Научная статья на тему 'Особенности аффилиации в организационном педагогическом коллективе, исходя из типа организационной культуры образовательного учреждения'

Особенности аффилиации в организационном педагогическом коллективе, исходя из типа организационной культуры образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / быт / система образования / сотрудники образовательных учреждений / ФГОС стандарты / педагогические подходы / аффилиация / особенности аффилиации / эмпатия / потребность в общении / коммуникативные навыки / организационная культура / исследование / результаты исследования / culture / everyday life / education system / employees of educational institutions / FSES standards / pedagogical approaches / affiliation / peculiarities of affiliation / empathy / need for communication / communication skills / organizational culture / research / research results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбет Софья Андреевна

В данной статье рассматриваются понятия «ФГОС стандарты», «педагогические подходы», «сотрудники образовательных учреждений», особенности изменения и развития системы образования. Также рассматривается понятие «аффилиация», особенности аффилиации сотрудников образовательных учреждений, и какую роль играет аффилиация в их профессиональной деятельности. Более того, рассматривается понятие организационная культура, и как можно выявить особенности аффилиации, зная тип организационной культуры образовательного учреждения, в котором сотрудники образовательных учреждений, имеющие способность к аффилиации передают знания, умения и навыки обучающимся, для чего было проведено эмпирическое исследование на базе МБУ ДО ШИ г. Завитинска. Чтобы понять, каким образом можно выявить особенности аффилиации через организационную культуру, было проведено исследование организационной культуры у сотрудников МБУ ДО ШИ г. Завитинска посредством инструментария – методики «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж. М. Коула. Возраст, должность и стаж работы не имел значение для исследования. Главный критерий отбора – профессиональная занятость испытуемых в МБУ ДО ШИ г. Завитинска. Данная методика позволяет определить тот тип организационной культуры, который имеется у организации, посредством которого можно выявить, какие особенности взаимоотношений преобладают в коллективе, как относятся друг к другу сотрудники, какие ценности имеют для них значение, какая общая атмосфера присутствует в организации. Поскольку аффилиация объясняет способ взаимодействия в коллективе, то тип организационной культуры способен выявить ее особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AFFILIATION IN THE ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL COLLECTIVE, PROCEEDING FROM THE TYPE OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

This article discusses the concepts of «Federal State Educational Standard», «pedagogical approaches», «employees of educational institutions», the peculiarities of changes and development of the education system. The concept of «affiliation» is also considered, the peculiarities of the affiliation of employees of educational institutions, and the role of affiliation in their professional activities. Moreover, the concept of organizational culture is considered, and how it is possible to identify the features of affiliation, knowing the type of organizational culture of an educational institution, in which employees of educational institutions with the ability to affiliate transfer knowledge, skills and abilities to students, for which an empirical study was carried out on the basis of MBU DO SHI of Zavitinsk. To understand how it is possible to identify the characteristics of affiliation through organizational culture, a study of the organizational culture of the employees of the MBU DO SHI in Zavitinsk was carried out using the toolkit – the methodology “Determining the type of corporate culture in the organization by the organizational structure of J. M. Cole. Age, position, and work experience were not relevant to the study. The main selection criterion is the professional employment of the subjects in the MBU DO SHI in Zavitinsk. This methodology allows you to determine the type of organizational culture that the organization has, through which it is possible to identify which features of relationships prevail in the team, how employees relate to each other, what values matter to them, what general atmosphere is present in the organization. Since affiliation explains the way of interaction in a team, the type of organizational culture is able to reveal its features.

