Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛИНА ТЕЛА / МАССА ТЕЛА / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бочарин И.В., Гурьянов М.С.

Одним из первых компонентов для мониторинга выступает физической развитие человека, как главный фактор, определяющий физическую работоспособность и общее состояние здоровья. При изучении физических качеств человека рассматриваются антропометрические данные, как основные маркеры, характеризующие физическое здоровье, а также дающие возможность дать интегральную оценку энергетических и обменных процессов в организме. При этом, особое внимание следует оказывать студенческой молодежи, как части населения, которая подвержена значительному влиянию различных стресс-факторов, приводящих к напряжению систем регуляции организма. Исходя из вышеизложенного, целью исследования послужило проведение сравнительного анализа антропометрических данных студентов различных курсов и их распределение по группам с учетом значения индекса массы тела. В эксперимент было включено 300 студентов 1-3 курсов (71 юноша и 229 девушек), в возрасте 19,7±1,7 лет. Измеряли антропометрические показатели (длина, масса тела), индекс массы тела, соотносили полученный вес с его должным значением, с учетом гендерного признака. Распределение студентов на группы осуществляли с помощью кластерного анализа. Установлено, что юноши в среднем имеют большую длину, массу тела и индекс массы тела относительно девушек. При сравнении массы тела с его должным значением наблюдалось увеличение фактического веса от его нормативных значений среди обоих групп студентов. Распределение студентов на группы с помощью кластерного анализа позволило установить, что 1 и 2 кластеры включают лиц с избыточной массой тела, а 3 кластер - с массой тела в пределах нормы. Данный мониторинг позволяет первично оценить наличие риска снижения здоровья и на основании этого, провести корректирующие мероприятия по избавлению от малоподвижного образа жизни среди этих групп студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бочарин И.В., Гурьянов М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF JUNIOR STUDENTS

One of the first components for monitoring is the physical development of a person, as the main factor determining physical performance and general health. When studying the physical qualities of a person, anthropometric data are considered as the main markers characterizing physical health, as well as making it possible to give an integral assessment of energy and metabolic processes in the body. At the same time, special attention should be paid to student youth, as a part of the population that is significantly affected by various stress factors that lead to tension of the body's regulatory systems. Based on the above, the purpose of the study was to conduct a comparative analysis of anthropometric data of students of various courses and their distribution into groups, taking into account the value of the body mass index. The experiment included 300 students of 1-3 courses (71 boys and 229 girls), aged 19.7 ± 1.7 years. Anthropometric indicators (length, body weight), body mass index were measured, the resulting weight was correlated with its proper value, taking into account the gender attribute. The distribution of students into groups was carried out using cluster analysis. It was found that boys on average have a longer length, body weight and body mass index relative to girls. When comparing body weight with its proper value, an increase in actual weight from its normative values was observed among both groups of students. The distribution of students into groups using cluster analysis allowed us to establish that clusters 1 and 2 include overweight individuals, and cluster 3 - with a body weight within the normal range. This monitoring allows us to first assess the presence of a risk of health decline and, based on this, to carry out corrective measures to get rid of a sedentary lifestyle among these groups of students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ»

УДК 378:612-052.63:[574.2:504.75.05](470.46)

DQJ- JQ 57145/27129772 2023 12 02 01 1йаЯЗЯ1аШШр8://сгеаЙуесоттош.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

© Автор(ы) 2023

БОчАРИН Иван Владимирович, старший преподаватель кафедры «Физическая культура и спорт» Приволжского исследовательского медицинского университета, аспирант кафедры «Физиология и биохимия животных и акушерства»

Нижегородский государственный агротехнологический университет 603117, Россия, Нижний Новгород, bocharin.ivan@mail.ru

SPIN: 4586-6828 AuthorlD: 4586-6828 ResearcherlD: AGT-4111-2022 ORCID: 0000-0002-4961-5351 ScopusID: 57211466159

ГУРЬЯНОВ Максим Сергеевич, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическая культура и спорт» Приволжский исследовательский медицинский университет 603950, Россия, Нижний Новгород, msg210411@yandex.ru

SPIN: 2386-1670 AuthorlD: 2386-1670 ORCID: 0000-0001-9910-5141 ScopusID: 57423567200

