ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
© Макиева М.Б.* *, Хетеева С.З.*
Владикавказский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Владикавказ
В статье освещены основы менеджмента в Америке. Рассмотрены его основные модели и принципы. Выделены особенности американского менеджмента.
Ключевые слова менеджмент, США, планирование, управление, американские фирмы, стратегия.
Говоря о менеджменте в целом, можно утверждать, что его сущность, предназначение аналогична во всех странах мира, за тем исключением, что каждая отдельная страна вкладывает в него свои особенности, традиции, поведение и культуру.
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления. Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Рассматривая американский менеджмент, можно выделить ярко выраженные принципы одной из первых школ менеджмента - административной, или еще ее называют классической школой.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
- наличие рынка;
- индустриальный способ организации производства;
- корпорация как основная форма предпринимательства.
* Студент.
* Студент.
26 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
Видный представитель американского менеджмента П. Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
- определение целей предприятия и путей их достижения;
- организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);
- создание системы мотивации и координация деятельности работников;
- анализ деятельности организации и контроль за работой персонала;
- обеспечение роста людей в организации.
Исследуя формирование и сущность модели американского менеджмента, основные его принципы стоит непременно помнить о том, что США находится на сегодняшний день на лидирующих позициях в мире, и что вся совокупность управленческих факторов привели ее на столь почетное место.
Единственным, наиболее важным показателем развития любой страны, является производительность труда. Производительность труда определяет уровень жизни всей нации и является наилучшим показателем эффективности хозяйственного комплекса.
На протяжении последних десятилетий наблюдается снижение конкурентоспособности американских компаний и некоторое снижение производительности труда, что может привести к потере позиции лидера.
Большинство крупных компаний решает целый ряд задач, направленных на повышение уровня развития экономики:
- постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции,
- разработка и быстрое освоение новых образцов товаров и услуг, а также наращивание производительности труда,
- повышение гибкости производства, эффективности снижения всех видов издержек и затрат.
Важное значение имеет стабильный рост качества и надежности новых товаров при одновременном снижении цен на новые виды продукции, а также повышение производственной отдачи, удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Для повышения эффективности производства необходимо определить приоритетные области инвестиций, сконцентрировать усилия и ресурсы на развитие наиболее перспективных областей техники, технологии и управления [2].
Большинство фирм США осуществляют планирование двух видах стратегическое и текущее (годовое) планирование. Стратегическое планирование сроком от 3 до 10 лет осуществляет небольшая группа специалистов под руководством главы фирмы, при этом концентрируют внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации [1].
Менеджмент
27
Текущее годовое планирование основывается на показателях стратегического плана. В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально, помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы.
Планирующие системы построены с учетом быстрого реагирования на изменение потребительского рынка и рыночной конкуренции.
Гибкость планирования предусматривает:
- сокращение стратегического планирования от 5 до 2 лет;
- прогнозирование и планирование на скользящей основе на каждый месяц без жестких показателей;
- сокращение времени выполнения заказа и его поставки.
Управленческие школы США являются ведущими в мире, основное
внимание уделяют активизации человеческого фактора; постоянным инвестициям; диверсификации выпускаемых товаров и услуг; разукрупнении крупных концернов; децентрализации производства; ориентации на разработку и реализацию долгосрочных стратегических планов (5-10 лет).
Основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма и инициативность. В процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации, а в фирмах существуют жесткие структуры управления с конкретными функциями. Главным стимулом управления является экономический фактор.
Исследования и разработки представляют собой неотъемлемый вид деятельности в промышленности, и прямые выгоды, получаемые в результате их проведения, велики. Результаты исследований и разработок дают направление развитию и определяют конкурентоспособность значительного числа ведущих отраслей промышленности.
Большинство фирм и концернов США выделяют значительные средства на проведение исследований и разработок для обеспечения новых выгодных сфер, приложения своих товаров и услуг.
Высокоразвитые страны почти все без исключения увеличивают свои расходы на исследования и разработки, темп роста которых приблизился в США до 3 % ВНП. Большинство экономистов рассматривают вложения в исследования и разработки как один из главных факторов роста национальной экономики, так как они состоят из инновационных идей, новой продукции, новых процессов и новых открытий в научном познании.
В последние десятилетия для проведения исследований и разработок в США стали создавать городки или научно-промышленные центры. В этих центрах лаборатории и опытно-конструкторские бюро фирм совместно с исследовательскими отделами университетов и институтов работают над техническими, экономическими и социологическими проблемами, решение которых требует подключения больших групп специалистов-теоретиков. В таких парках совместно работают ученые и представители фирм над опре-
28 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
деленными техническими решениями. Основная масса работ оплачивается фирмой, а в некоторых случаях - государством [4].
Исследования деятельности крупных американских фирм и концернов, имеющих в своем составе институты, университеты и исследовательские лаборатории, показали, что они имеют самые высокие экономические показатели и выпускают высокопроизводительные машины и оборудование.
Таким образом, особенности американского менеджмента показывают необходимость:
1. Использовать оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;
2. Гибкое использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и информационных);
3. Создание специальных плановых отделов для стратегического планирования и управления;
4. Внедрение нормы прибыли и ограниченного хозрасчета;
5. Стратегическое и текущее планирование с учетом прогноза;
6. Стратегический план является основой планов НИОКР;
7. Использование жестких структур управления с конкретными функциями;
8. Исследования и разработки новых товаров следует вести постоянно за 5-7 лет до начала спада жизненного цикла товара.
Список литературы:
1. Воронина Э.М. Менеджмент предприятия и организации: учебное пособие. - М., 2010.
2. Раздорожный А.А. Организация производства и управление предприятием: учебник для вузов. - М., 2009.
3. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Изд-во РИОР, 2009.
4. Стиглиц Дж. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. - М.: Эксмо, 2011. - 512 с.