Научная статья на тему 'Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонного промышленного комплекса, использующих вспомогательные производства'

Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонного промышленного комплекса, использующих вспомогательные производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2534
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / СЧЕТ / ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВНУТРЕННИЙ ЗАКАЗ / УЧЕТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко А.Ф., Афонина О.А.

В статье рассмотрен алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, где ведется активная деятельность вспомогательных производств, в том числе в условиях выполнения государственного оборонного заказа. Выявлены особенности учета деятельности вспомогательных производств при выпуске продукции (выполнении работ, оказании услуг) для внутренних нужд организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонного промышленного комплекса, использующих вспомогательные производства»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УДК 657.1

АЛГОРИТМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

ПРОИзВОДСТВА

А. Ф. ЧЕРНЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и менеджмента

E-mail: 2052@bk. ru Южно-Уральский государственный университет

О. А. АФОНИНА,

начальник бюро финансового анализа и планирования

E-mail: Xano4ka@yandex. ru Центральный научно-исследовательский институт химии и механики (Москва)

В статье рассмотрен алгоритм распределения накладных расходов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, где ведется активная деятельность вспомогательных производств, в том числе в условиях выполнения государственного оборонного заказа. Выявлены особенности учета деятельности вспомогательных производств при выпуске продукции (выполнении работ, оказании услуг) для внутренних нужд организации.

Ключевые слова: накладные расходы, вспомогательные производства, счет, оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс, внутренний заказ, учет, себестоимость.

Анализируя современные методы учета затрат и калькуляции, большинство авторов рассматривают учет затрат с точки зрения

основной деятельности предприятия. Деятельности вспомогательных производств, а также учету их затрат уделено гораздо меньше внимания.

Однако существуют условия хозяйственной деятельности, в которых деятельности вспомогательных производств должно быть уделено внимание не менее значительное, чем основному производству. Эти условия возникают, если предприятие имеет в своей штатной структуре такие подразделения:

- энергетическое;

- транспортное;

- ремонтные;

- по изготовлению инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей, конструкций или обогащению строительных материалов (в основном в строительных организациях);

- по возведению временных, нетитульных сооружений;

- по добыче камня, гравия, песка и других нерудных материалов;

- по лесозаготовке, лесопилению (если это не является основной деятельностью организации);

- по засолке, сушке и консервированию сельскохозяйственных продуктов и т. д.

Деятельность вспомогательных производств является не менее важной в рамках выполнения государственного оборонного заказа, так как контроль за мероприятиями по минимизации затрат по государственным контрактам осуществляется заказчиком на всех стадиях выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ), в том числе и по вспомогательным производствам, а одним из факторов снижения себестоимости выпускаемой продукции является сокращение количества соисполнителей работ путем частичного выполнения вспомогательных работ своими силами.

Для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации, используется счет 23 «Вспомогательные производства» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [3]. Согласно указанному Плану счетов по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства» (без предварительного накапливания на счете 25 «Обще-

производственные расходы». Потери от брака списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счета 28 «Брак в производстве».

Отражение затрат по дебету счета 23 не вызывает вопросов, чего нельзя сказать об отражении себестоимости продукции, выпускаемой вспомогательными производствами.

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов:

- 20 «Основное производство» - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;

- 90 «Продажи» - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;

- 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - при использовании этого счета для учета затрат на производство и др.

Таким образом, вспомогательные производства выпускают продукцию (выполняют работы, оказывают услуги) для основного производства, для обслуживающих производств и хозяйств и для сторонних контрагентов.

Теперь рассмотрим официальную корреспонденцию счета 23 по кредиту [3].

Как следует из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, списание себестоимости выпускаемой продукции возможно и на другие затратные счета. В частности, корреспонденция со счетами 25 и 26 предполагает выполнение заказов вспомогательными производствами для нужд организации, а именно для управленческих и производственных нужд.

Корреспонденция со счетами 10, 15, 21, 43 говорит о том, что вспомогательные производства могут выпускать продукцию без четкого определения заказчика, впрок или для будущей реализации.

