УДК 612.821.6
ОСОБЕННОСТИ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА ЖЕНЩИН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОГРАММ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ
© 2003 г. В.В. Васильева
The EEG examination of 80 women participating in the IVF program has been carried out. The left-side cortical activation of the temporal zones of the brain of women, who became pregnant as a result of IVF program has been diagnosed, which seems to indicate the gestation dominant formation. It is supposed, that one of the ways of increasing of efficacy of the IVF methods is the investigation of the mechanisms of central-peripheral integration in women’s reproductive system.
Успехи современной медицинской науки и практики позволили существенно повысить эффективность лечения бесплодия. Наиболее перспективным методом следует признать экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбрионов в полость матки, но репродуктологи неудовлетворены результатами программ ЭКО (данный показатель колеблется от 6,4 до 24 %). Один из путей повышения эффективности метода ЭКО видится в углублении представлений об общих закономерностях центропериферической дезинтеграции и прежде всего за счет нарушения механизмов центральной регуляции в системе женской репродукции, лежащих в основе многих форм женского бесплодия.
По современным представлениям процессы овуляции сопровождаются возникновением фолликуло-овуляторной доминанты [1-3], а беременность - возникновением гестационной доминанты [4-9] в лим-бико-диенцефальных структурах центральной нервной системы. Наличие этих взаимосвязанных доминант является не только прогностическим и диагностическим показателем, но и базовым фактором физиологической состоятельности этих важнейших явлений в женской репродуктивной системе.
Цель настоящего исследования - изучение характера спонтанного электрогенеза у женщин при стимуляции суперовуляции и на ранних этапах беременности после переноса эмбрионов в полость матки.
Материалы и методы
ЭЭГ обследование было проведено у 80 женщин в возрасте 22-38 лет, проходивших программу ЭКО на базе центра репродукции РНИИАП.
В традиционном варианте перенос эмбрионов в матку проводят без учета стороны функционально более активного (доминантного) яичника и морфофункциональной готовности «левого» и «правого» эндометрия. В нашем обследовании участвовали те женщины, у которых программу ЭКО впервые осуществляли по модифицированной методике [10], когда перенос эмбрионов производили на сторону матки, ипсилатеральную доминантному яичнику (с большим числом лидирующих фолликулов), т.е. выбор стороны имплантации определялся исходной асимметрией репродуктивного аппарата, соответствующей направленности латерального фенотипа. Запись ЭЭГ осуществляли в 3 этапа:
- на 2-3 день менструального цикла ;
- на 11-13 день цикла, на фоне стимуляции суперовуляции, непосредственно перед аспирацией ооци-тов в программе ЭКО;
- на 14 день после переноса эмбрионов в полость матки.
Регистрацию и спектральный анализ ЭЭГ проводили с помощью программно-аппаратного комплекса «Энцефалан 131-01» (г.Таганрог). Суммарная биоэлектрическая активность мозга регистрировалась монополярно по схеме «10-20» в симметричных лобных, височных, центральных, теменных, затылочных областях. Референтный электрод располагали на мочках ушей. Запись ЭЭГ осуществляли в состоянии покоя с закрытыми глазами в течение 10 мин. С использованием пакета прикладных программ на IBM PC/AT 586 осуществлялась визуализация полученной информации, отбор несодержащих артефактов немозгового происхождения участков записи (по пять 10-секундных ЭЭГ-эпох). Для отобранных таким образом эпох производился расчет спектров мощности по алгоритму быстрого преобразования Фурье для 19 каналов в диапазоне основных ритмов ЭЭГ. Коэффициенты межполушарной асимметрии в каждой паре отведений для каждой женщины в отдельности и для каждого этапа исследования вычислялись по следующей формуле:
К МПА =[( MR -ML)/(MR +ML]-100 %, где MR - значения мощности альфа-ритма справа;
ML - значения мощности альфа-ритма слева.
Анализ энцефалографических данных проводился с учетом этапа исследования и факта наступления беременности. Вторичная обработка результатов и построение графиков осуществлялось с помощью пакетов статистической обработки Statistica 4.3, Excel 6.0 при использовании алгоритма двуфакторного дисперсионного анализа ANOVA.
