Научная статья на тему 'Особенности анакреонтической поэзии С. Н. Марина'

Особенности анакреонтической поэзии С. Н. Марина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Н. МАРИН / К.Н. БАТЮШКОВ / СЕНТИМЕНТАЛИЗМ / РОМАНТИЗМ / АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / БАТАЛЬНАЯ ЛИРИКА / S.N. MARIN / K.N. BATYUSHKOV / SENTIMENTALISM / ROMANTICISM / ANACREONTIC POETRY / BATTLE LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скибин С. М.

Данная статья посвящается проблеме становления лирических жанров в русской литературе первого десятилетия XIX века. В центре внимания исследователя находится творчество С.Н. Марина. Его сатирические произведения достаточно хорошо изучены, но лирические жанры нуждаются в серьѐзном осмыслении. Особое внимание уделяется любовным стихам Марина, которые в общем контексте поэзии XIX века воспринимались как анакреонтические. Автор статьи показывает, что путь русской анакреонтики в сознании отечественного читателя пролѐг через разрушение традиционной анакреонтической оды и привѐл к созданию новых жанровых форм по формальным признакам, далѐким от од. Анакреонтический побег Марина побег навстречу страданиям и мука к счастью и безнадѐжной любви. В некоторых произведениях его любовной лирики просматривается ставшая центральной в романтизме антитеза личность и мир. У Марина она только намечена и не носит всеобъемлющего глобального характера, затрагивая прежде всего моральные устои общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES ANACREONTIC OF S.N. MARIN’S POETRY

This article is devoted to the problem of the formation of lyrical genres in Russian literature of the first decade of the XIX century. The focus of the researcher is the work of S.N. Marina. His satirical works are well studied, but lyrical genres need serious reflection. Particular attention is paid to Marin's love poems, which in the General context of 19th century poetry were perceived as anacreontic. The author of the article shows that the path of Russian anacreontics in the minds of the domestic reader ran through the destruction of the traditional anacreontic ode and led to the creation of new genre forms on formal grounds, far from the ode. Anacreontic escape Marina-escape towards suffering and anguish-to happiness and hopeless love. In some works of his love lyrics one can see the antithesis that has become Central in romanticism-the personality and the world. In Marin's poems it is only planned and is not comprehensive global in nature, affecting primarily the moral foundations of society.

Текст научной работы на тему «Особенности анакреонтической поэзии С. Н. Марина»

УДК: 821.161.1.0

ББК: 83.3 (2Рос=Рус)1.

Скибин С.М.

ОСОБЕННОСТИ АНАКРЕОНТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ С.Н. МАРИНА

Skibin S.M.

FEATURES ANACREONTIC OF S.N. MARIN'S POETRY

Ключевые слова: С.Н. Марин, К.Н. Батюшков, сентиментализм, романтизм, анакреонтическая поэзия, батальная лирика.

Keywords: S.N. Marin, K.N. Batyushkov, sentimentalism, romanticism, anacreontic poetry, battle lyrics.

Аннотация: данная статья посвящается проблеме становления лирических жанров в русской литературе первого десятилетия XIX века. В центре внимания исследователя находится творчество С.Н. Марина. Его сатирические произведения достаточно хорошо изучены, но лирические жанры нуждаются в серьёзном осмыслении. Особое внимание уделяется любовным стихам Марина, которые в общем контексте поэзии XIX века воспринимались как анакреонтические. Автор статьи показывает, что путь русской анакреонтики в сознании отечественного читателя пролёг через разрушение традиционной анакреонтической оды и привёл к созданию новых жанровых форм по формальным признакам, далёким от од. Анакреонтический побег Марина - побег навстречу страданиям и мука - к счастью и безнадёжной любви. В некоторых произведениях его любовной лирики просматривается ставшая центральной в романтизме антитеза - личность и мир. У Марина она только намечена и не носит всеобъемлющего глобального характера, затрагивая прежде всего моральные устои общества.

Abstract: this article is devoted to the problem of the formation of lyrical genres in Russian literature of the first decade of the XIX century. The focus of the researcher is the work of S.N. Marina. His satirical works are well studied, but lyrical genres need serious reflection. Particular attention is paid to Marin's love poems, which in the General context of 19th century poetry were perceived as anacreontic. The author of the article shows that the path of Russian anacreontics in the minds of the domestic reader ran through the destruction of the traditional anacreontic ode and led to the creation of new genre forms on formal grounds, far from the ode. Anacreontic escape Marina-escape towards suffering and anguish-to happiness and hopeless love. In some works of his love lyrics one can see the antithesis that has become Central in romanticism-the personality and the world. In Marin's poems it is only planned and is not comprehensive global in nature, affecting primarily the moral foundations of society.

