ОСОБЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
СБОРНЫХ ГРУЗОВ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Гурецкайте К.Ж.
Гурецкайте Кристина Жидруновна - магистрант, направление: технология транспортных процессов, Инженерно-технический институт Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье рассматриваются общие особенности автомобильных перевозок сборных грузов и проводится анализ данного сегмента транспортного сектора; также детально рассматриваются особенности данных автомобильных грузоперевозок между Россией и Калининградской областью, вычленяются существующие проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: грузоперевозки, автомобильный транспорт, логистика, сборные грузы, Калининград, Россия.
Перевозка сборных грузов, подразумевающая объединение в одну партию мелких и средних грузов разных отправителей, в России начала активно развиваться в начале нулевых. Согласно экспертным оценкам, данный сегмент транспортной отрасли, даже несмотря на тяжёлую ситуацию в экономике, будет продолжать расти и к 2020 году в денежном эквиваленте его объём составит 100-120 миллиардов рублей (пессимистический и оптимистический прогнозы соответственно) [1].
При этом данный сегмент рынка в силу своей специфичности редко удостаивается внимания со стороны не только научного, но и журналистского сообществ. В отличие от курьерских, складских и 3PL-организаций перевозчики сборных грузов достаточно скрытны и неохотно выставляют детали хозяйственно-экономической деятельности в открытый доступ.
Даже оценивать долю сборочных перевозок мы до сих вынуждены с помощью грубого метода сравнений с множеством допущений и условностей. Соединённые Штаты с их объёмом рынка транспортных услуг в 1,3 триллиона долларов и уровнем экономического развития нельзя взять в качестве аналога России в том числе и по доле сборочных перевозок. По совокупности факторов нашей стране ближе Республика Польша, где эта доля оценивается в 4%. Такую величину можно считать адекватной и для России - в денежном эквиваленте это сумма в 70 миллиардов рублей [1].
Данный объём покрывается всеми доступными видами транспорта - морским, речным, авиационным, железнодорожным и автомобильным, но по ряду конкурентных преимуществ, за счёт которых достигается главная цель использования сборочной перевозки - экономии, подавляющее их большинство осуществляется именно автомобильным транспортом.
Воспользоваться данной услугой может любой желающий - крупное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или обычное физическое лицо. Отправить можно любой вид груза, попадающий в весовой диапазон от одного килограмма и до десяти тонн. Критерий массы и стал основной для появления своего рода классификации - посылка (от 1 килограмма до 68) и LTL (Less than Truck Load, более тяжелые отправления). В теории в качестве сборного груза можно принимать и грузы до одного килограмма, однако они попадают в категорию бандеролей, доставкой которых занимаются специализированные компании [2].
При этом «бытовая» категория грузов (1-10 килограммов) позволяет клиенту в сравнении с набившей оскомину «Почтой России" ускорить процесс доставки, обеспечить гарантированную сохранность груза в первоначальном состоянии,
перевозить особые категории грузов, а также экономить, даже несмотря на наличие некоторых нюансов и повышающих коэффициентов [3]:
• Негабарит по высоте (выше 3 метров) +25% к тарифу;
• Грузы с нестандартными габаритами и конфигурацией рассчитываются в индивидуальном порядке;
• Опасные грузы +25% к тарифу;
• Транзит ветеринарного груза - 4500 р., фитосанитарного груза- 1000 р.;
• Тариф рассчитывается при плотности груза в 1м/куб. - 240 кг.
Зачастую перевозчики сборных грузов не ограничиваются лишь предоставлением машиноместа для перевозки, а оказывают набор дополнительных услуг: забор груза со склада отправителя, выполнение доставки «от двери до двери», предоставление эксклюзивных и индивидуальных вариантов упаковки, дополнительное страхование грузов и многие другие.
Сборная перевозка грузов характеризуется рядом особенностей, которые могут являться как преимуществом, так и в какой-то степени недостатком [4]:
1. Необходимость предварительного формирования партии на консолидационных складах. Разумеется, на это уходит время, от нескольких часов и до нескольких недель, всё зависит от свойств и параметров груза.