Прочие корреспондирующие счета также свидетельствуют о многоплановости деятельности вспомогательных производств, что означает списание себестоимости вспомогательных производств не только в дебет счетов 20, 29, 40 и 90,

как указано в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению.

Данное мнение разделяет А. Ю. Дементьева [1], выделяя среди типовых проводок по кредиту счета 23 следующие операции:

- Д-т сч. 10 К-т сч. 23 - оприходованы материалы и конструкции, изготовленные во вспомогательном производстве;

- Д-т сч. 20 К-т сч. 23 - списаны на себестоимость работ услуги вспомогательных производств;

- Д-т сч. 23 К-т сч. 23 - отражены услуги одного вспомогательного производства для нужд другого вспомогательного производства;

- Д-т сч. 25 (26) К-т сч. 23 - списаны услуги вспомогательных производств на общепроизводственные (общехозяйственные) расходы;

- Д-т сч. 91 К-т сч. 23 - списана себестоимость реализованных на сторону услуг вспомогательного производства.

Подтверждая, что деятельность вспомогательных производств может быть достаточно разнообразной и ее учет может требовать высокой степени достоверности, В. М. Тихомиров [7] отмечает, что вспомогательные производства могут:

- заниматься созданием имущества, которое используется в деятельности предприятия;

- оказывать услуги для основных цехов, для обслуживающих хозяйств, для сторонних заказчиков;

- оказывать услуги другим вспомогательным производствам и потреблять их услуги;

- оказывать услуги для внутренних нужд предприятия.

Покажем, каким образом производится данная операция на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Рассмотрим характеристики счета 23 «Вспомогательное производство», исходя из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [3]. Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств. Таким образом, упускается необходимость учета себестоимости выпускаемой продукции по заказам, что необходимо для организаций ОПК. Также отсутствуют указания на

аналитику в разрезе статей затрат, что при распределении накладных расходов пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих является обязательным условием.

Практический опыт авторов по работе на предприятии, осуществляющем выполнение государственного оборонного заказа, в том числе и силами вспомогательных производств, позволяет утверждать, что при наличии нескольких вспомогательных производств в штате организации, а также при наличии разных направлений выполнения ими заказов необходимо осуществлять структурированный и скрупулезный учет затрат по каждому отдельному заказу каждого вспомогательного производства. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предполагает распределение счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 23, если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги сторонним заказчикам. Таким образом, не предполагается распределение общехозяйственных расходов на внутренние заказы. Однако не упоминается, каким образом осуществлять идентификацию заказов, как внутренних, так и сторонних, когда продукция не имеет характеристик сторонней или внутренней (если вспомогательное производство на момент выпуска продукции не предполагает ее сбыта и, например, оприходует ее на складе).

Осуществление деятельности вспомогательными производствами для нужд предприятия предполагает их закрытие на счетах 25 и 26, тогда как распределение накладных расходов планируется до момента закрытия счетов 20 и 23.

Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» и от 25.01.2008 № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем» [5, 6] предполагают включение в цену государственного контракта цены вспомогательных работ (услуг), выполняемых на основании

условий государственного контракта (в том числе транспортировки, страхования, пусконаладочных и монтажных работ и др.). Исходя из этого, можно говорить о том, что учет затрат по государственному контракту необходимо осуществить не только на счете 20 «Основное производство», но и на счете 23 «Вспомогательные производства».

Учет деятельности вспомогательных производств и списание себестоимости продукции, работ, услуг регламентируются нормативными актами с точки зрения выполнения заказов для основного производства и для сторонних заказчиков. При этом упускается возможность вспомогательных производств выполнять заказы для общехозяйственных и общепроизводственных целей, а также для других вспомогательных производств. В общедоступной литературе не выявлено разработанных методик, отражающих последовательность учета затрат и распределения накладных расходов, возникших в результате списания себестоимости заказов вспомогательных производств для внутренних нужд.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций регулирует распределение накладных расходов предприятия на счет 23 исключительно на заказы для внешних заказчиков и основного производства [3], тогда как распределение накладных расходов на внутренние заказы не предполагается. Этот аспект исключает выпуск вспомогательными производствами продукции без идентификации заказчика, т. е. «впрок», «на склад». Исходя из данных рекомендаций, заказы вспомогательных производств должны быть идентифицированы по критериям «внешний» и «внутренний» до момента распределения накладных расходов, до наступления факта реализации.