В начале Х1Х в. в художественных исканиях русских литераторов заметно усиливается интерес к проблеме личности. Для романтиков особенно привлекательна личность автора, растворенная в художественной ткани произведения. Характерно наблюдение К.Н. Батюшкова: «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? — Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадою? - Оттого, что он пишет о себе»1. Лирическое произведение оказы-

1 Батюшков К.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. С. 25.

вается изначально более приспособленным для передачи сложного внутреннего мира автора, его духовной значимости: «Чтоб написать толстую ученую книгу, вам надобно иметь бумагу, перо и книги. Выбирай и пиши. Чтоб написать умную песню, надобно иметь сердце и ум»2. Если классицисты отдавали предпочтение разуму, а сентименталистов привлекала чувствительная сторона, то для романтического сознания особую ценность представляет прояв-

2 Батюшков К.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. С. 25.

ление личности в гармонии разума и чувств. Однако не менее существенным оказывается и другое: форма проявления этой гармонии реализуется не через логическое обоснование позиции автора в научном трактате, но через воплощение ее в лирическом (песенном) жанре, где ум поэта измеряется не суммой знаний, но способностью на утонченность чувств, на глубокий психологизм.

Для современников С.Н. Марин был прежде всего поэтом-сатириком, и это подтверждают мемуаристы. «Марин был в свое время гвардейским поэтом и острословом» - сообщает П.А. Вяземский1. Похожую характеристику дает Вигель: «Преображенский офицер, потом полковник и флигель-адьютант Сергей Никифорович Марин, переводчик «Меропы», был военный остряк, от которого в стихах крепко доставалось и словесникам, и светским людям»2. Но другая грань его творчества, сугубо лирическая, песенная, была известна гораздо меньше. Вместе с тем, некоторым песням Марина («Пожалуйте, сударыня, сядьте со мной рядом», «Чем тебя я огорчаю», «Лилу обожаю», «Нет цветов, трава желтеет» и др.) суждена была всенародная известность. Их распевали россияне едва ли не на протяжении всего XIX века, хотя мало кто мог вспомнить имя их автора.

Песни Марина бесценны для историка литературы как факт альбомной поэзии. Они никогда не предназначались для печати, что, безусловно, усиливало их интимный характер. В них воплотился особый язык намеков и недомолвок, понятный лишь двум влюбленным. Таинство альбомной публикации придавало стихам особый характер исповедальности, но и не снижало литературную значимость этих произведений. Изучение дилетантской поэзии позволяет почувствовать аромат эпохи рубежа двух минувших столетий. «Домашняя» любовная лирика представляет собой своеобразное подводное течение в общем русле русской литературы, которое должно быть

1 Вяземский П.А. Полное собрание сочинений: в 12 т. Спб.: С.Д. Шереметев, 1878 - 1896, 1883. Т. 8: Старая записная книжка. С. 115.

2 Вигель Ф.Ф. Записки: в 2 т. М.: Круг, 1928. Т. 2.

С. 354.

изучено в контексте современной эпохи.

В любовной лирике Марина наглядно просматриваются две тенденции. С одной стороны, стихи, написанные в сентиментальном духе, исполненные тоски и печали, где любовь провозглашается чувством, всегда лишенным счастливой взаимности, ведущей к объединению сердец. С другой, -стихи, в которых любовь предстает силой жизнеутверждающей, в ней раскрывается характер Марина, весельчака и балагура. Но и сама жизнь гвардейского поэта, его счастливая и одновременно несчастная любовь могла стать сюжетом сентиментального романа. Любовь к замужней женщине, с которой никогда не суждено быть вместе, мечта о мирной, уединенной жизни - и обреченность до конца дней тянуть лямку военного человека.

Первая тенденция сближала Марина с такими поэтами, как И.И. Дмитриев, Г.Р. Державин, А.В. Аргамаков. Здесь используются традиционные для анакреонтики мотивы, разрабатываемые поэтами-сентименталистами, и прежде всего - отрешение от благ, которыми живет цивилизованное общество, во имя естественных наслаждений. Однако в этих произведениях Марин выступает как самобытный поэт. Достаточно сравнить его стихотворение «Век счастья не прервется» и стихотворение Ар-гамакова «Моя хижина». Хотя анакреонтическая символика изгоняется из произведений Марина, это не затушевывает анакреонтические принципы поэта:

Не знатной чин, богатство, Мой страстной дух прельстил. В тебе бы то ж приятство И в бедной находил3. Марин в унисон с последователями Анакреонта провозглашает высшей ценностью для личности способность к вечной любви, и потому убогая хижина для него -храм, а единственное счастье - умереть одновременно со своей возлюбленной.