Аннотация. Одним из первых компонентов для мониторинга выступает физической развитие человека, как главный фактор, определяющий физическую работоспособность и общее состояние здоровья. При изучении физических качеств человека рассматриваются антропометрические данные, как основные маркеры, характеризующие физическое здоровье, а также дающие возможность дать интегральную оценку энергетических и обменных процессов в организме. При этом, особое внимание следует оказывать студенческой молодежи как части населения, которая подвержена значительному влиянию различных стресс-факторов, приводящих к напряжению систем регуляции организма. Исходя из вышеизложенного, целью исследования послужило проведение сравнительного анализа антропометрических данных студентов различных курсов и их распределение по группам с учетом значения индекса массы тела. В эксперимент было включено 300 студентов 1-3 курсов (71 юноша и 229 девушек), в возрасте 19,7±1,7 лет. Измеряли антропометрические показатели (длина, масса тела), индекс массы тела, соотносили полученный вес с его должным значением, с учетом гендерного признака. Распределение студентов на группы осуществляли с помощью кластерного анализа. Установлено, что юноши в среднем имеют большую длину, массу тела и индекс массы тела относительно девушек. При сравнении массы тела с его должным значением наблюдалось увеличение фактического веса от его нормативных значений среди обоих групп студентов. Распределение студентов на группы с помощью кластерного анализа позволило установить, что 1 и 2 кластеры включают лиц с избыточной массой тела, а 3 кластер - с массой тела в пределах нормы. Данный мониторинг позволяет первично оценить наличие риска снижения здоровья и на основании этого, провести корректирующие мероприятия по избавлению от малоподвижного образа жизни среди этих групп студентов.

Ключевые слова: длина тела, масса тела, индекс массы тела, физическое развитие, антропометрические параметры, гендерные особенности, стресс-факторы, здоровье, двигательная активность, студенты.

FEATURES OF ANTHROPOMETRIC INDICATORS OF JUNIOR STUDENTS

© The Author(s) 2023

BOCHARIN Ivan Vladimirovich, senior teacher of the department "Physical culture and sport" of Privolzhsky Research Medical University, postgraduate student of the department "Physiology and biochemistry of animals and obstetrics"

Nizhny Novgorod State Agrotechnological University 603117, Russia, Nizhny Novgorod, bocharin.ivan@mail.ru GURYANOV Maksim Sergeevich, doctor of medical sciences, associate professor, Head of the department "Physical culture and sport" Privolzhsy Research Medical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, msg210411@yandex.ru Abstract. One of the first components for monitoring is the physical development of a person, as the main factor determining physical performance and general health. When studying the physical qualities of a person, anthropometric data are considered as the main markers characterizing physical health, as well as making it possible to give an integral assessment of energy and metabolic processes in the body. At the same time, special attention should be paid to student youth, as a part of the population that is significantly affected by various stress factors that lead to tension of the body's regulatory systems. Based on the above, the purpose of the study was to conduct a comparative analysis of anthropometric data of students of various courses and their distribution into groups, taking into account the value of the body mass index. The experiment included 300 students of 1-3 courses (71 boys and 229 girls), aged 19.7 ± 1.7 years. Anthropometric indicators (length, body weight), body mass index were measured, the resulting weight was correlated with its proper value, taking into account the gender attribute. The distribution of students into groups was carried out using cluster analysis. It was found that boys on average have a longer length, body weight and body mass index relative to girls. When comparing body weight with its proper value, an increase in actual weight from its normative values was observed among both groups of students. The distribution of students into groups using cluster analysis allowed us to establish that clusters 1 and 2 include overweight individuals, and cluster 3 - with a body weight within the normal range. This monitoring allows us to first assess the presence of a risk of health decline and, based on this, to carry out corrective measures to get rid of a sedentary lifestyle among these groups of students.

Keywords: body length, body weight, body mass index, physical development, anthropometric parameters, gender characteristics, stress factors, health, motor activity, students. _

ВВЕДЕНИЕ

Увеличение социально-значимых заболеваний, таких как ожирение, диабет, патологии сердечно-сосудистой системы, требует выявления основных показателей риска снижения состояния здоровья. Это позволяет осуществить профилактику негативных состояний и комплексно оценить факторы, приводящие к сдвигам в гомеостатических системах организма [1; 2].

