Научная статья на тему 'Особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза'

Особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1881
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагарова И. В., Хорошевская М. М.

Article is devoted to features of aggression and professional burning out of employees and teachers of higher education institution. Theoretical approaches to the phenomena of aggression and professional burning out are considered. Specifics of activity of the highest scientific institution is analyzed. Results of the empirical research which has been carried out among employees and teachers of higher education institution, and the conclusions received on their basis are given

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шагарова И. В., Хорошевская М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза»

УДК 159.923.3+159.942.2

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

И.В. ШАГАРОВА, М.М. ХОРОШЕВСКАЯ

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Article is devoted to features of aggression and professional burning out of employees and teachers of higher education institution. Theoretical approaches to the phenomena of aggression and professional burning out are considered. Specifics of activity of the highest scientific institution is analyzed. Results of the empirical research which has been carried out among employees and teachers of higher education institution, and the conclusions received on their basis are given.

Профессиональное выгорание является предметом изучения зарубежных и отечественных ученых, причиной озабоченности руководителей организаций и специалистов по управлению персоналом, сферой приложения сил практикующих психологов.

Интерес к данному вопросу и актуальность его изучения вполне обоснованны. Профессиональное выгорание единогласно признается отрицательным явлением, его последствия являются опасными и причиняют вред широкому кругу субъектов. Прежде всего, страдают сами работники: их профессиональная успешность, психологическое благополучие и даже физическое здоровье. Не остаются в стороне и члены семьи, близкие люди «выгорающих» работников, поскольку установлено, что разрушительные процессы не ограничиваются сферой профессиональной деятельности. Руководители организаций также не могут игнорировать негативные процессы, происходящие с их работниками, поскольку в результате профессионального выгорания даже одного человека может быть причинен существенный вред деятельности организации в целом. Следует отметить, что от последствий профессионального выгорания страдают в значительной степени и «клиенты» таких работников, поскольку данное явление характерно прежде всего для представителей коммуникативных, социономиче-ских профессий - учителей, врачей, социальных работников и т. д. Профилактика профессионального выгорания, своевременное

© Шагарова И.В., Хорошевская М.М., 2012

выявление его признаков и коррекция позволяют сохранять психологическое здоровье и профессиональную эффективность персонала на высоком уровне. Этим целям служат, в том числе, и прикладные исследования, проводимые в данной сфере.

Выделяют различные группы профессий и виды профессиональной деятельности, способствующие возникновению выгорания. Впервые термин bumout был применен Дж.Х. Фрейденбергером для описания психологического состояния работников психиатрических учреждений. В дальнейшем круг профессий значительно расширялся, этот процесс продолжается и в настоящее время. Как пишут Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старчен-кова, из «платы за соучастие» синдром профессионального выгорания превратился в «болезнь» работников социальных или коммуникативных профессий [5, с. 48].

Границы выделения профессиональных областей, связанных с выгоранием, продолжают интенсивно расширяться. Однако ведущим критерием по-прежнему остается характер работы, а именно - тесное, активное, интенсивное взаимодействие с людьми.

В соответствии с традиционным подходом среди выгорающих представители так называемых помогающих профессий - учителя, врачи и медицинский персонал, психологи, социальные работники, консультанты телефона доверия. Помимо этого, проводятся исследования о наличии выгорания у представителей профессий, связанных с риском

для жизни, а также сотрудников «силовых» структур - спасателей МЧС, работников правоохранительных органов и системы исполнения наказаний [11]. Помимо этого, в сферу исследования включены и профессии, относящиеся к сфере обслуживания и сервисных услуг: продавцы, официанты, администраторы, риэлторы, торговые агенты и т. д. Риск выгорания несет в себе и работа юриста, государственного служащего, специалиста по управлению персоналом.