Любовные стихи Марина в общем контексте лирики начала XIX века воспринимались современниками как анакреонти-

3 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 59.

ческие произведения. И хотя, в отличие от од Аргамакова, в песнях Марина анакреонтическая эмблематика встречается не часто, тем не менее в период крушения жанровой системы XYIII века решающим аргументом в пользу определения произведения как анакреонтического стала общая литературная тенденция.

Уже в первом стихотворении «Приношение другу моему» из «Зеленого альбома» графини В.Н. Завадовской, которое призвано служить своего рода ключом к пониманию авторской позиции во всем сборнике, Марин говорит о себе как о приверженце анакреонтической поэзии. Размышляя над вопросом, поставленным еще Ломоносовым в «Разговоре с Анакреоном»: какие темы должен быть основным предметом поэзии - героические или анакреонтические, - Марин, отказываясь от славы одического поэта, отдает предпочтение анакреонтике:

Пускай поет для громкой славы

Как войски проливают кровь;

Я ж ставлю в том мои забавы,

Чтоб петь мою к тебе любовь1.

Он объявляет себя сторонником легкой поэзии, для него стихи - забава. (Карамзин называет свой сборник «Мои безделки», Дмитриев - «И мои безделки»). Пройдет немного времени, и романтики, мучительно ощущая дисгармонию личности и общества, мечтая полезным быть и обществу, и самому себе, решительно откажутся от «безделок» в поэзии. Лирика на рубеже веков должна была стать легкой, чтобы, пройдя «игровой» период, заявить права на самые «серьезные» темы. Батюшков подтверждает это: «Испытав многое, узнав цену и вещам и людям, виноват ли я, мой друг, если многие вещи утратили для меня цену свою? Но ты говоришь: не писать - не жить поэту. Справедливо! Но что писать? Безделки. Нет!»2. Не бессмертная слава одического поэта, не поощрения монарха становятся целью поэта, но благосклонность возлюбленной:

1 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 31.

2 Батюшков К.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. С. 324.

«Улыбкой нежной ангел милой / Стихи сии ты удостой»3. А отсюда основной жанрово-определяющей эмоцией является не восторг одического поэта, взявшего на себя право говорить от лица нации, но восторг влюбленного, получившего право говорить от своего имени:

Бессмертьем пусть поэт прельщенный Поет геройские дела: Мой дух тобою восхищенный, Велит мне петь сколь ты мила4. И если батальные оды посвящались полководцам и царям, то, отказавшись от изображения «геройских дел» - сражений и побед, которые могут принести славу и бессмертие, Марин выбирает, по его мнению, высшую драгоценность для смертного: любовь, и возлюбленной посвящает свой сборник:

Тебя прекраснее не знаю -Люблю - и век клянусь любить. Тебе мой жребий я вручаю, Дерзаю труд сей посвятить5. Автобиографизм лирики Марина очевиден, его стихи о любви носят пронзительно личный характер - это горькая исповедь, вписанная в альбом своей возлюбленной, графини Завадовской. Это стихи только для нее, но как часто бывает с замечательными произведениями, они понятны и близки многим. Любовь, хотя и взаимная, к замужней женщине - трагична, и сентиментальность поэта - не поза, не игра, а безнадежная реальность.

«Ты птичкой быть желала» написана на мотив народной песни «Я птичкой быть желаю», - в третьем лице Марин рассказывает о себе самом, тяжело раненом на Аустерлицком поле, о своей любви. Военная тема вторгается в произведение Марина в мотиве народной песни:

3 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 31.

4 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 31.

5 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 31.

Ты птичкой быть желала, Чтоб в армии пожить. Или таво не знала, Что там могли б убить1. Чудом избежавший смерти воин не радуется своему счастливому избавлению, ибо жизнь - лишь продолженье мучений безнадежной любви:

Зачем там не остался, В земле он не лежить. Теперь бы не терзался И перестал грустить2. Безнадежность - это именно то чувство, которое доминирует в любовных песнях Марина.