Текст научной работы на тему «Особенности аффилиации в организационном педагогическом коллективе, исходя из типа организационной культуры образовательного учреждения»

Особенности аффилиации в организационном педагогическом коллективе, исходя из типа организационной культуры образовательного учреждения

Курбет Софья Андреевна,

студент, кафедра психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» E-mail: sofya_kurbet@mail.ru

В данной статье рассматриваются понятия «ФГОС стандарты», «педагогические подходы», «сотрудники образовательных учреждений», особенности изменения и развития системы образования. Также рассматривается понятие «аффилиация», особенности аффилиации сотрудников образовательных учреждений, и какую роль играет аффилиация в их профессиональной деятельности. Более того, рассматривается понятие организационная культура, и как можно выявить особенности аффилиации, зная тип организационной культуры образовательного учреждения, в котором сотрудники образовательных учреждений, имеющие способность к аффилиации передают знания, умения и навыки обучающимся, для чего было проведено эмпирическое исследование на базе МБУ ДО ШИ г. За-витинска. Чтобы понять, каким образом можно выявить особенности аффилиации через организационную культуру, было проведено исследование организационной культуры у сотрудников МБУ ДО ШИ г. Завитинска посредством инструментария - методики «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж.М. Коула. Возраст, должность и стаж работы не имел значение для исследования. Главный критерий отбора - профессиональная занятость испытуемых в МБУ ДО ШИ г. Завитинска. Данная методика позволяет определить тот тип организационной культуры, который имеется у организации, посредством которого можно выявить, какие особенности взаимоотношений преобладают в коллективе, как относятся друг к другу сотрудники, какие ценности имеют для них значение, какая общая атмосфера присутствует в организации. Поскольку аффилиация объясняет способ взаимодействия в коллективе, то тип организационной культуры способен выявить ее особенности.

Ключевые слова: культура, быт, система образования, сотрудники образовательных учреждений, ФГОС стандарты, педагогические подходы, аффилиация, особенности аффи-лиации, эмпатия, потребность в общении, коммуникативные навыки, организационная культура, исследование, результаты исследования.

Необходимо начать с того, что почти каждому известно, что время не стоит на месте. Культура и быт человека претерпевают существенные изменения от первобытно-общинного строя глубокой древности, когда еще не существовало никакой цивилизации, до аграрного и феодального общества, до отмены крепостного права и до времен нашей современности. Если в древности люди пользовались примитивными орудиями труда из камня и палки, в период аграрного общества - мотыгой и плугом, в индустриальное общество развивалась промышленность, то современный век известен своими электронными микросхемами, компьютерами и даже роботами [6].

Современное общество основано на социальных институтах, которые закладывали свой фундамент еще с глубокой древности. Один из таких институтов - это образование. Без системы образования, как одного из социальных институтов общества, не было бы такого общества, поскольку без передачи знаний, умений и навыков оно не смогло бы существовать, именно поэтому данная тема имеет свою значимость, поэтому она актуальна. Именно поэтому автором данной статьи предложен свой подход в изучении основ института образования.

Цель данной статьи - выявить особенности аффилиации сотрудников образовательных учреждений, определив тип организационной культуры образовательного учреждения (понятия аффилиация и организационная культура будут рассмотрены ниже).

Задачи данной статьи: изучить научные литературные источники по теме данной статьи; аргументировать аффилиацию, как основу любого педагогического процесса и как аффилиация связана с организационной культурой образовательного учреждения, изложить собственные умозаключения на основе изученных научных источников; провести эмпирическое исследование, интерпретировать и описать результаты.

Если перейти к системе образования человека, то стоит отметить, что система образования также продолжает стремительно развиваться от церковного обучения и самообучения, от появления первых школ и университетов до современного понятия системы образования. Разрабатываются новые ФГОС стандарты на дошкольное, общеобразовательное, среднее профессиональное и высшее образование, разрабатываются новые педагогические подходы, внедряются информационные технологии [4].

ФГОС стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

уровня и/или профессии, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [4].

Педагогические подходы - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей среды [4].

Образовательные учреждения, которые известны, как дошкольные учреждения - это детские сады, общеобразовательные, такие как школы, гимназии, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования и другие необходимы для обучающихся, чтобы они могли получить необходимые знания, а также опыт, умения и навыки. В зависимости от типа образовательного учреждения данные знания могут быть несколько различны. Если в детских садах воспитанники получают первые сведения об окружающем мире, то в школе получают основные знания, которые необходимы каждому человеку из области самых различных наук, так как, математика, русский язык, биология, история, химия и другие. Когда в профессиональных учреждениях обучающиеся получают знания, необходимые для освоения той или иной профессии [2].

