Научная статья на тему 'Особенности автоматических мыслей при прокрастинации у студентов гуманитарных вузов'

Особенности автоматических мыслей при прокрастинации у студентов гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / PROCRASTINATION / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОТКЛАДЫВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ / AUTOMATIC THOUGHTS / КОГНИЦИИ / COGNITION / КБТ / CBT / POSTPONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рызова Светлана Владимировна

Представлены результаты исследования особенностей автоматических мыслей (АМ) при прокрастинации у студентов гуманитарных вузов. Основное содержание АМ: неэффективный тайм-менеджмент, представления о себе как о «нуждающемся в жалости», представления о других как «сложных, трудных». Выявленные особенности могут выступать в качестве симптомов-мишеней при когнитивно-поведенческой терапии прокрастинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AUTOMATIC THOUGHTS WITH PROCESTINATION IN STUDENTS OF HUMANITARIAN HIGH SCHOOLS

The results of a study of the features of automatic thoughts (AM) during the procrastination of students at humanitarian universities are presented. The main content of AM: ineffective time management, self-image as "needy for pity," the notion of others as "difficult". The revealed features can act as symptom-targets in the cognitive-behavioral therapy of procrastination.

Текст научной работы на тему «Особенности автоматических мыслей при прокрастинации у студентов гуманитарных вузов»

ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЧЕСКИХ МЫСЛЕЙ ПРИ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Светлана Владимировна Рызова

Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, г. Москва

FEATURES OF AUTOMATIC THOUGHTS WITH PROCESTINATION IN _STUDENTS OF HUMANITARIAN HIGH SCHOOLS_

Svetlana Ryzova

MNPCMRVSM, Moscow

АННОТАЦИЯ

Представлены результаты исследования особенностей автоматических мыслей (АМ) при прокрасти-нации у студентов гуманитарных вузов. Основное содержание АМ: неэффективный тайм-менеджмент, представления о себе как о «нуждающемся в жалости», представления о других как «сложных, трудных». Выявленные особенности могут выступать в качестве симптомов-мишеней при когнитивно-поведенческой терапии прокрастинации.

ABSTRACT

The results of a study of the features of automatic thoughts (AM) during the procrastination of students at humanitarian universities are presented. The main content of AM: ineffective time management, self-image as "needy for pity," the notion of others as "difficult". The revealed features can act as symptom-targets in the cognitive-behavioral therapy of procrastination.

Ключевые слова: прокрастинация, когнитивно-поведенческая терапия, студенты, откладывание, психологическая коррекция, автоматические мысли, когниции, КБТ.

Keywords: procrastination, cognitive-behavioral therapy, students, postponing, psychological correction, automatic thoughts, cognition, CBT.

Введение.

Прокрастинация определяется как откладывание намеченного плана действий несмотря на возможные негативные последствия [8, с.74]. Прокрастинация сопровождается субъективным дискомфортом, имеет иррациональный характер и проявляется в отсрочке начала, продолжения или завершения намеченного курса действий [2, с.122]. Распространенность прокрастинации составляет до 75 % в студенческой популяции. Это связывается с возрастными особенностями когнитивного развития и особенностями саморегуляции в молодом возрасте [6, с.89].

По данным аналитических обзоров Van Eerde (2003) и Steel (2007) прокрастинация имеет ряд негативных последствий: низкие самоконтроль, добросовестность, самоэффективность, производительность, снижение психического и физического здоровья [9, с.374; 8, с.78]. Отмечается низкоадаптивный характер хронической прокрастинации [2, с.152], взаимосвязь общей прокрастинации с дезадаптацией личности [4, с.173].

Негативные последствия прокрастинации делают актуальным и важным психокоррекционные вмешательства при прокрастинации с целью повышения адаптации и благополучия. Терапевтические вмешательства, которые используются в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), были признаны в качестве подходящих для решений проблем прокрастинации [8, с.82]. Хотя установлены слабые и неустойчивые взаимосвязи между иррациональными убеждениями и прокрастинацией [8,

с.81], клинический опыт подтверждает, что обращение внимания на ключевые убеждения и негативные автоматические мысли (АМ) может быть основным в коррекции прокрастинации [7, с.1494].