Формирование, сохранение и укрепление здоровья является одной из приоритетных задач любой страны для формирования национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Это отражается в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации № 114, где отмечается необходимость сохранения здоровья студенческой молодежи.

Одним из первых компонентов для мониторинга выступает физической развитие человека, как главный фактор, определяющий физическую работоспособность и общее состояние здоровья.

При изучении физических качеств человека рассматриваются антропометрические данные, как основные маркеры, характеризующие физическое здоровье, а также дающие возможность дать интегральную оценку энергетических и обменных процессов в организме [4; 5]. При этом, особое внимание следует оказывать студенческой молодежи, как части населения, которая подвержена значительному влиянию различных стресс-факторов, приводящих к напряжению систем регуляции организма [6; 7].

В качестве одного из основных критериев физического развития студенческой молодежи является их физическое развитие, которое можно оценить по показателям длины и массы тела [8; 9]. Кроме того, существует специальный индекс, разработанный в середине XIX века бельгийским математиком Адольфом Кетле, который позволяет оценить состояние организма по отношению длины и массы тела, и получивший название индекс массы тела [10-12]. Согласно классификации ВОЗ, при значении этого параметра <18,5 кг/м2 можно оценить как хроническую энергетическую недостаточность (ХЭН), а менее 16 кг/м2 - существенный дефицит массы тела.

Порог в 25 кг/м2 считает верхней границей норматива данного индекса, ИМТ в диапазоне 34-34,9 кг/м2 - ожирение первой степени, в диапазоне 35,0-39,9 кг/ м2-второй степени, а >40кг/м2 - интерпретирует ожирение третьей степени [3].

Проблемам наличия избыточной массы тела, от которого страдает и студенческая молодежь, посвящено достаточно большое количество исследований. При проведении мониторингов этот индекс целесообразно использовать вместе с показателями артериального давления, тонуса сосудов, резервами адаптации, что способствует комплексному изучению состояния здоровья студентов [13]. Следует отметить и исследования О. В. Данковцева, который установил взаимосвязи между артериальной гипертензией и увеличением массы тела и ожирением. Напротив, данный фактор минимизирован при массе тела в пределах норматива, даже с учетом белково-энергетической недостаточности [1; 3]. Кроме того, использование портативных и неинвазив-ных аппаратных комплексов позволяет быстро и точно оценить антропометрические данные и индекс Кетле у студенческой молодежи [14]. Таким образом, это позволит осуществить выявление групп риска среди студентов для дальнейшего наблюдения за этой категорией лиц.

Актуальность темы исследования базируется на мониторинге антропометрических данных и индекса массы тела в качестве определения основных компонентов снижения состояния здоровья студентов. Для планирования оптимального режима двигательной активности, а также выявления основных факторов снижения здоровья студента требуется проводить детальные исследова-

ния в отношении отклонений массы тела от принятого норматива в текущей возрастной группе. Недооценка выявленных отклонений может повлиять на будущее становление обучающегося в профессиональной и трудовой деятельности.

Следует отметить сложнейшую задачу оценки физического развития студентов в условиях высшего учебного заведения, где по мнению Д. А. Васильева, качество подготовки молодых специалистов определяет и состояние здоровья, однако, современные подходы в обучении характеризуются большими физическими и психоэмоциональными нагрузками, малоподвижным образом жизни, стрессовыми ситуациями. Это может негативно сказываться на состоянии здоровья студентов и, без должной коррекции, привести к избыточной массе тела. Таким образом, скрининг антропометрических данных в условиях образовательной деятельности является необходимым мероприятием.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования послужило проведение сравнительного анализа антропометрических данных студентов различных курсов и их распределение по группам с учетом значения индекса массы тела.

В эксперимент было включено 300 студентов 1-3 курсов, из них 71 юноша и 229 девушек. Средний возраст испытуемых составил 19,7±1,7 лет.