Тон гитары томной, нежной, В грусти мне отраду дай. И любови безнадежной Всю жестокость выражай3! Как ни странно, но в этой песне Марина получила воплощение видоизмененная, берущая свое начало в анакреонтее, традиция: обращение к художнику с просьбой создать портрет возлюбленной.

Только здесь у мольберта художника оказывается сам поэт, а гитара становится жестоким эхом его страдающей и любящей души. В томном и нежном тоне гитары только любящее сердце способно ощутить томление любви, изначально трагичное для поэта:

Чрез тебя пускай узнает Незабвенный милый друг! Как мое сердце страдает Как томится ею дух!4 Если Анакреонт проповедовал любовь к красавицам как исход из цивилизованного мира, погрязшего в интригах, то у однолюба

1 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 50.

2 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 50.

3 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 47.

4 Марин С.Н. Полное собрание сочинений /

С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание

рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 47.

Марина светское общество - главный носитель порока, ибо оно погрязло в любовных утехах:

В большом же свете не годится, Как я люблю, перенимать. Там надо всякой день влюбится, И женщин, как платки, менять.5 Отсюда истинные человеческие ценности, истинное наслаждение, истинное обретение свободы чувств - в любви к единственной, решительно противопоставлялось нравам света «А у меня не изменяя / Научишся одну любить». В этом и состоял вызов современной светской морали. Анакреонтический побег Марина - побег навстречу страданиям и мукам к счастью безнадежной любви.

В некоторых произведениях его любовной лирики просматривается ставшая центральной в романтизме антитеза - личность и мир. У Марина она только намечена и не носит всеобъемлющий глобальный характер, затрагивая прежде всего моральные устои общества. Анакреонтические мотивы лирики Марина даже с позиции христианской морали высоконравственны.

Марин не рассматривает сентиментализм как универсальный художественный метод. Чувствительный герой-страдалец возник в его лирике не только под влиянием сентиментальной литературы. Немалую роль здесь сыграла и фольклорная традиция. И здесь показательна песня Марина «Не сияй ты солнце красное!», которая представляет собой литературную стилизацию песни народной. В ней опять развивается мотив несчастной любви:

Мне наскучил уже белый свет, Не видал я в нем отрадных дней! Быть счастливым мне нужды нет -Зло, отчаянье, в душе моей!6 Мотивы, традиционно разрабатываемые в народной песне, совпадают с поисками поэтов-сентименталистов в недрах страдающей души чувствительного героя. Фи-

5 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 60.

6 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 43.

нал этой песни воспринимается как характерный для народной традиции: «Где ж отрада сердцу страстному. / Ах! отрада в гробовой доске!»1, и последний аккорд анакреонтической песни «Век счастья не прервется...», далекой от фольклорного влияния, звучит у Марина в том же ключе: «Ах! пусть меня покроет, / С тобой одна доска» , что опять-таки не воспринималось как образность, изначально чуждая анакреонтике. В это «приятное и не слишком взыскательное время» , как охарактеризовал период расцвета творчества Марина Вяземский, «любовь до гроба» еще не казалась затертым поэтическим штампом, а служила выражением искренних глубоких чувств, ярким и, благодаря фольклорным традициям, едва ли не обязательным поэтическим образом.

Однако эмоционально раскрепощенный чувствительный герой в начале XIX века уже воспринимался как жанровый образ, не позволяющий личности проявиться многоплано-во. Мужественному, суровому воину Марину - острослову и «гусару», прошедшему сквозь Аустерлиц и Фридланд, одежды сентиментального героя были тесны, и в жанре любовной лирики назрела потребность найти возможность для более глубокого, многогранного раскрытия личности автора.

Вот что писал о соотнесении судьбы военного человека и его творчества Батюшков: «В мире надобно стряхнуть с себя прах воинский у алтаря муз и пожертвовать Грациям. Все почти без исключения, все ги-шпанские стихотворцы были воины, и что всего удивительнее, посреди варварской войны Карла У1 посреди опустошений, пожаров Европы и костров инквизиции они воспевали... эклоги. Нежные мысли, страстные мечтания и любовь как-то сливаются очень натурально с шумною, мятежною, деятельною жизнию воина. Гораций бросил

1 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 43.

2 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 59.

3 Вяземский П.А. Полное собрание сочинений: в 12 т. Спб.: С.Д. Шереметев, 1878 - 1896, 1883. Т. 8: Старая записная книжка.С. 115.

