Научная статья на тему 'Особенности бизнес-планирования и управления инвестиционными проектами в туристско-рекреационной сфере с учетом фактора риска'

Особенности бизнес-планирования и управления инвестиционными проектами в туристско-рекреационной сфере с учетом фактора риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / РЕКРЕАЦИОННОТУРИСТСКИЙ РЕГИОН / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ФАКТОР РИСКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нефедкина С.А.

инвестиционными проектами в туристско-рекреационном комплексе. Предлагаемые организационные изменения по созданию механизма, позволят активно участвовать в развитии сферы рекреации всем хозяйствующим субъектам, применяя систему административных и экономических инструментов государственного регулирования, что позволит повысить конкурентоспособность туристско-рекреационных услуг региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нефедкина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бизнес-планирования и управления инвестиционными проектами в туристско-рекреационной сфере с учетом фактора риска»

С.А. Нефедкина

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ С УЧЕТОМ ФАКТОРА РИСКА

FEATURES BUSINESS-PLANNING AND MANAGEMENT INVESTMENT PROJECTS IN TOURISM-RECREATIONAL AREA RISK-BASED

Аннотация: в статье определяются особенности применения бизнес-плана как одного из основных инструментов создания благоприятного инвестиционного климата на предприятиях туристско-рекреационного комплекса. Исследуется фактор риска, подходы к его оценке, а также разработан алгоритм анализа риска при управлении инвестиционными проектами в туристско-рекреационном комплексе. Предлагаемые организационные изменения по созданию механизма, позволят активно участвовать в развитии сферы рекреации всем хозяйствующим субъектам, применяя систему административных и экономических инструментов государственного регулирования, что позволит повысить конкурентоспособность туристско-рекреационных услуг региона.

Ключевые слова: бизнес-планирование, инвестиционный климат, рекреационно-туристский регион, рекреационные ресурсы, фактор риска, конкурентоспособность туристско-рекреационных услуг, инвестиционный проект.

Abstract: the article defined features of a business plan as a key tool for creating a favorable investment climate for enterprises of tourist and recreational complex. We investigate the risk factor, approaches to its assessment, and developed an algorithm for risk analysis in the management of investment projects in tourism and recreational complex. The proposed organizational changes to create a mechanism that will actively participate in the development of recreation, all enterprises, using a system of administrative and economic instruments of state regulation, which will increase the competitiveness of tourism and recreational services in the region.

Keywords: business planning, investment climate, recreational and tourist region, recreational resources, risk factor, the competitiveness of the Turistsko and recreational services, investment project.

В настоящее время существует необходимость в разработке стратегии повышения конкурентоспособности туристско-рекреационных услуг, ориентированной на потребителя концепции управления, которая призвана формировать рациональные производственные программы, оперативно реагировать на складывающиеся обстоятельства на рынках реализации туристско-рекреационных услуг и, в конечном итоге, побеждать в условиях конкурентной борьбы на мировых рынках. В этой связи актуальным является развитие рекреационных зон в структуре единого хозяйственного комплекса национальной экономики и, в частности, Черноморского побережья Краснодарского края. С помощью стратегического регулирования как важнейшей функции управления в регионе представляется возможным решить комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией курортно-туристского комплекса на обновление системы предоставляемых услуг, внедрение и использование новейших технологий, принципов управления и методов организации труда в сфере рекреационной индустрии. Отсутствие необходимых пропорций в развитии отдельных элементов регионального хозяйства, отставание в решении назревших социальных проблем, нарастание экологической напряженности и неэффективное использование региональных ресурсов обусловили необходимость коренного изменения существовавшей системы управления развитием рекреационно-туристских услуг города Сочи.

Управленческие воздействия на туристско-рекреационный комплекс (ТРК) сгруппируем по следующим критериям:

S по степени воздействия;

V по охвату регулируемых вопросов (регламентация основных направлений развития - определение узких вопросов хозяйственной деятельности);

V по степени вариативности (стабильность существующих структур в исследуемый период времени);

V по способу взаимодействия (прямое, косвенное);

V по адекватности управленческих воздействий на текущую экономическую ситуацию региона;

V по согласованности действий субъекта управления с другими субъектами;

V по преемственности принимаемых решений (управляющие воздействия формируются на базе позитивного опыта реализации предыдущих программ управления);

V по обоснованности принимаемых решений.

