Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПРИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПРИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / НАЛОГИ / РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / AUDIT / TAXES / PAYMENTS ON TAXES AND FEES / TAXATION / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнева Н. В., Колесникова Е. В.

В данной статье рассматриваются понятие, сущность, этапы и особенности аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также изменения в налоговом кодексе Российской Федерации в части специальных налоговых режимов, применяемых экономическими субъектами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AUDIT OF CALCULATIONS WITH THE BUDGET ON TAXES AND DUTIES UNDER SPECIAL TAX REGIMES

This article discusses the concept, essence, stages and features of the audit of calculations with the budget for taxes and duties, as well as changes in the tax code of the Russian Federation in terms of special tax regimes applied by economic entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПРИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

УДК 657.631

Плетнева Н.В. студент 4 курса Колесникова Е.В.,

доцент

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Институт экономики и управления, Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ АУДИТА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПРИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМАХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятие, сущность, этапы и особенности аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также изменения в налоговом кодексе Российской Федерации в части специальных налоговых режимов, применяемых экономическими субъектами Российской Федерации.

Ключевые слова: аудит, налоги, расчеты по налогам и сборам, налогообложение, специальные налоговые режимы.

Pletneva N. V. student 4 course

CFU of V.I. Vernadsky Institute of Economics and Management

Russia, Simferopol Kolesnikova E. V.

Ph. D., associate Professor

CFU of V.I. Vernadsky Institute of Economics and Management

Russia, Simferopol

FEATURES OF AUDIT OF CALCULATIONS WITH THE BUDGET

ON TAXES AND DUTIES UNDER SPECIAL TAX REGIMES

Abstract: This article discusses the concept, essence, stages and features of the audit of calculations with the budget for taxes and duties, as well as changes in the tax code of the Russian Federation in terms of special tax regimes applied by economic entities of the Russian Federation.

Keywords: audit, taxes, payments on taxes and fees, taxation, special tax regimes.

Для того чтобы избежать ответственности со стороны налоговых органов за нарушения законодательства, действующего на территории Российской Федерации, организациям необходимо заботиться о поддержании качества налоговой отчетности и правильности учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Для достижения данной цели важная роль отводится аудиту расчетов по налогам и сборам.

В настоящее время существует два подхода к определению сущности аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам:

1. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как неотъемлемый элемент аудита бухгалтерской финансовой отчетности, который представляет совокупность аудиторских процедур, направленных на формирование мнения аудитора о достоверности данных о налоговых обязательствах и состоянии связанных с ними расчетов, раскрытых в бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица.

2. Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам как самостоятельный вид аудиторской деятельности, целью которого является выражение профессионального суждения независимого аудитора о достоверности данных, раскрытых в налоговых декларациях аудируемого лица [1].

Аудит расчетов с бюджетом по налогам и сборам не может рассматриваться в качестве сопутствующей аудиту услуги, т.к. при проведении аудита бухгалтерской финансовой отчетности налоговый аудит является его неотъемлемой составляющей.

Налоговый аудит состоит из проверки налоговой отчетности и системы налогового учета. Поскольку налоговое законодательство имеет не постоянный характер, и каждый год вносятся новые коррективы, многие, даже опытные, бухгалтера не всегда могут уследить за изменениями и довольно часто допускают ошибки и неточности в исчислении налогов, налогооблагаемой базы, заполнении налоговой отчетности и др.

При аудите расчетов с бюджетом по налогам и сборам, аудитор выявляет ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Что позволяет бухгалтерам организации вовремя устранить выявленные ошибки и неточности и в будущем предотвратить неприятные ситуации, связанные с контролирующими органами. Помимо этого аудит расчетов по налогам и сборам может помочь в разработке оптимальных схем налогообложения, что поможет существенно сократить затраты организации.

Аудит налогового учета является важным не только для существующей организации, но и для нового предприятия, где аудит данной сферы деятельности организации поможет руководству в принятии эффективных управленческих решений.

Целью аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам является выявление ошибок и неточностей в учете налогов и сборов, составлении отчетности, а также подготовка организации к налоговой проверке. В какой-то степени аудит расчетов с бюджетом - это проверка организации в части ее готовности к проверке со стороны налоговой инспекции, а также оценка перспектив результатов проверки. Помимо этого аудит это и разработка рекомендаций по исправлению ошибок допущенных при расчетах с бюджетом. Еще одной целью аудита расчетов по налогам и сборам — это анализ спорных налоговых ситуаций, прогноз перспектив налогового спора в суде, а также разработка налоговой стратегии для таких ситуаций.