Выявление и анализ особенностей профессионального выгорания работников различных профессий имеют как научную, так и практическую значимость. При этом в отношении разных профессий исследования ведутся более или менее интенсивно. Так, например, специфика профессиональной деятельности работников образовательного учреждения высшего профессионального образования изучена достаточно мало. Особенности профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза стали одним из аспектов настоящего исследования.

Во взаимосвязи с профессиональным выгоранием можно рассматривать многие психологические конструкты, для проведения исследования авторами было выбрано такое явление, как агрессия. Профессиональное выгорание может сказываться на проявлениях агрессивного поведения. В свою очередь, можно предположить, что и агрессия влияет на формирование профессионального выгорания, отражается на профессиональной деятельности. Каков характер взаимосвязи между данными психологическими явлениями, как влияет на них специфика профессиональной деятельности (место работы - вуз и тип деятельности - административная и преподавательская) - эти и другие вопросы стали предметом исследовательского интереса.

В соответствии с определением К. Мас-лач и С. Джексон профессиональное выгорание - это ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций. Ими же предложена трехкомпонентная модель профессионального выгорания, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [5].

При проведении исследования использовалась методика, также основанная на трехкомпонентной структуре профессионального выгорания - опросник «Синдром выгорания»

А. А. Рукавишникова [12]. Для описания вышеперечисленных компонентов используются, соответственно, термины «психоэмоциональное истощение», «личностное отдаление», «профессиональная мотивация», содержание которых достаточно близко совпадает с описаниями К. Маслач и С. Джексон. Психоэмоциональное истощение понимается как процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе (в данной методике уровень профессиональной мотивации является обратным показателем - низкие значения по соответствующей шкале будут свидетельствовать о профессиональном выгорании). Данный опросник разработан специально для педагогических работников.

В определении понятия агрессии также не существует единства мнений. В качестве агрессии может рассматриваться как физическое нападение одного человека на другого, так и активное отстаивание своей точки зрения. Как агрессия может восприниматься нарушение существующих в обществе правил поведения. Р. Бэрон и Д. Ричардсон предлагают следующее определение агрессии: это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, с. 23]. Л. Берковиц пишет: «“Агрессия” всегда будет означать некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» [2, с. 22]. Разработчики опросника, посвященного диагностике агрессии, А. Басс и А. Дарки предлагают рассматривать агрессию в качестве комплексного феномена [1, с. 13], при этом разделяя понятия «агрессия» как агрессивное поведение и «враждебность» как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки. В рамках этого подхода было выделено 8 видов агрессивных и враждебных реакций.

Под физической агрессией понимается использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия обозначает агрессию, которая ни на кого не направлена и характеризуется неупорядоченностью (крик,

топание ногами, битье кулаками по столу и т. д.) или которая направлена на другое лицо косвенно, в виде сплетен, злобных шуток. Раздражение (склонность к раздражению) характеризуется как готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость, резкость). Под негативизмом понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, которая может проявляться в формах от пассивного протеста до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида описывается как чувство горечи и гнева за действительные и вымышленные действия, зависть и даже ненависть к окружающим. Подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям, вплоть до убеждения в том, что другие люди планируют причинить вред. Вербальная агрессия проявляется в выражении негативных чувств как через форму, такую как ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов, таких как угрозы, ругань, проклятия.

Кроме видов агрессивных и враждебных реакций отдельно выделяется такой элемент, как угрызения совести, чувство вины. Это убеждение в том, что он является плохим человеком, совершающим плохие поступки.

Данные определения форм агрессии были использованы при проведении эмпирического исследования.

