Научная статья на тему 'Особенности адаптированности лыжников-гонщиков к условиям соревнований'

Особенности адаптированности лыжников-гонщиков к условиям соревнований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптированности лыжников-гонщиков к условиям соревнований»

Эффективность данной технологии проверялась в процессе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент проводился на базе Ульяновского государственного технического университета в течение 2003-2006 учебного годов. В эксперименте приняли участие две учебные группы в количестве 50 человек (по 25 человек в группе).

При комплектовании экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) мы исходили из одинакового первоначального уровня развития физических качеств у всех участников педагогического эксперимента.

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились в соответствии с действующей программой по дисциплине «Физическая культура», а в экспериментальной группе по опытной программе с применением спортивного ориентирования.

В результате проведённого педагогического эксперимента показатели физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) имели тенденцию к улучшению. Однако, студенты ЭГ имели достоверно лучшие показатели в беге на 3 км, в пробах Генча и Штанге, подтягивании, решении учебно-тактических задач по выходу в заданный район, быстроте перемещения вне дорог и преодоления препятствий.

Так результаты ЭГ в подтягивании в конце эксперимента составили 15,6 ± 0,5 раза, а в КГ - 12,8 ± 0,9 раза; в беге на 3 км (мин., с) в ЭГ - 12,10 ± 2,2, а в КГ - 12, 26 ± 6,6; в беге на 100 м 13,3 ± 0,1 и 13,5 ± 0,2 секунды соответственно.

Вывод: в ходе проведённого исследования разработанная технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов, обучающихся по программам офицеров запаса, показала высокую эффективность, что позволило в значительной степени повысить уровень военно-прикладной и физической подготовленности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.: Воениздат, 1971. - 171 с.

2. Роговцев В.Г. Военно-спортивное ориентирование: методическое пособие. - Л.: ВИФК, 1983. - 43 с.

3. Чайкин Н.А. Подготовка по спортивному ориентированию в условиях военного вуза. - Ярославль: ЯВФЭИ, 1999. - 171 с.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ

Р. В. Кожокин

Проблема адаптации к условиям деятельности долгие годы привлекала внимание исследователей, при этом периодически интерес к ней то усиливался, то вновь ослабевал. В подавляющем большинстве выполненных работ изучалась адаптация к специфике самой деятельности, а не к условиям ее осуществления. Актуальность исследования адаптации лыжников-гонщиков к условиям соревнований и возможностей ее ускорения обусловлена следующим: на сегодняшний день не выявлены факторы дезадаптированности спортсменов к

условиям соревновательной деятельности; не четко обозначены признаки состояния дезадаптированности; до сих пор не только не разработаны средства ускорения адаптации и, соответственно, формирования состояния адаптиро-ванности, но не создана для этого и научная база, поскольку не изучены ее составляющие, а адаптация лыжников-гонщиков к условиям соревновательной деятельности ранее вообще не изучалась. До сих пор тренеры не вооружены знаниями о том, кому из спортсменов и в каких условиях необходимо оказывать помощь, направленную на ускорение процесса адаптации к неблагоприятным условиям соревнований. Необходимость дальнейшего совершенствования системы и методов специальной подготовки лыжников-гонщиков к конкретным соревнованиям уже давно назрела (Олюнин А.П., 2000).

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для диагностики показателей адаптированно-сти для отбора спортсменов на конкретный старт, в зависимости от степени их адаптированности (при прочих равных условиях) и прогнозирования успешности выступлений в непривычных условиях предстоящей гонки, а также для принятия мер по профилактике дезадаптированности некоторых из спортсменов.

В исследовании было необходимо, изучив показатели адаптированности и факторов дезадаптированности, создать научную основу для оптимизации средств ускорения процесса адаптации лыжников-гонщиков к условиям предстоящих соревнований. В соответствии с этим были поставлены и конкретные задачи констатирующего экспериментального исследования: 1) изучить адап-тированность лыжников-гонщиков к условиям соревнований и характер влияния каждого из ее показателей на результаты соревновательной деятельности;

2) определить внешние и внутренние факторы адаптированности спортсменов.

В качестве испытуемых выступили лыжники-гонщики детско-юношеских спортивных центров и школ, юноши 15-17 лет.