В ходе аудиторской проверки, аудиторы тесно взаимодействуют с бухгалтерской и юридической службами организации. И в ходе проверки

предприятие может исправить большую часть обнаруженных ошибок.

Выделяется 3 этапа проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Данные этапы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы проведения аудита расчетов с бюджетом по налогам

и сборам

Этап аудита Сущность

1. Оценка имеющейся системы налогообложения проверяемой организации Данный этап состоит из: общего анализа; изучения элементов системы налогообложения проверяемой организации; определения влияния на налоговые показатели основных факторов; проверки методики исчисления налоговых платежей; правовой и налоговой экспертизы существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценки документооборота; изучения деятельности служб, отвечающих за расчет и уплату налогов; оценки налоговых показателей проверяемой организации.

2. Аудит правильности расчетов и уплаты налогов и сборов Второй этап проведения аудита предполагает исследование налоговой отчетности (деклараций, расчетов по налогам, справок по авансовым платежам), проверку правомерности использования налоговых льгот и правильности числовых показателей, анализ своевременности и полноты уплаты налогов или сборов и оценку корректности налогового и бухгалтерского учета исчисляемых налогов и сборов.

З.Оформление результатов проведения аудита На заключительном этапе обобщаются и оцениваются результаты аудита, а также документально оформляются результаты аудита.

Результатом аудита расчетов с бюджетом является «Отчет о результатах проведенного аудита расчетов по налогам и сборам». В данном документе содержится подробное описание всех выявленных ошибок и нарушений, оценка оптимальности применяемой системы налогообложения, а также итоговое заключение о состоянии налогового учёта на предприятии. Заключение о состоянии налогового учета предполагает вывод аудиторов о:

• степени достоверности налоговой отчетности;

• полноте начисления налогов, сборов;

• полноте отражения в учете налогов, сборов;

• полноте перечисления налогов и сборов;

• правильности применения налоговых льгот.

По результатам аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам, аудируемая организация получает представление о надежности системы налогового учета. Выявляются налоговые ошибки, а также оценивается риск привлечения к налоговой ответственности. Руководство аудируемой

организации при окончании аудиторской проверки получает представление о системе налогового контроля, т.е. насколько соответствующие финансовые службы справляются с задачей отслеживания налоговых рисков, контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме этого, аудируемая организация получит рекомендации по исправлению выявленных ошибок, рекомендации по использованию налоговых льгот, предложения по минимизации уплачиваемых налогов и снижению налоговых рисков, предложения по улучшению существующей системы налогообложения на организацию.

При необходимости, могут быть даны предложения по созданию (или оптимизации) системы внутреннего контроля организации за правильностью исчисления налогов и сборов. Также, возможен анализ и могут быть даны предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства и предварительные расчеты налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений.

В целом в результате аудита расчетов налогов и сборов руководство и собственники экономического субъекта получают представление о надежности собственной системы налогового учета и возможности попадания под налоговые санкции со стороны контролирующих органов.

Аудируемые организации могут находиться на общей системе налогообложения или же на одном из специальных налоговых режимов. Именно поэтому аудитор обязан знать специфику и изменения в налогообложении, как при общей системе налогообложения, так и при специальных режимах налогообложения. Специальные налоговые режимы подразумевают более выгодный уровень налогообложения, но требуют соблюдения налогоплательщиком определенных условий для их применения. К ним относятся следующие виды налоговых систем:

• упрощенная система (УСН) - глава 26.2 НК РФ;

• единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - глава 26.3 НК РФ;

• единый сельхозналог (ЕСХН) - глава 26.1 НК РФ;

• патент (ПСН) - глава 26.5 НК РФ [3].

Каждый из специальных налоговых режимов, действующих в Российской Федерации, предусматривает уплату специального налога вместо налога на прибыль для юридических лиц, или НДФЛ для предпринимателей, а также освобождает от уплаты НДС (кроме ввозного), налога на имущество организаций, или налога на имущество физлиц, используемое в деятельности на специальном режиме (в отдельных случаях).

Для точного аудита деятельности организации на специальном режиме налогообложения аудитору необходимо крайне тщательно следить за изменением законодательства. Для аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам достаточно важным нормативным документом является Налоговый кодекс Российской Федерации, который подвергается частым изменениям. В

табл. 2 представлены изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации на 1 января 2018 года в части специальных режимов налогообложения [2].

Таблица 2

Изменения в налоговом кодексе Российской Федерации на 1 января 2018 г. в части специальных режимов налогообложения

Спец. режимы

Изменения на 2018 г.