Также обучающиеся в любом типе образовательного учреждения получают нравственные установки, культурное развитие, духовное развитие и т.д.

Осуществляют весь процесс в образовательных учреждениях сотрудники образовательных учреждений. Такими сотрудниками являются все, кто занимает какую-либо должность в учреждении образования любого типа [1].

Сотрудники используют определенный арсенал психологических и личностных ресурсов для профессионального воздействия на обучающихся. К этому относятся: стаж, уровень образования, опыт, знания, умения, навыки и компетенции, а также возраст, пол, нервная и эмоциональная устойчивость, тип личности, особенности психики, выдержка, характер. Не менее важным являются коммуникативные навыки, потребность в общении, эмпатия (сопереживание), что подразумевает собой аффи-лиацию, которая необходима любому сотруднику профессиональной деятельности для профессионального воздействия на обучающихся [1].

Аффилиация - это объединение, а также стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми [3].

Аффилиация означает потребность в общении, 5 желание взаимодействовать с другими людьми, о выстраивать с ними доверительные отношения [3]. ^ Человек смог стать социальным существом ° благодаря навыку общения [5]. Точнее говоря, ав благодаря речи люди способны доносить до дру-

гих определенную информацию, договариваться, обмениваться идеями и опытом. И чем выше у человека способность к общению, выше коммуникативные навыки, тем более успешно он может взаимодействовать с другими людьми. В этом и есть особенность аффилиации [5]. Именно благодаря аффилиации сотрудники образовательных учреждений, в том числе и педагоги, способны договориться с обучающимися, в чем и заключается ее главная роль, когда взаимодействовать с ними необходимо, так как обучающиеся - будущее человечества.

Если рассматривать понятие аффилиация более точно, то это взаимодействие, объединение людей, стремление к более тесным взаимоотношениям, к дружбе и любви. Как уже было сказано выше, без аффилиации невозможно осуществить процесс образования, поскольку без доверия и без любви невозможно обмениваться знаниями [5].

Поскольку сотрудники образовательных учреждений передают свои знания обучающимся именно в образовательных учреждениях, то вполне интересно рассмотреть понятие аффилиации через организационную культуру, которая царит в том или ином учреждении [7].

Существует очень много понятий «организационная культура». Каждый автор трактует это понятие по-разному, но все сводится к тому, что организационная культура представляет собой свод правил, символики, логотипа, дресс-кода, психологической атмосферы, порядка, рабочей обстановки организации [7].

Чтобы понять, каким образом можно выявить особенности аффилиации через организационную культуру, было проведено исследование организационной культуры у сотрудников МБУ ДО ШИ г. Завитинска посредством инструментария - методики «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж.М. Коула. Возраст, должность и стаж работы не имел значение для исследования. Главный критерий отбора - профессиональная занятость испытуемых в МБУ До ШИ г. Завитинска.

Объект исследования - организационная культура МБУ ДО ШИ г. Завитинска.

Предмет исследования - тип организационной культуры, описывающий особенности аффилиа-ции МБУ ДО ШИ г. Завитинска.

Итак, выборка исследования составила - 8 человек.

База исследования - МБУ ДО ШИ г. Завитинска.

Гипотеза исследования - МБУ ДО ШИ г. Завитинска имеет органический тип организационной культуры, и сотрудники МБУ ДО ШИ г. Завитинска отличаются высоким уровнем аффилиации.

Перейдем к результатам, полученым при проведении эмпирического исследования.

Итак, для подробного описания результатов проведенного исследования, полученные данные для наилучшей наглядности были занесены в диаграмму (рис. 1).

35

40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

79%

■ ООК

■ ПрОК

■ БОК

■ ПО

25,26%

20

00%

18,95%

ПрОК

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж.М. Коула

Указанные результаты исследования по методике «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж.М. Коула свидетельствуют о том, что 35,79% испытуемых, что составляет большинство опрошенных, говорят о том, что МБУ ДО ШИ г. Зави-тинска придерживается органической организационной культуры. Меньше респондентов - 25,26% указывают на партисипативный тип организационной культуры, немного менее предыдущего -20% говорят о предпринимательском типе, когда меньшенство опрошенных - 18,95% информируют о бюрократическом типе.

