Научная статья на тему 'Особенности брачных отношений в праве Древнего Рима'

Особенности брачных отношений в праве Древнего Рима Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6693
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
БРАК / MARRIAGE / ВЛАДЫКА / LORD / "CUM MANU" / "SINE MANU" / ПРИДАНОЕ / DOWRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силакова Ольга Николаевна, Лахта Владислав Анатольевич

Статья рассматривает особенности брачных отношений в Древнем Риме. Автор делает анализ особенностей брачного союза в эпоху расцвета Римской империи с целью заимствования наиболее некоторых норм римского частного права в семейное право России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARRIAGE RELATIONS IN LAW OF ANCIENT ROME

The Article considers the peculiarities of marriage in Ancient Rome. The author makes an analysis of the features of marriage in the heyday of the Roman Empire with the aim of drawing the most of some norms of the Roman private law in the family law of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности брачных отношений в праве Древнего Рима»

19.Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование//Закон и право. 2014. № 4.

20.Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) // Государственная власть и местное самоуправление. №1, 2012.

21.Конджакулян К.М. Президент в системе и структуре органов исполнительной власти (Сравнительно-правовой анализ на примере России и Арме-нии)//Конституционное и муниципальное право. 2010 г. № 5.

22.Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления (Сравнительно-правовой анализ) // Закон и право. № 11. 2014.

23.Мамитова Н.В. Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Российской Федерации Вопросы правоведения. №1. 2013.

24.Мамитова Н.В. Правосознание современного российского общества: теоретико-правовой анализ // Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики/сборник тезисов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня основания Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону: Издательство . 2015

25.Мамитова Н.В. Арктическая зона Российской Федерации: проблемы развития и правового регулирования // СПб.: Санкт-Перетбургский университет ГПС МЧС России. 2015.

26.Мамитова Н.В. Правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации (статья). / Мамитова Н.В. ,Петренко А.В. // Юридическая мысль. Научно-практический журнал ВАКОВСКИЙ. 2015 №5 (91).

ОСОБЕННОСТИ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ ДРЕВНЕГО РИМА

Силакова Ольга Николаевна ,

к.э.н., доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Лахта Владислав Анатольевич, студент группы ПД-64 Юго-Западного государственного университета, 305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Аннотация: Статья рассматривает особенности брачных отношений в Древнем Риме. Автор делает анализ особенностей брачного союза в эпоху расцвета Римской империи с целью заимствования наиболее некоторых норм римского частного права в семейное право России.

Ключевые слова: брак, владыка, «cum manu», «sine manu», приданое.

Abstract: The Article considers the peculiarities of marriage in Ancient Rome. The author makes an analysis of the features of marriage in the heyday of the Roman Empire with the aim of drawing the most of some norms of the Roman private law in the family law of Russia.

Key words: marriage, Lord, "cum manu", "sine manu", the dowry.

Брак в римском частном праве имел свои особенности и содержал в себе положения, заимствованные в последствии в нашу современную действительность. Еще известный римский юрист Модестин (III в. н. э.) считал брак как своеобразный союз мужчины и женщины, заключенный на всю жизнь, единство божественного и человеческого начала. Тем не менее, подобное утверждение не соответствовало реалиям того периода времени. Дело в том, что первоначально брак в Риме носил название «cum manu» и расшифровывался как - брачный союз, провозглашающий власть мужа над 158

женой. Заключив подобный брак, жена попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась некровной родственницей в семье мужа.

Тем не менее, положение женщин в Древнем Риме было не столь безнадежно. Так, в тот период времени, жена могла избежать власти мужа, путем заключения брачного союза без соблюдения специальных формальностей. Такой союз получил название «sine manu» или брак, без власти мужа над женой. При этом в Древнем Риме существовало очень интересное правило, если в течении года после заключения подобного союза женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, то она продолжала оставаться некровной родственницей в семье мужа. Причем подобного рода обряд мог повторяться ежегодно. В том случае, если жена не покидала дом мужа - она автоматически попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа («cum manu»)7.

Таким образом, брак в форме «sine manu» - это специфическая форма брака, основанная на равноправии супругов, независимости жены от мужа. При этом жена была полноправной хозяйкой в доме и матерью детей. Все остальные вопросы находились в ведении ее мужа. Приблизительно со 2 периода республики подобная форма брака постепенно вытеснила союз «cum manu» и стала преобладающей.

Уже в I в. до н. э. появляется специальная форма брачных отношений - «конкубинат». Это постоянное сожительство двух лиц, не состоящих в браке между собой с целью ведения общего хозяйства и развития жизненных ценностей в римском обществе. При конкубинате права детей и самой сожительницы были ограничеными. Так, рожденные в подобном союзе дети не значились законнорожденными, поэтому были ограничены в праве на наследство.

Свою особую специфику имели и условия вступления в брак. Условия Для совершения брачного обряда с соответствующими правовыми последствиями необходимо было, чтобы будущие супруги соблюдали определенные правила. Некоторые условия были абсолютными, то есть должны были полностью исполняться, тогда брак между римскими гражданами считался заключенным. Другие условия являлись относительными и их наличие было необходимо для оформления брачных отношений между лицами, принадлежавшими к разным общественным слоям населения Древнего Рима.

Итак, одним из основных условий для вступления в законный брак было достижение молодоженами совершеннолетия, то есть определенного возраста: для мальчиков этот возраст составлял 14лет, а для девочек 12лет.

