Научная статья на тему 'Особенности аудиторской деятельности в странах Западной Европы'

Особенности аудиторской деятельности в странах Западной Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1975
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИРЕКТИВЫ ЕВРОСОЮЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ / РОТАЦИЯ АУДИТОРОВ / АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина Елена Ивановна

На современном этапе развития экономики аудиторская деятельность является необходимой и популярной. Необходимость ее возникновения обусловлена взаимной заинтересованностью в достоверности финансовой отчетности экономических субъектов различных пользователей такой отчетности. В работе исследуются история возникновения и развития аудита, современные тенденции правового регулирования аудиторской деятельности в странах Западной Европы. Сформулированы актуальные проблемы современного обязательного аудита. Определены перспективы развития аудиторской деятельности в странах Западной Европы путем усовершенствования законодательства в части обеспечения независимости аудитора; стандартизации услуг относительно международных актов ЕС и МФБ; развития обязательного аудита, соблюдения качества предоставления услуг и обеспечения его контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аудиторской деятельности в странах Западной Европы»

УДК 657.6

Волошина Елена Ивановна,

кандидат экономических наук,

кафедра учета, анализа и аудита,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Voloshina Elena Ivanovna,

Ph.D. in Economics,

Department of the Account, Analysis and Audit,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

FEATURES OF AUDITING ACTIVITIES IN THE WESTERN EUROPE COUNTRIES

На современном этапе развития экономики аудиторская деятельность является необходимой и популярной. Необходимость ее возникновения обусловлена взаимной заинтересованностью в достоверности финансовой отчетности экономических субъектов различных пользователей такой отчетности. В работе исследуются история возникновения и развития аудита, современные тенденции правового регулирования аудиторской деятельности в странах Западной Европы. Сформулированы актуальные проблемы современного обязательного аудита. Определены перспективы развития аудиторской деятельности в странах Западной Европы путем усовершенствования законодательства в части обеспечения независимости аудитора; стандартизации услуг относительно международных актов ЕС и МФБ; развития обязательного аудита, соблюдения качества предоставления услуг и обеспечения его контроля.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, директивы Евросоюза, профессиональные организации аудиторов, обязательный аудит, ротация аудиторов, аудиторский отчет.

At the present stage of development of economy auditor activity is necessary and popular. Need of her emergence is caused by mutual interest in reliability of financial statements of economic subjects of various users of such reporting. The history of occurrence and development of audit, modern tendencies of legal regulation of auditor activity in the countries of Western Europe are investigated. The actual problems of modern compulsory audit are formulated. Prospects for the development of audit activity in Western European countries have been determined by improving the legislation with regard to ensuring the independence of the auditor; Standardization of services in relation to international acts of the EU and IFAC; Development of compulsory audit, compliance with the quality of service provision and ensuring its control.

Keywords: audit, auditor activity, EU directives, professional organization of auditors, mandatory audit, rotation of auditors, audit report.

ВВЕДЕНИЕ

Международный аудит развивался в конкурентных условиях, что способствовало созданию прочной международной правовой аудиторской основы, подробной разработке формы организации аудита, а также систематическому изданию методических материалов в области аудиторской деятельности.

На современном этапе развития экономики аудиторская деятельность является необходимой и популярной. Необходимость ее возникновения обусловлена взаимной заинтересованностью в достоверности финансовой отчетности экономических субъектов различных пользователей такой отчетности. Понятие «аудит» возникло еще в глубокой древности, при этом в разных цивилизациях и государствах процесс его развития шел не равномерно в связи с отличительными особенностями в уровне развития той или иной цивилизации. На протяжении своего развития аудит претерпевал продолжительную эволюцию, изменяя свое значение, методы регулирования и требования, предъявляемые к субъектам аудита.

Вопросы исторического развития аудиторской деятельности и ее нормативно-правового регулирования широко освещены в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как Д. Декер [1], А.В. Кучеров [3], Т.В. Ножкина [5], В.Я. Плаксиенко, К.В. Черненко [7] и др. Однако эти исследования не учитывают современные тенденции правового регулирования аудита и специфику отдельных стран, в этих работах также четко не сформулированы направления улучшения аудиторской деятельности в странах ЕС.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью публикации является анализ, систематизация и оценка развития аудиторской деятельности и ее нормативно-правового регулирования в странах Западной Европы, выявление перспектив развития аудиторской деятельности.