На основании полученных результатов от опрошенных респондентов - сотрудников МБУ ДО ШИ г. Завитинска можно сделать вывод о том, что данная организация преимущественно придерживается органического типа корпоративной культуры и в наименьшей степени придерживается бюрократического, который является полной противоположностью органического типа. Это свидетельствует о том, что МБУ ДО ШИ г. Завитинска основывается на удовлетворении социальных нужд сотрудников, их потребности в общении и признании, а значит, процесс работы заточен не на результат, не на нужды производства, а на нужды людей, находящейся в ней, решения принимаются на совместном обсуждении, совещании, каждый может высказать свою точку зрения, сотрудники могут в свободной мере взаимодействовать друг с другом, в организации отсутствуют жесткие правила.

Таким образом, на основании выявленного органического типа можно сказать следующее об особенностях аффилиации в МБУ ДО ШИ г. Завитинска: в данном образовательном учреждении сотрудники отличаются высокой аффилиацией, а это означает, что они стремятся к взаимодействию друг с другом, открыты в общении, склонны к объединению, дружны между собой и учитывают интересы друг друга.

Подводя итог следует отметить, что были достигнуты цель статьи и задачи, на основании чего и подводятся итоги. Система образования в современном мире претерпевает свои изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, изменением культуры и быта человечества. Педагоги и все сотрудники образовательных учреждений

идут в ногу со временем, применяют все новые и новые способы обучения.

Для передачи знаний обучающимся сотрудникам образовательных учреждений необходима аффилиация - взаимодействие, стремление к общению, поскольку без аффилиации невозможно вызвать доверие и симпатию у обучающихся, а значит и невозможно передать знания.

Поскольку знания передаются в образовательных учреждениях, то в первую очередь необходимо исследовать особенности аффилиации посредством организационной культуры образовательного учреждения. Чтобы это доказать, было проведено эмпирическое исследования посредством инструментария - методики «Определение типа корпоративной культуры в организации по организационной структуре Дж.М. Коула в МБУ ДО ШИ г. Завитинска. Результаты исследования выявили, что в данном учреждение органический тип культуры, который говорит, что организация нацелена на нужды людей, а не на производство, и это говорит о том, что сотрудники МБУ ДО ШИ г. Завитинска отличаются высокой аффилиацией, дружны между собой, склонны к общению и взаимодействию друг с другом.

Литература

1. Актуальные исследования в области психолого-социальной работы: материалы заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Ж.К. Абильгазиева, А. Байкасымова, В.Г. Белов [и др.]. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. - 173 c. - ISBN 978-5-98238024-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/22976.html (дата обращения: 27.10.2019). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

2. Архитектурно-строительное проектирование. Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения: сборник нормативных актов и документов / составители Ю.В. Хлистун. -Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 487 с. -ISBN 978-5-905916-19-9. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop. ru/30227.html (дата обращения: 27.10.2019). -Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

3. Михеева И.В. Аффилиация как основа потребности в общении / И.В. Михеева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 10. - С. 118-122.

4. Недошивина М.А. Ценностные ориентации и стремление к аффилиации с группой как детерминанты альтруистического поведения / М.А. Недошивина // Научное мнение. - 2019. -№ 3. - С. 99-106.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ООК

ПО

5. Норкулова Н.Т. Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплоченности молодежных групп / Н.Т. Норкулова // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 4 (105). -С.138-147.

6. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, В.А. Бодров [и др.]; под редакцией Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. -М.: ПЕР СЭ, 2007. - 624 c. - ISBN 978-5-92700110-1. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/7431.html (дата обращения: 27.10.2019). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

7. Рудневская А.И. Развитие мотивов аффилиации в процессе тренинговых занятий / А.И. Рудневская, М.Ю. Кузьмин // Сборник: Проблемы теории и практики современной психологии Материалы XV ежегодной Всероссийской (с Международным участием) научно-практической конференции. - 2016. - С. 234235.