Следующим условием было обоюдное согласие на вступление в брак. Первоначально это было лишь согласие одного лишь домовладыки. Жених высказывал свою волю только в том случае, если он был полностью правоспособен. Несколько иначе обстояло дело с правоспособностью женщин, невесте обязательно требовалось согласие ее опекуна (auctoritas tutoris)8.

Тем не менее, с течением времени и развитием общественных отношений, сформировался несколько иной взгляд на брачные отношения. Так, для заключения брачного союза не совсем правоспособного лица нужно в первую очередь получить согласие жениха, а также согласие главы семьи невесты и согласие главы семьи жениха, или лица, под отеческой властью которого жених может оказаться после смерти главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только глава семьи - дед, но и отец, который подчиняется власти того же деда, потому что после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает

7 Петренко Д.С. Некоторые аспекты становления и правового закрепления института брака в Древнем Риме // Политика и общество. 2013. С. 1480.

8 Кайнов В.И. Правовое регулирование брака в семейных отношениях в Древнем Риме // Мир юридической науки. 2013. №3. С.29.

наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в некровную семью своего мужа. Чтобы выйти из старой некровной семьи, дает согласие невесте глава ее семьи.

Подытоживая все выше сказанное, необходимо заметить, что изначально все положения о согласии на заключения брака брали свое начало из той же теории власти, на которой строилась агнатическая семья вообще. Владыка давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Тем не менее, по мере того как правосубъектность участников брачно-семейных отношений эволюционировала от первоначально абсолютной власти главы семьи до полной самостоятельности, интересы и воля детей постепенно начинает учитываться в том числе и при решении вопросов о согласии домовладыки на вступление в брак. Например, Закон Юлия (4 г. н. э.) позволил нисходящим воспользоваться правом обжаловать магистрату неосновательный отказ владыки в согласии на брак. Впоследствии, лицам, желающим заключить брак было разрешено заключать брачный союз и без согласия домовладыки, если он взят в плен или неизвестно где отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состояла под опекой, могла вступать в брак, не иначе как, получив согласие своего опекуна (auctoritas tutoris), после освобождения женщин из под власти домовладыки, разрешение на брак стали давать отцы невесты, а при их отсутствии матери или другие ближайшие родственники9.

Не менее важным условием вступления в брак являлось наличие у пар правомочия заключить брак по закону. Ограничением к вступлению в брак ввиду отсутствия самого права могли возникать либо по причине того, что жених и невеста относились к различным слоям населения (позднее сословиям), либо из родственных связей между ними или в редких случаях из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались брачные союзы между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не разрешались брачные отношения вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия10.

Следующим обязательным условием для вступления в брак, являлось родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - первоначально, по-видимому, до шестой степени; по упразднению этого правила и до конца республики - между людьми, матери которых были сестрами (сомоЬпш), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д.

В период империи было введено новое ограничение для заключения брачного союза - это нахождение лиц в отношениях свойства как по прямой линии без ограничения степеней, так и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены брачные отношения между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и самой виновницей прелюбодеяния.

Свою особенность и имели способы заключения брака в Древнем Риме. Заключению брачного союза должно было предшествовать обручение. В период образования Римского государства такой обряд совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно про-

9 Богдан В.В. Римское право. Курск.: КГТУ, 2003. С.76.

10Бизаева А.А., Кузичкина М.В. Брачно-семейные отношения Древнего Рима. // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 4 (62). С. 75-77. 160

ходило без соблюдения строгих формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от противоположной стороны.

Брак мог совершаться в Древнем Риме тремя способами: совершение религиозного обряда; покупка женихом невесты; согласие обоих сторон.

Два первых способа бракозаключения именовались еще «правильным браком», т.е. брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака где мужская власть не являлась основной (sine manu).

Сам религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Этот способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением жертвоприношений в виде еды, дарованной в пользу Юпитера. На подобном обряде присутствовали жрецы и 10 свидетелей11.

Покупка женихом невесты (coemptio) проводилось в форме манципации, которую осуществлял непосредственно сам домовладыка. На ней присутствовали пять свидетелей и весовщик с весами.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных церемоний. Брак считался заключенным с простым отведением невесты в дом жениха. При таком способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

С появлением и распространением брачных отношений в форме «sine manu» появилась традиция преподносить будущему мужу особый дар при вступлении в брак -приданое (dos). Размер приданого определялся самой женщиной (в том случае, если она была suiiuris), главой ее семьи или третьим лицом. Полученное приданное от отца невесты именовалось «приспевшим» (dosprofecticia), а полученное от иных лиц со стороны невесты - «dosadventicia». Сама суть приданного заключалась во внесении вкладов имущественного характера в виде движимого и недвижимого имущества в собственность семьи мужа, для того чтобы облегчить мужу предстоящие расходы, связанные с семейной жизнью. Регулирование осуществлялось обычным правом, но в позднюю эпоху можно было заставить отца невесты дать приданое, если он отказывался это сделать с целью препятствовать браку.

Таким образом, брак в Древнем Риме был довольно-таки развитым и многообразным институтом права, включающим в себя непосредственно заключение брака, сожительство вне законного брака, имущественные отношения супругов. Некоторые правовые нормы римского частного права неплохо было бы реципировать и в современное семейное право России. Так, сегодня в российском обществе нередко лица живут в форме простого сожительства, называя это «гражданским браком», который является незаконным и никак на законодательном уровне не урегулирован. Поэтому введение римского конкубината позволило бы решить множество правовых проблем и коллизий.

11 Строгадецкий В.М. Римское право. М.: Берлин, 2014. С.54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.