124

РЕЗУЛЬТАТЫ

Родиной профессионального аудита считается Великобритания — в 1862 г. вышел Закон о компаниях, который ввел процедуру обязательного аудита акционерных обществ, в Шотландии были сформированы организации дипломированных бухгалтеров высшей категории [3, с. 339]: Общество бухгалтеров в Абердине, возникшее в 1867 г., Общество бухгалтеров в Эдинбурге и Институт бухгалтеров и актуариев в Глазго, возникшие в 1854 г. на основании Королевской Хартии. Эти события стали отправной точкой к развитию аудита и в других странах Западной Европы.

В Германии первые шаги по введению аудита были сделаны в 1870 г., когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распределении прибыли и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров. Позже, в 1884 г. в Германии возникает Институт бухгалтеров-ревизоров, целью которого являлась выработка и совершенствование определенных способов проведения документальных ревизий, а также формулирование требований к лицам новой профессии [5, с. 59]. Бухгалтера-ревизора называли трайгендер. Подобные институты в этот период времени организованы в Осло, Вене, Будапеште, Цюрихе, Риге, Гельсингфорсе не без влияния немецкой традиции.

С принятием во Франции Закона о товариществах от 24 июля 1867 г. обязательной проверке и оценке подвергались балансы акционерных обществ, а также возникает должность «комиссара по счетам». Их деятельность строго регламентировалась правительственными органами, т. к. на них возлагался контроль за использованием бюджетных средств. Во Франции две организации занимаются аудиторской деятельностью: Палата экспертов — бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Основное различие между ними состояло в том, что первые — приглашались, а вторые — назначались. Комиссары по счетам проводят наиболее ответственные проверки, профессия эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется правительственными органами [5, с. 85-88].

В Италии законной аудиторской деятельностью могут заниматься в соответствии с Постановлением правительства 1992 года только лица, внесенные в специальный именной реестр, контролируемый Министерством юстиции. Аудиторы делятся на две категории: «доттори коммерчиалисти» (итал. dottori соттегаа^й — дипломированные бухгалтеры), которые проверяют и подтверждают финансовую отчетность; и «раджионьери», которые осуществляют постановку бухгалтерского учета и текущее консультирование по учетным делам.

Современный международный аудит характеризуется тем, что почти во всех развитых странах мира существует общественный Институт профессионального аудита, имеющий свою правовую и организационную инфраструктуру. Но существуют и различия в государственном контроле аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы Великобритании характеризуются большой самостоятельностью по вопросам подготовки, присвоения квалификации, контроля качества выполнения аудиторами профессиональных обязанностей. Аудиторская деятельность в странах континентальной Европы строго регулируется со стороны государства. Аудит в странах Европейского союза регламентируется нормативно-правовыми актами, принятыми в правительственных структурах. В этих странах наряду с аудиторами, занимающимися проверкой бухгалтерских отчетов и балансов, выделяют специфическую категорию аудиторов-консультантов по вопросам налогообложения [3, с. 341].

До 2002 г. мировое аудиторское сообщество в основном было саморегулируемым, то есть его профессиональные организации разрабатывали и внедряли стандарты аудита, применяли в отношении своих членов дисциплинарные взыскания, пропагандировали качество и раскрывали преимущества аудита общественности.

Экономический кризис и скандалы с корпоративной финансовой отчетностью в США, Европе и Японии способствовали принятию в 2002 г. закона им. Сарбейнза — Оксли. На международном уровне закрепилось мнение, что аудиторы не могут надлежащим образом регулировать свою деятельность в основном из-за отсутствия достаточных стимулов: конфликт интересов, который может возникнуть в отношениях «аудитор — клиент»; рынок аудиторских услуг не всегда отражает качество аудита, поскольку в основе нерегулируемой конкуренции зачастую лежит цена или готовность идти на уступки, а не качество аудита.