8. Салимова Л.В. Гендерные особенности мотивации аффилиации / Л.В. Салимова // Международный студенческий научный вестник. -2016. - № 5-1. - С. 129.

FEATURES OF AFFILIATION IN THE ORGANIZATIONAL PEDAGOGICAL COLLECTIVE, PROCEEDING FROM THE TYPE OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

Kurbet S.A.

Amur State University

This article discusses the concepts of «Federal State Educational Standard», «pedagogical approaches», «employees of educational institutions», the peculiarities of changes and development of the education system. The concept of «affiliation» is also considered, the peculiarities of the affiliation of employees of educational institutions, and the role of affiliation in their professional activities. Moreover, the concept of organizational culture is considered, and how it is possible to identify the features of affiliation, knowing the type of organizational culture of an educational institution, in which employees of educational institutions with the ability to affiliate transfer knowledge, skills and abilities to students, for which an empirical study was carried out on the basis of MBU DO SHI of Zavitinsk. To understand how it is possible to identify the characteristics of affiliation through organizational culture, a study of the organizational culture of the employees of the MBU DO SHI in Zavitinsk was carried out using the toolkit - the methodology "Determining the type of corporate culture in the organization by the organizational structure of J.M. Cole. Age, position, and work experience were not relevant

to the study. The main selection criterion is the professional employment of the subjects in the MBU DO SHI in Zavitinsk. This methodology allows you to determine the type of organizational culture that the organization has, through which it is possible to identify which features of relationships prevail in the team, how employees relate to each other, what values matter to them, what general atmosphere is present in the organization. Since affiliation explains the way of interaction in a team, the type of organizational culture is able to reveal its features.

Keywords: culture, everyday life, education system, employees of educational institutions, FSES standards, pedagogical approaches, affiliation, peculiarities of affiliation, empathy, need for communication, communication skills, organizational culture, research, research results.

References

1. Actual research in the field of psychological and social work: materials of the correspondence scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists / Zh.K. Abilga-zieva, A. Baykasymova, V.G. Belov [et al.]. - St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 2011. - 173 p. - ISBN 978-5-98238-024-1. - Text: electronic // Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http:// www.iprbookshop.ru/22976.html (accessed 27.10.2019). - Access mode: for authorization. users.

2. Architectural and construction design. Ensuring an accessible living environment for the disabled and other low-mobility groups of the population: a collection of normative acts and documents / compiled by Yu.V. Khlistun. - Saratov: AI Er Media,

2015. - 487 p. - ISBN 978-5-905916-19-9. - Text: electronic // Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http:// www.iprbookshop.ru/30227.html (accessed 27.10.2019). - Access mode: for authorization. users.

3. Mikheeva I.V. Affiliation as the basis of the need for communication / I.V. Mikheeva // Fundamental and applied research: problems and results. - 2014. - No. 10. - pp. 118-122.

4. Nedoshivina M.A. Value orientations and the desire for affiliation with a group as determinants of altruistic behavior / M.A. Nedoshivina // Scientific opinion. - 2019. - No. 3. - pp. 99-106.

5. Norkulova N.T. Motif of affiliation as the main factor of formation of cohesion of youth groups / N.T. Norkulova // Kazan Pedagogical Journal. - 2014. - № 4 (105). - Pp. 138-147.

6. Psychology of adaptation and the social environment. Modern approaches, problems, prospects / L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev, V.A. Bodrov [et al.]; edited by L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. -Moscow: PER SE, 2007 - - 624 p. - ISBN 978-5-9270-01101. - Text: electronic // Electronic library system IPR BOOKS: [site]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/7431.html (accessed 27.10.2019). - Access mode: for authorization. users.

7. Rudnevskaya A.I. Development of affiliation motives in the process of training sessions / A.I. Rudnevskaya, M. Yu. Kuzmin // Collection: Problems of theory and practice of modern psychology Materials of the XV annual All-Russian (with International participation) scientific and practical conference. - 2016. -pp. 234-235.

8. Salimova L.V. Gender features of motivation of affiliation / L.V. Salimova // International student Scientific Bulletin. -

2016. - № 5-1. - p. 129.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.