистрации и обработки первичной информации должна максимально способствовать повышению ее оперативных качеств. Кроме того, нам представляется обоснованным, дифференцировать первичные документы по учету работы грузовых автомобилей в зависимости от размеров (мощности) и состава транспортных средств в сельскохозяйственных организациях.

Унифицированные формы путевых листов носят обязательный характер только для специализированных автотранспортных организаций. Организации же, осуществляющие иные виды деятельности, могут разработать свою форму путевого листа, но в ней должны быть отражены все обязательные реквизиты, о которых говорится в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»6. При этом самостоятельно разработанные формы путевых листов могут быть упрощены по порядку построения и содержанию, но их использование не должно снижать обеспеченность предприятия информацией в части эксплуатации транспортных средств в сельскохозяйственных организациях [10].

При внешних автоперевозках для оперативного текущего учета и контроля за транспортировкой грузов собственным автотранспортом, а также за поступлением и оприходованием материальных ценностей в бухгалтерии или отделе снабжения (в крупных хозяйствах) необходимо применять «Журнал транспортировки грузов в организации», который рекомендуется вести по форме, приведенной в таблице 5. Поступление товаров, принятых водителями и экспедиторами от поставщиков, подтверждаются товарно-транспортными документами, которые рекомендуется регистрировать в журнале. Журнал рекомендуется вести в течение месяца, делая записи в нём в хронологическом порядке.

Применение формы «Журнал транспортировки грузов в организации» повысит действенность контрольно-учетной и координационной функции диспетчерской службы и в должной степени обеспечить менеджмент организации сведениями, необходимыми для принятия действенных управленческих решений по эффективному использованию автотранспортных средств в деятельности предприятия.

При ведении бухгалтерского учета затрат и эксплуатации автотранспортных средств в хозяйстве не применяются накопительные аналитические регистры по маркам машин, что не позволяет оценивать их эффективность и заблаговременно применять меры по оптимизации индивидуального использования автомобильной техники.

6 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011 г. Страница 9 из 16

89ECVN219

Вестник Евразийской науки 2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today

Таблица 5

Предлагаемая форма7

Журнал № 1 учета транспортировки грузов

за апрель 2019 года

Организация СПК «Коммунар»

№ п/п Ф.И.О. водителя Автомобиль Грузоотправитель Грузополучатель Документ, регистрирующий работу автомобиля Товаросопроводительный документ Документы получил Примечание

марка гаражный номер название документа дата номер дата номер вид груза сумма должность Ф.И.О. подпись

1 Морозов С.Г. Камаз 4325 26 СПК «Коммунар» ОАО «Маслосыродельный завод «Исаклинский» Путевой лист 1.04 451 1.04 330 Молоко 545 000 водитель Морозов С.Г. Морозов -

2 Ломов К.Д. Камаз 4325 26 ООО «Комбитрейд» СПК «Коммунар» Путевой лист 3.04 452 3.04 352 Комбикорм 120 000 экспедитор Михайлов И.Н. Михайлов -

Ответственное лицо заведующий складом_Васильева_Васильева М.К.

должность подпись расшифровка подписи

« » 20 г.

7 Здесь и далее цифровой материал носит условный характер. Страница 10 из 16

В связи с чем данные путевых листов в течение текущего отчетного месяца рекомендуется заносить в Карточку учета работы автотранспорта по предложенной нами форме (таблица 6). В ней учитываются и систематизируются экономические показатели эксплуатации автотранспорта: общее время работы автомобилей (по каждому водителю), отработанное время, заработная плата водителей, расход горючего и смазочных материалов, число ездок с грузом, пробег автомобилей, общий объем перевозок грузов в тоннах и выполненных тонно-километрах, а также в разрезе потребителей работ и услуг.

Форма карточки построена таким образом, что ее показатели в полной мере соответствуют показателям путевых листов. На каждого водителя открывается отдельная карточка. В конце месяца выводятся итоговые показатели работы каждой автомашины и обобщается объем выполненных работ и величина материально-трудовых затрат по каждой марке автомашины. Карточка учета работы автомобиля служит также основанием для записи пробега за квартал и наработки (автомобиле-часах) за соответствующий квартал в технический паспорт автомобиля. На основании этих группировочных данных составляется Сводная ведомость учета работы автотранспортного парка (в целом по хозяйству) по рекомендуемой нами форме (таблица 7).