Репрезентативность минимальной выборки рассчитывали по рекомендациям Н. А. Плохинского с использованием формулы п=2/к2, где п - численность выборки, 1 - показатель вероятности того, что заданная степень неточность действительно не будет превышена, к - коэффициент с учетом степени ответственности выполняемой работы, и был равен 0,3 [4].

Все тестируемые лица перед начало исследования подписывали добровольное информированное согласие на участие в нем, что полностью соответствует Хельсинской декларации 2008 года.

Исследование проводили в середине весеннего семестра, утром натощак, испытуемые находились в состоянии физиологического покоя. Изучение антропометрических параметров включало в себя мониторинг длины и массы тела, а также рассчитывался индекс массы тела. Соответствие между массой тела и его длиной представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Градация показателей индекса массы тела по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения [3]

Индекс массы тела Соответствие между массой и длиной тела человека

< 15,99 Выраженный дефицит массы тела

16,00-18,49 Недостаточная (дефицит) масса тела

18,5-24,99 Масса тела в норме

25,00-29,99 Избыточная масса тела (предожирение)

30,00-34,99 Ожирение первой степени

35,00-39,99 Ожирение второй степени

> 40 Ожирение третьей степени

Для измерения этих параметров использовали ростомер с напольными весами ВмЭн-150,200-50/100-Д1-А (Россия). Затем осуществляли сравнение фактической массы тела с должной массы тела с распределением по гендерному признаку. Должную массу тела вычисляли по формуле Р=50+(Ь - 150)*0,72+(^-21)/4) для юношей, и Р=50+(Ь-150)*0,36+(^-21)/5) для девушек, где Р - должная масса тела, Ь - рост (см), W - возраст (лет). Данные представлены в виде среднего значения (М) и стандартной ошибки среднего (т).

Затем, отдельно для юношей и девушек, выполняли кластерный анализ, перед выполнением которого данные стандартизировали для близкого их расположения вокруг нуля и наилучшей интерпретации полученных результатов.

Для проверки на нормальность распределения ис-

пользовали критерий Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорса.

Для проверки статистической значимости различий средних использовали параметрический t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Количество кластеров определяли с помощью иерархической кластеризации.

Распределение студентов по группам выполняли с помощью метода K-средних. Различия между показателями считали статистически значимыми при p<0,05. В анализе использовали пакет компьютерных программ Excel 2016 и Statistica 10.1.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Установлено, что среднее значение параметра длины и массы тела у юношей превышает аналогичный параметр у девушек на 9,2 % и 24,5 % (181,0±5,5 см и 75,8±12,1 кг у юношей, 165,7±6,3 см и 60,9±11,1 кг у девушек, p<0,05, рисунок 1). Следует отметить, что существует многогранность факторов, влияющих на ростовые показатели взрослого человека, среди которых можно выделить: отсутствие вредных привычек или они приобретены после периода активного роста, генетическая предрасположенность к определенной длине тела, различные психологические факторы (наличие полной или неполной семьи, взаимоотношения в семье и т. п.). Кроме того, может оказывать влияние тип и периодичность питания, а также общее состояние здоровья.

А)

Длина теля

190 ISi ISO J 75 170 165 160

ISO Ы5

Б)

Юноши Левушки

Геццерный признак

Масса тела

ному уровню выяснилось, что фактический вес испытуемых превысил уровень должной массы тела. К примеру, у юношей его значение оказалось выше на 4,4 %, а у девушек - на 9,1 %, что соотносится с индексом массы тела испытуемых.

А1

Индекс Кетле

30 25

t. го | is » ю

5 0

Б)

Юноши Девушки

Ге Hjf [>нын [фи'шак

100 90

30

а ™

= 60

~ 50

1 40

" 30

20 10 0

Юноши Девушки

Геп.и'рмым признак

Рисунок 1 - Показатели длины тела (А) и массы тела (Б) у юношей и девушек («*» - различия статистически значимы р<0,05)

Затем выполнялось определение индекса Кетле, а также соотносились параметры массы тела с его должным уровнем (рисунок 2). Отмечается, что при вычислении индекса массы тела статистически значимые различия между юношами и девушками установлены на уровне тенденции (23,2±3,8 кг/м2 среди юношей и 22,2±3,8 кг/м2 среди девушек, р=0,053). В соответствии со шкалой соотношения длины и массы тела, а также возраста испытуемых, индекс Кетле приближается к верхней границе норматива.