По мнению В. Кнауса с прокрастинацией связаны два вида когнитивных искажений: вера в собственную ничтожность и вера в то, что мир слишком сложен и требователен. Перфекционизм, страх провала и неуверенность в себе - примеры когни-ций, которые могут мешать реализации задуманного поведения [7, c.1497]. Содержание когниций при прокрастинации связано с низкой самооценкой, избегающим поведением, например, «это естественно, что результат должен быть идеальным» и «если у меня нет мотивации, я могу заняться чем-то другим». Также прокрастинация может быть вызвана и преувеличенным оптимизмом, требуя когнитивного переструктурирования и поведенческих экспериментов, которые направлены на когни-ции, связанные с неэффективным тайм-менеджментом и трудностями с самоконтролем (начинать задания раньше, чем обычно; составлять план действий для наихудших сценариев) [7, c.1496].

Целью настоящего исследования является определить особенности автоматических мыслей при прокрастинации у студентов.

Методы исследования.

Методика «Шкала прокрастинации» (General Procrastination Scale, Lay J., 1986 г.) в адаптации Виндекер О.С., Останиной М.В. предназначена для определения уровня прокрастинации в повседневной жизни. Выделяется несколько уровней: очень

низкий (до 30 баллов), низкий (от 30 до 42 баллов), средний (от 43 до 67 баллов), высокий (от 68 до 80 баллов) и очень высокий (от 81 балла).

Визуально-аналоговая шкала (ВАШ), используется для фиксирования выраженности тех или иных феноменов, оценки динамики состояний [5, c.108]. Оценивается выраженность феномена по 10 балльной шкале, где 0 - откладывания нет вообще, 10 - максимально выраженное откладывание.

Техника АВС (по Дж. Бек), метод когнитивно-поведенческой психотерапии [1, c. 101]. Предназначена для демонстрации связи между событиями, мыслями об этих событиях и реакциями на них, выявления автоматических мыслей (АМ) и последующей их коррекции.

Статистическое исследование выполнено с помощью методов непараметрической статистики -критерий Манна-Уитни, методов, позволяющих

Средний показатель прокрастинации составил 57,4 балла. Анализ данных всей выборки показал, что 22 % (6 человек) испытуемых продемонстриро-

Прокрастинация и

Из полученных данных следует, что у студентов показатели по ШП связаны с показателями визуально-аналоговой шкалы избирательно: выявлена плотная корреляционная связь с показателем прокрастинации (r=0,73 p=0,001), с проблемами, связанными с откладыванием (r=0,58 p=0,001), также прокраcтинация связывается со стрессом (r=0,78 p=0,001).

Показатели визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) и тестовые значения Шкалы прокрастинации (Lay J.) имеют плотную корреляционную связь с высоким уровнем достоверности (р=0,001), что свидетельствует о способности ВАШ давать оценку с высоким уровнем точности и правомочности ее использования в практической работе.

49

определять корреляционную связь, статистика R Спирмена, описательные статистики. Обработка данных осуществлялась с помощью программы Statplus для Mac. Метод контент-анализа осуществлялся с помощью онлайн сервиса SEO.

Материал исследования.

Исследование автоматических мыслей, связанных с прокрастинацией осуществлялось в группе студентов, обратившихся за психологической помощью в связи с прокрастинацией на добровольной основе. Всего в исследовании приняло участие 27 человек. Все являлись студентами ВУЗов. Средний возраст составил 22,5 года. Гендерный состав - 6 мужчин и 21 женщина.

Результаты исследования.

Описательные статистики приведены в таблице 1.

Таблица 1.

вали высокий и очень высокий уровень по ШП согласно оценкам теста, 78 % (21 человек) средний уровень по ШП.

Таблица 2.

показатели ВАШ.

В процессе психокоррекции испытуемые вели дневник автоматических мыслей, используя технику АВС [1, с. 101]. В целом испытуемыми было выявлено 70 автоматических мыслей, которые являлись причиной откладывания, в том числе и повторяющихся. В среднем каждым испытуемым было названо от 3 до 5 суждений, лежащих в основе прокрастинации. АМ можно разделить на три категории: отражающих отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к миру в целом. Для анализа содержания представлений испытуемых был проведен контент-анализ выявленных автоматических мыслей. Результаты контент-анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Параметр Значение

Длина без пробелов 1394 символа

Всего слов 310

Топ10 слов Временить, время, общаться, потратить, подчиняться, правило, хватать, как-нибудь, жалкий, программа

Словарь 127

Словарь ядра 54

Шкалы Кол-во человек Среднее (ст.отклонение)

Прокрастинация (Lay J.)(ШП) 27 57,44 (8,08)

Прокрастинация (ВАШ) 27 5,67 (1,8)

Проблемы, связанные с прокрастинацией (ВАШ) 27 4,89 (2,29)

Является ли прокрастинация источником стресса (ВАШ) 27 6,67 (2,55)

Желание устранить прокрастинацию (ВАШ) 27 9,44 (0,88)

Прокрастинация (ВАШ) Проблемы откладывания Вызывает ли стресс Желание избавиться от прокрастинации

Прокрастинация (Lay J.) 0 73*** 0,58*** 0 78*** 0,24

*** - уровень достоверности 0,001

50

Обсуждение результатов.