Аудиторская деятельность является одним из наиболее сложных и трудных для надлежащего регулирования видов деятельности, поскольку действенность аудита подразумевает, что аудитор понимает деятельность компании, специфику учета капитала, обязательств и активов, накапливает эту информацию и сообщает ее; выявляет конкретные риски, которые могут привести к искажению информации по некоторым статьям финансовой отчетности; разрабатывает и проводит тесты в отношении конкретной компании, обеспечивающие достаточную гарантию того, что отчетность достоверна. Аудитор должен выполнить аудиторские процедуры эффективно, в разумные сроки и с разумными затратами.

Таким образом, органы регулирования аудиторской деятельности должны понимать, что они регулируют не рутинную деятельность, в которой можно ожидать повторения каждый раз одних и тех же

125

этапов и процедур. Это чрезвычайно сложная задача, которая должна быть выполнена для того, чтобы регулирование было действенным.

В странах ЕС определены приоритеты развития аудиторской деятельности. Они касаются усиления регуляторной политики, укрепления общественного надзора над профессией, усиления роли аудиторских комитетов и укрепления внутреннего контроля в системе корпоративного управления, усиления независимого статуса, ответственности аудитора и роли Кодекса профессиональной этики [7, с. 12].

В настоящее время значительное влияние на правовое регулирование аудита оказывают процессы, связанные с экономической интеграцией стран ЕС, подразумевающие унификацию практики бухгалтерского учета и аудита. В частности, регулированию аудиторской деятельности посвящены Директива 2014/56/ЕС Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 г. о внесении изменений в Директиву 2006/43/ЕК по обязательному аудиту годовой отчетности и консолидированной отчетности, Регламент ЕС № 537/2014 Европейского парламента и Совета от 16 апреля 2014 г. об особых требованиях к обязательному аудиту субъектов общественного интереса и отмене Решения 2005/909/ЕК Европейской Комиссии и Директивы 89/48ЖЕС и 92/51ЖЕС о взаимном признании профессиональной квалификации действуют во всех государствах-членах ЕС, а также в Норвегии, Исландии и Лихтенштейне.

Целью реформирования аудита в странах Евросоюза является повышение качества аудита, уточнение роли аудиторов, повышение их независимости, восстановление доверия инвесторов к финансовой информации, повышение динамизма и открытости рынка аудита, совершенствование надзора за аудиторами. Директива в новой редакции включает в себя меры по повышению независимости внешних аудиторов, повышению информативности аудиторского отчета и усилению надзора за аудиторской деятельностью во всех государствах-членах ЕС. Регламент устанавливает более жесткие требования к обязательному аудиту субъектов общественного интереса (Public Interest Entities — PIEs), повышение независимости и усиление профессионального скептицизма, ограничение конфликтов интересов.

Анализируя нормативно-правовые документы стран Западной Европы об аудиторской деятельности, можно выявить сходство в принятии решений по ряду вопросов данной сферы деятельности. Например, в нормативных актах большинства стран существует положение о проведении обязательного аудита годовой финансовой отчетности предприятия. Для каждой страны установлены квалификационные требования, выполнение которых дает право на осуществление аудиторской практики. В большинстве европейских стран аудиторы несут моральную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность: за заведомо ложную оценку деятельности проверяемого предприятия, недобросовестность в работе.

Проведем сравнение механизма регулирования аудиторской деятельности в странах Западной Европы на примере менее известных стран: Бельгии, Греции и Ирландии (табл. 1).

Законодательной основой для бухгалтерского учета и аудита в Бельгии являются Общественный кодекс (БЕ — Belgian Company Code) 1999; Королевский указ от 04.12.2003 г., дополненный Королевским указом от 2001 г.; Закон 2013 г. «Свобода создания, предоставления услуг и общих обязательств Компании» (Закон о бухгалтерском учете); Директивы ЕС 2013/34/ЕС и 2006/43/EC, Регламент ЕС 1606/2002 по применению международных стандартов бухгалтерского учета и Директивы 2013/34/ЕС по подготовке финансовой отчетности. Общественный кодекс и Закон о бухгалтерском учете требуют от компаний применять одобренные Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP), как определено в Королевском указе Бельгии от 30.01.2001 г.

Все средние и крупные компании Бельгии должны назначить аудитора для проверки их бухгалтерской отчетности, а небольшие компании могут претендовать на освобождение.