2. Обязательный таможенный контроль. Партию отдельных грузов невозможно опломбировать и провести через границу без проверки. На плечи перевозчика ложится формирование специализированных накладных на каждый товар, а также налаживание связей с таможенными органами для упрощения прохождения контроля. Это очень важный пункт для новичков рынка, которых никто не знает, что и выливается в тщательные проверки на границе.
3. Массо-габаритные ограничения. Основной подвижной состав для сборных перевозок - это стандартные контейнеры, которые могут не соответствовать параметрам, необходимым для перевозки негабарита, некоторых видов опасных грузов.
4. Необходимость сочетания грузов по параметрам срочности, а также характеру и свойствам перевозимых грузов; существуют даже специальные таблицы сочетаемости, позволяющие оптимизировать процесс загрузки и расположения груза для увеличения полезной грузоподъёмности транспортного средства.
5. Невозможность перевозки некоторых категорий; в редких случаях предусматривается специальный транспорт, которым многие компании не располагают.
В случае же с перевозкой сборных грузов из России в Калининград появляются дополнительные особенности, продиктованные удалённостью от основной территории страны. Это накладывает свой отпечаток с точки зрения сложности организации перевозки, однако интерес к перевозке сборных грузов от этого не снижается.
Во-первых, грузоперевозчику грузоотправителю в случае выбора Калининграда в качестве пункта доставки необходимо в обязательном порядке оформить международную транспортную накладную (по международному стандарту -аббревиатура "CMR"). Данный документ оформляется для фиксации факта заключения договора перевозки; он определяет ответственность всех трёх сторон грузоперевозки - отправителя, перевозчика и получателя, а также служит подтверждением того, что принятый груз или товар в момент передачи находился исправном/надлежащем состоянии, был цельно упакован и промаркирован [5].
Во-вторых, один из наиболее востребованных маршрутов доставки грузов в Калининград прокладывается через Латвию. Для данной перевозки необходимо оформить специальную транзитную декларацию. Она может оформляться как грузоотправителем, так и самим водителем.
Первый вариант наиболее экономичный и надёжный, а в случае "набитой руки" ещё и наиболее простой. Однако малейшая ошибка в заполнении может обойтись для отправителя слишком дорого, поэтому они зачастую прибегают к помощи специально
31
обученных людей - таможенных брокеров, заполняющих документы по месту нахождения или отгрузки партии.
Второй вариант ещё проще для отправителя, однако ещё более рискованный, нежели самостоятельное оформления всей документации заранее. При этом надо понимать, что обозначенная заранее стоимость перевозки возрастёт на стоимость транзита и будет плюсоваться по факту посредством собранных чеков. Нужно также иметь в виду, что в экстренном порядке может понадобиться срочная отправка документации по запросу таможни, которых водитель может не иметь в дороге на физическом или электронном носителе.
Ещё один подводный камень в том, что в случае обнаружения расхождений между маркировкой и фактическим составом партии устранение потребует гораздо больших сил и времени, нежели переделка одной лишь документации при погрузочных работах до отправки.
В-третьих, доставить сборный груз в Калининград можно по-другому, минуя таможни и территории европейских государств. Возможно это благодаря парому «Усть-Луга-Балтийск». В таком случае можно избежать трудностей с заполнением множества различных документов и транспортной накладной СМЯ, одна стоимость перевозки увеличится на 35-40% за счёт высокой стоимости паромной переправы.
В настоящий момент международные автомобильные перевозчики, транспортирующие сборные (и не только) грузы из России в Калининград и обратно, испытывают серьёзные трудности в связи с ухудшением политической конъюнктуры. Дополнительное негативное влияние оказывает общее ухудшение экономической обстановки как России, так и по всему миру.
Из-за катастрофического ухудшения отношений с соседними республиками, отечественные перевозчики сутками стоят на литовских и польских границах. На момент завершения подготовки данной статьи, 17 декабря 2018 года, на одних только литовских погранпереходах в общей сложности скопилось 810 фур и других грузовых автомобилей [6].
