Научная статья на тему 'Особенности аудита в некоммерческих организациях'

Особенности аудита в некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ЦЕЛЕВОЙ КАПИТАЛ / УСТАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталин В. Н.

В статье рассказано об особенностях проверки достоверности финансовой отчетности некоммерческих организаций и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и внутренним требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аудита в некоммерческих организациях»

Аудит

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В. Н. ШАТАЛИН, ведущий юрист юридической компании «Налоговик»

В зависимости от сущности экономической деятельности некоммерческих организаций (НКО) все их можно разделить на две группы: занимающиеся коммерческой деятельностью и не ведущие собственной коммерческой деятельности. Бухгалтерский учет и соответственно аудит таких НКО будут проводиться по-разному.

Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — № 275-ФЗ) определено понятие целевого капитала как сформированной за счет пожертвований, внесенных в виде денежных средств, части имущества НКО, переданной в доверительное управление управляющей компании для получения дохода. Причем полученный от целевого капитала доход может быть использован для финансирования уставной деятельности этой НКО или иных НКО.

Право формировать целевой капитал получили две группы НКО:

• организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной НКО, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации;

• специализированные организации управления целевым капиталом — НКО — собственники целевого капитала, созданные в организационно-правовой форме фонда исключительно для формирования целевого капитала, использования и распределения доходов от него в пользу иных получателей.

Таким образом, НКО могут использовать три основных источника получения финансовых ресурсов:

• целевые средства на уставную деятельность, полученные от физических и юридических лиц;

• прибыль от ведения предпринимательской деятельности в соответствии с уставными целями;

• прибыль от использования средств целевого капитала.

Для ведения коммерческой деятельности и для управления целевым капиталом наиболее удобна модель учета, аналогичная учету в коммерческих организациях — это позволяет наиболее полно отражать факты хозяйственной жизни, состав и структуру имущества организаций. Для других НКО более характерна роль получателя целевых средств для их полного расходования на установленные цели. При таком виде деятельности наиболее приемлем принцип сметного учета без применения двойной записи. Для удовлетворения потребностей налоговых органов и социальных фондов в этом случае вполне подходит применение упрощенной системы налогообложения с ведением книги доходов и расходов.

В соответствии со ст. 6 Закона № 275-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность НКО, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн руб.

Алгоритм проведения аудита финансовой отчетности НКО существенно не отличается от общепринятого, однако дополнительно учитываются требования к формированию и использованию целевого капитала, установленные ст. 4 и 13 Закона № 275-ФЗ.

В аудиторском заключении по проведенной проверке указывается, какие именно требования жертвователя соблюдены, и какие нарушения этих

требований допущены. Аудиторское заключение о проверке отчетности по целевому проекту составляется по отдельному стандарту.

Помимо проведения обязательного аудита, НКО вправе заключить договор на инициативный аудит, который может проводиться в любое время и в объемах, установленных самостоятельным решением органа управления НКО. Инициатива проведения аудита может быть выражена органами управления, руководителями, а также членами НКО (в форме решения общего собрания), у которых есть сомнения в достоверности бухгалтерской отчетности, расчетов с бюджетом по налогам и с внебюджетными социальными фондами по страховым взносам. В отличие от обязательного аудита сфера проведения инициативной проверки гораздо шире, она не ограничивается финансовой отчетностью и может включать контроль за состоянием текущихдел и проектов НКО.

Аудит выгодно отличается от налоговой проверки. Аудитор не будет начислять штрафы и пени, а по некоторым вопросам даст грамотные рекомендации. Конечно, имеют значение критерии выбора специалистов для проверки учета и отчетности. Кроме этого, следует обращать внимание на качество и стоимость услуг аудита.

В любом случае при выборе аудиторов НКО следует иметь в виду, что главное в аудите — независимость проверяемых и проверяющих лиц. Поэтому не следует создавать внутренних служб аудита в организации либо пользоваться услугами подобных образований, являющихся структурными подразделениями членов НКО, иначе результаты проверки могут быть поставлены под сомнение. Нежелательно, но не обязательно, чтобы аудиторы не состояли в близком родстве с должностными лицами НКО. Также нежелательно проведение аудита фирмами, которые на протяжении последних лет оказывали проверяемой организации услуги по восстановлению или ведению бухгалтерского учета. Все перечисленные условия считаются критериями независимости аудиторской фирмы по отношению к проверяемому лицу.