В Бельгии, как и в некоторых других государствах — членах ЕС, аудитор назначается на период участия, отличный от одного года. В настоящее время в Бельгии требуется трехлетний, во Франции — шестилетний, а в Италии — девятилетний мандат. Досрочное освобождение в Бельгии возможно только при специфических обстоятельствах. Об этом компания и аудитор сообщают в «Hoge Raad voor de Economische Beroepen», который начинает расследование. Также государства — члены ЕС имеют возможность выбрать начальную максимальную продолжительность аудиторского взаимодействия короче 10 лет. Так, при текущем трехлетнем мандате, максимальный период продолжительности для бельгийского аудитора составляет девять лет (три мандата сроком на три года).

Аудиторский отчет в Бельгии составляется в соответствии с требованиями МСА и согласуется с внутренним аудитором, руководством фирмы, после чего он передается главе Наблюдательной комиссии IBR-IRE.

Официальной профессиональной организацией аудиторов в Греции является Институт сертифицированных аудиторов «Some Orkoton Elegton (SOE)», руководящим органом которого является Наблюдательный совет. Он осуществляет мониторинг деятельности аудиторов — членов SOE и контроль соблюдения ими действующего законодательства, а также занимается определением профессиональных и

126

Таблица 1. Сравнительная характеристика аудиторской деятельности в Бельгии, Греции и Ирландии *

Признак Страны

Бельгия Греция Ирландия

Регулирующие органы (институты) Бельгийский институт зарегистрированных аудиторов (IBR-IRE) Институт сертифицированных аудиторов Греции «Some Orkoton Elegton» (SOE), Совет по надзору за бухгалтерским учетом и аудитом (Accounting & Auditing Standards Oversight Board) Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI), Институте присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), Ирландский аудиторский и бухгалтерский надзорный орган (IAA SA)

Цель деятельности регулирующих органов IBR-IRE составляет стандарты аудита, Верховный Совет по экономическим профессиям утверждает их. IBR-IRE осуществляет контроль качества аудиторской деятельности Мониторинг деятельности аудиторов, зарегистрированных в SOE, контроль соблюдения аудиторами законодательства, профессиональных и этических норм и стандартов Контроль работы аудиторов, внесенных в реестр, процесса регистрации внешних аудиторов, мониторинг соблюдения ими законодательства в области аудита

Применение обязательного аудита Компании, показатели которых превышают два из трех критериев два года подряд: годовой оборот — 7,3 млн евро; активы — 3,65 млн евро; численность сотрудников — 50 чел Компании с более чем 100 сотрудниками. Дочерние компании. Компании, устав которых требует обязательного аудита. Организации, показатели которых превышают два из трех установленных ограничений: общая сумма активов — 4 млн евро, чистый оборот — 8 млн евро, средняя численность работников — 50 чел. Публичные компании. Компании, превышающие одно из условий (для текущего и предыдущего финансового года): оборот — 8,8 млн евро, активы — 4,4 млн евро в конце финансового года, среднее число работников — 50. Компании, к которым не применяется Companies (поправка) 1986. Материнские или дочерние компании.

Требования к аудиторам Соответствовать требованиям образования и сертификации. Член IBR-IRE имеет право предоставлять свои услуги (лицензия). Аудиторы назначаются акционерами по предложению комитета по аудиту, если таковые имеются. Включены в реестр аудиторов, соблюдают законодательство, профессиональные и этические нормы. Нормативный аудитор, аудиторская фирма назначается общим собранием акционеров проверяемого субъекта. Член профессионально признанной профессиональной организации. Регистрация аудиторской фирмы в ICAEW позволяет работать как в Велико британии, так и в Ирландии.

Ротация аудиторов Аудиторы назначаются на три года подряд, максимальный период — девять лет. Период охлаждения — два го да. Аудитор может предложить свои услуги на период не превышающий пять лет подряд и возобновить свои обязанности по истечении двух лет по дряд. В настоящее время требования по ротации аудиторов не определены.

Особые требования к аудиторскому отчету Согласуется с внутренним аудитором и руководством фирмы. Представляется собственнику и Наблюдательной комиссии IBR-IRE, члены которого имеют право вето на назначение аудитора Если обязательный аудит проведен несколькими официальными аудиторами или аудиторскими фирмами, при их согласии с результатами обязательного аудита представляется совместный доклад и мнение. В случае возникновения разногласий каждый аудитор или аудиторская фирма должна представить свое мнение в отдельном разделе аудиторского отчета и обосновать свои возражения. Дополнительно в отчете раскрывается мнение аудитора по вопросам: получил ли аудитор все данные и пояснения, необходимые для проверки; ведутся ли в компании все требуемые бухгалтерские документы; получены ли данные от подразделений, которые аудитор лично не посетил; соответствует ли баланс и отчет о прибылях и убытках учетным данным.

