ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ
© Кротова А.Б.*
Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Казань
В статье рассматривается учет себестоимости строительно-монтажных работ на примере строительной организации. Особое внимание уделено учету прямых затрат и распределению расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов.
Ключевые слова- учет себестоимости строительно-монтажных работ, учет прямых затрат, распределение расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов.
Подрядчики (субподрядчики), выполняющие работы по договорам, длительность исполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания работ, по которым приходятся на разные годы, должны руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» 2/2008 (ПБУ 2/2008). Если подрядчик выполняет работы по договору внутри одного отчетного года (например, с февраля по октябрь), правила этого ПБУ не применяются, учет ведется в соответствии с общим порядком признания расходов, а именно Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99 (ПБУ 10/99) [1].
Рассмотрим пример учета себестоимости строительно-монтажных ра-бот общества с ограниченной ответственностью «ТЭС» (далее Общество). Общество осуществляет следующие виды деятельности: строительные, монтажные работы и другие работы подрядным и хозяйственным способом; материально-техническое снабжение и комплектацию строительства; эксплуатацию и обслуживание автомобильного хозяйства; производство оконных и дверных блоков и другие столярных изделий и деревянных конструкций; сборных железобетонных и бетонных конструкций (включая армированные) и изделий из цементных и бесцементных бетонов; товарного бетона и раствора; изготовление металлоконструкций.
Основное производство общества состоит из трех подразделений: комплекс промышленно-гражданского строительства (КПГС) - выполнение общестроительных работ; комплекс отделочных работ (КОР) - выполнение отделочных работ; управление машинами и механизмами (УММ) -содержание предоставление и выполнение СМР.
Учет прямых затрат ведется по комплексам и по отдельным заказам (позаказный метод учета).
* Аспирант кафедры «Экономика и предпринимательство в строительстве».
Приведем основные положения учетной политики для целей бухгалтерского учета по учету затрат на производство:
- все произведенные затраты в процессе строительства учитываются по счету 20 «Основное производство» в разрезе договоров на строительство, формируя при этом незавершенное производство;
- расходы вспомогательных производств учитываются по счету 23 «Вспомогательные производства», общепроизводственные расходы -по счету 25 «Общепроизводственные расходы», и списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 20 с кредита счетов 23, 25;
- общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 26;
- оценка незавершенного производства производится по неполной производственной себестоимости. Расходы вспомогательных производств и общепроизводственные расходы распределяются между заказами пропорционально стоимости списанных материалов. Учет незавершенного производства осуществляется без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
- потери от брака во время осуществления строительных работ учитываются на счете 28 «Брак в производстве»;
- расходы, которые произведены в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, следует учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». Списание данных затрат на себестоимость продукции производить равномерно, в течение всего периода, к которому они относятся. Если этот период определить невозможно (например, программный продукт), то списание данных затрат производиться единовременно в момент оказания услуг.
Обществом в первом полугодии 2010 году были заключены два договора строительного подряда.
Основные условия первого договора (заказ № 1): наименование работ
- общестроительные и отделочные работы сумма договора - 16100 тыс. рублей, в том числе НДС - 2455,9 тыс. рублей, срок выполнения договора
- с 1 марта по 30 июня 2010 года. Условиями договора предусмотрено перечисление аванса 40 % от договорной стоимости строительства.
Сумма расходов по строительству по локально-сметному расчету -15480 тыс. рублей (без учета сметной прибыли).
При выполнении строительно-монтажных работ общество привлекло субподрядчика, общая стоимость выполненных субподрядных работ по договору составила 1475 тыс. рублей, в т.ч. НДС 225 тыс. рублей.
Рассмотрим основные бухгалтерские записи рассматриваемого общества по учету затрат при осуществлении строительно-монтажных работ по заказу № 1 (табл. 1).
