Особенности автомобильной нагрузки на основных трассах Оренбуржья
Ю.В. Абузярова, аспирантка,
Н. О. Кин, к.б.н, Институт степи УрО РАН
На протяжении многих веков дороги и дорожный транспорт оказывали большое влияние на функционирование и динамику степных ландшафтов Северной Евразии. По мнению В.П. Чичагова (2005), в последние 500 лет происходит деструкция степных равнин дорожными сетями. В XX в. в связи с развитием автомобильного транспорта дорожные разрушения ландшафтов стали сопровождаться ещё и мощным химическим загрязнением природных полос [6].
Территория Оренбургской области представляет собой вытянутую с запада на восток полосу (длиной примерно 755 км) очень неравномерной ширины. В западной части простирание региона с севера на юг составляет 320 км, в восточной части — 215 км, в самой узкой центральной части — всего 51 км. Расстояние между крайними северной и южной точками — 425 км [3, 4].
Оренбургская область обладает развитой транспортной сетью, обеспечивающей как внутриобластные перевозки, так и внешние транспортные связи региона. Ввиду изменения автомобильного парка Оренбуржья, связанного с его
увеличением, придорожные ландшафты испытывают всё большую нагрузку. Количество транспорта в регионе постоянно увеличивается, при этом качество используемых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, солярки) остаётся на низком уровне.
Всё это неблагоприятно влияет на окружающие ландшафты. Особенно быстро реагируют на ухудшение экологической обстановки их биологические компоненты. В связи с этим является актуальным выявление их современного состояния с целью последующего зонирования [5].
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». Особенно быстро реагируют на ухудшение экологической обстановки их биологические компоненты.
Общая протяженность автомобильных дорог Оренбуржья, выполняющих функции общего пользования, составляет 21781 км. Из них более 67% имеют твёрдое покрытие, причём около половины (41%) — усовершенствованное, и почти 31% являются грунтовыми [1]. По административному значению сеть автомобильных дорог Оренбургской области делится на федеральную, местную и ведомственную [2].
В качестве объекта исследования были выбраны дороги местного значения с твердым покрытием, соединяющие г. Оренбург с экономически важными для нашей области соседними регионами. Они проходят в разных географических направлениях: Оренбург — Самара (западная часть Оренбуржья), Оренбург — Казань (северная часть), Оренбург — Орск (восточная часть), Оренбург — Соль-Илецк (южная часть). Конкретно на этих трассах были выбраны Сыр-тинский, Салмышский, Вязовский и Елшан-ский участки соответственно.
На расстоянии 50 км от г. Оренбурга на этих участках были заложены трансекты. На рисунке 1 они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4 соответственно. Ширина трансект 50 м, длина 500 м. Такие размеры позволяют ограничить участки, непосредственно прилегающие к дорожному полотну и лесополосам, а также к территориям, находящимся за последними, где часто развиваются агроценозы (рис. 1).
Описание автодорог проводилось по общепринятым методикам. Полученные данные по основным характеристикам исследованных дорог приведены в таблице 1.
Исследования проводились в течение 5 месяцев (с мая по сентябрь) 2008—2009 гг. Находясь
1. Параметры исследования дорог
Трассы Ширина дорожного полотна Ширина обочин (м) Наличие лесополос (м)
правая левая правая левая
Оренбург - Самара 7,8 2,5 2,5 10,0 10,0
Оренбург - Казань 7,0 2,2 1,8 10,0 17,0
Оренбург - Орск 9,8 3,0 3,0 10,0 10,0
Оренбург - Соль-Илецк 7,1 1,8 2,2 7,0 7,0
л
X(-4/ , ----Іг-І
Условные обозначения:
▲ газовый заваод и гелиевый заво,і - железные дороги
автомобильные дороги ф —© трансекгы
Ф Сыртинсючй участок (2) Салмышский участок © Вязовский участок ® Елшанский участок
Рис. 1 - Ситуационная карта района исследования
2. Количество автотранспорта за 1 час в 2008 г.
Трасса Май Июнь Июль Август Сентябрь
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Оренбург - Самара 92 39 21 80 35 23 72 36 14 77 28 18 60 27 15
Оренбург - Казань 49 24 12 59 36 19 43 15 7 42 13 4 58 20 9
Оренбург - Орск 47 12 17 38 23 12 48 14 4 46 12 6 37 17 5
Оренбург - Соль-Илецк 53 21 11 60 22 12 55 19 8 40 15 12 62 22 10
3. Количество автотранспорта за 1 час в 2009 г.