Необходимо рассматривать ТРК как центр действий, интересов и договоров, как социально-техническую систему, в которой производятся услуги объемно-стоимостного характера, удовлетворяющие спрос конкретных групп потребителей.

Исходя из приведенного определения, любая организационно-экономическая форма предприятия ТРК опирается на систему его целей. Под влиянием управленческих воздействий, предприятие формирует собственный комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития учреждения с обязательным использованием позитивных моментов внешних управленческих воздействий. Таким образом, управленческие воздействия оказывают значительное влияние на формирование стратегии развития предприятий ТРК, которая может быть описана в виде комплексного всестороннего плана.

При разработке бизнес-плана следует исходить из того, что функционирование любой коммерческо-производственной единицы управления определяется дополняющими секторами, которые представлены на рис. 1.

Совершенствование, разработка и подготовка туристско-рекреационных услуг

Экономика Сбыт

БИЗНЕС- ПЛАН

Руководство и штат предприятия Оказание туристско-рекреационных услуг

Рис. 1. Факторы и условия, влияющие на процесс бизнес-планирования в ТРК

Успех деятельности туристско-рекреационного предприятия (ТРП) предполагает, что каждый, изображенный на рис. 1 сектор, развивается целенаправленно в полном соответствии с движением других секторов.

Отправной точкой системы является реализация туристско-рекреационных услуг (сбыт продукции). Применительно к рассматриваемой подотрасли, составление плана предполагает анализ деятельности туристско-рекреационных предприятий и их окружения, а также прогноз их развития. Кроме того, бизнес-план намечает цели для всех изображенных на рисунке секторов. Для их реализации необходимо разработать стратегию и составить конкретный план практической деятельности ТРП.

Основной задачей бизнес-плана является рассмотрение ТРП как единого целого. В зависимости от исходных условий в плане должна быть предпринята попытка

выделить один из видов его основной деятельности. В организациях сферы обслуживания, в том числе и системы ТРК, - это, чаще всего, имидж и реклама фирмы, процесс и система оказания услуг. Грамотно составленный бизнес-план позволяет предотвратить финансовые потери ТРП и будет являться подготовительным этапом к созданию инвестиционного климата на предприятии.

Использование бизнес-плана для управления инвестиционными проектами в рекреационной российского рынка не всегда эффективно. Именно поэтому необходимо трансформировать и адаптировать механизм управления применительно к местным условиям. В качестве инструмента анализа нами выбран принцип декомпозиции системы на основе дедуктивного подхода, предусматривающего дробление и последующую группировку частей сложного объекта, начиная с рассмотрения его как единого целого. Этот метод лежит в основе представленной схемы, определяющей основные функции бизнес-плана как инструмента управления (рис. 2):

Сбор данных

Обработка собранной информации Анализ

и интерпретация полученных результатов Принятие управлен- ческого решения

Рис. 2. Схема процесса управления, осуществляемая при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта в рекреационной зоне

Указанные на схеме блоки иначе можно определить как этапы, которые играют важную роль в системе управления проектом. Причем ни один из них не является приоритетным, так как последствия ошибок, допущенных на любом этапе, оказывают отрицательное влияние на процесс реализации проекта в равной мере.

Первый этап - информационный. Процесс управления любой производственно-хозяйственной деятельностью, а тем более, инвестиционным проектом, по своей природе является информационным. Следовательно, качество и объем собранной информации оказывает непосредственное влияние на дальнейший анализ. При этом особое внимание следует уделять полноте собранных данных, которая невозможна без учета комплекса факторов, действующих на рынке.

Второй этап - оценка инвестиций. На истинность результатов обработки собранных данных существенное значение оказывают также используемые методы расчетов. Однако нестабильность социально-политической и макроэкономической ситуаций, высокие темпы инфляции, а также несовершенное законодательство России требуют внесения корректив в стандартные подходы и критерии.