Отсутствие методик учета затрат (в том числе распределения накладных расходов) и списания себестоимости заказов вспомогательных производств для внутренних нужд, а также пристальное внимание к затратам организаций ОПК в рамках выполнения государственного оборонного заказа являются предпосылками разработки алгоритма распределения накладных расходов вспомогательных производств на предприятиях ОПК.

Данный алгоритм должен быть применим во всех организациях, где ведется деятельность вспомогательных производств, где необходим деталь-

ный учет затрат всех подразделений, используется позаказный метод учета и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в том числе и при методе обратной калькуляции.

Особенностью учета затрат в рамках деятельности предприятий ОПК является обязательное распределение накладных расходов пропорционально выбранной базе распределения. Если обратиться к официальной корреспонденции счетов 25 и 26, то можно увидеть, что распределение (списание) расходов осуществляется пропорционально выбранной базе распределения на счета 20, 23, 29. В рассматриваемом случае в качестве базы распределения используется фонд оплаты труда производственных рабочих. Данная база распределения для деятельности в рамках выполнения государственного оборонного заказа определена приказом ФСТ России от 18.04.2008 №№ 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем» [2].

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций указано следующее:

1. Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. Исходя из этого определения, вспомогательные производства могут выпускать продукцию только для основного производства.

2. По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов:

- 20 «Основное производство» - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству;

- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;

- 90 «Продажи» - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций;

- 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» - при использовании этого счета для учета затрат на производство и др.

Таким образом, деятельность вспомогательных производств распространяется на работу не только для основного производства, но и для сторонних заказчиков, а также на выполнение заказов для обслуживающих производств и хозяйств.

Исходя из этих свойств счета 23, вспомогательные производства не оказывают услуг общехозяйственным и общепроизводственным службам организации, а также прочим вспомогательным производствам. Счету 23 в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его по применению [3] корреспондируют по кредиту счетов 23, 25 и 26. Наличие данных корреспондирующих счетов в кредите счета 23 прямо указывает на возможность осуществления вспомогательными производствами деятельности для внутренних нужд организации и других вспомогательных производств.

Этот фактор учтен авторами при разработке алгоритма распределения накладных расходов вспомогательных производств на предприятиях ОПК.

3. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предполагает распределение счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 23, если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги сторонним заказчикам, т. е. не предполагает распределения общехозяйственных расходов на внутренние заказы. Однако при этом не упоминается, каким образом осуществлять идентификацию заказов, как внутренних, так и сторонних, если вспомогательное производство на момент выпуска продукции не предполагает ее сбыта и, к примеру, оприходует ее на складе, т. е. продукция не имеет характеристик сторонней или внутренней.

Как представляется, осуществлять распределение общехозяйственных расходов необходимо на все заказы вспомогательных подразделений без идентификации их в качестве внутренних и внешних, поскольку в этом случае отпадает необходимость корректировочных операций при изменении статуса заказа. В случае, когда после распределения общехозяйственных расходов на внутренний заказ затраты спишутся на счет 26, общехозяйственные расходы в этом заказе подлежат дальнейшему (повторному) распределению на

открытые заказы на счетах 20, 23, 29 пропорционально выбранной базе распределения.

В разработанном авторами методе обратной калькуляции и сопряженном с ним методе учета затрат базой для распределения накладных расходов является фонд оплаты труда основных производственных рабочих. В случае необходимости (например, при большом объеме работ) работники, состоящие в штате вспомогательных подразделений, также приравниваются к основным производственным рабочим. В этом случае распределение накладных расходов осуществляется на счета 20 и 23. При оказании обслуживающими производствами и хозяйствами услуг сторонним организациям соответствующая доля общехозяйственных расходов списывается с кредита счета 26 в дебет счета 29.