Результаты исследования
Проведенный многофакторный анализ свидетельствовал о статистически достоверном' совместном влиянии двух факторов (этапа исследования и факта наступления беременности) на спектральные характеристики ЭЭГ, что позволило рассматривать обследуемых в рамках трех групп. Первая группа состояла из 58 пациенток, у которых в результате программы ЭКО беременность не наступила. Во вторую группу
были включены 11 женщин, у которых беременность состоялась и закончилась родами. Третью группу составили 11 пациенток, беременность которых была подтверждена УЗИ и высоким уровнем ХГ крови, но впоследствии закончилась самопроизвольным прерыванием.
При сохранении существенной межиндивидуаль-ной вариативности частотно-амплитудных характеристик ЭЭГ внутри каждой группы в динамике спектральных значений имелись статистически достоверные межгрупповые отличия На рисунке представлена динамика усредненных характеристик спектров мощности альфа-ритма ЭЭГ у пациенток при прохождении программы ЭКО.
50 О 45 0 40 0
I
35 0 I
30 0 25 0 20
. J
*
15 0 10 0
5 О
о о
ältt
I
№
Í
і
FÔ
тз
Т4
50 0 45 0 40 0 35 0 30 0 25 0 20 0 150
íi
і
і
Ть
І
fe
ТЗ Т4
І
-J
-і!
FS П
Этапы обследования
1
.□ 2-а
Т5 ! . 0
Динамика усредненных характеристик спектров мощности альфа-ритма ЭЭГ височных отделов мозга у пациенток с различными исходными программами: а - отсутствие беременности, б - физиологическое течение беременности, в -прерывание беременности в ранние сроки
В первой группе пациенток в динамике исследования отсутствовали достоверные изменения спектральных характеристик ЭЭГ, межполушарных и внутриполушарных соотношений корковой активации во всех анализируемых отведениях и диапазонах. У женщин второй группы перед пункцией яичников наблюдалось снижение мощности альфа-ритма в лобных, височных, центральных и теменных областях, наиболее выраженное слева Обнаружена выраженная билатеральная асимметрия активности височных зон с достоверным преобладанием активации левого полушария. На 3 этапе исследования отмечалось сохранение низких значений мощности альфа-ритма ЭЭГ во всех ( кроме затылочных ) отведениях. Для женщин третьей группы перед пункцией яичников было характерно достоверное уменьшение мощности альфа-ритма ЭЭГ слева только в отведениях VI и ТЗ. За два дня до предполагаемой менструации у них наблюдался рост мощности альфа-частот с превышением фоновых значений. Общей тенденцией в динамике суммарной электрической активности у женщин II и III группы явилось значимое уменьшение на втором этапе исследования спектральной мощности тета- и дельта-ритмов с сохранением их распределения в передних (лобно-центрально-височных ) отделах, а также достоверное для 70 % обследуемых увеличение выраженности бета-ритма в лобных отведениях.
Обсуждение результатов
1 В контексте сложившихся в электрофизиологии представлений, функционально более активным (больший уровень активации) считают то полушарие (или область мозга), в котором мощность альфа-частот ниже. Полученные данные свидетельствуют о неодинаковом уровне ЭЭГ-активации у пациенток в динамике программы ЭКО. Анализируя спектральные мощности ритмов ЭЭГ, мы выявили, что у забеременевших в результате стимуляции суперовуляции женщин на втором этапе обследования отмечалась левосторонняя кортикальная активация ЭЭГ. Данная закономерность была наиболее выражена у женщин с сохранившейся впоследствии беременностью.
В ряде работ [11-13] показано уменьшение альфа-активности ЭЭГ при овуляции у здоровых женщин. Нами в ранних исследованиях [7,9] была выявлена связь между превалированием активации ЭЭГ височных и центральных областей левого полушария и нормальным течением беременности. Допуская общность этих механизмов, можно сделать вывод, что прогностическим в плане исхода беременности, является повышение активации ЭЭГ левого полушария при проведении стимуляции овуляции и сохранение этих межполушарных соотношений на ранних этапах беременности, что, по-видимому, является отражением формирования гестационной доминанты. Отсутствие изменений в спектральной и топографической картине биоэлектрической активности мозга при искусственно создаваемой гиперэстрогении, вероятно,
может быть связано с наличием детерменанты регуляции со стороны лимбико-диенцефальных структур.