При изучении соотношения массы тела к его долж-

Рисунок 2 - Показатели индекса массы тела (А) и сравнения массы тела с его должным значением (Б) у юношей и девушек («#» - различия статистически значимы на уровне тенденции, р=0,053)

Предполагаем, что это может быть связано с различными факторами - нерациональное питание, неоптимальное соотношение периодов сна и бодрствование, влияние стресс-факторов и недостаточность резервов адаптации организма для инактивации их деструктивного воздействия, отсутствие должного уровня двигательной активности. Учитывая вышеизложенное, актуальным представляется проведение динамического мониторинга для определения факторов, влияющих на увеличение массы тела испытуемых.

А)

Б)

Рисунок 3 - Дендрограммы иерархической кластеризации для определения количества кластеров у юношей (А) и девушек (Б)

Затем выполняли определение количества кластеров с помощью иерархической кластеризации с построением дендрограмм (рисунок 3).

Исходя из полученных данных, установили, что распределение среди юношей соответствует 3 кластерам, где расстояние объединение соответствовало 5,9 единиц, и 7 единиц.

Аналогичная картина наблюдалась среди девушек, где также определили 3 кластера, расстояние объединения для которых составило 6,3 единиц и 5,8 единиц соответственно.

В соответствии с полученными данными, выполняли кластерный анализ методом К-средних, с определением среднего значения для каждого параметра в каждом кластере, а также определяли Евклидово расстояние между центроидами кластеров (таблица 2).

Таблица 2 - Количество испытуемых в каждом кластере и средние значения показателей длины, массы тела и индекса массы тела, Евклидово расстояние между разными кластерами у юношей и девушек, М±т

Б)

Средние знамени я параметров в каждом кластере

Юноши Девушки

Параметр 1 кластер 2 кластер 3 кластер 1 кластер 2 кластер 3 кластер

(п=24) (п=25) (п=22) (п=43) (n=S3) (п=103)

Длина тела 0,56=0,22 -0.SS=0.1S* 0,39=0,07*= 0,17=0,33 -0,93±0,33* 0,6S±0,14*=

Масса тела 0,96=0,24 -0,07±0,3* -0,97±0,19*" 1,54±0,41 -0,64±0,23* -0,12±0,19*"

Индекс массы тела 0,72±0,14 0,25±0ДЗ* -1,07=0,09*= 1,56=0,55 -0,29±0,17* -0,41±0,29*=

Примечание: <•■*» -р<0,05 по or ¡ношению к ж. злей J кластера к"» -р<0,05 по отношению к

показателей 2 кластера

Евклидово расстояние между раз иымн кластерами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши Девушки

Номер кластера 1 кластер 2 кластер 3 кластер 1 кластер 2 кластер 3 кластер

(п=24) (п=25) (п=22) (п=43) (n=S3) (п=103)

1 кластер 0,00 1,12 2,33 0,00 3,12 2,31

2 кластер 1,06 0,00 139 1,77 0,00 0,95

3 кластер 1,53 1,18 0,00 1=52 0,97 0,00

Учитывая полученные данные, представители первого кластера относятся к группе так называемых лиц с избыточной массой тела (предожирение, индекс массы тела в диапазоне от 25,00 до 29,99), а второй кластер можно отнести к группе студентов, находящихся на верхней границе норматива (индекс массы тела практически 25,00).

Студенты третьего кластера интерпретируются как испытуемые, имеющие массу тела в нормативном диапазоне (от 18,5 до 24,99). При этом отмечено, что в относительных значениях наблюдается больше студентов, относящихся к лицам с избыточной массой тела среди лиц мужского пола (33,8 % у юношей и 18,8 % у девушек).