Разработанный алгоритм предполагает распределение накладных расходов счетов 25 и 26 по следующим направлениям:

1. Счет 20 «Основное производство»:

- наряд-заказы по выпуску продукции оборонного назначения;

- наряд-заказы по выпуску гражданской продукции.

2. Счет 23 «Вспомогательные производства»:

- наряд-заказы для основного производства оборонной продукции. Закрытие - на балансовый счет 20;

- наряд-заказы для основного производства гражданской продукции. Закрытие - на балансовый счет 20;

- наряд-заказы для общепроизводственных нужд. Закрытие - на балансовый счет 25;

- наряд-заказы для общехозяйственных нужд. Закрытие - на балансовый счет 26;

- наряд-заказы для нужд других вспомогательных производств. Закрытие - на балансовый счет 23;

- наряд-заказы для обслуживающих производств и хозяйств. Закрытие - на балансовый счет 29;

- наряд-заказы для сторонних контрагентов. Закрытие - на балансовый счет 90.

3. Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»:

- затраты обслуживающих производств и хозяйств. Закрытие - на балансовый счет 90.

Определение алгоритма распределения накладных расходов вспомогательных производств на предприятиях ОПК, как и любой частный научный метод, основывается на ряде допущений. Опыт авторов данного научного исследования в области алгоритмизации учета затрат в оборонно-промышленном производстве позволяет вынести профессиональное суждение о том, что алгоритм может быть сформирован без ущерба для достоверности результата на основе следующих допущений:

1) в данном алгоритме рассмотрены направления деятельности вспомогательных производств, однако в случае существенной деятельности обслуживающих производств и хозяйств также возможно применение данного алгоритма;

2) распределение общепроизводственных расходов со счета 25 ведется по отдельным подразделениям организации на заказы, выполняемые этими подразделениями, однако, если это целесообразно, расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счетах 20, 23, 29;

3) в разработанном алгоритме базой для распределения накладных расходов является фонд оплаты труда основных производственных рабочих. Применение данного алгоритма возможно пропорционально другой базе распределения;

4) заказы основного производства разделены на заказы оборонного назначения и гражданскую продукцию, так как деятельность организаций, выполняющих государственный оборонной заказ, является предметом данного научного исследования, однако группировка заказов основного производства может быть изменена согласно условиям работы предприятия.

Учитывая вышеизложенное, разработанный алгоритм включает следующие этапы:

1) начисление прямых затрат на заказы основных, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств;

2) распределение общепроизводственных расходов с кредита счета 25 по каждому подразделению, выполняющему заказ, пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих в дебет счетов 20, 23, 29;

3) распределение общехозяйственных расходов с кредита счета 26 пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих в дебет счетов 20, 23, 29;

4) списание себестоимости заказов вспомогательных производств в дебет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) счета 20 при выполнении заказов для основного производства;

б) счета 23 при выполнении заказов для других вспомогательных производств;

в) счета 25 при выполнении заказов для нужд общепроизводственных служб;

г) счета 26 при выполнении заказов для нужд общехозяйственных служб;

д) счета 29 при выполнении заказов для нужд обслуживающих производств и хозяйств;

5) списание себестоимости заказов других вспомогательных производств при выполнении работ по этапу «4», п. «б», настоящего алгоритма. Повторение этапа «4»;

6) распределение общепроизводственных расходов с кредита счета 25 по каждому подразделению, выполняющему заказ, пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих в дебет счетов 20 (по всем открытым заказам), 23 (по заказам для сторонних контрагентов), 29;

7) распределение общехозяйственных расходов с кредита счета 26 пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих в дебет счетов 20 (по всем открытым заказам), 23 (по заказам для сторонних контрагентов), 29.

Данный алгоритм распределения накладных расходов вспомогательных производств на предприятиях ОПК представлен на рисунке и в таблице.