Таблица 1
Основные бухгалтерские записи по учету затрат при осуществлении строительно-монтажных работ по заказу № 1
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. рублей
Заказ № 1
Начислена заработная плата рабочим, выполняющие отделочные работы 20.1 «КОР» 70 3 000
Начислены страховые взносы на зарплату рабочих, выполняющие отделочные работы 20.1 «КОР» 69 780
Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев (ставка травматизма - 0,3 %) 20.1 «КОР» 69 9
Списаны материалы на выполнение отделочных работ 20.1 «КОР» 10 1800
Начислена заработная плата рабочим, выполняющие СМР 20.2 «КПГС» 70 2 800
Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев (ставка травматизма - 0,3 %) 20.2 «КПГС» 69 8,4
Списаны материалы на выполнение СМР 20.2 «КПГС» 10 1500
Приняты к учету услуги сторонних организаций 20.4 60 1250
Приняты к учету НДС по услугам сторонних организаций 19 60 225
Основные условия второго договора (заказ № 2): наименование работ -отделочные работы сумма договора - 2 650 тыс. рублей, в том числе НДС 404,23 тыс. рублей, срок выполнения договора - с 1 марта по 1 июня 2010 г.
Финансовый результат признается ежемесячно по мере подписания акта выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ КС-3. Общая сумма, подписанных актов выполненных работ и справок выполненных работ, составила на 1 марта 2010 года 1 289 тыс. рублей, в т.ч. НДС 197 тыс. рублей.
Договором предусмотрено использование давальческих материалов. За рассматриваемый период было получено и использовано материалов на сум -му 380 тыс. руб. (в т.ч. стоимость давальческих материалов - 220 тыс. руб.).
Также имеются остатки незавершенного производства на начало рассматриваемого периода - 148 тыс. рублей.
При осуществлении отделочных работ, по вине рабочего был допущен брак: некачественная кладка плитки на стенах. Определена общая стоимость брака - 10 тыс. рублей.
Рассмотрим основные бухгалтерские записи рассматриваемого общества по учету затрат при осуществлении отделочных работ по заказу № 2 (табл. 2).
Далее рассмотрим счет 23 «Вспомогательные производства» и счет 25 «Общепроизводственные расходы». Расходы вспомогательного производства - УММ за рассматриваемый период составили:
Дебет 23.3 «УММ» Кредит 02, 10, 70, 69 - 474 тыс. рублей;
За аналогичный период общая сумма общепроизводственных расходов составила:
Дебет 25.1 «КОР» Кредит 10, 70, 69, 60, 76 - 889 тыс. рублей. Дебет 25.2 «КПГС» Кредит 10, 70, 69, 60, 76 - 645 тыс. рублей.
Таблица 2
Основные бухгалтерские записи по учету затрат при осуществлении отделочных работ по заказу №2
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. рублей.
Заказ № 2
Начислена заработная плата рабочим, выполняющие отделочные работы 20.1 «КОР» 70 450
Начислены страховые взносы на зарплату рабочих, выполняющие отделочные работы 20.1 «КОР» 69 117
Начислены взносы по страхованию от несчастных случаев (ставка травматизма - 0,3 %) 20.1 «КОР» 69 1,35
Списаны материалы на выполнение отделочных работ 20.1 «КОР» 10 160
Получены давальческие материалы (право собственности принадлежит заказчику) 003 220
Списаны давальческие материалы на выполнение работ 003 220
Списаны материалы на устранение брака 28 10 6,85
Начислена зарплата работнику, устранившего брак 28 70 2,5
Начислены страховые взносы на зарплату работника, устранившего брак, в т.ч. от несчастных случаев 28 69 0,65
Включены в стоимость выполненных работ затраты на исправление брака 20.1 «КОР» 28 10
Общехозяйственные расходы по предприятию с 1 марта по 30 июня составили 1276 тыс. рублей.
Дебет 26 Кредит 02,10, 70, 69, 60, 76 - 1276 тыс. рублей.
Теперь произведем распределение расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов за отчетный период (табл. 3).
Распределение расходов вспомогательного производства производится по комплексам в разрезе отдельных заказов пропорционально стоимости списанных материалов.
Общая стоимость списанных материалов составила 4 950 тыс. рублей.
КОР (заказ № 1) = 474 х 3 000 : 4 950 = 287 тыс. рублей.
КОР (заказ № 2) = 474 х 450 : 4 950 = 43 тыс. рублей.
КПГС (заказ № 1) = 474 х 1500 : 4 950 = 144 тыс. рублей.
Распределение общепроизводственных расходов также производится по комплексам в разрезе отдельных заказов пропорционально стоимости списанных материалов.
КОР (заказ № 1) = 889 х 3 000 : 3 450 = 773 тыс. рублей.