Есть вероятность, что на это сказывается величина выборки, которая больше среди лиц женского пола, однако, следует обратить внимание на вышеуказанную тенденцию при комплексном мониторинге студентов и воздействии на них физических упражнений. Графики средних для каждого кластера представлены на рисунке

Рисунок 4 - Графики средних для каждого кластера у юношей (А) и девушек (Б)

Следует отметить, что индекс массы тела применяется для ориентировочной оценки, что объясняется явлениями избыточной массы тела у профессиональных спортсменов, и вместе с ним следует определять и индекс центрального ожирения. Однако данный мониторинг позволяет первично оценить наличие риска снижения здоровья и на основании этого провести корректирующие мероприятия по избавлению от малоподвижного образа жизни среди этих групп студентов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Антропометрические данные и индекс Кетле позволяют оценить соотношение длины и массы тела человека. Следует отметить, что распространенность избыточной массы тела постоянно растет, затрагивая людей всех возрастов, в том числе студенческую молодежь, становясь фактором риска неинфекционных заболеваний [1519]. Эта проблема особенно актуальна для глобального общественного здравоохранения, так как она захватывает широкие слои населения [20; 21]. Кроме того, на получение избыточной массы тела может влиять различные стресс-факторы, такие как депрессия и тревога, являющиеся одними из наиболее часто встречающихся жалоб со стороны населения и обучающимися, сталкивающимися с трудностями студенческой и университетской жизни [22; 23].

Мы проанализировали компоненты, характеризующие длину и массу тела среди обширной выборки юношей и девушек, где отмечается статистически значимое увеличение обоих параметров среди юношей. Индекс

массы тела юношей незначительно превышает аналогичный параметр у девушек, и различия значимы на уровне тенденции. Установлено, что фактическая масса тела оказалась выше своего должного уровня у обеих групп студентов, а выполнение кластерного анализа позволило распределить испытуемых по группам и выделить лиц, с учетом соотношения антропометрических данных, с избыточной массой тела, массой тела на уровне верхней границе норматива и нормальной массой тела. Таким образом, это открывает перспективы дальнейших исследований факторов, влияющих на индексы массы тела у студентов разных гендерных групп.

ВЫВОДЫ

Установлено, что имеются статистически значимые различия в показателях длины и массы тела у юношей и девушек, однако индекс массы тела, учитывая ген-дерный признак, отличается на уровне тенденции. При этом, фактические весовые индексы испытуемых превышают должную массу тела. Кластерный анализ позволил выделить 3 группы юношей и 3 группы девушек, включающих лиц с избыточной массой тела, индексом массы тела на уровне верхней границе норматива и нормативными значениями. данный мониторинг позволяет первично оценить наличие риска снижения здоровья и на основании этого, провести корректирующие мероприятия по избавлению от малоподвижного образа жизни среди этих групп студентов.

В настоящем исследовании представлена общая характеристика студентов младших курсов, дифференцированных по тендерному признаку. В дальнейшем, перспективным представляется изучение антропометрических данных обучающихся разных курсов обучения, в том числе с учетом медицинских групп для занятий физической культурой и спортом (групп здоровья). Кроме этого, отслеживание динамики изменений представленных показателей в течение периода обучения в вузе будет являться ценным дополнением к имеющимся данным, что позволит оценить факторы, влияющие на изменение массы тела студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блинова Е.Г., Демакова Л.В., Ермак А.В., с соавт. Результаты анализа индексов состава тела и массы тела студентов для определения показателей риска нарушений пищевого статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5 (ч. 1) С. 66-71.

2. Калюжный Е.А., Ромашкина А.М., Астанакулов Т.Н. Антропометрический и физиологический статус современных учащихся //Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4 (106). С. 58-61. DOI: 10.23670/IRJ.2021.106.4.035.

3. Таланцева В.К., Волкова Т.И., Пьянзина Н.Н., Пластунов А.И. Анализ индекса массы тела у студентов вузов России и Узбекистана // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4. С. 68-73. DOI: 10.22412/2305-84042021-4-68-73.

4. Блинова Е.Г., Акимова И.С., Чеснокова М.Г., Демакова Л.В. Результаты анализа антропометрических и биоимпедансометриче-ских исследований у студентов города Омска // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 543.

5. Клочкова С.В., Никитюк Д.Б., Рожкова Е.А. Антропометрические показатели студентов в период адаптации // Вопросы культурологии, физиотерапиии лечебной физической культуры. 2021. № 3-2 (98). С. 86.