В сравнении с другими организациями, работа в которых несет в себе риск формирования профессионального выгорания, вуз обладает специфическими особенностями. Одной из таких особенностей является ведущий профиль деятельности - оказание образовательных услуг по подготовке кадров высшей квалификации. К осуществлению этой деятельности предъявляется высокий уровень требований, закрепленный в нормативноправовых актах на уровне государства. Ведение образовательной деятельности подвергается контролю и оценке со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации и других органов государственной власти и местного самоуправления. Несоблюдение установленных требований влечет негативные последствия для учебного заведения -от административных и финансовых санкций до лишения лицензии на ведение образовательной деятельности и государственной аккредитации. Одними из относительно недав-

них новшеств в деятельности вузов стали: переход на новую систему оплаты труда (отказ от единой тарифной сетки и введение нового порядка определения размера заработной платы), переход на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), введение в действие образовательных стандартов нового поколения. Подобные нововведения не могли не отразиться на деятельности работников, поскольку появление дополнительных обязанностей, увеличение объема работы, изменение принципов вознаграждения за труд могут выступать дополнительными стресс-факторами в профессиональной сфере.

Наличие повышенных требований к деятельности организации неизбежно влечет за собой и повышение требований к деятельности ее работников. Помимо непосредственных обязанностей по занимаемой должности, на работников высшего учебного заведения возложены обязанности по соблюдению государственных стандартов высшего профессионального образования, поддержанию норм вузовской корпоративной культуры, выполнению требований системы менеджмента качества (последняя повсеместно вводится во многих вузах страны).

Также существуют свои характерные особенности в профессиональной деятельности сотрудников и преподавателей вуза.

Сотрудники ряда административных подразделений высшего учебного заведения в силу специфики своей деятельности постоянно взаимодействуют с людьми. Характер такого взаимодействия может быть различным: в рамках проведения кампании по приему в вуз, согласованию размеров и порядка оплаты образовательных услуг, движению контингента сотрудников и студентов (прием, перевод, увольнение, отчисление из вуза и т. д.), предоставлению консультаций по вопросам трудовой и учебной деятельности, разрешению проблемных и конфликтных ситуаций. Общение с людьми носит интенсивный, напряженный характер и может быть связано с эмоциональными перегрузками. При рассмотрении проблемных вопросов сотрудники обязаны соблюдать этику делового общения и нормы корпоративной культуры, проявлять внимательность и терпение. Под воздействием негативных рабочих факторов у данных работников может формироваться профессиональное выгорание, которое проявляется в таких признаках, как проявление грубости,

нежелание контактировать с людьми, вникать в проблемы, с которыми они обращаются, низкий уровень включенности в работу, эмоциональное истощение, усталость и т. д.

Преподаватели высшего учебного заведения в рамках своих должностных обязанностей осуществляют большое количество самых разнообразных видов деятельности: это проведение аудиторных занятий (семинаров, лекций, коллоквиумов, лабораторных работ), осуществление различных форм промежуточной и итоговой аттестации, научное руководство написанием курсовых и дипломных работ, внеучебная и воспитательная деятельность, методическая работа и т. д. Наиболее интенсивной, эмоционально напряженной является деятельность преподавателей по взаимодействию с обучающимися. Еще одной специфической особенностью является необходимость периодического (не реже одного раза в пять лет) прохождения преподавателем такой процедуры, как конкурс, которая выступает разновидностью квалификационного испытания и дает возможность продолжить работу по данной должности или перейти на вышестоящую (например, с должности старшего преподавателя на должность доцента). В случае непрохождения конкурса преподаватель освобождается от занимаемой должности. Таким образом, в отличие от сотрудников вуза, которые в большинстве своем работают по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, преподаватели находятся в менее стабильном положении.

Таким образом, предметом исследования являются особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза. Цель исследования - определить особенности агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза.

В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

1. Определить особенности агрессии сотрудников и преподавателей вуза.

2. Определить особенности профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза.

3. Установить взаимосвязь агрессии и профессионального выгорания сотрудников и преподавателей вуза.

В исследовании были поставлены следующие гипотезы:

1. Сотрудники и преподаватели вуза обладают низким уровнем агрессии.

2. Уровень профессионального выгорания у преподавателей вуза выше, чем у сотрудников.

В исследовании приняли участие 37 сотрудников структурных подразделений одного из ведущих вузов г. Омска, постоянно работающих с людьми, а также 37 преподавателей того же вуза, работающих на различных факультетах.