Месячные итоги показателей работы каждой автомашины целесообразно переносить из ведомости учета работы автотранспорта в сводную ведомость аналогичной формы, открываемую на год. По ее данным рекомендуется систематизировать итоги за квартал, с начала года и за весь период использования автомашины, что очень важно, особенно при принятии решений о списании автотранспортного средства с баланса организации. Кроме того, по сведениям, аккумулированным в ней, можно начислять выплаты за экономию горючего или производить удержания из заработной платы за его перерасход. Экономию или перерасход можно определять как непосредственно в ведомости, так и по данным карточки учета работы автомобиля.

2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101

2019, No 2, Vol 11 https://esj.todav

Таблица 6 Предлагаемая форма

Карточка № 1 учета работы грузового автотранспорта

за апрель 2019 года

Организация ССПК «Коммунар»_

Подразделение автопарк

Ф.И.О сотрудника РоговМ. А._Стаж работы 6лет Табельный номер 26

Марка автомобиля Камаз 55102_ Государственный номер В 582 АХ год выпуска 2012 г. год ввода в эксплуатацию

2012 г.

1 CS Я « о 1) S о н о £ Номер документ Подразделение-потребитель услуг автотранспорта Отработано часов и о д m 1) о н о $ Пробег автомобиля Перевезено груза, т Выполнено т/км Движение топлива (горючего), л Начислено зарплаты, руб.

о 1ч е с W <и * s а W в простое общий 5 о з 6 о остаток при выезде выдано горючего остаток при возвращении расход горючего экономия перерасход

под погрузкой-разгрузкой по технической неисправности со склада дополнительно по норме фактически

1 3 28 Яровая пшеница 7 6 1 - 5 240 120 16 1920 8 50 - 11 44 47 - 3 1120-00

2 4 32 Озимая пшеница 7 5 1 1 4 180 90 12 1080 11 40 - 18 33 33 - - 840-00

Итого 14 11 2 1 9 420 210 28 3000 х 90 - х 77 80 - -

Ответственное лицо бухгалтер_Каримова_Каримова Г.Р.

должность подпись расшифровка подписи

« » 20 г.

Страница 12 из 16

Вестник Евразийской науки 2019, №2, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today

Таблица 7

Предлагаемая форма

Ведомость № 1

учета работы автотранспортного парка за апрель 2019 года Организация СПК «Коммунар»_

Марка Гаражный Количество дней нахождения в организации Количество Часов в наряде Пробег автомобиля Перевезено Выполнено Перевезено Пассажиро- Расход горючего

автомобиля номер всего в работе в простое в ремонте ездок в движение в простое общий с грузом груза, т тыс. т/км пассажиров километров по норме фактически отклонение

Камаз 4325 26 30 24 5 1 1 185 225 7 325 2 956 642 1 898 - - 2 198 2 344 146

Итого 26 30 24 5 1 1 185 225 7 325 2 956 642 1 898 - - 2 198 2 344 146

Ведомость заполнил бухгалтер_Каримова_Каримова Г.Р.

должность подпись расшифровка подписи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страница 13 из 16

Предложенные формы документов следует утверждать приказом руководителя об учетной политике сельскохозяйственной организации и приводить в приложении к этому приказу.

Что же касается издержек, связанных с эксплуатацией автомобилей (по их типам, маркам и в целом по автотранспорту), кроме топлива и заработной платы, то их целесообразно группировать обособленно в отраслевой форме Накопительной ведомости учета затрат

Для списания разницы между фактической и плановой себестоимостью работ, выполняемых автотранспортом, предлагается составлять специальную бухгалтерскую справку - «Ведомость закрытия счетов», данную ведомость рекомендуется составлять на основании данных сводной накопительной ведомости учета затрат и производственного отчета.

Изложенный порядок накопительного и сводного учета, на наш взгляд, позволяет вести более регулярное системное учетное наблюдение, сбор и группировку данных о работе машин, осуществлять действенный контроль за формированием уровня издержек производства транспортных работ и услуг, предупреждать непроизводительные расходы, и на этой основе полнее информировать о неиспользованных резервах и возможностях их практической реализации.

(ф№301-АПК).

Выводы или заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Буньковский, Д.В. Методы минимизации рисков предприятия [Текст] / Д.В. Буньковский // Вопросы управления. - 2018. - № 5 (35). - С. 125-129.

2. Костюнина, А.С. Проблемы формирования информации в управленческом учете [Текст] / А.С. Костюнина, А.М. Терехов // Инновационное развитие экономики. Будущее России: материалы и доклады V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Том I. - Княгинино: НГИЭУ, 2018. - 264 с. - С. 223228.