Адаптированность лыжников определялась с помощью анкеты шкального типа, а так же с помощью известных в психологии методик: информационного поиска (Горбунов Г.Д., 1968), опросника адаптированности (Маклаков А.Г., Чермянин С.В., 1998) и САННТУВ (Николаев А.Н., 2001). Условия предстоящей гонки и успешности выступлений оценивали тренеры по анкете шкального типа.

Были получены следующие результаты.

Адаптированность лыжников-гонщиков к соревновательной ситуации влияет на результативность их соревновательной деятельности. Благоприятными в плане влияния на успешность выступлений являются: а) высокие показатели оценок условий предстоящей гонки - организации соревнования, а также безопасности спусков, легкости трассы, длины дистанции; б) высокие показатели активности, настроения, уверенности, самочувствия; средне-низкие -тревожности (таблица 1).

Таблица 1

Достоверные взаимосвязи показателей адаптированности лыжников и результативности их деятельности

(п = 138; г = 0,17 при р < 0,05; г = 0,23 при р < 0,01)

Показатели адаптированности Результативность

Ус. Уд.

Оценка условий Организация соревнования 0,55 0,63

Легкость трассы 0,58 -

Опасность спусков -0,61 -

Длина дистанции 0,41 -

Условия в целом 0,71 0,59

Оценка состояний Самочувствие 0,72 0,66

Активность 0,83 0,80

Настроение 0,78 0,74

Тревожность -0,51 -0,53

Уверенность 0,75 0,71

Примечание: Ус. - успешность соревновательной деятельности (интегральный индекс показателей степени соответствия занятого места к планируемому и соответствия выступления уровню подготовленности); Уд. - удовлетворенность результатом.

Удовлетворенность лыжников своим результатом в меньшей степени определяется адаптированностью к организационным и физическим условиям гонки, но зависит от позитивности оценки всей совокупности условий соревнования, принятия соревновательной ситуации в целом. Кроме того, она определена высокой выраженностью пяти из семи изучавшихся психических предстартовых состояний (в порядке убывания): активности, настроения, уверенности и самочувствия, а также средне-низкими показателями тревожности.

Кроме того, оптимистический прогноз выступления спортсменами своего выступления, влияет на саму успешность выступлений, а также связана с удовлетворенностью результатом (обе связи при р < 0,01).

Таким образом, можно заключить, что на результаты соревновательной деятельности лыжников-гонщиков существенное влияние оказывают показатели адаптированности: оценка условий предстоящей гонки, предстартовые состояния спортсменов и прогноз ими результата выступления.

Для выработки педагогических средств ускорения адаптации лыжников, необходимо выявить внешние факторы адаптации спортсменов (объективные условия соревновательной ситуации и социальные характеристики спортсменов - стаж занятий спортом, стаж занятий лыжными гонками, спортивная квалификация).

Объективные показатели условий предстоящей гонки были измерены с помощью экспертных оценок тренеров (таблица 2).

Таблица 2

Достоверные взаимосвязи показателей адаптированности лыжников,

условий предстоящей гонки и социальных характеристик спортсменов

(п = 138; г = 0,1 7 при р < 0,05; г = 0,23 при р < 0,01)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

12 0,87 0,75 0,40 0,36

13 0,71 0,85 0,69 0,61 0,32 0,31 0,67 0,43 0,31

14 0,38 0,54 0,88 0,51 0,55 0,53

15 0,79 0,60 0,72 0,85

16 0,46 0,61 0,48 0,89 0,55 0,57

17 0,41 0,38 0,35 0,39 0,36

18 0,54 0,52 0,48 0,44 0,53

19 0,40 0,44 0,42 0,36 0,35 0,32 0,30 0,55 0,51 0,50

20 -0,32 -0,38 -0,34 -0,33 -0,37 -0,51 -0,49 -0,56

21 0,35 0,37 0,34 0,63 0,75 0,44 0,70

22 0,41 0,32 0,30 0,38 0,32 0,41 0,75 0,45 0,77

23 0,70 0,68 0,71

Условные обозначения:

1) Условия предстоящей гонки: 1 - организация соревнования, 2 - состояние лыжни, 3 - легкость трассы, 4 - опасность спусков, 5 - длина дистанции, 6 - погода, 7 - состояние снега, 8 - условия в целом;

2) Социальные характеристики: 9 - спортивная квалификация, 10 - стаж занятий спортом, 11 - стаж лыжных гонок.