При проведении исследования использовались следующие методики: методика

«Определение психического выгорания» А. А. Рукавишникова [12] и опросник Басса -Дарки [1].

Обработка данных, полученных в результате заполнения испытуемыми тест-опросников, производилась в программе SPSS Statistics 19.0 с использованием критерия Колмогорова - Смирнова, коэффициента линейной корреляции Пирсона, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, а также t-критерия Стьюдента.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Показатели агрессии сотрудников и преподавателей вуза изображены на рис. 1.

S 4

а ш 3

]Сотрудники Преподаватели

Н О

Компоненты агрессии

Рис. 1. Показатели агрессии у сотрудников и преподавателей вуза:

ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; Р - раздражение; Н - негативизм; О - обида; П - подозрительность; ВА - вербальная агрессия; У - угрызения совести

7

б

5

2

1

о

При сравнении показателей по отдельным формам агрессивного и враждебного поведения между выборками сотрудников и преподавателей были получены следующие результаты.

Таблица 1

Значимость различий по компонентам агрессии у сотрудников и преподавателей вуза

Компонент агрессии Значение Ї-критерия Стьюдента

Физическая агрессия 1,244

Косвенная агрессия - 0,147

Раздражение - 0,144

Негативизм - 1,452

Обида - 4,031***

Подозрительность - 3,580***

Вербальная агрессия - 0,221

Угрызения совести - 0,907

Примечание: *** - уровень значимости р < 0,001.

По шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение», «негативизм», «вербальная агрессия» и «угрызения совести» значимых различий между выборками преподавателей и сотрудников не обнаружено.

Обнаружены значимые различия между выборками по шкалам «обида» и «подозрительность». Показатели по шкале «обида» значимо выше по выборке преподавателей, чем по выборке сотрудников (1 = - 4,031 при р < 0,001). Показатели по шкале «подозрительность» также значимо выше по выборке преподавателей, чем по выборке сотрудников (1 = - 3,58 при р < 0,001). Можно предложить несколько возможных вариантов объяснения данного результата. Согласно методике Басса - Дарки обида понимается, в том числе, как чувство горечи и гнева, подозрительность -как недоверие и осторожность по отношению к людям. В рамках своей профессиональной деятельности преподаватели осуществляют различные формы контроля за успеваемостью и поведением учащихся. Студенты дают объяснения по поводу причин своего отсутствия на занятиях, опозданий, невыполнения своих обязанностей, в которых далеко не всегда проявляют искренность. При прохождении текущего и итогового контроля успеваемости некоторые учащиеся используют недобросовестные приемы: списывание, использование «шпаргалок» и заранее заготовленных письменных ответов, технические средства (мик-

ронаушники, сотовые телефоны и т. д.). В связи с данными обстоятельствами преподаватели обоснованно подвергают сомнению достоверность некоторых слов и действий студентов. Эта специфика могла отразиться и на результатах заполнения тест-опросника. Причиной проявления обиды, недовольства тоже могут быть специфические особенности, связанные с занимаемой должностью. Введение новой системы оплаты труда в ряде случаев негативно отразилось на условиях формирования заработной платы и стимулирующих выплат. Переход на двухуровневую систему образования и образовательные стандарты нового поколения вызвал увеличение объема методической работы, привел к необходимости разработки большого количества новой документации. Затраты труда увеличились, но не во всех случаях это повлекло и увеличение оплаты труда. Указанные причины, как и ряд других, связанные с особенностями профессии преподавателя и спецификой деятельности вуза, могли обусловить полученные результаты. Еще одно объяснение - возможность влияния на показатели шкал агрессии ситуационнных факторов и личностных особенностей, а также причин вне профессионального контекста. При продолжении исследований (расширении объема выборки, тестирования сотрудников и преподавателей других образовательных учреждений) представится возможность выяснить, насколько стабильным окажется полученный результат.

