Научная статья на тему 'Особенности аутоагрессивного и гетероагрессивного поведения при параноидной шизофрении с религиозными бредовыми идеями'

Особенности аутоагрессивного и гетероагрессивного поведения при параноидной шизофрении с религиозными бредовыми идеями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аутоагрессивного и гетероагрессивного поведения при параноидной шизофрении с религиозными бредовыми идеями»

Суицидология

Выводы:

1. Радиационные и психогенные факторы являются доминантными при формировании «хронических изменений личности после катастрофы» и приводят к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотиков и как следствие к суицидальным мыслям и попыткам.

2. Профилактика суицидов среди пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством во всех наблюдениях является облигатным в формировании грубых инкурабельных состояний и требует комплексной совместной работы психологов, психиатров, всех медицинских работников.

3. Полученные в результате исследования данные подтверждают, что облученные пациенты с «хроническими изменениями личности после переживания катастрофы», как и общество в целом, отрицательно относятся к суицидам.

ОСОБЕННОСТИ АУТОАГРЕССИВНОГО И ГЕТЕРОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ БРЕДОВЫМИ ИДЕЯМИ

Р.М. Логутенко

Тюменская ГМА, г. Тюмень, Россия E-mail автора: [email protected]

Шизофрения представлена многообразием клинических проявлений и продолжает оставаться одной из наиболее изучаемых нозологических форм [1, 14]. Данное психическое расстройство относятся к группе риска по осуществлению аутоагрессивных действий [12]. В рамках шизофренического процесса встречается большое разнообразие аутоагрессивных проявлений: от несуицидальных, до истинных суицидальных попыток на фоне галлюцинаторно-бредовых переживаний и демонстративных проявлений [5, 8]. До 50% больных шизофренией совершают суицидальные попытки и 10% из них оказываются завершенными [6]. Исследование религиозного бреда и галлюцинаций с религиозным содержанием представляет психиатрический интерес, потому что эти признаки, зачастую, приобретают императивных характер воздействия.

Для религиозного бреда характерны особые формы бредового поведения, обусловленные экстремальными религиозно-мистическими переживаниями [2, 6]. Некоторых авторы приводят данные, связанные с бредом перевоплощения в антихриста, сопровождавшегося либо насильственными действиями в отношении других лиц, либо суицидальными актами. Ряд исследователей [5, 12 и др.] описывают случаи несуицидальной аутодеструкции по религиозно-бредовым мотивам в виде отсечения кисти рук, включая аутокастрацию или нанесение проникающих ранений глаз. Выявлено, что у пациентов страдающих шизофрений с религиозным бредом нанесенное самому себе повреждений или совершения суицида

происходило спустя многие годы после начала болезни.

Согласно нашей клинической практике при работе с данной группой риска, следует помнить, что наиболее суицидоопасными являются следующие синдромы (в порядке убывания): депрессивно-параноидный, аффективно-бредовый, галлюцинатор-но-параноидный с императивными слуховыми галлюцинациями суицидального содержания, метафизической интоксикации, атипичные депрессии.

Больные, страдающие шизофренией, могут находиться в состоянии религиозной ажитации и в острой стадии заболевания иногда совершают импульсивные поступки. Часть импульсивных поступков, включая попытки суицида, совершается в ответ на императивный характер галлюцинации, заставляющие больного действовать соответственно им [3, 7, 11].

В наших наблюдениях пациенты с бредовыми идеями мистического содержания совершали попытки в рамках галлюцинаторно-параноидного синдрома; голоса носили императивный характер. Так, например, больной, после того как, призвал на помощь Бога, услышал его голос «поверь себя, сделай себе больно». После чего, нанёс себе множественные самопорезы в области кисти. По нашим наблюдениям это является неадаптивным способом «облегчения» бредового напряжения с помощью аутоагрессивного поведения. Это согласуется и с данными других исследователей [2, 13].

Для религиозных бредовых переживаний отличительной особенностью было присутствие агрессивных тенденции в сторону родственников в виде нанесения повреждений молотком, режущими предметами и убийство домашних животных на фоне императивных галлюцинаций. Физическое насилие над животным, может быть представлено обезглавливанием или удушение кошек, приношение домашней птицы в жертву по требованию «нечистой силы».

Особенности развития аутоагрессиии и гетероаг-рессии на фоне бреда религиозно-мистического содержания изучены недостаточно и требуют более детального изучения, при этом суицидальные действия в таком сочетании являются парадоксальными [5, 6, 11]. Оценивая суицидальное поведение больных шизофренией с религиозным бредом в диагностической практике следует, прежде всего, обращать внимание на психопатологическую картину императивных галлюцинаций. Осуществление такого подхода важно для выбора тактики ведения пациентов, а также с целью дифференцированной профилактики ау-тоагрессивных действий путем воздействия на психологические факторы и механизмы суицидогенеза данного контингента больных [4, 9, 10].

Литература:

1. Гильбурд О.А. Шизофренология - 2011: время радоваться или огорчаться? // Академический журнал Западной Сибири. -2011. - № 3. - С. 9-10.

2. Ковалева Ю.А., Тараканова Е.А. Особенности суицидального поведения больных шизофренией // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 36-37.

8

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

Суицидология

3. Корчинов А. Д. К вопросу об интегративной психологической модели психотерапии для работы с больными шизофренией // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 3. - С. 54-55.