* Составлено на основании [2, 8, 9, 10, 11, 12].

127

этических норм и стандартов. Совет по надзору за бухгалтерским учетом и аудитом (Accounting & Auditing Standards Oversight Board) формируется Банком Греции (Центральный банк), Комитетом по фондовому рынку, Федерацией греческих отраслей.

В Греции в соответствии с Законом 4449/2017 общим собранием акционеров проверяемого субъекта назначается нормативный аудитор (аудиторская фирма), который должен в письменной форме подготовить аудиторский отчет. Отчет должен:

а) определять предприятие, финансовая отчетность которого является предметом обязательного аудита, период и срок аудита, структура отчетности;

б) описывать объем обязательной инспекции со ссылкой на стандарты аудита;

в) давать профессиональное аудиторское заключение, в котором уставные аудиторы или аудиторские фирмы излагают квалифицированное мнение;

г) сообщать о любых других вопросах, к которым аудитор или аудиторские фирмы привлекают внимание;

д) включать заявление о том, что в отчете были определены существенные искажения, с указанием характера этих неточностей;

е) давать утверждения о существенных неопределенностях в отношении событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность;

ж) указывать место аудиторов, бухгалтеров или аудиторских фирм [4].

В Ирландии согласно Закону о компании от 1990 г. осуществляют деятельность пять профессиональных организаций, признанных и одобренных Министерством торговли, предпринимательства и занятости. Профессиональный аудитор должен быть членом одной из этих организаций и внесен в реестр для предоставления услуг как единолично, так и в качестве принципала партнерства или компании. В 2017 г. особое внимание будет уделяться деятельности Ирландского аудиторского и бухгалтерского надзорного органа (IAASA), определяющего стандарты аудита, которые будут применяться в Ирландии.

Ирландские компании обязаны ежегодно проводить аудит счетов. Частные компании, которые отвечают определенным критериям, могут воспользоваться освобождением от требования аудита счетов. Публичные компании не имеют права на освобождение от аудита. Любая компания, которая не является частной компанией по умолчанию, является публичной компанией. Все компании, включая освобожденные, обязаны подготовить полный обязательный набор счетов, который дает «истинное и справедливое» представление о состоянии дел компании. Проверенные счета, подтвержденные аудиторским заключением, должны быть приложены к ежегодной декларации, которая подается компанией в бюро по регистрации компаний (CRO).

В соответствии с требованиями Директивы 2014/56/ЕС и Регламента ЕС №№ 537/2014 страны Евросоюза могут применять следующие стандарты аудита:

1) международные стандарты аудита, принятые ЕК;

2) национальные стандарты, если ЕК пока не приняты МСА по этому вопросу;

з) международные стандарты аудита — МСА, ISQC 1 и прочие стандарты, принятые IAASB, касающиеся обязательного аудита;

4) дополнительные процедуры аудита возможны, только если связаны с требованиями законодательства государства-члена или для повышения авторитетности финансовой отчетности, доводятся до сведения ЕК за 3 месяца до вступления в силу.

«Функция общественного интереса обязательного аудита означает, что на качество работы внешнего аудитора или аудиторской компании полагается широкое сообщество людей и организаций. Надлежащее качество аудита способствует упорядоченному функционированию рынков, повышая целостность и эффективность финансовой отчетности. Таким образом, внешние аудиторы выполняют особенно важную общественную роль» [4].

Каждое государство — член ЕС должно обеспечить качество аудита с соблюдением критериев:

• система независима от являющихся объектом обзора аудиторов/аудиторских компаний и подлежит общественному надзору;

• финансирование — надежно и свободно от ненадлежащего влияния со стороны аудиторов/аудиторских компаний;

• система обеспечения качества располагает достаточными ресурсами;

• лица, осуществляющие обзор обеспечения качества, имеют надлежащее профессиональное образование, соответствующий опыт в области обязательного аудита и финансовой отчетности в комплексе с конкретной подготовкой в области обзоров обеспечения качества, 3-летний перерыв в отношении аудиторской компании — объекта обзора, заявление об отсутствии конфликта интересов в каждом обзоре;

• выбор рецензентов для конкретных заданий — без конфликта интересов [6].