щит свой при Филиппах. Тибулл был воин. Парни служил адьютантом»4. Батюшков и как поэт, и как бывший воин имел все основания рассуждать о стремлении военного человека отрешиться от битв и раствориться в легкой любовной лирике. Это казалось ему вполне естественным. По мысли Батюшкова, уже не жанр определяет тему стихотворения, но - во многом - образ жизни. Поэтому «гишпанские стихотворцы», посреди ужасов войны пишущие эклоги, понятны своим стремлением отрешиться от суровых военных будней. По мнению Батюшкова, любовь и война остаются одновременно и полярными, и тесно связанными темами, а любовная лирика противостоит жестокой действительности.

В большинстве своих анакреонтических произведений Марин не столько разрушал и модернизировал сложившуюся традицию, сколько пытался ее освоить. Он не только не скрывает источник, из которого испил эликсир вдохновения, но определенно указывает на него. Так, в стихотворении «К живописцу Тончи», где использован анакреонтический сюжет - обращение поэта к художнику с просьбой написать портрет возлюбленной, Марин сразу же оговаривается и дает высокую оценку своему предшественнику, певцу Фелицы:

Что Мурза пером напишет Без твоей то кисти дышет. Стих мой должно поддержать5. «Поэт-проситель» изначально поставлен выше художника, ибо у него есть существенное, с точки зрения сентименталистов, преимущество: он исполнен к предмету своего вдохновения глубоких чувств. И только это, по его мнению, позволяет создать истинное произведение искусства: Мало ж коль в тебе искусства, То мои ты взявши чувства, Милые пиши черты! 6

4 Батюшков К.Н. Сочинения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. С. 54.

5 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 40.

6 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 41.

Обращаясь к художнику, поэт просит изобразить свою возлюбленную в традиции русской анакреонтики подобной «ангелу божьему». Она - верх добродетели: и скромна, и добра, и обладает нежной улыбкой, и готова сменить роскошные палаты на бедную хижину, и приветлива с друзьями, и сострадательна, и одарена массой иных замечательных качеств, позволяющих воскликнуть вслед за влюбленным: «Ангел божий! - Это ты!». Но, что было совершенно в духе времени и что Марин считал важнейшим достоинством возлюбленной - это ее патриотизм и... любовь к родному языку: «Чтоб отечество любила, / И язык свой не бранила». 1

В творчестве Марина анакреонтика, передающая ощущения воина на грани близкой смерти, закономерно переосмысливается по критериям высокой нравственности. Любовь, честь, долг, патриотизм - нередкие в поэтическом обиходе слова - на войне рождают в душе поэта пронзительно острые ощущения. Отсюда в его песнях верность и любовь неразделимы: Вы, которые порхая От красавицы к другой; Мне признайтесь, жизнь такая Не полна ли скуки злой.2 Секрет притягательности анакреонтики был вовсе не в попрании поэтом норм нравственности и морали, но в понимании любви как высокого чувства, позволяющего воину идти сквозь огонь былых и грядущих сражений. Любовь - сила, которая способна разрушить лед одиночества, сковывающий сердце:

Вы за многими стремитесь, Всех поймать хотите вдруг -Но постойте, оглянитесь -У вас в свете естли друг! 3

1 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 40.

2 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 126.

3 Марин С.Н. Полное собрание сочинений /

С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание

рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 127.

Вместе с тем очень важно понять, что это лишь одна позиция Марина, тонкого лирика, нежного и великодушного любовника, верящего в царство вечной любви. Но в его творчестве иногда возникает взгляд как будто другого Марина - сатирика, насмешника, гуляки-гусара. И здесь мы видим уже принципиально иное, исполненное юмора, отношение к слабому полу: На красавиц полагатся И на верность их считать -То ж по чести, что старатся Нрав подъячих исправлять. <...>

Миг любви нас позабавит -Вдруг исчезнет так как тень, И пропав, сказать заставит: -Вот-те бабка Юрьев день. 4 В стихах Марина еще играет существенную роль традиция жанрового мышления: строгое разделение любовной лирики и сатиры, как, впрочем, у него сосуществуют и два отношения к жизни - серьезно-сокровенное и шутливо-игровое. Однако в последний период его творчества наметилась тенденция к возникновению синкретических жанров. Примером может служить стихотворение «На отъезд флигел-адьютанта в Армию» (1809). Здесь преднамеренно смешиваются два стиля: высокий и низкий, чему способствует факт дружеской пирушки, достойный застольной песни, - и отъезд друга на войну, требующий одических стихов. Марин сразу же задает тон повествованию одновременно и серьезный, и иронический: «Наш друг точить не хочет лясы, / А едет воевать он в Ясы»5. Когда же заходит речь непосредственно о войне, сражениях, ирония все больше уступает место серьезной тональности, но до конца присутствует легкая улыбка поэта, что придает его стихам бравый тон, а их автору - славу удальца-гусара:

Спешит туда, где трубны звуки, Зовут со славой умирать.