Студенты исследуемой выборки имеют среднюю степень выраженности прокрастинации. Эта стратегия поведения достаточно часто используется ими, является источником напряжения адаптации. Субъективно прокрастинация воспринимается ими в качестве источника стресса в 67 % случаев, и приблизительно в половине случаев им приходится решать проблемы, связанные с откладыванием. При этом они негативно относятся к привычке откладывать на потом и хотели бы от нее полностью избавиться.

При повышении прокрастинации увеличивается количество проблем, связанных с ней, которые приходится решать, и возрастает уровень стресса, связанный с ней. Однако, желание избавиться от привычки откладывать никак не связано с уровнем выраженности прокрастинации. Это можно объяснить социально желательным поведением участников, так как в обществе преобладает негативное отношение к откладыванию.

Результаты измерений прокрастинации с помощью обеих шкал имеют плотную корреляцию с высоким уровнем достоверности, что свидетельствует о способности ВАШ давать оценку с высоким уровнем точности и правомочности ее использования в практической работе.

Автоматические мысли, лежащие в основе прокрастинации студентов, можно распределить на несколько групп по содержанию. Первая - это представление о себе (11%), как о «жалком», «несведущем», «некомпетентном». Вторая группа касается представлений о времени (16%), с одной стороны эти представления касаются неумения организовать свое время, «нехватки, избытке/отсутствии», с другой стороны есть обесценивающее представление, «о пустой трате времени» (6%). Третья группа мыслей касается сферы общения (11%), здесь выделяются представления о других как «неприятных, глупых, сложных». Четвертая группа - представления о мире, как задающем «правила, с которыми необходимо взаимодействовать», либо подчиняться, либо нарушать (7%). Подобные представления могли бы выступать в качестве симптомов-мишеней при коррекции прокра-стинации у студентов.

Выводы

1. Студенты, обратившиеся за психокоррек-ционной помощью в связи с прокрастинацией, в 78 % случаев имеют средний уровень прокрастинации и только в 22 % - высокий, расценивают ее как источник стресса, часто решают проблемы, возникающие из-за откладывания.

2. Желание студентов избавиться от прокрас-тинации не зависит от ее степени выраженности, видимо, связано с социальной желательностью такого обращения с откладыванием.

3. Автоматические мысли, связанные с про-крастинацией, в первую очередь касаются нескольких тем: неэффективного тайм-менеджмента; неуверенности в себе, веры в собственную «жал-кость»; представлением о других как «сложных, неприятных, недоброжелательных»; обесценивания откладываемой деятельности; представлений о мире, задающем жесткие правила.

Список литературы:

1. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство: пер. с англ. - М., ООО «И.Д.Вильямс», 2006. - 400 с.

2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастина-ции: проблемы и перспективы исследования. Вопросы психологии, 2010, No.3, - с. 121-130.

3. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-fenomena-prokrastinatsii (дата обращения: 25.02.2018).

4. Рызова С.В. Прокрастинация как фактор напряженности адаптации у учащейся молодежи. //Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы междунардной научно-практической конференции, г.Вологда, 27 декабря 2017 г.: в 2 частях. Часть 2. - Вологда: ООО «Маркер», 2018. - 200 с.

5. Харитонов С.В. Основы поведенческой психотерапии. Москва, 2015. - 128 с.

6. Banich M.T. Executive function: the search for an integrated account. Current directions in psychological science, 18, 2009. - p.89-94.

7. Rozental, A., & Carlbring, P. (2014). Understanding and Treating Procrastination: A Review of a Common Self-Regulatory Failure. Psychology, 5. -p.1488-1502.

http://dx.doi.org/10.4236/psych.2014.513160

8. Steel P.The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin, 2007, 133(1). - p.65-94.

9. Van Eerde W.Procrastination: self-regulation in initiating aversive goals. Applied Psychology: An International Review, 49, 2000. - p.372-389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.