Трасса Май Июнь Июль Август Сентябрь
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Оренбург - Самара 83 35 17 70 31 19 65 32 13 69 22 13 66 20 9
Оренбург - Казань 37 21 9 50 32 16 39 13 7 37 9 6 47 20 4
Оренбург - Орск 32 7 6 33 17 9 43 12 4 41 9 3 40 11 3
Оренбург - Соль-Илецк 47 19 7 53 19 10 49 15 5 38 11 7 51 13 4
на трансектах на протяжении одного часа, мы отмечали состав и количество проходящего через трансекты транспорта. Сведения по количеству транспорта за исследуемый период представлены в таблицах 2 и 3. Здесь цифрой 1 обозначены легковые автомобили, 2 — автомобили менее 3,5 т, 3 — автомобили более 3,5 т.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволяет сделать вывод: трасса Оренбург — Самара является самой нагруженной, т.к. она связующая между областным центром и городами западной части области (Сорочинском, Бугурусланом, Бузулуком). Более того, трасса ведёт в соседнюю Самарскую область, а также является в целом соединяющей Среднюю Азию с Москвой.
Дорога Оренбург — Орск в 2008 г. является меньше всего нагруженной автотранспортом из всех исследуемых, т.к. не является единственной, соединяющей восточную часть региона с Оренбургом.
Автодорога Оренбург — Казань в 2009 г. (за исследуемый период) являлась наименее загруженной всеми видами автотранспорта по сравнению с другими исследуемыми дорогами.
400
і 300 3
ГО
о 200
т
| 100 0
Рис. 2 - Среднее количество автотранспорта на трансектах за время проведения исследования (май-сентябрь)
2008 г.
¿=7
ІІ
12 3 4
Т рассы
□ Легковые □ Менее 3,5 т п Более 3,5 т
Трасса Оренбург — Соль-Илецк является основной дорогой, ведущей на местный курорт (солёное озеро «Развал»). Сюда на отдых летом направляется большое количество людей, причем не только из Оренбурга, но и из соседних регионов.
Вычислив средние годовые показатели по всем видам автотранспорта, в ходе исследования мы получили данные, которые были сведены в два графика (рис. 2 и 3). Для краткости использованы цифровые сокращения трасс: 1 — Оренбург — Самара, 2 — Оренбург — Казань, 3 — Оренбург — Орск, 4 — Оренбург — Соль-Илецк.
Графический материал позволяет сделать наглядный вывод: на всех трассах за исследуемый период преобладает легковой транспорт, за ним идут автомобили менее 3,5 т, замыкают этот ряд машины с массой более 3,5 т. Таким образом, именно легковой автомобиль играет «ведущую» роль в усугублении изучаемой нами экологической проблемы. А ведь только один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси уг-
300 I 250
І 200
о 150 со
§ 100 50 0
Рис. 3 - Среднее количество автотранспорта на трансектах за время проведения исследования (май-сентябрь)
2009 г.
У
ГП
ГП
ГП
1 ь,
12 3 4
Трассы
□ Легковые □ Менее 3,5 т П Более 3,5 т
лерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
Таким образом, среди различных видов транспорта определяющая роль (безусловное первое место) принадлежит автомобильному транспорту, на долю которого приходится до 97% выбросов загрязняющих веществ от всех подвижных источников. Автомобильные выхлопные газы — это смесь примерно 200 вредных веществ. В выхлопах автомашин содержатся углеводороды — не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, а также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием.
Перечень можно продолжать. Учитывая, что выбросы автомобильного транспорта напрямую воздействуют на окружающую природную территорию, следует отметить, что ландшафты по трассе Оренбург — Самара и Оренбург — Соль-Илецк испытывают наибольшую нагрузку. В меньшей степени такая нагрузка на придорожные ландшафты отмечена на направлениях Оренбург — Орск и Оренбург — Казань.
Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так рез-
ко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет ее. В самом прямом и печальном смысле. В условиях развивающейся экономики подходы к планированию развития дорожной сети региона дол -жны претерпеть существенные изменения. Прежде всего, это относится к постановке вопросов современного состояния придорожных ландшафтов. Мало того, что при формировании дорожных сетей из оборота выводятся ценные сельскохозяйственные земли. Именно вдоль дорог ухудшается состояние биосферы в целом.
Литература
1. Бугроменко В.Н., Блажнов Р.В. Белая книга автодорог Оренбургской области. М., 2002. 122 с.
2. Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды Оренбургской области в 2002, 2005 и 2006 гг. / Комитет природных ресурсов по Оренб. области. Оренбург, 2002. 122 с.; 2005. 184 с.; 2006. 208 с.
3. Геологические памятники природы Оренбургской области / под ред. чл.-корр. РАН A.A. Чибилёва. Оренбург, 2000. С. 111-143.
4. Географический атлас Оренбургской области / под ред. чл.-корр. РАН A.A. Чибилёва. М., 1999. 96 с.
5. Решетова JI.H. Природа и экология Оренбуржья: уч. пособие. Оренбург: Издат. ОГПУ, 2002. 112 с.
6. Чичагов В.П. Проблема деструкции арадных равнин сетями грунтовых дорог и военными разрушениями // Геоморфология. 2005. № 4.