На третьем этапе проводится анализ и интерпретация результатов, после чего принимается решение по проекту.

Содержанием представленного механизма совершенствования бизнес-плана являются методические рекомендации, т.е. система взаимосвязанных и взаимозависимых показателей и методов, необходимых к использованию при разработке бизнес-плана инвестиционных проектов, реализуемых в рекреационной зоне. Представленные рекомендации ориентированы на решение задач оценки эффективности инвестиционных проектов в рекреационной зоне в процессе их разработки. Поэтому их основой является модификация сложившихся в мировой практике подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики:

- определение эффекта путем сопоставления интегральных затрат и результатов будущих периодов с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на капитал или других показателей;

- приведение будущих расходов и доходов, относящихся к различным периодам времени в соизмеримый вид по критерию экономической ценности в начальном периоде;

- учет влияния инфляции, задержек платежей и других факторов, влияющих на ценность используемых денежных средств;

- учет неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта.

Далее важно исследовать фактор риска и рассмотреть подходы к его оценке при

реализации инвестиционных проектов в сфере рекреационной деятельности.

На каждой стадии исследования инвестиционного проекта в той или иной степени присутствует фактор риска, связанный с проблемой неопределенности. Степень неопределенности будет уменьшаться по мере уточнения исходной информации, а также изучения сложившейся на рынке ситуации. Однако полностью исключить неопределенность при планировании невозможно. Поэтому общая оценка инвестиционного проекта должна выполняться с учетом всевозможных изменений внешних и внутренних параметров, учет и анализ которых производится в рамках процесса оценки риска.

В данном контексте под понятием «риск» будем понимать вероятность потери части ресурсов, доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления конкретного вида деятельности. Оценка риска осуществления инвестиций в меньшей степени, чем другие способы оценки, поддается формализации.

Тем не менее, элементы системы оценки риска используются во всех финансовых расчетах по проекту. Поэтому учет фактора риска является, практически, результирующей функцией всех составляющих коммерческой оценки инвестиционного проекта, а сам процесс анализа риска служит своеобразной оболочкой для расчета эффективности проекта в целом. В этой связи более важной становится общая интерпретация результатов оценки, нежели точность отдельно взятых значений тех или иных показателей.

Структура организации управления проектом в рекреационной сфере определяется в основном масштабом производства, формой собственности, а также условиями реализации и последующего функционирования проекта. Постоянные изменения условий внешней среды требуют от планируемых к реализации проектов, с одной стороны, очень высокой гибкости, т.е. способности в короткий период времени реагировать на произошедшие изменения, с другой - наличия свободных денежных средств, используемых для этих целей.

Количественные и качественные изменения в производственно-хозяйственной среде вызваны необходимостью перестройки структуры управления. Пассивность в совершенствовании организационных форм и методов управления ведет к снижению эффективности производства, следовательно, выбор организационной структуры должен быть адекватным конкретным условием окружающей среды (рис.3.).

В связи со сказанным, рассмотрим основные функции системы управления с учетом имеющего место на российском рынке факторов риска и неопределенности. Заметим при этом, что целью анализа риска является предоставление информации, необходимой для принятия решения о целесообразности реализации проекта, позволяющей предусмотреть меры по защите его от возможных финансовых потерь.

В нашем варианте, помимо традиционных, в современных условиях добавляется новая функция процесса планирования, которая заключается в создании резерва средств на покрытие непредвиденных расходов.

При определении системы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки проекта, так как если не было учтено в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход первоначально определенной суммы. При этом необходимо принять во внимание, что:

- оперативное управление, направленное на координацию хода работ, предусматривает устранение возникающих дестабилизирующих факторов. Поэтому, если на стадии планирования определяется первоначальная сумма страхового фонда, то в процессе реализации проекта происходит переоценка первоначально определенной величины фонда и уточнение

сумм резерва;

у процесса управления есть другая основная функция - контроль, заключающаяся в сравнении расчетных показателей с фактическими.