По каждой выборке также были вычислены индексы враждебности и агрессивности. Индекс враждебности был определен путем суммирования баллов, полученных по шкалам «обида» и «подозрительность», индекс агрессивности - путем суммирования баллов по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия».

Индекс враждебности по выборке сотрудников составил 5,16, что в соответствии с данными опросника Басса - Дарки находится в пределах нормы (6-7±3). Индекс агрессивности по выборке сотрудников составил 12,65, что значительно ниже нормы (21±4).

Среднее значение индекса враждебности по группе преподавателей составило 8,16, что находится в пределах нормы. Среднее значение по индексу агрессивности составило 13,35, что так же, как и у сотрудников, является значением существенно ниже нормы.

Таким образом, и сотрудники, и преподаватели университета, принявшие участие в исследовании в среднем продемонстрировали уровень агрессивности, который находится ниже установленных норм.

Было определено, что уровень враждебности в группе преподавателей значимо выше, чем в группе сотрудников (значение 1-критерия составило -4,65 при р < 0,001).

Данный результат может объясняться тем, что деятельность преподавателей во взаимодействии с людьми (обучающимися) является более напряженной, характеризуется более высокой ответственностью и необходимостью сохранять спокойствие в критических ситуациях и соблюдать нормы профессиональной этики. Индекс враждебности оп-

ределяется путем суммирования данных по шкалам «обида» и «подозрительность», а значение этих показателей агрессии основано на чувстве недоверия и осторожности к окружающим, чувстве обиды по отношению к ним. Такие чувства могут формироваться у преподавателей в результате непростых взаимоотношений с обучающимися, а также на основе организационных факторов (размер оплаты труда, изменение объемов учебной нагрузки и т. д.), о чем уже говорилось выше.

По индексу агрессивности между выборками не установлено значимых различий. Небольшое отличие в размере средней величины индекса по каждой выборке может объясняться случайным характером выборки.

16

14

12

10

8

6

4

2

0

1111111 ШШШш

шшшШ ШШШШ

ШжжШ' щШШж

]Сотрудники 3 Преподаватели

Индекс враждебности Индекс агрессивности

Рис. 2. Показатели индексов агрессии у сотрудников и преподавателей вуза

При исследовании профессионального выгорания все испытуемые показали высокий или крайне высокий уровень профессиональной мотивации, что может быть обусловлено разными причинами.

Поскольку речь идет о так называемых коммуникативных, социономических профессиях, сопровождающихся интенсивным общением с «клиентами» и высокой степенью эмоциональной включенности во взаимодействие с ними, можно предположить, что в таких сферах и на таких должностях изначально оказываются именно сотрудники с высокой профессиональной мотивацией. Престиж вуза, его высокий статус также могут формировать высокую мотивацию. Второе предположение основано на том, что испытуемые в ответах могли демонстрировать социальную желательность, поскольку тестирование проводилось на рабочем месте, а также испытывать опасения за «судьбу» своей анкеты и полученных в ней результатов.

По обеим выборкам установлено преобладание среднего уровня психоэмоциональ-

ного истощения и личностного отдаления и крайне высокого уровня профессиональной мотивации. Это означает, что и сотрудники, и преподаватели ощущают в той или иной мере негативные последствия активного взаимодействия в системе «человек-человек», оставаясь при этом высоко профессионально мотивированными.

При сравнении показателей по выборкам значение 1-критерия для показателя «психоэмоциональное истощение» составило -0,76 при р < 0,10, для показателя «личностное отдаление» -0,578 при р < 0,10, для показателя «профессиональная мотивация» -0,409 при р < 0, 10, что означает отсутствие значимых различий по каждому из этих признаков между выборками сотрудников и преподавателей. Незначительные различия в средних величинах могут объясняться случайным характером выборки.