Как видно из рисунка и таблицы, особенностью данного алгоритма является выделение следующих заказов:

- заказы основного производства (для наглядности они разделены на гражданские и военного назначения);

- заказы вспомогательных производств, среди которых присутствуют заказы основного производства, сторонние (для внешних контрагентов), внутренние (для административных и общепроизводственных нужд), заказы для других вспомогательных производств (например, такие заказы актуальны, когда на предприятии существует несколько различных по функциям вспомогательных производств, которые могут выполнять работы друг друга), заказы обслуживающих производств и хозяйств (так как обслуживающие производства

*

Ь

<

X

>

■о

О Ь х сг

сп

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

<

Л т

Алгоритм распределения накладных расходов вспомогательных производств

Вид операции

Вид заказа 1-й этап. Начисление прямых затрат 2-й этап. Распределение общепроизводственных расходов каждого подразделения, отвечающего за выполнение заказа 3-й этап. Распределение об-щехо зяйствен-ных расходов 4-й этап. Закрытие заказов вспомогательных производств 5-й этап. Закрытие заказов прочих вспомогательных производств 6-й этап. Распределение общепроизводственных расходов, возникших в результате закрытия заказов вспомогательных производств (этапы 4-й и 5-й) 7-й этап. Распределение общехозяйственных расходов, возникших в результате закрытия заказов вспомогательных производств (этапы 4-й и 5-й)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

1. Заказы оборон- Сч. 20 Сч. 10, 19, Сч. 20 Сч. 25 Сч. 20 Сч. 26 - - - - Сч. 20 Сч. 25 Сч. 20 Сч. 26

ного назначения в 21,43,60, Аналитика Аналитика

основном произ- 69, 70,71, «Подразделе- «Подразде-

водстве 96, 97 ние» ление»

2. Заказы граждан- Сч. 20 Сч. 10, 19, Сч. 20 Сч. 25 Сч. 20 Сч. 26 - - - - Сч. 20 Сч. 25 Сч. 20 Сч. 26

ского назначения в 21,43,60, Аналитика Аналитика

основном произ- 69, 70,71, «Подразделе- «Подразде-

водстве 96, 97 ние» ление»

3. Заказы оборон- Сч. 23 Сч. 10, 19, Сч. 23 Сч. 25 Сч. 23 Сч. 26 Сч. 20 Сч. 23 - - - - - -

ного назначения во 21,43,60, Аналитика

вспомогательном 69, 70,71, «Подразделе-

производстве 96, 97 ние»

4. Заказы граждан- Сч. 23 Сч. 10, 19, Сч. 23 Сч. 25 Сч. 23 Сч. 26 Сч. 20 Сч. 23 - - - - - -

ского назначения 21,43,60, Аналитика

во вспомогатель- 69, 70,71, «Подразделе-

ном производстве 96, 97 ние»

5. Заказы для дру- Сч. 23 Сч. 10, 19, Сч. 23 Сч. 25 Сч. 23 Сч. 26 Сч. 23 Сч. 23 Сч. 20, Сч. 23 - - - -

гих вспомогатель- 21,43,60, Аналитика 23,25,

ных подразделений 69, 70,71, «Подразделе- 26, 29,

во вспомогатель- 96, 97 ние» 90

ном производстве

■о О О

а

А <

£

А

£

N (Л О

N О

ю

и

Окончание таблицы

Вид заказа Вид операции

1-й этап. Начисление прямых затрат 2-й этап. Распределение общепроизводственных расходов каждого подразделения, отвечающего за выполнение заказа 3-й этап. Распределение об-щехо зяйствен-ных расходов 4-й этап. Закрытие заказов вспомогательных производств 5-й этап. Закрытие заказов прочих вспомогательных производств 6-й этап. Распределение общепроизводственных расходов, возникших в результате закрытия заказов вспомогательных производств (этапы 4-й и 5-й) 7-й этап. Распределение общехозяйственных расходов, возникших в результате закрытия заказов вспомогательных производств (этапы 4-й и 5-й)