6. Пешков М.В., Шарайкина Е.П. Показатели массы тела студенческой молодежи: современное состояние проблемы // Сибирское медицинской обозрение. 2014. № 4. С. 49-56.

7. Синюшкина С.Д., Меркеева Е.О. Исследование мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов ПИМУ // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2020. С. 64-69.

8. Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М., Сарыг С.К. Морфологические особенности организма студентов как показатель адаптации к условиям среды // Фундаментальные исследования. 2014. № 12 (6). С. 1197-1200.

9. Серебряков Ю.В., Ергашева Е.Г. Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела //Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 448-452.

10. Жерноклеев А.М., Матвеева Н.А. Особенности физического развития студентов нижегородских вузов // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С. 38-39.

11. Калюжный Е.А., Ромашкина А.М., Астанакулов Т.Н. Антропометрический и физиологический статус современных уча-

щихся //Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4 (106). С. 58-61. DOI: 10.23670/IRJ.2021.106.4.035.

12. Камаев И.А., Гурьянов М.С., Миронов С.В., Иванов А.А. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 1. С. 24-77.

13. Чапаева П.О. Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 476-479.

14. Xue B, Zhang X, Li T, Gu Y, Wang R, Chen W, Ren X, Liu X, Chen G, Lin Y, Pan C, Zhao W, Li T, He L, Han C. Knowledge, attitude, and practice of obesity among university students. Ann Palliat Med. 2021; 10(4): 4539-4546. DOI: 10.21037/apm-21-573.

15. Bede F, Cumber SN, Nkfusai CN, Venyuy MA, Ijang YP, Wepngong EN, Nguti Kien AT. Dietary habits and nutritional status of medical school students: the case of three state universities in Cameroon. Pan Afr Med J. 2020; 35: 15. DOI: 10.11604/pamj.2020.35.15.18818.

16. BertrandL., ShawK.A., Ko J., DeprezD., ChilbeckP.D., Zello G.A. The impact of the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic on university students' dietary intake, physical activity, and sedentary behavior. ApplPhysiolNutrMetab. 2021; 46(3): 265-272.

17. Choi J. Impact of stress levels on eating behaviors among college students. Nutrients. 2020; 12(5): 1241. DOI: 10.3390/nu12051241.

18. Cohen JFW, Hecht AA, McLoughlin GM, Turner L, Schwartz MB. Universal school meals and associations with student participation, attendance, academic performance, diet quality, food security, and body mass index: a systematic review. Nutrients. 2021 Mar 11;13(3):911. DOI: 10.3390/ nu13030911.

19. Gazarova M, Galsneiderova M, Meciarova L. Obesity diagnosis and mortality risk based on a body shape index (ABSI) and other indices and anthropometric parameters in university students. Rocz Panstw Zakl Hig. 2019; 70(3): 267-275. DOI: 10.32394/rpzh.2019.0077.

20. Ghrouz AK, Noohu MM, Dilshad Manzar M, Warren Spence D, BaHammam AS, Pandi-Perumal SR. Physical activity and sleep quality in relation to mental health among college students. Sleep Breath. 2019; 23(2): 627-634. DOI: 10.1007/s11325-019-01780-z.

21. Lisowska-Myjak B, Zborowska H, Biaiek S, Wroczynski P, Kuch M, Skarzynska E. Exploring associations of anthropometric parameters and serum triglycerides with serum thyroid hormones in young women. Sci Rep. 2022; 12(1): 17374. DOI: 10.1038/s41598-022-22371-1.

22. Jha RK, Yadav AK, Shrestha S, Shrestha PR, Shrestha S, Jha M, Nepal O. Study of body mass index among medical students of a medical college in nepal: a descriptive cross-sectional study. JNMA J Nepal Med Assoc. 2021; 59(235): 280-283. DOI: 10.31729/jnma.6282.

23. Sharma T, Langlois C, Morassut RE, Meyre D. Effect of living arrangement on anthropometric traits in first-year university students from Canada: The GENEiUS study. PLoS One. 2020; 15(11): e0241744. DOI: 10.1371/journal.pone.0241744.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 09.06.2023 Revised date: 13.06.2023 Accepted date: 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.