Выводы
Проведенное исследование позволяет заключить, что гестация и предшествующие ей процессы овуляции происходят при непосредственном участии высших отделов нервной системы.
Левосторонняя ЭЭГ активации височных зон мозга у забеременевших в результате проведения программы ЭКО женщин, вероятно, отражает формирование гестационной доминанты.
Возвращение спектральных показателей альфа-ритма ЭЭГ к фоновым значениям после переноса эмбрионов является неблагоприятным прогностическим признаком и предшествует самоаборту на ранних этапах беременности.
Исследования механизмов центральной регуляции овуляторными и гестационными процессами пополняют арсенал методов прогнозирования и диагностики акушерско-гинекологической патологии.
Литература
1. Дубровина С. О. Роль интеграции центральных и периферических морфофункциональных асимметрий в ге-' незе менструального цикла, нарушений менструально-
Ростоеский НИИ акушерства и педиатрии._____________
го цикла и ранних сроков беременности: Дис. канд. ... мед. наук. Ростов н/Д, 1999.
2. Орлов В.И., Порошенко А.Б. II Акушерство и гинекология. 1988. №7. С. 13-16
3. Орлов В И, Черноситов A.B., Кузьмин A. II Вест. Рос. ас. акушеров гинекологов. 1998. № 3. С. 65-68.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
5. Батуев A.C. Психофизиология матери и ребенка. СПб., 2001.
6. Бианки В.Л. Нейробиология церебральной латерализа-цииМ., 1989.
7. Васильева В.В. и др. II Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 2001. С. 49-56.
8. Смирнов А Г.. Батуев А С.. Воробьева С.Ю // Физиология человека. 2002. Т.28. № 1. С. 42-52.
9. Vasiljeva V.V. et al. II Archives of Women’s Mental Health. 2001. Vol 3. № 4. С 106.
10. ' Сагамонова К.Ю. Пути оптимизации программы экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбрионов в полость матки: Дис. ... д-ра мед. наук. Ростов н/Д, 2001.
11. Becker D et al. // Psychoneuroendocrinology. 1982. Vol. 7. № 1. С 75-90
12. Kaneda У et al. II J. Med Invest. 1997. Vol. 44. № 1. C. 41^6.
13. Solis-Ortiz S et al. II Int. J. Neurosci. 1994. Vol.76. № 3. C. 279-292.
8 декабря 2002 г.
УДК 612.821+612.6
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗРЕЛОСТИ РЕБЕНКА В АСПЕКТЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
© 2003 г. В.Б. Войнов
Оценка психофизиологического развития ребенка многими исследователями связывается с категорией «зрелость», которая в современной литературе используется в нескольких аспектах. По мнению Б.Г. Ананьева [1], зрелость может выступать в качестве категории качественной оценки общего развития человека: как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная), субъекта труда (трудоспособность); более широкое понятие «зрелость человека», по мнению Г.С.Никифорова [2], есть эквивалент физиологической надежности систем организма человека на определенном этапе его онтогенеза. Кроме того, понятие «зрелость» используется в отношении формирования конкретных свойств человека или отдельных возрастных этапов, этапов социального становления — «школьная зрелость», «половое созревание» и т.д.
Целью данной работы является анализ представлений о созревании человека как важнейшем аспекте его индивидуального развития в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.
Современный подход к исследованию биологических систем, с одной стороны, базируется на‘представлениях об их динамичности, с другой - опирается на необходимость идеализировать некоторую точку времени и пространства, анализируя актуальный морфо-функциональный комплекс.
Под развитием человека следует понимать закономерную реализацию генетических программ дифференциации и усложнения структурно-функциональных свойств организма, реализующуюся в конкретных биосоциальных условиях. Этот процесс продолжается всю жизнь человека, но наиболее интенсивно
- в детские и юношеские годы. Накопление структурной сложности организма, ассоциативного материала, новых форм поведения, знаний и умений позволяет уже взрослому человеку все больше расширять диапазон своих реактивных, адаптационных возможностей. И только к старости можно наблюдать ретроградные процессы сужения адаптационных возможностей организма. В работах [3, 4], понятие психического здоровья человека сводится к представлениям о зре-