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит

6. Заказы для общепроизводственных нужд во вспомогательном производстве Сч. 23 Сч. 10, 19, 21,43,60, 69, 70,71, 96, 97 Сч. 23 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 23 Сч. 26 Сч. 25 Сч. 23

7. Заказы для общехозяйственных нужд во вспомогательном производстве Сч. 23 Сч. 10, 19, 21,43,60, 69, 70,71, 96, 97 Сч. 23 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 23 Сч. 26 Сч. 26 Сч. 23

8. Заказы для обслуживающих производств и хозяйств во вспомогательном производстве Сч. 23 Сч. 10, 19, 21,43,60, 69, 70,71, 96, 97 Сч. 23 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 23 Сч. 26 Сч. 29 Сч. 23

9. Заказы для сторонних контрагентов во вспомогательном производстве Сч. 23 Сч. 10, 19, 21,43,60, 69, 70,71, 96, 97 Сч. 23 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 23 Сч. 26 Сч. 23 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 23 Сч. 26

10. Заказы обслуживающих производств и хозяйств Сч. 29 Сч. 10, 19, 21,43,60, 69, 70,71, 96, 97 Сч. 29 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 29 Сч. 26 Сч. 29 Сч. 25 Аналитика «Подразделение» Сч. 29 Сч. 26

■о О О

а

А <

£

О

£

гп

*

Ь

<

х

>

■о

О Ь х сг

сп

<

X

-1

>

ь ч

гп

■о

г>

<

Л гп

N (Л О

N О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

и хозяйства могут также пользоваться услугами вспомогательных производств);

- заказы обслуживающих производств и хозяйств, которые при необходимости, в случае развитой структуры данного вида производства, можно разделить аналогичным вспомогательному производству образом.

Учитывая тот факт, что в соответствии с приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 №№ 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» [4] при калькуляции себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции, вышеуказанное детальное позаказное распределение на предприятиях ОПК можно считать оправданным.

Исходя из изложенного, в случае отсутствия такого распределения себестоимость всех внутренних заказов будет списываться на общехозяйственные или общепроизводственные нужды, т. е. относиться к косвенным расходам.

Еще одной особенностью разработанного алгоритма распределения накладных расходов можно назвать распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов на все заказы основного, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств независимо от их принадлежности заказчику (без разделения на сторонние и внутренние). Данная особенность характерна, если деятельность вспомогательных производств осуществляется не только при конкретном заказе, но и «на склад» либо если один и тот же продукт выпускается для разных заказчиков и детализация невозможна.

Например, на предприятии существует собственная типография (являющаяся вспомогательным подразделением), которая ежегодно выпускает календари. Часть календарей предназначена для внутреннего использования по подразделениям, часть предполагается использовать в качестве рекламной продукции, оставшаяся часть предназначена для реализации. До момента совершения данных операций количественные характеристики внутренних и внешних заказов неизвестны. Поэтому целесообразно начислить накладные расходы полностью на всю партию

продукции и осуществить списание себестоимости товара в момент его реализации. Стоимость продукции для внутренних нужд будет списана на счета 23, 25, 26, 29 бухгалтерского учета, будет включать первоначально распределенные накладные расходы и подлежит дальнейшему распределению с кредита счетов 25, 26.

Повторное, дальнейшее распределение накладных расходов, включающих себестоимость внутренних заказов вспомогательных производств, является еще одной особенностью разработанного алгоритма.

Список литературы

1. Дементьева А.Ю. Вспомогательное производство в строительстве // Учет в строительстве. 2011. № 5. URL: http://www. stroychet. ru/reader. htm?id=2400.

2. Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем: приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118.

3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

4. Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу: приказ Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200.

5. Об утверждении Правил определения начальной цены государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 656.

6. Об утверждении Правил формирования цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем: постановление Правительства РФ от 25.01.2008 № 29.

7. Тихомиров В. М. Сбор и распределение «вспомогательных» производственных затрат // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 5. URL: http://www. lawmix. ru/bux/28602.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.