128

Чтобы определить компетентность и тщательность работы аудитора и компании регулирующий орган должен:

• ознакомиться с данными о компании, в которой проводится аудит и которые рассматривал (или должен был рассматривать) аудитор;

• установить и понять примененные аудитором процедуры для проверки финансовой отчетности компании, а также программы обеспечения качества аудиторской организации, оказавшие влияние на аудит;

• дать оценку разумности этих процедур и программ в отношении рисков представления недостоверной отчетности, с которыми сталкивался аудитор.

Орган аудиторского надзора может быть:

• самостоятельным, отдельно финансируемым, независимым ведомством;

• управлением, отделом или частью органа, выполняющего более широкую функцию управления, например, органа регулирования ценных бумаг;

• отделом или департаментом Министерства финансов страны [1].

Из 23 государств — членов ЕС, сообщивших в 2014 г. информацию о своих органах надзора в

• 19 сделали свои органы надзора отдельными, независимыми;

• 5 создали органы аудиторского надзора в составе других регулирующих органов.

Совет по финансовой отчетности Великобритании, который выполняет функцию общественного надзора, всегда был независим. В Нидерландах эта функция всегда входила в состав органа регулирования ценных бумаг — Управления по финансовым рынкам. Во Франции орган аудиторского надзора создан в 2003 г. как независимый государственный орган, который напрямую связан с министром юстиции и имеет рабочие отношения с органом банковского и страхового надзора.

До середины 2016 г. существовало три подхода к инспектированию аудиторских фирм:

1) орган общественного надзора (ООН) напрямую инспектирует аудиторов субъектов общественного интереса (PIEs) и аудиторов других субъектов;

2) ООН напрямую инспектирует аудиторов PIEs и осуществляет надзор за профессиональными организациями бухгалтерского учета и аудита, которые, в свою очередь, напрямую инспектируют аудиторов других субъектов;

3) ООН осуществляет надзор за проверками, проводимыми профессиональными организациями бухгалтерского учета и аудита, которые напрямую инспектируют аудиторов как субъектов общественного интереса, так и других субъектов [4].

Из 24 государств — членов ЕС, которые являются членами IFIAR, 15 применяли первый подход, а 9 — третий подход, хотя они могут включать в себя проверки, проводимые совместно с ООН.

По новой Директиве все ООН обязаны напрямую проверять аудиторов PIEs. Однако во многих странах вместо надзора над профессиональными организациями бухгалтерского учета и аудита или действовавших несколько лет систем коллегиальных обзорных проверок создали собственные инспекционные группы, которые проводят прямые проверки. Многие ООН также выполняют функцию надзора за профессиональными организациями бухгалтерского учета и аудита (например, в Великобритании, Германии и Литве).

Структура контрольно-надзорной системы в большой степени зависит от национального законодательства и правовой среды Действенная контрольно-надзорная система должна: располагать достаточными ресурсами для расследования сложных фактических обстоятельств, иметь доступ к экспертному потенциалу в области стандартов аудита и контроля качества, включать в себя справедливый и независимый процесс предъявления обвинений и вынесения решений [1]. ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Директивы ЕС направлены на улучшение качества годовой отдельной и консолидированной отчетности компаний, на повышение ее надежности и достоверности, устанавливают минимально необходимые требования к обязательному аудиту, обязанности официальных аудиторов, этические требования, вводят требования по внешнему контролю качества, обеспечивают эффективный общественный надзор за аудиторской профессией и улучшают сотрудничество между органами надзора стран Евросоюза.

2. В каждой стране деятельность профессиональных организаций и аудиторов регламентируются национальным законодательством, Директивами ЕС и Международными стандартами аудита. Государства — члены ЕС должны вводить законы в области аудита, принятые Европейским парламентом и Советом. Развитие аудиторской деятельности в странах ЕС определяется не только специальными директивами Евросоюза, но и национальными программами совершенствования аудита, которые учитывают исторические, культурные и социально-экономические особенности конкретной страны.