В связи с последними изменениями законодательства об аудиторской деятельности аудиторские фирмы с 2009 г. не лицензируются. Они обязаны состоять в профессиональном объединении. Также недействующей была признана норма об обязательном страховании аудитором ответственности за нарушение договора.

Оценить качество услуг аудиторской компании можно различными способами. Самый простой — выбрать аудиторов по рекомендации. Можно поинтересоваться деловой репутацией аудиторской

фирмы, стажем ее работой на рынке аудиторских услуг, количеством аттестованных аудиторов, а также количеством жалоб на нее, поступивших в саморегулируемую организацию, объединяющую и контролирующую деятельность аудиторов. Если этого недостаточно, то целесообразно заключить договор на консультационное обслуживание, может быть, даже провести своеобразный конкурс среди нескольких фирм, по результатам которого пригласить наиболее достойную организацию на аудиторскую проверку.

Главная цель аудита — выражение профессионального мнения о достоверности финансовой отчетности некоммерческой организации и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству и внутренним требованиям НКО. Кроме этого, аудиторские фирмы могут оказать сопутствующие аудитууслуги, например:

• постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской, финансовой отчетности, бухгалтерское консультирование;

• налоговое консультирование;

• анализ финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, в том числе и предпринимательской деятельности;

• управленческое консультирование (постановка систем внутреннего контроля), в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

• правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по возникающим спорам;

• автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

• оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

• разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, социальных проектов;

• проведение маркетинговыхисследований;

• обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, можно при необходимости привлечь аудитора для грамотного проведения независимой инвентаризации имущества и материальных ценностей. Это мероприятие необходимо при подготовке бухгалтерской отчетности и в других обязательных случаях, установленных ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете».

Специфика оказания НКО различных услуг социальной направленности обусловливает про-

верку основных операций, таких как учет целевых поступлений и выплат, произведенных за счет целевых средств, формирование капитала, порядок совершения крупных сделок и т.д. Помимо специфических операций в план проверки НКО могут быть включены общие методологические вопросы бухгалтерского учета. К ним относятся учет основных средств и других внеоборотных и оборотных активов, расчетов с персоналом по оплате труда, операций с финансовыми вложениями, формирование финансового результата учреждения по всем оказываемым видам социальных услуг.

Один из основных — вопрос финансирования — из каких источников средств осуществляется финансирование расходов на оплату аудиторских услуг. В начале статьи указаны три основных источника финансирования НКО.

Если в НКО ведется какая-то коммерческая деятельность, то проверки правильности ведения учета по этой части будут финансироваться за счет собственных средств учреждения, полученных им от ведения такой предпринимательской деятельности (оказания платных услуг). Затраты на аудиторскую проверку согласно п. 5 ПБУ 10/99 такие НКО учитывают в составе расходов по обычным видам деятельности. Они являются текущими затратами, связанными с основными видами деятельности. Моментом признания расходов в бухгалтерском учете будет дата составления

документа после фактического оказания услуг. Поэтому, например, затраты на проводимый в 2010 г. аудит состояния бухгалтерского учета и отчетности за 2009 г. будут формировать финансовый результат того года, в котором непосредственно будут оказаны услуги, т. е. 2010. В налоговом учете обязательность проведения аудита в НКО говорит об экономической обоснованности таких расходов, учесть которые можно при налогообложении в случае соответствующего документального подтверждения.

Для всех НКО целесообразно самостоятельно принять решение о необходимости проведения аудита и об источниках средств для его оплаты. Например, ТСЖили садоводческое общество могут решить эти вопросы на своем очередном собрании, а могут внести изменения в устав, учредив обязательный аудит при передаче дел вновь избранному председателю.

Список литературы

1. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № ЗЗн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.