КОР (заказ № 2) = 889 х 450 : 3 450 = 116 тыс. рублей.
КПГС (заказ № 1) - 645 тыс. рублей, так как по счету 25 аналитический учет ведется по подразделениям (комплексам).
Таблица 3
Распределение расходов вспомогательных производств и общепроизводственных расходов за отчетный период
Наименование статей расходов по подразделениям предприятия Сумма, тыс. рублей.
Заказ №1 Заказ №2
Остаток незавершенного производства 148
КОР 3000 450
Заработная плата рабочих
Сумма страховых взносов 780 117
Страхование от несчастных случаев 9 1,35
Материалы 1800 160
Затраты на исправление брака 10
Расходы вспомогательного производства 287 43
Общепроизводственные расходы 773 116
Всего КОР 6649 1045,35
КПГС 2800
Заработная плата рабочих
Сумма страховых взносов 728
Страхование от несчастных случаев 8,4
Материалы 1500
Расходы вспомогательного производства 144
Общепроизводственные расходы 645
Всего по КПГС 5825,4
Выполнено субподрядными организациями 1 250
Итого по заказам 13724,4 1045,35
Таблица 4
Основные бухгалтерские записи по определению финансового результата
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. рублей.
Заказ Ж° 1
Отражена выручка 62.1 90.1 17 250
Зачтен аванс, ранее полученный от заказчика 62.2 62.1 6 900
Начислен НДС 90.3 68.2 2 631,36
Зачтен НДС по ранее оплаченным суммам аванса 68.2 62.2 1052,54
Списаны прямые расходы 90.2 20(1) 13 724,4
Заказ Ж°2
Отражена выручка (с 1 марта по 30 июня) 62.1 90.1 1640
Начислен НДС 90.3 68.2 250,17
Списаны прямые расходы. 90.2 20(2) 1045,35
Списаны косвенные расходы 90.2 26 876
Отражена прибыль по итогам строительных работ за период с 1 марта по 30 июня 90.9 99 362,72
Далее представим бухгалтерские записи:
Дебет 20.1 «КОР» Кредит 23.3 «Вспомогательное производство УММ» - списаны расходы УММ - 330 тыс. рублей;
Дебет 20.2 «КПГС» Кредит 23. 3 «Вспомогательное производство УММ» - списаны расходы УММ - 144 тыс. рублей;
Дебет 20.1 «КОР» Кредит 25.1 «Общепроизводственные расходы КОР» - списаны общепроизводственные расходы КОР - 889 тыс. рублей;
Дебет 20.2 «КПГС» Кредит 25. 2 «Общепроизводственные расходы КПГС» - списаны общепроизводственные расходы КПГС - 645 тыс. рублей;
Дебет 90.2 «Себестоимость СМР» Кредит 26 - 1 276 тыс. рублей.
Определим финансовый результат (табл. 4).
Таким образом, при учете СМР можно выделить следующие особенности:
- если срок выполнения СМР менее одного отчетного периода, то бухгалтерский учет расходов на производство СМР ведется в соответствии с ПБУ 10/99, если более, то организации следует руководствоваться правилами ПБУ 2/2008.
- база для распределения косвенных расходов предприятие выбирают самостоятельно.
- при учете незавершенного производства в строительной организации возможно два варианта:
1. работы сдаются по мере выполнения всего объема работ. При таком варианте сдачи-приемки работ подрядчик учитывает затраты на счете 20 «Основное производство» в течение всего срока договора. А в момент приемки выполненных работ заказчиком (в момент подписания акта) накопленные затраты списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж»).
2. работы сдаются поэтапно. По мере сдачи заказчику каждого этапа в учете подрядчика отражается реализация работ по выполненному этапу. Подрядчик может вести учет с применением счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». По дебету этого счета отражается договорная стоимость выполненных и оплаченных заказчиком этапов работ в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Одновременно сумма затрат по этим этапам списывается со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90 «Продажи».
- так если при учете давальческих материалов право собственности переходит подрядчику, то учет их стоимости ведется на счете 10 «Материалы», если не переходит, то учет ведется за балансом на счете 003 «Материалы, полученные от заказчика».
Список литературы:
1. 23 положения по бухгалтерскому учету. - М.: Эксмо, 2010.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. - М.: Омега-Л, 2009.