Выбор внутренних и внешних факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска

Анализ выявленных факторов

Финансовая оценка конкретного вида риска

Определение финансовой состоятельности (оценка ликвидности проекта) Определение экономической целесообразности (эффективности проекта)

Определение допустимого уровня риска

Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска

Разработка мероприятий по снижению риска

Рис. 3. Блок-схема анализа риска при управлении инвестиционными проектами в туристско-рекреационном комплексе

Рассмотренная выше проблема риска в оценке эффективности инвестиционного проекта позволяет признать в качестве самостоятельной (т.е. требующей обособления) указанную проблему и определить роль и место этого вопроса в системе управления, а также выбор организационной структуры.

С этой целью в составе руководящих структур туристско-рекреационных

предприятий целесообразно выделить подразделение, специализирующееся исключительно на решении указанной проблемы. Основными функциями такого подразделения могут быть:

- выявление факторов, увеличивающих или уменьшающих риск в процессе реализации проекта;

- проведение риск-анализа с целью расчета вероятностей возникновения потерь при осуществлении того или иного вида деятельности, определение максимального размера риска и установление его оптимального уровня;

- проведение анализа целесообразности затрат (в основном используется для производственных проектов) с целью минимизации объема капитала, подвергаемого риску;

- проведение анализа чувствительности;

- выявление способов снижения риска.

Таким образом, необходимость структурного и организационного выделения проблемы учета риска в рамках оценки эффективности проекта в ТРК подтверждается тем, что рассматриваемые выше вопросы совершенствования управления приобретают все более специализированный характер, так как решение этих задач требует привлечения специалистов, профессионально владеющих знаниями в области кибернетики, экономико-математического моделирования и т.п.

Особенности российского туристского рынка, большинство из которых практически не поддается учету, оказали влияние и на организацию работ по оценке проекта. Так, общий порядок проведения предварительных исследований по риск-оценке проекта должен включать следующие этапы:

- сбор и подготовка исходных данных;

- первоначальная оценка осуществимости проекта - выполнение предварительных расчетов и выявление «узких» мест проекта, т.е. областей потенциального риска;

- корректировка исходных данных (целей, стратегий) по результатам проведенной оценки;

- проведение окончательных расчетов, развернутый анализ собранной информации, оценка эффективности;

- заключение о целесообразности осуществления проекта.

В нашем случае отличие от общепринятого стандартного подхода существенное значение придается уровню подготовки и обработки исходных данных (на этот вид работ приходится от 50% до 90% общих трудозатрат). Это объясняется не только сложностью их сбора, но и тем, что на определенном этапе требуется выделять факторы, оказывающие основное влияние на процесс реализации проекта, и представить их в виде системы контрольных показателей и оценок риска в целом.

Подводя итог вышеперечисленным проблемам, отметим, что на сегодняшний день в рекреационной сфере сложились три очень неблагоприятные тенденции:

V строительство новых рекреационных комплексов ведется без общего плана социально-экономического развития территории, вне контекста действующих социокультурных реалий, без учета интересов местного населения (вид занятий, уровень жизни и т.д.);

V отсутствие массового спроса на рекреационные услуги, что резко снижает финансовую стабильность деятельности учреждения и понижает ценность стратегического планирования;

V самоустранение государства от решения вопросов организации и финансовой поддержки данного комплекса.

Выход из создавшейся ситуации может быть найден путем создания механизма, позволяющего активно участвовать в развитии сферы рекреации всем хозяйствующим субъектам, применяя систему административных и экономических инструментов государственного регулирования.

Стратегическое планирование и управление рекреационной деятельности при современном подходе к менеджменту должно осуществляться исходя из интересов государства, территории и собственно организации на основе специфики целей функционирования. При этом следует иметь в виду необходимость сочетания широкой

доступности рекреационных услуг для населения с обеспечением элитного, специализированного, дорогостоящего обслуживания для граждан со средним и высоким уровнем дохода.

Крайне важно для развития регионов рекреации и в целом для экономики России разработать организационные, экономические и технологические меры для повышения конкурентоспособности сферы рекреационных услуг. С этой целью необходима разработка целевых индивидуальных программ для каждого курорта, прежде всего федерального значения, с привлечением бюджетных средств. Это позволит создать условия для привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов.