3. Яковлева, О.В. Учет и контроль эксплуатации автомобильного транспорта в сельскохозяйственных организациях автореф. дис. к-та экон.: 08.00.12 / Яковлева Ольга Владимировна. - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. - 20 с.

4. Машков, С.В. Техническая и технологическая модернизация АПК Российской Федерации [Текст] / С.В. Машков // Вклад молодых ученых в аграрную науку: мат. Международной научно-практической конференции. - Кинель: РИОСГСХА, 2018. - 646 с. - с. 457-460.

5. Молчанов, И.С. Актуальные направления инновационных преобразований в производственной сфере [Текст] / И.С. Молчанова, З.Ю. Лукичева, Ю.Р. Осипов, А.Ю. Белянина, А.Ю. Белянина, Ю.М. Авдеев // сборник Автоматизация и энергосбережение машиностроительного и металлургического производств, технология и надежность машин, приборов и оборудования Материалы восьмой Международной научно-технической конференции. - 2013. - С. 138-142.

6. Макушина Т.Н. Учетно-аналитическое обеспечение информацией центров ответственности агропромышленного холдинга [Текст] / Т.Н. Макушина // Инновационные достижения науки и техники АПК: сборник научных трудов. -Кинель: РИО СГСХА, 2018. - 812с. - С. 514-518.

7. Кудряшова, Ю.Н. Концепции современного бухгалтерского управленческого учета [Текст] / Ю.Н. Кудряшова // Актуальные проблемы аграрной науки и пути их решения: сборник научных трудов. - Кинель: РИЦ СГСХА, 2016. - 882 с. - С. 696-700.

8. Терехов, А.М. Тенденции развития средств автоматизации бухгалтерского учета в России [Текст] / А.М. Терехов // Инновационное развитие экономики. Будущее России: материалы и доклады V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Том I. - Княгинино: НГИЭУ, 2018. - 264 с. - С. 5863.

9. Макушина Т.Н. Классификация трансакционных издержек по бизнес-процессам в агрохолдингах [Текст] / Т.Н. Макушина // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2. - С. 58-62.

10. Кудряшова, Ю.Н. Совершенствование управленческого учета и нормирования материальных затрат на производство сельскохозяйственной продукции / Ю.Н. Кудряшова // Инновационное развитие аграрной науки и образования // Сборник трудов Международной научно-практической конференция, посвященной 90-летию чл.-корр. РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова; 23 декабря 2015 г. - Махачкала: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова», 2016. - 758 с. - С. 382-390.

Gazizyanova Yuliya Yunusovna

Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: Gyuliya2014.g@yandex.ru

Lazareva Tatyana Georgievna

Samara state agrarian university, Kinel, Russia E-mail: kdatgf@rambler.ru

Features of accounting of cost of maintenance and operation of engine and tractor and automobile parks in agricultural organizations

Abstract. In order for the machine-tractor and car parks to render services to the main production units in a timely and full manner, the provision of the enterprise with agricultural machinery is important. The article analyzes the availability and condition of agricultural machinery, equipment, vehicles at agricultural enterprises of Russia. According to the study, the author concluded that the number of tractors, combines and other agricultural equipment is reduced. A reduction in the number of agricultural equipment with a simultaneous increase in the acreage of agricultural crops leads to a decrease in the level of energy supply of enterprises. Also in the work it is noted that wearout of the machinery and equipment of agricultural producers is high and continues to grow.

The paper studies the current state of the organization of accounting for the costs of maintaining and operating automobile and machine-tractor parks in agrarian organizations. The authors found that accounting services in practice do not comply with all the norms of Russian legislation. Most agricultural producers in the Samara region use a primary accounting system built on outdated methodological, informational and technological principles. Internal regulations that are necessary for the organization of accounting, or not drawn up at all, or do not reflect in full organizational, technical and methodological aspects of accounting. The authors noted a low level of use of technical means of automation of accounting, the use of standard accounting programs that do not take into account the specifics of the work of road transport and the tractor fleet in agricultural organizations.

According to the results of the study, the article proposed directions for improving the documentary support for managing the fleet of agricultural enterprises. Alternative forms of primary documents and accounting registers are proposed. The use of recommended documents will allow to evaluate the performance of the units and to apply in advance measures to optimize the individual use of automotive technology.

Keywords: costs; accounting; road transport; machine and tractor fleet; agriculture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.