На основании полученных данных по отдельным компонентам профессионального выгорания для обеих выборок был также рассчитан индекс профессионального выгорания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

40

30

20

10

0

И !■

] Сотрудники 3 Преподаватели

ПИ

ЛО

ПМ

Рис. 3. Показатели по компонентам профессионального выгорания у сотрудников и преподавателей вуза:

ПИ - психоэмоциональное истощение; ЛО - личностное отдаление; ПМ - профессиональная мотивация

60

50

40

30

20

10

0

]Сотрудники ] Преподаватели

Средний

Высокий

Крайне высокий

Рис. 4. Уровень выраженности индекса профессионального выгорания у преподавателей и сотрудников вуза

Установлено отсутствие значимых различий по индексу профессионального выгорания между выборками сотрудников и преподавателей. Незначительные различия в средних величинах могут объясняться случайным характером выборки.

Также в рамках исследования проводился анализ наличия взаимосвязей между агрессией и профессиональным выгоранием преподавателей и сотрудников вуза. При этом были получены следующие результаты.

Установлены значимые взаимосвязи между психоэмоциональным истощением и косвенной агрессией, раздражением, подозри-

тельностью, обидой. Между ними существует прямая корреляционная связь: при увеличении психоэмоционального истощения, увеличиваются косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида.

Обнаружены значимые взаимосвязи между личностным отдалением и раздражением, обидой, подозрительностью. Между ними существует прямая корреляционная связь: при увеличении личностного отдаления увеличиваются раздражение, обида, подозрительность.

Взаимосвязи между уровнем профессиональной мотивации и агрессией не установлено.

С

Косвенная ^ Психоэмоциональное Личностное

агрессия истощение отдаление

--------------- - прямая корреляционная связь

Рис. 8. Взаимосвязь между компонентами профессионального выгорания и компонентами агрессии

преподавателей и сотрудников вуза

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Обнаружены значимые различия между выборками сотрудников и преподавателей вуза по отдельным компонентам агрессии. Показатели преподавателей вуза по компонентам «обида» и «подозрительность» значимо выше, чем показатели сотрудников. Также обнаружены значимые различия по индексу враждебности: он значимо выше по выборке преподавателей.

2. Большинство сотрудников вуза и преподавателей вуза, принявших участие в исследовании, характеризуются средним уровнем психоэмоционального истощения и личностного отдаления и крайне высоким уровнем профессиональной мотивации.

3. В соответствии со значениями индекса профессионального выгорания сотрудники и преподаватели, принявшие участие в исследовании, характеризуются средним и высоким уровнем профессионального выгорания.

4. Выявлена взаимосвязь между компонентами профессионального выгорания и компонентами агрессии. Прямая корреляционная связь обнаружена между психоэмоциональным истощением и косвенной агрессией, раздражением, подозрительностью, обидой. При увеличении психоэмоционального истощения косвенная агрессия, раздражение, подозрительность, обида увеличиваются. Также прямая корреляционная связь обнаружена между личностным отдалением и раздражением, обидой, подозрительностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агрессия: понятие, подходы, диагностика : учебно-методическое пособие / сост.: Л. И. Дементий, В. Е. Купченко. - Омск : Омск. госуниверситет, 2001. - 40 с.

2. БерковицЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. : Питер, 1997. - 336 с.

4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.

5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.

6. Доценко О. Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. -№ 5. - С. 91-100.

7. Маслач К. Профессиональное выгорание:

как люди справляются. - URL: http://

hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie _kak_lyudi_spravlyayutsya.html.

8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 16-21.

9. Полунина О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание : особенности взаимосвязей // Психологический журнал. -2009. - Т. 30. - № 1. - С. 73-85.

10. Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания. - URL: http://www.elitarium.ru/ 2005/01/12/sindrom_professionalnogo_ vygoranija.html.

11. Самыкина Н., Сулицкий В. Синдром выгорания у сотрудников пенитенциарной системы. - URL: http://hpsy.ru/public/x1568.htm.

12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 544 с.

13. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников - Киев : Сфера, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.