Примером региональной политики властей могла бы стать программа поддержки депрессивных регионов. Цель программы - ускорение процесса структурной перестройки экономики, смягчение его неблагоприятных последствий для населения наиболее уязвимых в структурном отношении регионов и содействие этим регионам в проведении структурных преобразований. В основу программы может быть положен принцип придания депрессивным регионам особого экономико-правового статуса, дающего право на дополнительную (по сравнению с другими регионами) федеральную поддержку. Основным объектом поддержки должны стать не региональные (местные) власти, а проживающие (работающие) не территории депрессивного региона граждане и функционирующие в данном регионе хозяйствующие субъекты.

В целом, полученные результаты расширяют возможности макро- и микроэкономического анализа экономической ситуации и тенденций, способствуют выработке инновационной модели развития региона-курорта, а также могут оказать содействие в преодолении неоправданных межрегиональных контрастов.

Туристско-рекреационный комплекс, являясь составной частью социальной сферы, направленной на удовлетворение потребностей приезжающих, формируется как ступенчатая система социального обслуживания, где процесс управления ею предполагает выделение трех уровней управления в стране - местный, региональный и федеральный.

Решение большинства социальных проблем не может быть переложено только на уровень предприятия, а должно осуществляться либо в масштабах региона, либо на государственном уровне. Всё это предопределяет существующее состояние системы управления социальной сферой регионов, развитие которой может быть достигнуто лишь при объединении усилий входящих в территориальный комплекс отраслей с помощью структур местного самоуправления региона, позволяющих оптимизировать затраты на создание комплексов социального обслуживания населения.

В управлении развитием туристско-рекреационных комплексов важное место занимает разработка региональных программ, что позволяет сделать управление в этой сфере более эффективным. Модель управления организационно-экономических составляющих города-курорта состоит в том, чтобы упорядочить все сферы хозяйственной деятельности и их взаимодействие, ввести социально-экономические процессы в рамках соответствия экономическим законам рыночного хозяйства, создать условия для непрерывно долгого сбалансированного развития на основе научно-технического прогресса.

С учётом общенациональной значимости города Сочи как курорта федерального значения, необходимо разработать и предусмотреть комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса в регионе Большого Сочи. Этот вопрос должен решаться с соблюдением оптимального равновесия между курортно-оздоровительным и туристским использованием территории и защитой уникальной природной среды, а также стимулировать процесс становления современных экономических отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования в сфере санаторно-курортного обслуживания Сочинского региона.

Устойчивое развитие морских курортных регионов Юга России и обеспечение конкурентоспособности региональной экономики санаторно-курортной и рекреационной отрасли может быть обеспечено с помощью ряда факторов: ценовой политикой, гарантиями и качеством сервиса, качеством окружающей среды, качеством

управления предприятиями.

Таким образом, предлагаемые мероприятия помогут в развитии города Сочи как горноклиматического курорта - курорта мирового уровня, что позволит успешно конкурировать с альпийскими и иными горными курортами мира, а также развитию имеющихся конкурентных преимуществ города и созданию новых.

Литература

1. Адрианов В. Д., Кузнецов А.Н. Специальные экономические зоны в мировой экономике. - Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ТЕИС, 1998.

2. Бусарова А.В. Оценка результатов и эффективности реализации комплексных программных мероприятий. Сборник трудов. Программное решение проблем бюджетной сферы в регионах Приволжского федерального округа. - М.: Едиториал УРСС, 2004. (Общественные финансы, вып. 5). - С. 185-190.

3. Быкова О.Н., Замирович Е.Н.., Нефедкина С.А. Антикризисное управление социально-экономическими объектами депрессивных регионов. Монография /РГИИС/. - Москва, 2007 - 09г., 178с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. - М.: Дело, 1997.

5. Идрисов А. Стратегия развития региона.- Интернет-ресурс: сайт Агентства финансовой информации «Консультант», http://www.dinform.ru/newanalit

6. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Сканрус. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.