4. Кудрявцев И.А., Декало Е.Э. Психологические факторы и механизмы суицидогенеза как критерии суицидального риска и направленной профилактики // Суицидология. - 2012. - № 2. -С. 3-11.

5. Левина С. Д. Вопросы дифференциальной диагностики суицидальной и несуицидальной аутоагрессии у больных шизофренией // Суицидология. - 2011. - № 1. - С. 31-37.

6. Любов Е.Б., Цупрун В.Е. Суицидальное поведение и шизофрения: биопсихосоциальный подход в диагностике, лечении и профилактике // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 3. - С. 3-17.

7. Малеваная О.В., Петрова Н.Н. Реабилитация и социальное функционирование больных параноидной шизофренией // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - № 3. - С. 11.

8. Носачев Г.Н., Дальнова И.Г., Дальнов О.А. Диссимуляция незавершенных суицидов у больными параноидной шизофренией // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 40-41.

9. Положий Б.С., Панченко Е.А. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. - 2012 . - № 1.

- С. 8-12.

10. Приленский Б.Ю., Родяшин Е.В., Приленская А.В. Интегра-тивный подход в психотерапии суицидального поведения // Академический журнал Западной Сибири. - 2012. - № 6. - С. 50-51.

11. Солдаткин В. А., Бобков А.С., А.В. Анцыборов О роли фантазий о смерти у больных шизофренией с гомицидным поведением // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 1. -С. 26-27.

12. Солдаткин В.А., Перехов А.Я., Бобков А.С. К вопросу о механизмах аутоагрессивных действий больных шизофренией и их связи с механизмами агрессивного поведения (обзор литературы) // Суицидология. - 2012. - № 2. - С. 11-21.

13. Спадерова Н.Н., Горохова О.В., Зотов П.Б. Суицидальное поведение лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, находящихся на амбулаторной судебно психиатрической экспертизе в ТОКПБ в 2012 году // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 1. - С. 27-29.

14. Чеперин А.И., Четвериков Д.В., Одарченко С.С., Шеденко М. И. Особенности клинической динамики поздних дебютов шизофрении // Тюменский медицинский журнал. - 2011. - № 1.

- С. 26-27.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И КОМПЛАЕНТНОСТЬ БОЛЬНЫХ ЭНДОГЕННЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Н.Б. Лутова

СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург E-mail автора: [email protected]

Среди 416 больных с эндогенными расстройствами 54,6% имели суицидальные и саморазрушающие тенденции. Наличие данных нарушений негативно влияет на общий уровень комплайенса и ухудшает отношение больного к меди-кации, а также терапевтический альянс с врачом.

Ключевые слова: комплайенс, психозы, суицидальное поведение.

Последнее десятилетие общее направление развития психиатрической практики в нашей стране опирается на современную парадигму оказания психиатрической помощи, направленную на последовательное долгосрочное лечение больных с эндогенными расстройствами преимущественно не в стацио-

нарных, а в амбулаторных условиях. Это придает ведущее значение в процессе терапии улучшению уровня комплайенса, так как последний в значительной мере обусловливает предупреждение обострений психических расстройств и максимально возможную для этих пациентов социальную адаптацию. Однако в реальности соблюдение больными режима приема лекарственных средств, предписанных врачом, остается неудовлетворительным, что подтверждается данными о широкой распространенности нарушений комплайенса у психически больных [6]. Такая ситуация входит в противоречие с биопсихосоциальной моделью психических расстройств, предполагающей системное видение патогенеза психозов и определяющей участие в лечебных программах для этих пациентов биологического, психологического и социального компонентов [4, 5, 7] и приводят к тяжелым последствиям, затрагивающим течение и прогноз самого заболевания, социальную сферу пациентов и благополучие членов их семей, одновременно также увеличивая материальные затраты общества [1, 8]. Кроме прямых медицинских проблем особенно тяжким последствием нонкомплайенса у больных с эндогенными расстройствами является их гибель в результате суицида. Это усугубляется широтой распространенности суицидального поведения среди лиц, страдающих эндогенными расстройствами и тем фактом, что суицид является одной из основных причин смерти этого контингента. Так, среди больных шизофренией от 10 до 40% из них совершают суицидные попытки, а у 10% он является причиной смерти. Риск самоубийства среди людей в депрессии в 20 раз выше, чем в общей популяции и депрессивные расстройства являются большой проблемой еще и потому, что они оказываются причиной 70% всех совершенных самоубийств [2, 9]. В ряде исследований убедительно показана связь нарушений комплайенса и частоты суицидального поведения. В частности R. Herings и J. Erkens [10], исследовав 603 пациента, получавших антипсихотическое лечение, выявили, что среди пациентов, прекративших прием лекарств в течение 30 дней риск суицидальных попыток возрастал в 4,2 раза по сравнению с теми больными, которые продолжали регулярный прием лекарств. Существующие данные еще раз подчеркивают необходимость улучшения уровня комплайенса как одной из привентивных мер, предотвращающих суицидальное поведение. Однако, в случае если меры, направленные на улучшение уровня комплайенса проводятся «вслепую», без предварительной диагностики нарушений комплайенса, они не всегда эффективны, но всегда энегргозатратны.

Таким образом, целью данного исследования стала попытка исследовать уровень комплайенса и особенности его нарушений при наличии суицидальных тенденций и саморазрушающего поведения у больных эндогенными расстройствами.

Материал и методы.

Обследовано 416 больных, проходивших стационарное лечение в отделении интегративной фар-мако - психотерапии психических расстройств СПб

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.