ю £

д

О >

и о ч Й

£

к

X

О

Ч Рн

ю

О Й

о Щ и ^

о

4 Й X т

<и н о

к

о

5

X X

я

о С

Коэффициент-дефлятор по УСН увеличили до 1,481

В 2018 году компании и ИП могут применять спецрежим, если годовой доход в 2017 году не превысит 150 млн рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Если компания хочет перейти на УСН в 2018 году, то выручка за девять месяцев 2017 года не должна превышать 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Вклады в имущество организации участников, независимо от доли в уставном капитале, не увеличивают доходы на УСН.

В доходы по УСН с 2018 года не попадают доходы, полученные указанными лицами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

В 2018 году на УСН можно списать расходы на содержание помещений, оборудования и персонала, которые предоставляет вузам по договорам о сетевой форме обучения. Расходы можно учесть, если фирма приняла на работу хоть одного выпускника вуза на один год или бессрочно.

6

2 ) л. Ф

(г Р

Д й X к С Е

С 2018 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только по тем основным средствам, которые используются в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также при оказании услуг.

Ф Р

К Н

6 2 л.

г

И

При исчислении ЕНВД базовая доходность умножается на коэффициент-дефлятор (К1). В 2017 году значение коэффициента К1 было равно 1,798. Однако с 2018 года коэффициент увеличился до 1,868.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, смогут уменьшать налог на расходы по приобретению онлайн-кассы, включенной в реестр ККТ. Вычет будет предоставляться в размере не более

18000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники.

Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ) Коэффициент-дефлятор для расчета величины патента увеличили до 1,481

Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения (ПСН), разрешили уменьшать патентный налог на расходы по приобретению онлайн-кассы, включенной в реестр ККТ. Вычет будет предоставляться в размере не более 18 000 рублей на каждую кассу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИП, имеющие наемных работников и осуществляющие розничную торговлю или услуги общепита могут получить вычет только если онлайн-касса зарегистрирована с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года. В расходы по приобретению ККТ можно включить затраты на покупку: кассы; фискального накопителя; программного обеспечения; работ и оказание услуг (по настройке ККТ и проч.).

В целом можно сказать, что значительных изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации не наблюдается. Для аудитора в 2018 году достаточно важно при аудите расчетов с бюджетом по налогам и сборам следить за изменениями порядка и условий перехода (применения) специальных режимов налогообложения, а также изменениями перечня доходов и расходов, которые организации, применяющие специальные режимы налогообложения, могут учитывать при исчислении суммы налога.

Специальные режимы налогообложения предназначены для субъектов среднего и малого бизнеса, с целью упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета, а также снижения налоговой нагрузки. Исходя из изменений в законодательстве Российской Федерации, можно сделать вывод, что с каждым годом порядок применения специальных режимов ужесточается. Данный факт отрицательно влияет на деятельность средних и малых предприятий, мешая их развитию и появления новых предприятий. Налоги - одна из основных составляющих ведения бизнеса. Количество и простота работы с налогами непосредственным образом влияют на развитие предпринимательства в стране. Особенно важно это для малого и среднего бизнеса, где владельцы компаний часто занимаются налоговым учетом самостоятельно.

Использованные источники:

1. Баранов П.П., Шапошников А.А., Баранова Н.В. Налоговый аудит в России: особенности генезиса и альтернативные интерпретации // Аудиторские ведомости. 2015. N 9. С. 15 - 31.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28165/

3. https://www.nalog.ru - Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации

УДК 336

Плужникова А. О. студент магистратуры Северо-Кавказский горно-металлургический институт Государственный технологический университет

Россия, г. Владикавказ АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ

Аннотация: Данная статья посвящена анализу валютного рынка России за период 2015 - 2017 гг., направленного на выявление значимых изменений и основных тенденций анализируемого сегмента валютного рынка. Соответственно произошедшие за этот период времени изменения в значительной степени предопределили характер динамических и структурных изменений на российском валютном рынке.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный рынок, валюта, валютный курс, валютные операции.

Pluzhnikova A. O.

Master

North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute

State Technological University Russia, Vladikavkaz CURRENCY MARKET ANALYSIS

Abstract: This article is devoted to the analysis of the Russian currency market for the period 2015 - 2017, aimed at identifying significant changes and major trends in the analyzed segment of the currency market. Accordingly, the changes that occurred during this period of time largely predetermined the nature of dynamic and structural changes in the Russian currency market.

Key words: currency regulation, currency market, currency, exchange rate, currency operations.

Главным объектом валютного регулирования в Российской Федерации является внутренний валютный рынок страны.

Внутренний валютный рынок - это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже валюты, а также операций по движению капитала в иностранной валюте.

Государственное валютное регулирование на валютном рынке осуществляется через Центральный банк. Центральный банк предписывает определенные правила игры на валютном рынке. Например, путем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.