129

3. Законодательные акты многих Европейских стран включают ограничения для проведения обязательного аудита, а также ограничения аудиторов на предоставление неаудиторских услуг. Одним из наиболее значимых направлений изменений, внесенных в законодательстве аудита ЕС, является обязательная ротация аудиторской фирмы. Ограничение длительности аудиторских контрактов на 10 лет является гарантией независимости аудиторов.

4. Аудиторский отчет составляется в соответствии с требованиями МСА и национальными нормативами. Однако потребности заинтересованных сторон будут лучше защищены, если аудиторы будут включать в стандартный аудиторский отчет четкое изложение обязанностей для проверки и/или отчетности относительно управления рисками и корпоративного управления в компании.

5. Основными направлениями изменений в профессиональном аудите стран Восточной Европы должны стать: усовершенствование национального законодательства и правовой среды аудита, повышение профессиональной компетенции аудиторов, организация контроля качества аудита, обеспечение реальной независимости аудиторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декер Д. Функция общественного надзора: институциональные механизмы и деятельность / Д. Декер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: siteresources.worldbank.org/EXTCENFINREPREF/ Resources/4152117-1380634652337/9346897-1422881054858/kyiv_21Jan_3.pdf (дата обращения: 0810.06.17).

2. Обязательный аудит годовой и консолидированной финансовой отчетности и государственного надзора над аудитом и другими положениями: Закон 4449/2017; Аудиторский Отчет (Ст. 28 Директивы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.lawspot.gr/nomikes-plirofories/ nomothesia/n-4449-2017/ arthro-32-nomos-4449-2017-ekthesi-eleghoy-arthro-28-tis (дата обращения: 08-10.06.17).

3. Кучеров А.В. Особенности аудита за рубежом / А.В. Кучеров, Я.М. Козичева // Молодой ученый.

— 2013. — № 5. — С. 339-343.

4. Мануилова Н. Новый Регламент ЕС по аудиту: особые требования об обязательном аудите субъектов общественного интереса / Н. Мануилова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: siteresources .worldbank.org/EXTCENFINREPREF/Resources/4152117-1380634652337/9346897-1422881054858/ kyiv_21Jan_4.pdf (дата обращения: 08-10.06.17).

5. Ножкина Т. В. Международный аудит: Учебное пособие / Т. В. Ножкина. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. — 127 с.

6. Обзор требований директив Европейского союза по обязательному аудиту [Электронный ресурс].

— Режим доступа: www.slideshare.net/vladimirmnishchenko/ss-46421741 (дата обращения: 08-10.06.17).

7. Плаксиенко В.Я. Перспективы развития аудиторской деятельности в Украине в сравнении со странами ЕС / В.Я. Плаксиенко, К.В. Черненко // Науковий вюник Ужгородського нацюнального ушверси-тету. — 2016. — Випуск 7, частина 3. — С. 12-14.

8. Audit Exemption for Irish Private Companies [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.formacompany.ie/en/accounts/private-company-audit-exemption.php (дата обращения: 08-10.06.17).

9. Audit Exemption. Companies Act 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.chartere-daccountants.ie/Member/Technical/ Companies-Act-2014/Audit-Exemption (дата обращения: 08-10.06.17).

10. Country by Country Financial Reporting and Auditing Framework. Belgium — Crowe Horwath Callens, Pirenne, Theunissen & Co [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.crowehorwath.net/crowe-horwath-global/services/audit/financial-reporting-frameworks/belgium.aspx (дата обращения: 08-10.06.17).

11. EU audit legislation FAQs [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/ey-eu-audit-legislation-faq/$File/ey-eu-audit-legislation-faq.pdf (дата обращения: 08-10.06.17).

12. Апеоирбп П ôiaxa^n Yia tov илщреюикб éXeyxo ano opKœxoûç eXeyKiéç Kai ое ^iKpoxepeç enixei-p^oeiç [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.perivolos.gr/article/aneoûp0n-n-SiâTa^n-yia-TOV-unoxpeœTiKÔ-éXeyxo-ano-opKœTOÛç-eXeyKTéç-Kai-oe-^iKpoTepeç (дата обращения: 08-10.06.17).

Статья поступила в редакцию 3 июля 2017 года Статья одобрена к печати 24 октября 2017 года

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.