Организация перевозки с точки зрения технологических процессов уже практически достигла идеального состояния, экономия двух-трёх тысяч рублей на одной перевозке не сыграет существенной роли, если процесс прохождения таможенного контроля будет растягиваться не на часы, а на сутки. Это не только вопрос экономической целесообразности осуществления автомобильных грузоперевозок в Калининградскую область и за её пределы, но и вопрос безопасности всего региона.
Единственно возможный вариант улучшения существующей транспортной ситуации с грузовыми автомобильными перевозками является строительство паромов для переправы «Усть-Луга-Балтийск». Согласно экспертным оценкам Правительства России, для полного покрытия потребностей области в грузах по линии должно постоянно курсировать шесть паромов. В настоящий момент их только два, при этом морально и технически устаревший вид подвижного состава.
При поддержке федерального центра Правительство Калининградской области запустило программу, согласно которой к 2020 году на линию выйдут три абсолютно новых парома, а два старых пойдут на списание [7].
Это позволит как автомобильным перевозчикам, так и железнодорожным не зависеть от прихотей литовских и польских чиновников, а также снизить стоимость перевозки, что благотворно скажется и на стоимости ввозимых и вывозимых товаров и грузов. Вслед за развитием паромной переправы можно будет возобновить идею «Балтийск - Засниц», которая в начале нулевых запустилась, но была закрыта через несколько лет из-за низкого количества грузов. При этом регион на равных сможет конкурировать с прибалтийскими портами за международные грузопотоки, которые в настоящее время из-за неразвитости инфраструктуры проходят мимо Калининградской области.
Таким образом, в существующих политико-экономических реалиях не существует действенного способа снижения стоимости перевозок сборных грузов, кроме активного развития паромных перевозок. Калининградская область не только русский форпост в Европе, но и заложница своего географического положения, что накладывает серьёзный отпечаток на такой перспективный и востребованный вид грузовых перевозок, как перевозка сборных грузов автомобильным транспортом. Остаётся надеяться, что в ближайшее время планы по строительству паромных переправ продолжат методично воплощаться в жизнь, а политические распри перестанут мешать людям спокойно жить, работать и зарабатывать.
Список литературы
1. Перевозка сборных грузов: ситуация и перспективы. [Электронный ресурс] // Сайт "Expert Online", 2017. Режим доступа: http://expert.ru/2014/02/17/perevozka-sbomyih-gmzov-situatsiya-i-perspektivyi/ (дата обращения: 11.12.2018).
2. Карсаев О.В. Кулемин В.Ю., Морозов Б.М. Планирование доставки сборных грузов // Труды СПИИРАН, 2014. Вып. 6 (37)
3. Сборные перевозки грузов в Калининград. [Электронный ресурс] // Сайт "Cargo Express", 2018. Режим доступа: https://cargo-express.ru/s/avtomobilnye_gruzoperevozki/sbornye_perevozki_gruzov_v_kaliningrad/ (дата обращения: 11.12.2018).
4. Вельможин А.В. Грузовые автомобильные перевозки: моногр. / А.В. Вельможин. Москва: Высшая школа, 2015. 934 с.
5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Англо-русский словарь-справочник / под ред. проф. Л.Е. Стровского. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 483 с.
6. На границе Белоруссии со странами Евросоюза возник транспортный коллапс. [Электронный ресурс] // Портал «Экспресс-Новости», 2018. Режим доступа: https://express-novosti.ru/economy/2147492573-na-granitse-belorussii-so-stranami-evrosoyuza-voznik-transportnyij-kollaps.html/ (дата обращения: 18.12.2018).
7. Три новых парома заменят устаревшие суда на линии Балтийск - Усть-Луга к 2020 году. [Электронный ресурс] // ТАСС. 06.06.2017. Режим доступа: https://tass.ru/transport/4317267/ (дата обращения: 12.12.2018).