4 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 129.

5 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 127.

Теряют ноги где и руки, Но не умеют где дрожать. На смерть где смотрят и смеются, Поют, танцуют и дерутся, На бой идут как бы на бал.1 Марин замечательно передал атмосферу гусарского братства. Используя традиционные для батальной поэзии образы, поэт, переориентировав их в современность, получает желанный эффект. Так уже у Тре-диаковского находим: «Лезут, как плясать на браки!» , где образ свадебной пляски соотносится с отчаянной веселостью сражающихся воинов. У Марина: «На бой идут, как бы на бал», ибо ему важно подчеркнуть хладнокровие, удальство, молодечество, браваду - те качества, которые в гусарской среде ценились куда больше слепой храбрости. Презрение к смерти в сочетании с веселым мужеством - вот качества воина, достойного своих друзей. А дружба - это святое чувство, помогающее выжить в ужасах войны:

Средь пуль, бомб, ядер и картечи, Среди смертей, среди увечий, Есть чувство дружбы на войне3 И если Марин демонстративно отказывается в своих стихотворных заявлениях от жанра батальной оды, от героических тем, это вовсе не означало, что батальная тема совершенно изгонялась из его творчества. Жизнь военного человека не могла не наложить отпечаток на его поэзию. Военный быт часто обнаруживается в его стихах: Мне в карауле быть случалось, И прежде не грустилось век. Надежной сердце утешилась, Проедет - милой человек!4 Герой любовной лирики Марина - не отрешенный от действительности страда-

1 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 128.

2 Тредиаковский В.К. Сочинения и переводы как стихами, так и прозою. Спб.: Наука, 2009. С. 155.

3 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 128.

4 Марин С.Н. Полное собрание сочинений /

С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание

рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 45.

лец, не вообще влюбленный, но человек военной среды - офицер, под мундиром которого бьется сердце, способное любить и страдать, причем высшей ценностью провозглашается не столько взаимная любовь, сколько потенциальная возможность ее, а страдания и переживания ставятся в один ряд с чувствами счастливого любовника.

Именно в творчестве Марина впервые были органически соединены две, казалось бы, несовместимые темы: любовь и война. Если прежде в анакреонтике перед поэтом вставал вопрос: любовь или война, требующий однозначного выбора, то Марин допускает их сосуществование, если нужно сражаться за любимую:

О, тогда б я расхрабрился Будто древний Геркулес; С светом целым бы сразился, Смело бы на штык полез. Ты тогда б увидел ясно, Может что моя любовь»5. Любовь - сила, превращающая воина в героя; бессмертье, слава, меркнут пред ней. И здесь на пути становления жанра «гусарской песни» Марину удалось сделать своего рода открытие. В его лирике проговаривается сатирик, шутник, в тоне появляется бравада. В данном произведении это еще только слегка намечено и достигается за счет употребления намеренно сниженной лексики:

«Правда тут худа забава. / Где есть пули да штыки». Или, отвергая для себя путь славы национального героя, он пишет: «Я не спорю, но ш а т а т ь с я / Не хочу в истории я».6 (разрядка моя - С.С.). Юмор стал ключом к пониманию авторской тональности, делая читателя соучастником игры, давая ему возможность увидеть в авторе не традиционного, однообразно тоскующего героя сентименталистов, но личность сложную, позволяющую себе говорить шутя о серьезном.

5 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 75.

6 Марин С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. С. 75.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батюшков, К.Н. Сочинения: в 2 т. - М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. - 718 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вяземский, П.А. Полное собрание сочинений: в 12 т. - Спб.: С.Д. Шереметев, 1878 -1896, 1883. Т. 8: Старая записная книжка. - 524 с.

3. Вигель, Ф.Ф. Записки: в 2 т. - М.: Круг, 1928. Т. 2. - 357 с.

4. Марин, С.Н. Полное собрание сочинений / С.Н. Марин; Критико-биогр. очерк, науч. описание рукописей, ред. и коммент. Н. Арнольд. - М.: Образцовая тип. ЛПТ, 1948. - 575 с.

5. Тредиаковский, В.К. Сочинения и переводы как стихами, так и прозою. - СПб.: Наука, 2009. - 667 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.