3) Адаптированность спортсменов: 12 - оценка организации соревнования, 13 -оценка легкости трассы, 14 - оценка опасности спусков, 15 - оценка длины дистанции, 16- условия в целом, 17 - самочувствие, 18 - активность, 19 - настроение, 20 - тревожность, 21 - уверенность, 22 - прогноз спортсменами своего выступления, 23 -оценка результата умственной деятельности.

Наличие большого числа взаимосвязей между внешними факторами и характеристиками адаптации свидетельствует о зависимости адаптации от данной группы факторов. Так, организационные условия сказываются на таких предстартовых психических состояниях, как самочувствие, настроение и активность, влияют на прогноз успешности своего выступления. Физические условия - легкость трассы, опасность спусков, и в несколько меньшей степени -длина дистанции - влияют на оценки условий соревновательной ситуации спортсменами, а также на уверенность в себе и тревожность перед стартом, и на прогноз успешности выступления. Погодные условия и состояние снега сказываются на оценке самочувствия и настроения лыжников, а также на оценке легкости трассы.

Связи показателей объективных условий и соответствующих субъективных оценок данных условий лыжниками (длина трассы и оценка длины трассы и т.п.) свидетельствуют об адекватности восприятия условий предстоящей гонки спортсменами, отсутствии эмоциональных или мотивационных искажений в восприятии соревновательной ситуации.

Социальные характеристики, в особенности, спортивная квалификация и стаж занятий лыжными гонками, опосредуют оценки большинства условий соревновательной ситуации, а также прогноз успешности и объективный показатель адаптации - успешность умственной деятельности. То есть, спортсмены с большим стажем занятий лыжными гонками и более высокой спортивной квалификацией склонны оценивать более позитивно условия предстоящей гонки, не переоценивают предстоящие трудности. Такие лыжники прогнозируют результат своего выступления как высокий, соответствующий своим возможностям, а иногда и превосходящий свой уровень. Они обладают более высокой продуктивностью и скоростью информационного поиска.

Таким образом, внешние факторы во многом определяют адаптацию спортсменов к условиям предстоящей гонки. Условия гонки оказывают влияние на субъективное восприятие ситуации спортсменами, на предстартовые

психические состояния и прогноз своего результата. В свою очередь, адаптивность лыжников возрастает по мере увеличения стажа деятельности и спортивной квалификации. То есть, длительность и продуктивность занятий гонками способствуют повышению уровня адаптированности спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горбунов, Г.Д. Исследования влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информация / Г. Д. Горбунов // Вопросы психологии. - 1968. - № 4. - С. 57-69.

2. Маклаков, А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / А.Г. Маклаков, С.В. Черемянин // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - С. 549-558.

3. Николаев, А.Н. Методика изучения предстартовых состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. А.Н. Николаева; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: ГАФК, 2001. - С. 81-85.

4. Олюнин, А.П. Особенности предсоревновательной психологической подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов: дис. канд. пед. наук: 13.00.04: защищена 14.06.00 Олюнин Андрей Петрович; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры имиджа. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 173 с.

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ САМОАНАЛИЗА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ИГРЕ В ПИТЕРБАСКЕТ

Б.А. Комаров, В.П. Овчинников

Даже промежуточные результаты развития современного образования вполне определенно позволяют выявить наметившееся и все более углубляющееся противоречие между его требованиями, предполагающими все возрастающий объем информации по изучаемым дисциплинам, и психофизическими возможностями субъектов образовательного процесса. В современных условиях возникает объективная необходимость взаимодополнительности специальных знаний в рамках единой картины мира. Реализация этой концепции применительно к образовательному процессу порождает необходимость выхода на метауровень образовательных систем и адекватных им технологий, обеспечивающих интеграцию учебных дисциплин на процессуальной основе, а также перенос умений когнитивного характера из одной сферы в другую.

Не противопоставляя содержание методу, следует подчеркнуть необходимость смещения акцентов в образовательном процессе на процессуальную область, ибо традиционные попытки реализации межпредметных связей на содержательном уровне в силу их многомерности и многоаспектности данную проблему разрешают весьма условно. Реализация межпредметных связей на методологическом уровне, на процессуальной основе, создает условия для целенаправленной подготовки учащихся к восприятию различных учебных дисциплин как единого целого, которое познается на основе единого механизма познавательного процесса. Тем самым подчеркивается объективная необходимость и важность всех наук, всех учебных дисциплин в получении качествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.